К какому периоду истории России относятся названия рсдрп, октябристы, кадеты, эсеры?

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Экзаменационные билеты по истории России – 9 класс
Билет № 1
1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.2. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.3. Работа с источником.
Билет № 2
1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945–1953 гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и различия.3. Работа с источником.
Билет № 3
1. Культура Руси в XIV–XVI вв.2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.3. Работа с источником.
Билет № 4
1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XIV–XV вв.2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение.3. Работа с источником.
Билет № 5
1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.3. Работа с источником.
Билет № 6
1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.2. К какому периоду (периодам) истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.3. Работа с источником.
Билет № 7
1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.3. Работа с источником.
Билет № 8
1. Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.3. Работа с источником.
Билет № 9
1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.3. Работа с источником.
Билет № 10
1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.2. Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и в тылу оно было связано.3. Работа с источником.
Билет № 11
1. Общественные движения в России в 70–90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.2. С каким событием отечественной истории1920–1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.3. Работа с источником.
Билет № 12
1. Модернизация в России в начале ХХ в.: основные направления, особенности.2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.3. Работа с источником.
Билет № 13
1. Революция 1905–1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.2. К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.3. Работа с источником.
Билет № 14
1. Революционные события 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: основные события, их участники, итоги.2. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны.3. Работа с источником.
Билет № 15
1. Гражданская война 1918–1920 гг. в России: причины, участники, итоги.2. Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чем это выразилось?3. Работа с источником.
Билет № 16
1. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа.2. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели.3. Работа с источником.
Билет № 17
1. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920–1930-е гг.2. С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.3. Работа с источником.
Билет № 18
1. Основные направления и события внешней политики СССР в 1920–1930-е гг.2. Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?3. Работа с источником.
Билет № 19
1. Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги.2. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.3. Работа с источником.
Билет № 20
1. Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа.2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.3. Работа с источником.
Билет № 21
1. СССР в 1945–1953 гг.: основные направления и события внутреннейи внешней политики.2. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?3. Работа с источником.
Билет № 22
1. «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели».2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII–XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.3. Работа с источником.
^
Отрывки из исторических источников, работ историков и задания к ним включаются в качестве третьего вопроса в экзаменационные билеты непосредственно перед экзаменом. При этом следует избегать дублирования исторических сюжетов с первым и вторым вопросами. Количество приводимых ниже отрывков больше, чем число билетов, что позволит сделать лучший выбор текстов.
^
«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий –Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев,а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве»._____________________________________________________________________________________
^
«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись обавойска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен былтреск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылсякровью.И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как повоздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецкихвоевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потомучто была весна. А другие убежали тяжело раненными».
^
«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устьеНепрядвы.И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десятьвёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бойупорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывалоу великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал:«Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратнок Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»
^
«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, нопобеду… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и далему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»
5. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископовпринял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину…»
^
«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться еговотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим закороля польского и великого князя Литовского Казимира» – так кричали навече бояре и их сторонники».
^
«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич сосвоей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское:а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царьиз Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делалии убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил.…Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»
^
«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому досамого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся странаот Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправдуспасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связис этим возникли дикие и нелепые мысли».
^
«…Борис Годунов… начал делать многие неправды: и Бог ему мстил заубиение… а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по деламсвоим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство немногие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели емуслужить, а отложились от Московского государства…»
^
«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжатьв чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».
^
«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того,что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение.Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимсяи тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организациивнутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновскогополка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрыватьот себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, – решительностью и твёрдостьюв своих действиях – Аракчееву».
^
«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно,однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречётсяли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё нераспространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, чтодела останутся в том же положении».
^
«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатскойплощади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою кровисвоих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пыталсяпонять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всюпагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».
^
«…Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелемотошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующийрешил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградятвход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употребленонашихусилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости…»
^
«Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самымопределённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, – таким миром правительство считаетнемедленный мир без аннексий… и без контрибуций».
^
«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделияи предметы кустарной и мелкой промышленности…»
^
«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так простопридёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»…В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, трирабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка…»
^
«…Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь былаохвачена энтузиазмом…»
^
«…К середняку применили политику, направленную против кулака…Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое. …В силу массового применениярепрессивных мерк середняку и бедняку середняк варварски уничтожил нетолько товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первойнеобходимости. Последние являлись пока ещё основными источникамиснабжения индустриальных центров».
20. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основании чего вы это определили.
«…Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела нашаармия после технической реконструкции, проведённой в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовуюсовременную армию… Были построены десятки и сотни оборонных предприятий».
^
«В кольце… оказалось двадцать две дивизии… Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцевоно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу,эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршаломПаулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».
^
«Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенныев период культа личности… ошибки и извращения, отвергнет те методыпартийного и государственного руководства, которые стали тормозом длядвижения вперёд, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое,сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».
^
«Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором ещё в детстве я читалв книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскорея привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданнуюв полёт. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моёмполёте», – подумалось мне… В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земнойшар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябьполе…»
^
«Дорогие соотечественники! Сограждане!В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР.Принимаю это решение по принципиальным соображениям.Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, засуверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».
25. Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением».

Экзаменационные билеты по истории России – 9 класс

Билет № 1

1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.2. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.3. Работа с источником.

Билет № 2

1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945–1953 гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и различия.3. Работа с источником.

Билет № 3

1. Культура Руси в XIV–XVI вв.2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.3. Работа с источником.

Билет № 4

1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XIV–XV вв.2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение.3. Работа с источником.

Билет № 5

1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.3. Работа с источником.

Билет № 6

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.2. К какому периоду (периодам) истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.3. Работа с источником.

Билет № 7

1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.3. Работа с источником.

Билет № 8

1. Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.3. Работа с источником.

Билет № 9

1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.3. Работа с источником.

Билет № 10

1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.2. Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и в тылу оно было связано.3. Работа с источником.

Билет № 11

1. Общественные движения в России в 70–90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.2. С каким событием отечественной истории1920–1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.3. Работа с источником.

Билет № 12

1. Модернизация в России в начале ХХ в.: основные направления, особенности.2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.3. Работа с источником.

Билет № 13

1. Революция 1905–1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.2. К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.3. Работа с источником.

Билет № 14

1. Революционные события 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: основные события, их участники, итоги.2. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны.3. Работа с источником.

Билет № 15

1. Гражданская война 1918–1920 гг. в России: причины, участники, итоги.2. Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чем это выразилось?3. Работа с источником.

Билет № 16

1. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа.2. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели.3. Работа с источником.

Билет № 17

1. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920–1930-е гг.2. С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.3. Работа с источником.

Билет № 18

1. Основные направления и события внешней политики СССР в 1920–1930-е гг.2. Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?3. Работа с источником.

Билет № 19

1. Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги.2. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.3. Работа с источником.

Билет № 20

1. Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа.2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.3. Работа с источником.

Билет № 21

1. СССР в 1945–1953 гг.: основные направления и события внутреннейи внешней политики.2. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?3. Работа с источником.

Билет № 22

1. «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели».2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII–XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.3. Работа с источником.

^

Отрывки из исторических источников, работ историков и задания к ним включаются в качестве третьего вопроса в экзаменационные билеты непосредственно перед экзаменом. При этом следует избегать дублирования исторических сюжетов с первым и вторым вопросами. Количество приводимых ниже отрывков больше, чем число билетов, что позволит сделать лучший выбор текстов.

^

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий –Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев,а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве»._____________________________________________________________________________________

^

«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись обавойска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен былтреск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылсякровью.И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как повоздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецкихвоевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потомучто была весна. А другие убежали тяжело раненными».

^

«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устьеНепрядвы.И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десятьвёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бойупорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывалоу великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал:«Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратнок Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»

^

«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, нопобеду… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и далему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

5. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископовпринял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину…»

^

«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться еговотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим закороля польского и великого князя Литовского Казимира» – так кричали навече бояре и их сторонники».

^

«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич сосвоей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское:а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царьиз Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делалии убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил.…Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»

^

«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому досамого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся странаот Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправдуспасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связис этим возникли дикие и нелепые мысли».

^

«…Борис Годунов… начал делать многие неправды: и Бог ему мстил заубиение… а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по деламсвоим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство немногие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели емуслужить, а отложились от Московского государства…»

^

«Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжатьв чужие края. Благородным подтверждается право покупать деревни. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».

^

«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того,что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение.Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимсяи тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организациивнутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновскогополка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрыватьот себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, – решительностью и твёрдостьюв своих действиях – Аракчееву».

^

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно,однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречётсяли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё нераспространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, чтодела останутся в том же положении».

^

«Правление императора началось с подавления восстания на Сенатскойплощади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою кровисвоих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пыталсяпонять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всюпагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

^

«…Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелемотошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующийрешил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградятвход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употребленонашихусилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости…»

^

«Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, – миром, которого самымопределённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, – таким миром правительство считаетнемедленный мир без аннексий… и без контрибуций».

^

«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделияи предметы кустарной и мелкой промышленности…»

^

«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так простопридёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»…В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, трирабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка…»

^

«…Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь былаохвачена энтузиазмом…»

^

«…К середняку применили политику, направленную против кулака…Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое. …В силу массового применениярепрессивных мерк середняку и бедняку середняк варварски уничтожил нетолько товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первойнеобходимости. Последние являлись пока ещё основными источникамиснабжения индустриальных центров».

20. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела нашаармия после технической реконструкции, проведённой в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовуюсовременную армию… Были построены десятки и сотни оборонных предприятий».

^

«В кольце… оказалось двадцать две дивизии… Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцевоно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу,эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршаломПаулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».

^

«Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенныев период культа личности… ошибки и извращения, отвергнет те методыпартийного и государственного руководства, которые стали тормозом длядвижения вперёд, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое,сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».

^

«Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором ещё в детстве я читалв книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскорея привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданнуюв полёт. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моёмполёте», – подумалось мне… В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земнойшар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябьполе…»

^

«Дорогие соотечественники! Сограждане!В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР.Принимаю это решение по принципиальным соображениям.Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, засуверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».

25. Прочтите отрывок из Указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и назовите событие, в связи с которым был издан этот Указ. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Считать объявление Комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся не чем иным, как государственным преступлением».

вор гришка отрепьев-разстрига принял,заграничный поход русской армии,означает понятие коренной перелом,ходе великой отечественной войны,каким событием отечественной гг,службы прочих европейских государств,главнокомандующийрешил затопить старых кораблей,плен взяли лучших немецкихвоевод,сошлись обе силы великие,надобно покориться необходимости справедливым

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …