Логистика как хозяйственная деятельность — страница 2

^ Системный анализ – это методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации (синтеза) и последующего анализа.Основные задачи, решаемые при системном анализе:• задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;• задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;• задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей.Свойства систем:Связанные с целями и функциями:• Синергичность – свойство системы не равно простой сумме аналогичных свойств ее подсистем. • Приоритет интересов системы более высокого уровня перед интересами её компонентов. • Эмерджентность — цели компонентов системы не всегда совпадают с целями системы. • Мультипликативность — и позитивные, и негативные эффекты функционирования компонентов в системе обладают свойством умножения, а не сложения. • Целенаправленность. • Альтернативность путей функционирования и развития. Связанные со структурой:• Целостность — первичность целого по отношению к частям. • Неаддитивность — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов. • Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между ними. • Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система (подсистема) более широкой глобальной системы. Связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой:• Коммуникативность — существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии. • Взаимодействие и взаимозависимость системы и внешней среды. • Адаптивность — стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития). • Надёжность — функционирование системы при выходе из строя одной из её компонент, сохраняемость проектных значений параметров системы в течение запланированного периода. Прочие:• Интегративность — наличие системообразующих, системосохраняющих факторов. • Эквифинальность — способность системы достигать состояний независящих от исходных условий и определяющихся только параметрами системы. • Наследственность. • Развитие. • Самоорганизация.

Концепция – это система взглядов, то или иное понимание каких-либо явлений, процессов. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Концептуальными положениями (принципами) логистики являются следующие.
Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда материальный поток оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения.
Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей логистической цепи от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику.
Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.
Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.
Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. Критерием оценки должна быть максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев логистической цепи допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей логистической системы в целом.
Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Смысл этого положения в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация потоковых процессов за счет использования специализированного оборудования, возможна только в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень научно-технического развития общества.
Принцип развития логистического сервиса. По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.).
Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистической системы широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.
Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.
Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.
Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистичекой ситеме. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п.
Принцип устойчивости и адаптивности. В условиях, когда внешняя среда характеризуется высокой степенью неопределенности и риска логистическая система должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды.
Структура логистических служб в зависимости от функциональных областей (сфер) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.
Реализуют логистические функции следующие организации:· транспортные предприятия;· торговые предприятия;· коммерческо-посреднические организации;· предприятия-изготовители;· специализированные внешние логистические организации

Важнейшим условием достижения успеха в организации деятельности предприятия является выработка принципов организации. Обобщая теоретические и практические разработки в этой области, можно сформулировать следующие основные принципы организации службы логистики на предприятии:*Разделение труда,* делегирование полномочий, *диапазон контроля, *модели организации, *влияние технологии, *факторы среды, *величина предприятия, *подбор кадров, *обязанности сотрудников, *полномочия управляющего, *поставленные цели, *компетентность и дисциплина, *нормы и нормативы, *диспетчирование работ, *вознаграждение сотрудников, *инициатива сотрудников.
Организационная структура логистики на предприятии
При традиционном варианте управления материальными потоками (МП) на предприятии, отсутствует системность управления. Так, связи между логистическими операциями (ЛО), соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует организация, объединение ЛО в единую общую для предприятия функцию управления МП, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать. В результате нет, как таковой, оптимизации сквозного МП в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления МП отсутствуют интегративные свойства. Поскольку логистические функции (ЛФ) тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии, это часто приводит к распределению ЛФ по разным службам (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, производство и т.д.). При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного МП на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения – логистической службы, которая будет реализовывать следующие основные задачи.
К основные задачам логистической службы относятся:1. Развитие, формирование, реорганизация логистичекой системы(ЛС).2. Разработка и реализация логистической стратегии предприятия.Внутренняя и внешняя логистическая интеграция: 1) формирование взаимодействий, гармоничных и продуктивных рабочих отношений между сотрудниками различных функциональных подразделений, которые обеспечивали бы достижение цели ЛС, организация их совместной работы; 2) координация деятельности в функциональных областях логистики на предприятии и в логистической цепи.Управление МП и сопутствующими потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции.

Менеджерам по логистике приходится порой совмещать самые разнообразные функции. Организацией товародвижения их деятельность в большинстве случаев не ограничивается. При этом сотрудники, выполняющие на предприятии логистические функции, не обязательно официально называются менеджерами или директорами по логистике, а требования к их профессиональным качествам в значительной степени зависят от сферы деятельности компании.Основными функциями менеджера по логистике, выполняемыми совместно с главами подразделений компании, являются помесячное планирование, размещение заказов, определение требований к отгрузке товара, получение грузов, управление таможенными и нетаможенными, а также, возможно, транзитными складами. Таможенная очистка грузов, отправка заказов и составление необходимой документации, отслеживание грузов и получение подтверждения об их конечной доставке в соответствии с нуждами каждого отдельного подразделения компании.

Руководит системой планирования и координирует ее совместно с сотрудниками соответствующих подразделений для прогнозирования уровня продаж каждого отдельного подразделения, выделяя основные изменения для высшего руководства компании.
Постоянно отслеживает возможности работы склада.
Непрерывно отслеживает изменения в законодательстве, которые могут препятствовать ведению бизнеса компании.
Отслеживает уровни складских запасов (стоков), принимая во внимание оптимальный уровень стока и размещая заказы по поставке продуктов у поставщиков соответственно.
Управляет стоками, оперативно информируя руководство о возможной нехватке товара.
Координирует процесс отслеживания запасов и их прогнозирования для обеспечения готовности поступления товаров в продажу, контролируя возможную нехватку товаров.
Организует успешное получение грузов на таможенных складах.
Обеспечивает наличие требуемой отгрузочной документации, включая лицензию на ввоз.
Контролирует успешную таможенную очистку товаров и их перевод с таможенного склада на нетаможенный для инвентаризации товаров и их выпуска в свободное обращение.
Управляет процессами инвентаризации, планирования и получения товаров на региональных складах по всей территории России.
Отслеживает соответствие производимых операций политике и процедурам, установленным в компании.
Подбирает партнерские транспортные фирмы, оценивает их работу.
Обеспечивает доставку грузов в соответствии с требованиями отдельных подразделений. Прорабатывает всю получаемую информацию и выступает консультантом для глав подразделений по всем соответствующим вопросам.

По данным Федерального ведомства внешней торговли объем рынка логистических услуг в России в 2006 году оценивается в $25–30 млрд . По оценке экспертов, в отрасли работает свыше 6000 предприятий. Дефицит площадей оценивается от 0,5 млн. кв. м. до 1,0 млн. кв. м., и вызван приходом в страну большого числа иностранных компаний.Российский рынок логистических услуг развит в недостаточной мере. Емкость российского рынка логистических услуг достигает 70 млрд долларов, его потенциал на перспективу оценивается в 120 млрд долларов ежегодно. Более 60% от этой суммы приходится на Московский регион и Санкт-Петербург.Наиболее динамично в нашей стране сейчас развиваются простые логистические операции: перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта. Сложным комплексным проектам (интеграция и управление цепями поставок от производителя к конечному потребителю) наши провайдеры уделяют значительно меньше внимания, несмотря на то, что такие контракты более рентабельны, как мы определили ранее. Но тенденция увеличения интереса к более сложным операциям всё же наблюдается.Ежегодный прирост рынка составляет 6 — 7%, вообще российский рынок услуг по хранению и дистрибуции товаров является одним из самых перспективных и постоянно растущих секторов экономики. Специалисты прогнозируют среднегодовые темпы роста регионального рынка складских услуг (без московского региона) к 2010 г. на уровне 17-18%. Серьезный фактор повышения значения региональных центров с точки зрения развития транспортно-логистического рынка России — выход в регионы российских и западных розничных сетей (пик активности прогнозируется на 2006-2009 гг.).Основным препятствием, сдерживающим процесс роста, является отсутствие в регионах качественной инфраструктуры.Сегодняшнее состояние рынка логистических услуг в сравнении с мировыми тенденциями развития отрасли характеризуется высокими темпами роста — 6-7 % по сравнению с 3-4 % в странах ЕС.
10. Логистические издержки. Логистический подход к управлению издержками фирмы.
Издержки логистические — затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка и т.д.; сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.п.). По своему экон. содержанию И.л. частично совпадают с издержками произ-ва, издержками трансп., затратами по завозу товаров, затратами по отправке товаров, издержками хранения, расходами на тару и другими составляющими издержек обращения. И.л. в масштабе отдельно взятой фирмы обычно исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на ед. массы сырья, материалов, готовой продукции и др. (напр., долл./тонну материальных ресурсов), в процентах от стоимости чистой продукции; в общенациональном масштабе — в процентах от валового национального продукта (напр., в 1989 г. в США И.л. составляли 11,1 % от стоимости валового национального продукта). Важнейшими составляющими И.л. являются трансп.-заготовительные расходы (в США — примерно 60 % от суммы И.л.), а также затраты на формирование и хранение запасов. Индексы и ряды динамики И.л. регулярно публикуются в отдельных периодических изданиях по логистике.

Оцените статью
Добавить комментарий