Лабораторная работа №1 Физиология труда

Лабораторная работа № 1 Физиология труда Актуальность темы. Трудовая деятельность современного человека чрезвычайно разнообразна по характеру выполняемой работы. Интенсивный труд на многих производствах сопровождается развитием утомления, и даже переутомления, что вызывает снижение работоспособности у людей и увеличивает вероятность совершения ошибок, в том числе приводящих к авариям при управлении сложными системами или транспортными средствами. Состояние хронического переутомления приводит к перенапряжению адаптационных систем организма человека и способствует преждевременному появлению многих профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Определение степени тяжести и напряженности труда для последующей разработки мероприятий, направленных на физиологически обоснованную оптимизацию труда, позволяет целенаправленно осуществлять профилактику переутомления и сохранять должную работоспособность в процессе непосредственной работы.
: уметь интерпретировать причинно-следственные связи между уровнем производственной нагрузки и состоянием здоровья человека в производственных условиях

1. Уметь интерпретировать физиологические изменения в организме человека в процессе выполнения физической, умственной и операторской работы. 2. Уметь интерпретировать динамику изменения работоспособности человека в процессе выполнения производственной нагрузки. 3. Уметь анализировать показатели, характеризующие тяжесть и напряженность трудовой деятельности. 4. Уметь выбрать приоритетные мероприятия по оптимизации различных видов трудовой деятельности.

1. Труд и работа как единство биологического и социального. Физиолого-гигиенические особенности физического, умственного и нервно-эмоционального (операторского) труда человека. 2. Работоспособность человека, ее основные фазы и психофизиологические критерии оценки. 3. Физиолого-гигиеническая характеристика производственного утомления и переутомления. 4. Понятие тяжести и напряженности труда. Гигиеническая классификация производственной деятельности людей по показателям тяжести и напряженности трудового процесса. 5. Обоснование и выбор мероприятий по профилактике переутомления при различных видах труда.

После усвоения теоретических вопросов студенты должны ознакомиться с обучающим алгоритмом (Приложение 2) Для проверки усвоения материала студентам предлагается решить следующие задания:

Задание 1. Адекватной физиологической реакцией при выполнении тяжелых погрузочных работ является: A. Гипергликемия. B. Гипогликемия. C. Гиперхолестеринемия. D. Артериальная гипотония. E. Гипотермия. Задание 2. Через один час после прихода на работу рабочие строительной бригады обычно имеют фазу работоспособности: A. Врабатывания. B. Высокую. C. Утомление. D. Переутомление. E. «Начальный порыв». Задание 3. Для рабочего места почтальона определяют :
Тяжесть труда.
B. Напряженность труда.
C. Интенсивность труда.
D. Категорию труда. E. Оплату труда. Задание 4. Наиболее эффективным мероприятием по профилактике переутомления среди студентов — медиков является: A. Соблюдение конституции B. Выплата повышенных стипендий. С. Рациональное расписание. D. Свободный выбор преподавателей. Е. Свободное посещение занятий. Эталоны ответов: 1 — B; 2 — B; .

В начале занятия осуществляется проверка и коррекция исходного уровня. Затем каждый студент по ситуационной задаче дает оценку тяжести и напряженности труда при различных видах трудовой деятельности и выбирает комплекс мероприятий по физиологической оптимизации труда. Решение задачи проводится в соответствии с алгоритмом и инструкцией к занятию. Результаты оформляются протоколом, в котором студенты составляют заключение в форме ответов на поставленные вопросы. В конце занятия проводится тестовый контроль и подведение итогов занятия. Технологическая карта проведения занятия
№ пп
Этапы
Время в мин.
Оснащение занятия, средства обучения
Место проведения и характер занятия
1.
Проверка и коррекция исходного уровня.
20
Тестовые задания
Учебная лаборатория кафедры, семинарско-практическое
2.
Самостоятельная работа:
Граф логической структуры, таблицы, инструкции
2.1
Решение ситуационной задачи
60
Набор ситуационных задач
2.2
Составление заключения с рекомендациями
20
Алгоритм
3.
Разбор и коррекция заключений
15
4.
Итоговый тестовый контроль и подведение итогов занятия
20
Тестовые задания
Каждый студент получает индивидуальное задание, в котором характеризуются факторы трудового процесса на конкретных рабочих местах. На основании шагов алгоритма студенты осваивают профессиональные навыки в соответствии с целями и задачами занятия по гигиенической оценке факторов трудового процесса, учатся формулировать рекомендации по проведению предварительных медицинских осмотров и мероприятий, направленных на оздоровление условий труда.
Согласно студенты, по условию ситуационной задачи, анализируют технологию, характеризуют трудовой процесс.
Категория тяжести труда применяется для характеристики трудового процесса, которая отражает преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, и др.), что обеспечивают его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой груза, который поднимается и перемещается, общим числом стереотипных движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса, перемещением в пространстве. Категория напряженности труда применяется для характеристики трудового процесса, которая отражает преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работников. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
предусматривает оценку всех показателей, характеризующих тяжесть или напряженность труда, сравнивая количественные параметры с выбранным гигиеническим нормативом из «Гигиенической классификации труда…», 2001г. (приложения 3, 4, 5), определение класса, степени вредности и опасности.
Результатом оценки является вывод, по которому труд работников по показателям тяжести или напряженности относят к: 1классу, 2 классу, или 3 классу 1, 2, 3 степени. Например, «работа грузчиков по показателям тяжести труда относится к 3 классу 2 степени вредности».
1 класс – оптимальные условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для поддержания высокого уровня работоспособности.
2 класс – допустимые условия труда, при которых уровни факторов не превышают гигиенических нормативов, а возникающие функциональные изменения в организме восстанавливаются за время регламентированного отдыха.
3 класс – вредные условия труда, характеризуются такими уровнями факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны неблагоприятно влиять на организм работающих.
В том случае, если по разным критериям устанавливается разная степень вредности, окончательная оценка устанавливается по критерию, который имеет наиболее высокую степень вредности и опасности.
предполагает определение основных органов и систем у рабочих, патология которых может быть медицинским противопоказанием для приема их на работу в конкретные условия, изложенные в задаче. На данный вопрос студенты отвечают, анализируя условия труда, факторы трудового процесса, этиопатогенез профессиональных заболеваний и обьясняют, почему они пришли к такому выводу.
4 шаг – из перечня общепринятых профилактических мероприятий студенты выбирают те, которые должны быть внедрены для оздоровления условий труда и повышения работоспособности, профилактики переутомления, расставляя их в блоки: законодательно — организационные, технические, лечебно-профилактические, и т.п.
Приложение 1

Приложение 2
Алгоритм определения тяжести и напряженности труда для обоснования профессионального характера заболевания и оздоровления труда
Приложение 3
Класс условий труда по показателям тяжести трудового процесса
№ п
Показатели тяжести трудового процесса
Класс условий труда
Оптимальн.
Допустимый
Вредный (тяжелый труд)
1 степень
2 степень
3 степень
1
2
3
4
5
6
7
1.
Физическая динамическая нагрузка, выраженная в единицах механической работы за смену, кг •м
1.1
При региональной нагрузке(с преимуществен. участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до1 м: -для мужчин -для женщин
до 2500 до 1500
до 5000 до 3000
до 7000 до 4000
> 7000 > 4000
1.2
При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног):
1.2.1
-при перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м: -для мужчин -для женщин
до12500 до 7500
до 25000 до 15000
до 35000 до 25000
>35000 >25000
1.2.2
-при перемещении груза на расстояние более 5 м: -для мужчин -для женщин
до 24000 до 14000
до 46000 до 28000
до 70000 до 40000
>70000 >40000
2.
Масса груза, кот. поднимается и перемещается, кг
2.1
Подъем и перемещение (однократное) груза при чередовании с другой работой (до 2 раз за час): -для мужчин -для женщин
до 15 до 5
до 30 до 10
до 35 до 12
>30 >10
2.2
Подъем и перемещение (однократное) грузов постоянно на протяжении рабочей смены: -для мужчин -для женщин
до 5 до 3
до 15 до7
до 30 до 10
>30 >10
1
2
3
4
5
6
7
2.3
Суммарная масса грузов (кг), которые перемещаются на протяжение каждого часа смены:
2.3.1
с рабочей поверхности, -для мужчин -для женщин
до 250 до 100
до 870 до 350
до 1500 до 700
>1500 >700
2.3.2
с пола: -для мужчин -для женщин
до 100 до 50
до 435 до 175
до 600 до 350
>600 >350
3.
Стереотипные рабочие движения (количество за смену)
3.1
При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук)
до 20000
до 40000
до 60000
>60000
3.2
При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса)
до 10000
до 20000
до 30000
>30000
4.
Статическая нагрузка Величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложение усилий, кг•с:
4.1
одной рукой -для мужчин -для женщин
до 18000 до 11000
до 36000 до 22000
до 70000 до 42000
>70000 >42000
4.2
двумя руками -для мужчин -для женщин
до 36000 до 22000
до 70000 до 42000
до 140000 до 84000
>140000 >84000
4.3
с участием мышц корпуса и ног: для мужчин -для женщин
до 43000 до 26000
до 100000 до 60000
до 200000 до 12000
>200000 >120000
5.
Рабочая поза
Свободная удобная поза, возможность смены позы (“сидя – стоя”) по желанию работника). Нахождение в позе „стоя” до 40% времени смены.
Периодическое пребывание в неудобной, фиксированной позе (работа с поворотом туловища, неудобным расположением конечностей) и/или фиксирован6ной позе невозможность изменения взаиморасположения разных частей тела относительно друг друга) до 25% времени смены Нахождение в позе „стоя” до 60% времени смены.
Периодическое пребывание в неудобной и/или фиксированной позе до 50% времени смены, пребывание в вынужденной позе (на корточках, на коленях) до 25% времени смены. Нахождение, в позе „стоя” от 60% до 80% времени смены.
Пребывание в неудобной и/или фиксированной позе >50% времени смены, пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках) >25% времени смены. Нахождение в позе „стоя” более 80% времени смены.
1
2
3
4
5
6
7
6.
Наклоны корпуса (вынужденные, более 30º) количество за смену
до 50
51-100
101-300
>300
7.
Перемещения в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены), км
7.1
По горизонтали
до 4
до 8
до 12
>12
7.2
По вертикали
до 2
до 4
до 8
>8
Приложение 4

Оцените статью
Добавить комментарий