Леонида Андреева «Ангелочек»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Урок внеклассного чтения с элементами интеграции по рассказу
Леонида Андреева «Ангелочек» в 7 классе
Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы
Свищёва И.Р.
Тема: «Хрупко счастье…»
Цели урока:
1) познакомить учащихся с именем Л. Андреева, поработать над анализом образа главного героя не с точки зрения оценки его поведения, а с точки зрения его душевных переживаний; помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца; обратить внимание на художественное своеобразие рассказа;2) развивать монологическую речь, способность анализировать
3) воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека. Оборудование урока:
1. Портрет Л.Андреева2. Детский рисунок с изображением ангелочка3. Запись музыки П.И. Чайковского
Предварительная подготовка к уроку
1. Прочитать рассказ Л.Андреева «Ангелочек»2. Поручить ученику, умеющему рисовать, изобразить на рисунке ангелочка3. Дать индивидуальное задание — монологические ответы по теме «Отец Сашки», «Мать Сашки» — двум ученикам4. Индивидуальное задание: раскрыть значение имен: Александр, Феоктиста Петровна, Иван Савич.
^ эпитет, олицетворение, метонимия, метафора.
Эпиграф к уроку:
И в созерцании впервыеДитя признало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту.
И.Бунин
^
1. Вступительное слово учителя.
— Обращение к теме и целям урока. Запись темы, эпиграфа в рабочих тетрадях. Обращение к портрету писателя. Краткий рассказ о писателе.Л.Н. Андреев — большой русский писатель. Жил в России на рубеже XIX и XX веков (1871-1919). Начал писать рассказы, которые носили демократический, реалистический характер, например "Бергамот и Гараська". Затем в его творчестве усиливаются религиозные мотивы. Но сочувствие обездоленным не оставило писателя до конца жизни… Обратимся к его рассказу "Ангелочек".
^
"…ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная по настоянию Сашки, наполнила комнату запахом керосина и сквозь закопчённое стекло бросала печальный свет на картину разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху керосина присоединился тяжёлый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты».
^
Учитель. Что это? Исчезла ещё одна игрушка, восковой ангелочек? Или произошла трагедия, последствия которой ужасны? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить. Мы попытаемся понять предназначение ангелочка на этой "грешной и страдающей земле".
Обратимся к началу рассказа. Прочтите первое предложение: "Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью".- Почему то, что делал Сашка, "называлось", а не было жизнью?(Вся его жизнь — сплошные страдания. Он не жил, а существовал. В школеего постоянно наказывали, дома — тоже.) — Как он мстит жизни? (Сашка начинает делать всё назло. Сам он осознаёт, что ведёт себя плохо, так как рисует карикатуры на себя и окружающих людей.)- Несомненно, на ребенка оказывает огромное влияние его семья. Давайте посмотрим, что собой представляет отец и мать героя.Расскажите подробно об отце Сашки и его матери.
^ Рассказ о матери. Рассказ об отце.
— Мы и раньше говорили, что имя влияет на человека, и часто писатели выбирают имена героям, чтобы раскрыть характер полнее.Случайны ли имена у Л.Андреева?Иван Саввич (милостливый старец, греч.).Александр (защитник, мужчина).Феоктиста Петровна (основательная каменная глыба). Имена нам как бы «подсказывают» положение, которое занимает тот или иной герой в семье.- С кем сравнивает автор Сашку? Почему?(Сашка сравнивается с волчком. Он озлоблен. Когда Сашка злится, у него появляется оскал, похожий на волчий. Он кусается, огрызается. Сашка одинок.)- Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?(Сашке не хватает чего — то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир.) — Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет?(Сашка не меняется, а становится еще злее. Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток. Они его боятся. Софья Дмитриевна покровительствует ему, т.е. заботится свысока, не пуская в свою жизнь).- Люди не воспринимают Сашку. Но в доме есть нечто прекрасное и светлое, новое и не похожее ни на что другое. Это елка.Прочтите описание елки.«… она бросала сильный свет без теней…Елка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и толпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи — то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».- Является ли елка тем светлым и теплым, чего не хватает Сашке? (Елка такая же чужая Сашке, как и дом, и люди в этом доме).- Как Леонид Андреев показывает эту отчужденность?(Он использует художественные средства, которые усиливают отчуждение (ребята находят и читают): «крикливый наглый блеск свечей», «чуждая», «враждебная», «ослеплять красотой», «бросала свет», «чьи- то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».)Итак, мы видим, что и елка не дает Сашке ощущения счастья. Однако вечер все- таки принес мальчику радость: он увидел ангелочка (чтение описания ангелочка «… Но вдруг маленькие глаза Сашки… к его нежным крылышкам»).- Дает ли нам автор точное описание ангелочка?(Нет. Важна не его внешность, а то, какие чувства он вызывает в близкой ему душе).- Что общего между Сашкой и ангелочком?(Оба они чужды этому миру. Ангелочек отличается от остальных игрушек скромностью, незаметностью. Сашка забивается в темный угол, подальше от ослепляющих огней. Ангелочек «прячется» на темной стороне елки среди гущи ветвей).- Чувствуют ли остальные необычность ангелочка?(Для взрослых — добрая, красивая игрушка. Дети вообще её не замечают. Сашка же преображается на глазах у всех. Совершается маленькое чудо).
^
«Обе руки Сашки, которыми он … я домой пойду, — глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. — К отцу».- Что значит ангелочек для Сашки? (Это чудо, мечта, красота).
^
— Как меняется Сашка?(Сашка обретает мечту, цель в жизни, следовательно, он начинает жить по- настоящему. Ангелочек поднимает его над этим миром. Он пробуждает в мальчике душу).- Одинок ли Сашка в своем ли чувстве? (Сашка несет ангелочка отцу, и тот разделяет чувство сына. Но если для Сашки ангелочек — это надежда, мечта о прекрасном будущем, то для Ивана Саввича — прекрасное прошлое).
^
«… услышал млеющий голос из того чудного мира, где он жил когда- то и откуда он был навеки изгнан…», «спустился…в черную душу человека, у которого было отнято все…» — Какими ложатся спать эти люди?(Умиротворенными, счастливыми, успокоенными. И, может быть, Сашка впервые в своей жизни увидит прекрасный сон).
^
Чтение учителем стихотворения Л. А. Чарской.
Ночь. Тишина. У киота Тихо лампада сияет.Светлый и радостный кто- то Детский покой охраняет.Очи, как звезды мерцая, Дивною блещут красою.Кудри до плеч ниспадая,Светлою вьются волною.Он из надзвездного мира В мир поднебесный явился. Рея в пространствах эфира, К детской постели спустился.Вея крылом белоснежнымВ милые, сонные глазки,Голосом тихим и нежнымШепчет он дивные сказки…
— ^
Чтение финала рассказа.
Обращение к словам Н.К.Михайловского (на доске):
«Не потому ли автор здесь опустил занавес, что пробуждение старика и мальчика должно оказаться страшнее смерти?»- Как вы думаете: прав ли был критик?
^
Заключительное слово учителя:
Для Л.Андреева ангелочек — символ. Это символ мечты. И мечту эту нужно лелеять и хранить в своем сердце бережно. Рассказ автобиографичен. Нечто подобное произошло в детстве с писателем. Мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может быть, и изменяют душу полностью. Мне кажется, Сашка проснется другим человеком, а вы как думаете?
Мнения учащихся. Домашнее задание:
1. Написать отзыв на рассказ Л.Андреева «Ангелочек».2. Индивидуальное задание: прочитать стихотворение А.Блока «Сусальный ангел», письменно ответить на вопрос: «Одинаково ли воспринимали ангелочка герои Л.Андреева и лирический герой А.Блока»?
Подведение итогов, оценки за урок

