Лабораторная работа №1 Физиология труда

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Лабораторная работа № 1 Физиология труда Актуальность темы. Трудовая деятельность современного человека чрезвычайно разнообразна по характеру выполняемой работы. Интенсивный труд на многих производствах сопровождается развитием утомления, и даже переутомления, что вызывает снижение работоспособности у людей и увеличивает вероятность совершения ошибок, в том числе приводящих к авариям при управлении сложными системами или транспортными средствами. Состояние хронического переутомления приводит к перенапряжению адаптационных систем организма человека и способствует преждевременному появлению многих профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Определение степени тяжести и напряженности труда для последующей разработки мероприятий, направленных на физиологически обоснованную оптимизацию труда, позволяет целенаправленно осуществлять профилактику переутомления и сохранять должную работоспособность в процессе непосредственной работы.

 ^ :  уметь интерпретировать причинно-следственные связи между уровнем производственной нагрузки  и состоянием здоровья человека в производственных условиях

 ^

1.    Уметь интерпретировать  физиологические изменения в организме человека  в процессе выполнения физической, умственной и операторской работы. 2.    Уметь интерпретировать динамику изменения работоспособности человека  в процессе выполнения производственной нагрузки. 3.    Уметь анализировать показатели, характеризующие  тяжесть и напряженность трудовой деятельности. 4.    Уметь выбрать приоритетные мероприятия по оптимизации различных видов трудовой деятельности.

 ^

1.  Труд и работа как единство биологического и социального.  Физиолого-гигиенические особенности физического, умственного  и нервно-эмоционального (операторского) труда человека. 2.  Работоспособность человека, ее основные фазы и психофизиологические критерии оценки. 3.  Физиолого-гигиеническая характеристика производственного утомления и переутомления. 4.  Понятие тяжести и напряженности труда. Гигиеническая классификация производственной деятельности людей по показателям тяжести и напряженности трудового процесса. 5.  Обоснование и выбор мероприятий по профилактике переутомления при различных видах труда.

  ^

После усвоения теоретических вопросов студенты должны ознакомиться с обучающим алгоритмом (Приложение 2) Для проверки усвоения материала студентам предлагается решить следующие задания:

^

 Задание 1. Адекватной физиологической  реакцией при выполнении  тяжелых погрузочных работ является:  A.  Гипергликемия.   B. Гипогликемия.  C. Гиперхолестеринемия.  D. Артериальная гипотония.     E. Гипотермия.    Задание 2. Через один час после прихода на работу рабочие строительной бригады обычно имеют фазу работоспособности: A. Врабатывания.  B. Высокую.  C. Утомление.  D. Переутомление.  E. «Начальный порыв».  Задание 3.   Для  рабочего места почтальона  определяют :

  1. Тяжесть труда.
  2.   B. Напряженность труда.
  3. C. Интенсивность труда.

D. Категорию труда. E. Оплату труда.     Задание 4.  Наиболее эффективным мероприятием по профилактике переутомления среди студентов — медиков является: A. Соблюдение конституции B. Выплата повышенных стипендий.   С. Рациональное расписание. D. Свободный выбор преподавателей.  Е. Свободное посещение занятий.            Эталоны ответов: 1 — B; 2 — B; . 

^

В начале занятия осуществляется проверка и коррекция исходного уровня. Затем каждый студент по ситуационной задаче дает оценку тяжести и напряженности труда при различных видах трудовой деятельности и выбирает комплекс мероприятий по физиологической оптимизации труда.  Решение задачи проводится в соответствии с алгоритмом и инструкцией к занятию. Результаты оформляются протоколом, в котором студенты составляют заключение в форме ответов на поставленные вопросы.  В конце занятия проводится тестовый контроль и подведение итогов занятия. Технологическая карта проведения занятия

  № пп   Этапы Время в мин.   Оснащение занятия, средства обучения Место проведения и характер занятия
1. Проверка и коррекция исходного уровня. 20 Тестовые задания Учебная лаборатория кафедры, семинарско-практическое
2. Самостоятельная работа:   Граф логической структуры, таблицы, инструкции
2.1  Решение ситуационной задачи 60 Набор ситуационных задач
2.2 Составление заключения с рекомендациями 20 Алгоритм
3. Разбор и коррекция заключений 15  
4. Итоговый тестовый контроль и подведение итогов занятия 20 Тестовые задания

^ Каждый студент получает индивидуальное задание, в котором характеризуются факторы трудового процесса на конкретных рабочих местах. На основании шагов алгоритма студенты осваивают профессиональные навыки в соответствии с целями и задачами занятия по гигиенической оценке факторов трудового процесса, учатся формулировать рекомендации по проведению предварительных медицинских осмотров и мероприятий, направленных на  оздоровление условий труда.

Согласно ^ студенты, по условию ситуационной задачи, анализируют технологию, характеризуют трудовой процесс.

Категория тяжести труда применяется для характеристики трудового процесса, которая отражает преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, и др.), что обеспечивают его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой груза, который поднимается и перемещается, общим числом стереотипных движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса, перемещением в пространстве. Категория напряженности труда применяется для характеристики трудового процесса, которая отражает преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работников. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

^ предусматривает оценку всех показателей, характеризующих тяжесть или напряженность труда, сравнивая количественные параметры с выбранным гигиеническим нормативом из «Гигиенической классификации труда…», 2001г. (приложения 3, 4, 5), определение  класса, степени вредности и опасности.

Результатом оценки является вывод, по которому труд работников по показателям тяжести или напряженности относят к: 1классу, 2 классу,  или 3 классу 1, 2, 3 степени. Например, «работа грузчиков по показателям тяжести труда относится к 3 классу 2 степени вредности».

1 класс – оптимальные условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для поддержания высокого уровня работоспособности.

2 класс – допустимые условия труда, при которых уровни факторов не превышают  гигиенических нормативов, а возникающие функциональные изменения в организме восстанавливаются за время регламентированного отдыха.

3 класс – вредные условия труда, характеризуются такими уровнями факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны неблагоприятно влиять на организм работающих.

В том случае, если по разным критериям устанавливается разная степень вредности, окончательная оценка устанавливается по критерию, который имеет наиболее высокую степень вредности и опасности.

^ предполагает определение основных органов и систем у рабочих, патология которых может быть медицинским противопоказанием для приема их на работу в конкретные условия, изложенные в задаче. На данный вопрос студенты отвечают, анализируя условия труда, факторы трудового процесса, этиопатогенез профессиональных заболеваний и обьясняют, почему они пришли к такому выводу.

4 шаг – из перечня общепринятых профилактических мероприятий студенты выбирают те, которые должны быть внедрены для оздоровления условий труда и повышения работоспособности, профилактики переутомления, расставляя их в блоки: законодательно — организационные, технические, лечебно-профилактические, и т.п.

Приложение 1

^

 Приложение 2

Алгоритм определения тяжести и напряженности труда для обоснования профессионального характера заболевания и оздоровления труда

Приложение 3

Класс условий труда по показателям тяжести трудового процесса 

№ п Показатели тяжести трудового процесса Класс условий труда
Оптимальн. Допустимый Вредный (тяжелый труд)
1 степень 2 степень 3 степень
1 2 3 4 5 6 7
1. Физическая динамическая нагрузка, выраженная в единицах механической работы за смену, кг •м          
1.1 При региональной нагрузке(с преимуществен. участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до1 м:  -для мужчин  -для женщин         до 2500 до 1500           до 5000 до 3000           до 7000 до 4000           > 7000 > 4000              
1.2 При общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса, ног):      
1.2.1 -при перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м:  -для мужчин  -для женщин до12500 до 7500 до 25000 до 15000 до 35000 до 25000 >35000 >25000
1.2.2 -при перемещении груза на расстояние более 5 м:  -для мужчин  -для женщин до 24000 до 14000     до 46000 до 28000     до 70000 до 40000     >70000 >40000  
2. Масса груза, кот. поднимается и перемещается, кг          
2.1 Подъем и перемещение (однократное) груза при чередовании с другой работой (до 2 раз за час):  -для мужчин  -для женщин         до 15 до 5         до 30 до 10         до 35 до 12         >30 >10    
2.2 Подъем и перемещение (однократное) грузов постоянно на протяжении рабочей смены: -для мужчин  -для женщин       до 5 до 3       до 15   до7       до 30 до 10       >30 >10    
1 2 3 4 5 6 7
2.3 Суммарная масса грузов (кг), которые перемещаются на протяжение каждого часа смены:          
2.3.1 с рабочей поверхности,  -для мужчин  -для женщин   до 250 до 100   до 870 до 350   до 1500 до 700   >1500 >700  
2.3.2  с пола:  -для мужчин -для женщин до 100 до 50 до 435 до 175 до 600 до 350 >600 >350  
3. Стереотипные рабочие движения (количество за смену)          
3.1 При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук)     до 20000     до 40000     до 60000     >60000  
3.2 При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса)   до 10000   до 20000 до 30000   >30000  
4. Статическая нагрузка Величина статической нагрузки  за смену при удержании груза, приложение усилий, кг•с:                                  
4.1 одной рукой -для мужчин  -для женщин   до 18000 до 11000   до 36000 до 22000   до 70000 до 42000   >70000 >42000  
4.2 двумя руками -для мужчин  -для женщин   до 36000 до 22000 до 70000 до 42000 до 140000 до 84000 >140000 >84000  
4.3 с участием мышц корпуса и ног: для мужчин  -для женщин   до 43000 до 26000   до 100000 до 60000   до 200000 до 12000   >200000 >120000  
5. Рабочая поза Свободная удобная поза, возможность смены позы (“сидя – стоя”) по желанию работника). Нахождение в позе „стоя” до 40%  времени смены. Периодическое пребывание в неудобной, фиксированной позе (работа с поворотом туловища, неудобным расположением конечностей) и/или фиксирован6ной позе невозможность изменения взаиморасположения разных частей тела относительно друг друга) до 25% времени смены Нахождение в позе „стоя” до 60%  времени смены. Периодическое пребывание в неудобной и/или фиксированной позе до 50% времени смены, пребывание в вынужденной позе (на корточках, на коленях) до 25% времени смены. Нахождение, в позе „стоя” от 60% до 80%  времени смены. Пребывание в неудобной и/или фиксированной позе >50% времени смены, пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках) >25% времени смены. Нахождение в позе „стоя” более 80%  времени смены.  
1 2 3 4 5 6 7
6. Наклоны корпуса (вынужденные, более 30º) количество за смену   до 50   51-100   101-300   >300  
7. Перемещения в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены), км          
7.1 По горизонтали до 4 до 8 до 12 >12  
7.2 По вертикали до 2 до 4 до 8 >8  

 

Приложение 4

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …