Курс орксэ, модуль «основы православной культуры». Содержание (4 класс, 4-ая четверть) Урок №1. Россия наша Родина Урок №2. Культура и религия — страница 2

Тебе одной плету венок,Цветами сыплю стежку серую.О Русь, покойный уголок,Тебя люблю, тебе и верую.Гляжу в простор твоих полей,Ты вся — далекая и близкая.Сродни мне посвист журавлейИ не чужда тропинка склизкая.Цветет болотная купель,Куга зовет к вечерне длительной,И по кустам звенит капельРосы холодной и целительной.И хоть сгоняет твой туманПоток ветров, крылато дующих,Но вся ты — смирна и ливанВолхвов, потайственно волхвующих.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,Лишь к тебе я любовь берегу.Весела твоя радость короткаяС громкой песней весной на лугу.
Урок № 2.
4 класс. Тема урока. Культура и религия.
Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание культуры России.
Задачи урока:
Обучающая: узнать связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
Развивающая: усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры
Воспитывающая: сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни
Ключевые понятия урока:
Родина, культура, религия
На доске выписаны слова:
Родина – родители, друзья, соседи, земля, история, культура
Культура – правила, нормы, обычаи

Урок 2.
4 класс. Культура и религия
Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса
Ключевые понятия: Родина, культура, религия
Цели урока: Мотивация к познанию нового предмета.
Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «патриотизм», «культура», религия». Приращение знаний и представлений.

Выявление восприятия, мотивация
Предлагаем несколько возможностей вхождения в тему.
Этап мотивации, постановки исследовательских задач.
Запись темы или выразительное чтение темы с доски.Запишем основные понятия, над которыми мы будем задумываться. Запись можно осуществить на доске в табличном виде: Далее под каждым понятием подписываются те слова, которые с ними у детей тесно связаны. Можно задать вопрос: «С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»? Также можно проговорить понятия «культура» и «религия». Эта беседа с фиксацией результатов в таблице может проходить очень быстро, так как это своеобразный старт для дальнейшей работы. Он не может быть затянут.В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:
родина
культура
религия
МамаДомГимнЛюбовьБерезаСад или др.
ВежливостьСпасибоУступитьСдержать словоАккуратность или др.Картины, кино
ЦерковьСвященникКрестПасхаРождество или др.
Итак, эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся. Прочитаем текст, помещенный в учебнике с задачей получить более глубокое, четкое, интересное представление о рассматриваемых понятиях. Поэтому и текст станем читать особым образом – «с остановками».

Опережающее задание
Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания.
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.
1 остановка
– Почему с такого явного отрицания (это утверждение путем отрицания) начинается наш разговор о культуре и религии?(В результате беседы, осмысления можно прийти к пониманию того, что не все человек может выбирать, есть что-то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь).Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.
2 остановка
– Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?– Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст Руси-России?– А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?
С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна – Россия.

3 остановка
Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть, обозначено наше взросление:
Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа** улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)– Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?– А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.
4 остановка
– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).– Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это синонимы? (Безусловно)– Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?Итак, (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая записи на доске)РОДИНА – этоземля история законы общей жизни культура
Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает совершить именно такой, своеобразно-человеческий поступок.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.
5 остановка
– Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?– Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?– Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие).– Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы началось?Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры. Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
6 остановка
— Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили?
— А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает? Мы уже встречались с подобным утверждением сегодня на уроке? А как человек может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями, получение образования).

И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.
7 остановка
– Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором абзаце данного отрывка).
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.
Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.
Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.
На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий.
Остановка 8– Как, по-вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и направлять свой путь в сторону добра?– Почему различия в культуре нужно непременно уважать?
Культура, как мы узнали – это то, что отличает людей от животных. Значит, на уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Изучать не только внешнюю жизнь людей, — как они жили раньше и живут сейчас, что они ценят, во что верят, на что надеются, но и познавать свой внутренний мир, душу человека. Это называется – «самопознание».
Остановка 9
– Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь?
Послетекстовая работа
– Начнем с анализа и корректировки нашей таблицы, которую мы составили в начале урока. Какие дополнительные понятия можно включить в табличные фреймы? (Эту работу можно выполнить по вариантам. В группах учитель осуществляет помощь, подбадривая сильных и помогая слабым).– Чтение материала учебника ВРЕЗКА. Поиск ответа на 4-й вопрос учебника:«Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?»
Подводим итоги

Дети образуют общий круг, в данном случае сохраняя деление по группам.
Каждая группа по одному для всех рассказывает, представляя свое понятие: родина, культура (Как следует относиться к различиям в культуре? Здесь ищем главные слова: терпимо, уважительно, толерантно, творчески); религия.
Все вместе могут сделать вывод о том, почему эти понятия часто оказываются тесно связанными?Учитель может отметить и подбодрить многих, особенно слабых детей, поощряя их на будущие открытия.

1.
* * *
Когда провидя близкую разлуку,Душа болит уныньем и тоской,Я говорю, тебе сжимая руку:Христос с тобой!Когда в избытке счастья неземногоЗабьется сердце радостью порой,Тогда тебе я повторяю снова:Христос с тобой!А если грусть, печаль и огорченьеТвоей владеют робкою душой,Тогда тебе твержу я в утешенье:Христос с тобой!Любя, надеясь, кротко и смиренноСвершай, о друг, ты этот путь земнойИ веруй, что всегда и неизменноХристос с тобой!7 января 1886, Санкт-Петербург
Н.А. Струве о христианстве
Всеми своими высшими достижениями Россия обязана христианству, от Софии Киевской, от иконы Троицы Рублева – этого вещественного доказательства бытия Божия (по слову о.Павла Флоренского) – до великой пророческой русской литературы XIX и XX веков.3. Г.П. Федотов. Каждый народ имеет собственное религиозное призвание В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России, в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счете, определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной секуляризованной русской культуры. (Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1991)
Для каждого человека культура едина
Спор упирается в вопрос: что такое культура? Я не могу дать ей определение, которое удовлетворило бы всех, но я хочу обратить внимание на некоторые ее свойства, о которых не следует забывать. Прежде всего, . Нельзя говорить, что в некоторых случаях нас якобы удовлетворяет одна культура, в других — другая. Культура не вызывается настроением, как дух из кувшина. Человек принадлежит ей целиком. Он пронизан ею, он с нею слит. Культура как раз обладает свойством преодолевать время, соединять прошлое, настоящее и будущее. (Д.С. Лихачев)
5 Иллюстрации:
— Рублёв «Троица»- Церковь Покрова на Нерли- Царское село. Памятник Пушкину-Айвазовский И.К Корабль среди бурного моря

4 класс. Человек и Бог в православии
Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса
Ключевые понятия: спасибо, Творец
Цель урока. Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры
бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры
Ход урока
I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания». Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими.1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!». Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ. На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.3. Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.4. Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись?Итак, по твоему мнению, БОГ – …..(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?II. Работа с текстом учебника.1.Чтение статьи учебника про себя.2. Перечитывание статьи учебника на основе выполнения перечисленных заданий. 2.1. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:
Для Вани Бог
Для Леночки Бог
Для учителя физики Бог
Для учительницы литературы
Для тебя Бог …….
2. Обсуждение ответов на следующие вопросы:Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила? Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).Осмысление данного в дополнительной информации К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…».
К кому обратился автор следующих реплик: «Я обратился к создателю этого фильма» и «Я обратился к Создателю»?
Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами.
Происхождение слова Бог
В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.
Знаешь ли ты?
Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».
Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего?Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – .Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь?IY.Чтение стихотворения А.К. ТолстогоОсмысление стихотворения по следующим вопросам:Перечитай стихотворения, подчеркни непонятные тебе строки, задай вопросы, ответы на которые тебе помогут понять смысл стихотворения.
Почему слово в стихотворении написано с большой буквы?
Как ты понимаешь фразу «Всё рождённое от Слова… к нему вернуться жаждет снова»?
Как ты понял фразу «Всем мирам одно начало»?
Какова, по мысли поэта, цель творения? Найди строчку, которая отвечала бы на данный вопрос.Какие законы природы ты можешь наблюдать вокруг себя? Как этим законам подчиняется природа?Y. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы.– Какую силу имела в виду учительница русского языка– Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение? – Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это можно объяснить?– Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога.Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может –то как он это делает?
К уроку № 3.
4 класс

Оцените статью
Добавить комментарий