Урок внеклассного чтения с элементами интеграции по рассказу

Леонида Андреева «Ангелочек» в 7 классе

Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы

Свищёва И.Р.

Тема: «Хрупко счастье…»

Цели урока:

1) познакомить учащихся с именем Л. Андреева, поработать над анализом образа главного героя не с точки зрения оценки его поведения, а с точки зрения его душевных переживаний; помочь детям почувствовать трагедию Сашки и его отца; обратить внимание на художественное своеобразие рассказа;2) развивать монологическую речь, способность анализировать

3) воспитание нравственных качеств, умение понимать другого человека. Оборудование урока:

1. Портрет Л.Андреева2. Детский рисунок с изображением ангелочка3. Запись музыки П.И. Чайковского

Предварительная подготовка к уроку

1. Прочитать рассказ Л.Андреева «Ангелочек»2. Поручить ученику, умеющему рисовать, изобразить на рисунке ангелочка3. Дать индивидуальное задание — монологические ответы по теме «Отец Сашки», «Мать Сашки» — двум ученикам4. Индивидуальное задание: раскрыть значение имен: Александр, Феоктиста Петровна, Иван Савич.

^ эпитет, олицетворение, метонимия, метафора.

Эпиграф к уроку:

И в созерцании впервыеДитя признало красоту,Лелея грезы золотыеИ чистой радости мечту.

И.Бунин

^

1. Вступительное слово учителя.

— Обращение к теме и целям урока. Запись темы, эпиграфа в рабочих тетрадях. Обращение к портрету писателя. Краткий рассказ о писателе.Л.Н. Андреев — большой русский писатель. Жил в России на рубеже XIX и XX веков (1871-1919). Начал писать рассказы, которые носили демократический, реалистический характер, например "Бергамот и Гараська". Затем в его творчестве усиливаются религиозные мотивы. Но сочувствие обездоленным не оставило писателя до конца жизни… Обратимся к его рассказу "Ангелочек".

^

"…ангелочек, повешенный у горячей печки, начал таять. Лампа, оставленная по настоянию Сашки, наполнила комнату запахом керосина и сквозь закопчённое стекло бросала печальный свет на картину разрушения. Ангелочек как будто шевелился. По розовым ножкам его скатывались густые капли и падали на лежанку. К запаху керосина присоединился тяжёлый запах топленого воска. Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты».

^

Учитель. Что это? Исчезла ещё одна игрушка, восковой ангелочек? Или произошла трагедия, последствия которой ужасны? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить. Мы попытаемся понять предназначение ангелочка на этой "грешной и страдающей земле".

Обратимся к началу рассказа. Прочтите первое предложение: "Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью".- Почему то, что делал Сашка, "называлось", а не было жизнью?(Вся его жизнь — сплошные страдания. Он не жил, а существовал. В школеего постоянно наказывали, дома — тоже.) — Как он мстит жизни? (Сашка начинает делать всё назло. Сам он осознаёт, что ведёт себя плохо, так как рисует карикатуры на себя и окружающих людей.)- Несомненно, на ребенка оказывает огромное влияние его семья. Давайте посмотрим, что собой представляет отец и мать героя.Расскажите подробно об отце Сашки и его матери.

^ Рассказ о матери. Рассказ об отце.

— Мы и раньше говорили, что имя влияет на человека, и часто писатели выбирают имена героям, чтобы раскрыть характер полнее.Случайны ли имена у Л.Андреева?Иван Саввич (милостливый старец, греч.).Александр (защитник, мужчина).Феоктиста Петровна (основательная каменная глыба). Имена нам как бы «подсказывают» положение, которое занимает тот или иной герой в семье.- С кем сравнивает автор Сашку? Почему?(Сашка сравнивается с волчком. Он озлоблен. Когда Сашка злится, у него появляется оскал, похожий на волчий. Он кусается, огрызается. Сашка одинок.)- Как вы думаете, чего же не хватает Сашке для того, чтобы жизнь его стала настоящей, человеческой?(Сашке не хватает чего — то светлого, теплого, не похожего на окружающий его мир.) — Мальчик попадает на рождественский праздник в дом к богачам Свечниковым.Меняется ли Сашка в этом светлом, чистом доме, не похожем на его дом? Почему нет?(Сашка не меняется, а становится еще злее. Он чувствует себя чужим среди этих маленьких миленьких деток. Они его боятся. Софья Дмитриевна покровительствует ему, т.е. заботится свысока, не пуская в свою жизнь).- Люди не воспринимают Сашку. Но в доме есть нечто прекрасное и светлое, новое и не похожее ни на что другое. Это елка.Прочтите описание елки.«… она бросала сильный свет без теней…Елка ослепляла его своей красотой и крикливым наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и толпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи — то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».- Является ли елка тем светлым и теплым, чего не хватает Сашке? (Елка такая же чужая Сашке, как и дом, и люди в этом доме).- Как Леонид Андреев показывает эту отчужденность?(Он использует художественные средства, которые усиливают отчуждение (ребята находят и читают): «крикливый наглый блеск свечей», «чуждая», «враждебная», «ослеплять красотой», «бросала свет», «чьи- то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови».)Итак, мы видим, что и елка не дает Сашке ощущения счастья. Однако вечер все- таки принес мальчику радость: он увидел ангелочка (чтение описания ангелочка «… Но вдруг маленькие глаза Сашки… к его нежным крылышкам»).- Дает ли нам автор точное описание ангелочка?(Нет. Важна не его внешность, а то, какие чувства он вызывает в близкой ему душе).- Что общего между Сашкой и ангелочком?(Оба они чужды этому миру. Ангелочек отличается от остальных игрушек скромностью, незаметностью. Сашка забивается в темный угол, подальше от ослепляющих огней. Ангелочек «прячется» на темной стороне елки среди гущи ветвей).- Чувствуют ли остальные необычность ангелочка?(Для взрослых — добрая, красивая игрушка. Дети вообще её не замечают. Сашка же преображается на глазах у всех. Совершается маленькое чудо).

^

«Обе руки Сашки, которыми он … я домой пойду, — глухо сказал Сашка, намечая путь в толпе. — К отцу».- Что значит ангелочек для Сашки? (Это чудо, мечта, красота).

^

— Как меняется Сашка?(Сашка обретает мечту, цель в жизни, следовательно, он начинает жить по- настоящему. Ангелочек поднимает его над этим миром. Он пробуждает в мальчике душу).- Одинок ли Сашка в своем ли чувстве? (Сашка несет ангелочка отцу, и тот разделяет чувство сына. Но если для Сашки ангелочек — это надежда, мечта о прекрасном будущем, то для Ивана Саввича — прекрасное прошлое).

^

«… услышал млеющий голос из того чудного мира, где он жил когда- то и откуда он был навеки изгнан…», «спустился…в черную душу человека, у которого было отнято все…» — Какими ложатся спать эти люди?(Умиротворенными, счастливыми, успокоенными. И, может быть, Сашка впервые в своей жизни увидит прекрасный сон).

^

Чтение учителем стихотворения Л. А. Чарской.

Ночь. Тишина. У киота Тихо лампада сияет.Светлый и радостный кто- то Детский покой охраняет.Очи, как звезды мерцая, Дивною блещут красою.Кудри до плеч ниспадая,Светлою вьются волною.Он из надзвездного мира В мир поднебесный явился. Рея в пространствах эфира, К детской постели спустился.Вея крылом белоснежнымВ милые, сонные глазки,Голосом тихим и нежнымШепчет он дивные сказки…

^

Чтение финала рассказа.

Обращение к словам Н.К.Михайловского (на доске):

«Не потому ли автор здесь опустил занавес, что пробуждение старика и мальчика должно оказаться страшнее смерти?»- Как вы думаете: прав ли был критик?

^

Заключительное слово учителя:

Для Л.Андреева ангелочек — символ. Это символ мечты. И мечту эту нужно лелеять и хранить в своем сердце бережно. Рассказ автобиографичен. Нечто подобное произошло в детстве с писателем. Мечты хрупки, но они оставляют глубокий след в душе, а может быть, и изменяют душу полностью. Мне кажется, Сашка проснется другим человеком, а вы как думаете?

Мнения учащихся. Домашнее задание:

1. Написать отзыв на рассказ Л.Андреева «Ангелочек».2. Индивидуальное задание: прочитать стихотворение А.Блока «Сусальный ангел», письменно ответить на вопрос: «Одинаково ли воспринимали ангелочка герои Л.Андреева и лирический герой А.Блока»?

Подведение итогов, оценки за урок

наполнила комнату запахом керосина,крикливый наглый блеск свечей,созерцании впервыедитя признало красоту,киота тихо лампада сияет,творчестве усиливаются религиозные мотивы,вея крылом белоснежнымв милые,ребенка оказывает огромное влияние,лелея грезы золотыеи чистой,анализом образа главного героя,провела учитель русского языка

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …