Логистика

ИНФОРМАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР"МАРКЕТИНГ" ЛОГИСТИКА
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших и средних специальных учебных заведений
МОСКВА 1999ББК 87.4 Г 13
Г 13 Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.— 2-е изд.— М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. — 228 с.
ISBN-5-7856-0021-8В учебнике изложены современная концепция и задачи ло­гистики. Охарактеризованы участники логистического про­цесса, описаны методы, обеспечивающие повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет рациональной организации материальных потоков.Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также практических работников сферы распре­деления, закупок, транспорта, организации торговых и произ­водственных процессов.Рецензент — заслуженный деятель науки РФ,действительный член Инженерной академии,председатель Координационного совета по логистике,доктор технических наук, профессор

Г 1404000000-021
Б64(03) – 99 ББК 87.4
ISDN 5 – 7856 – 0021 – 8 А.М. Гаджинский, 1999
Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними ин­формационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использова­ние логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, уско­ряет процесс получения информации, повышает уровень серви­са.Деятельность в области логистики многогранна. Она включа­ет управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функ­ций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхо­да — органичная взаимная связь, интеграция вышеперечислен­ных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода — сквозное управление материальными потоками.Управление материальными потоками всегда являлось суще­ственной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наи­более важных функций экономической жизни. Основная причи­на — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвав­ший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потре­бителя.В условиях перехода к рыночным отношениям единые систе­мы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйство­вания самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и прини­мает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.
СТРУКТУРА

* Практика преподавания дисциплины показала, что целостное предста­вление о логистике формируется у студента лишь на последних этапах изу­чения. В связи с этим предлагается специальная краткая вводная глава, си­стемно излагающая основы курса. Знакомство с материалом главы поможет понять специфику логистики, повысит эффективность учебного процесса.По каждой из тем студенту предлагается выполнить самостоятельную ра­боту, включающую анализ конкретного экономического объекта. Комплекс рассмотренных и отработанных при этом вопросов может стать основой курсового или дипломного исследования.

В рамках настоящей темы рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:• краткий исторический очерк развития логистики;• определение понятия логистики;• специфика логистического подхода к управлению материальными потоками;• предпосылки развития логистики;• этапы развития логистики в экономике;• экономический эффект от использования логистики.Основными направлениями развития логистики, в историче­ском аспекте, являются военное дело и, начиная со второй по­ловины XX века — экономика. Несмотря на определенные раз­личия, которые вкладываются в понятия логистики в каждом из названных направлений, оба эти понятия имеют общие эле­менты — согласованность действий при управлении материаль­ными потоками, их рациональность, точный расчет. Краткий исторический очерк, которым начинается изучение первой те­мы, формирует представление о развитии термина «логистика» в исторической ретроспективе, помогает самостоятельно ориен­тироваться в современных публикациях по дисциплине, способ­ствует более глубокому пониманию специфики логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике.
Следующий вопрос определяет логистику как плани­рование, организацию и контролирование всех видов де­ятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
Как прикладная наука, логистика разрабатывает новые, эффективные методы управления материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Как прак­тическая деятельность — обеспечивает применение этих мето­дов.Следует отметить, что в отечественной и зарубежной эконо­мической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появился такой термин, как банковская логистика. Расшире­ние сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и особенно 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развити­ем методов управления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками. Причина — высокая доля логистической составляю­щей в конечной стоимости товара (свыше 70%). Соответственно объектом изучения настоящего курса логистики является мате­риальный поток и логистические системы, обеспечивающие его прохождение.Управление материальными потоками в экономике, то есть изменение их направления, скорости, качественного и количе­ственного состава, а также других характеристик, осуществля­лось с древнейших времен. Однако логистикой эта деятельность стала называться лишь со второй половины XX века. В насто­ящее время ни одно из определений логистики не отражает в полной мере специфики логистического подхода к управлению материальными потоками. В связи с этим принципиальному от­личию логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного посвящен отдельный вопрос.
Специфика логистики заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффек­тивное управление сквозными материальными потоками.
Понимание специфики логистики формируется при изучении двух моделей управления материальными потоками: традиционной и построенной на принципах логистики. При этом необ­ходимо научиться отличать системы управления, построенные по традиционным моделям, формулировать задачу их логисти­ческого совершенствования, выделяя тем самым существенные резервы повышения эффективности функционирования и со­ответственно, конкурентоспособности анализируемого субъекта экономики.Логистический подход к управлению материальными пото­ками, как уже отмечалось, известен давно. Однако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравни­тельно недавно, что обусловлено как внешними по отношению к системам управления материальными потоками факторами, так и развитием самого логистического метода.К внешним факторам следует отнести переход от рынка про­давца к рынку покупателя, усиление конкуренции, энергетиче­ский кризис 70-х годов, а также достижения НТП и, в первую очередь, компьютеризацию управления материальными потока­ми и индустриализацию процессов товародвижения.Серьезное влияние на эффективность применения логистики оказывает степень совершенства самого логистического метода, в развитии которого выделяют несколько этапов, которые также рассматриваются в процессе изучения темы.Изучение третьего и четвертого вопросов формирует пони­мание причин, обусловливающих актуальность применения ло­гистики для тех или иных экономических условий.Экономический эффект от применения логистического под­хода к управлению материальными потоками в сферах произ­водства и обращения (вопрос 5) рассматривается в разрезе сле­дующих слагаемых:- снижение запасов на всем пути движения материального потока;- сокращение времени прохождения товаров по логистиче­ской цепи;- снижение транспортных расходов;- сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.В результате изучения первой темы формируется предста­вление о том, что такое логистика, в чем специфика логи­стического подхода к управлению материальными потоками в экономике, чем обусловлены необходимость и возможность применения логистического метода, а также о том, что дает это применение в плане улучшения экономических показате­лей.В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется описать конкретную материалопроводящую систему, качественно оценив при этом резервы, которые могут быть вскрыты в результате ее совершенствова­ния на базе логистики.

Изучение данной темы осуществляется в разрезе следующих вопросов:• концептуальные положения логистики;• участники процесса управления материальными потоками в экономике и их логистические функции;• функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, фи­нансами и планированием производства.Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяй­ственной деятельности в пользу усиления значимости деятель­ности по управлению материальными потоками.
Основные положения названной системы взглядов — предмет первого вопроса данной темы. При этом концепция логистики представлена следующи­ми положениями:
реализация принципа системного подхода;
учет логистических издержек на протяжении всей логи­стической цепочки;
гуманизация технологических процессов, создание совре­менных условий труда;
развитие услуг сервиса на современном уровне;
способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.
Понимание материала следующего вопроса этой темы позво­ляет выделять из всех субъектов экономики структуры, имею­щие самое непосредственное отношение к продвижению матери­ального потока:— транспортные предприятия общего пользования, различ­ные экспедиционные фирмы;— предприятия оптовой торговли;— коммерческо — посреднические организации;— предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции.Деятельность перечисленных участников наиболее суще­ственно влияет на характеристики сквозных материальных по­токов, поэтому именно она изучается в настоящем курсе. Это следует ясно понимать, так как к процессу управления сквозны­ми материальными потоками имеют отношение и другие субъ­екты экономики, например, банки, страховые компании и т. п. Однако временные рамки курса не позволяют развернуто изу­чить финансовое, страховое и другие виды обеспечения логи­стических процессов.
Во втором вопросе темы очерчен круг логистических функ­ций,* выполняемых основными участниками в процессе упра­вления материальными потоками, то есть показано, кто и что делает для того, чтобы материальный поток попал от первич­ного источника сырья к конечному потребителю. При этом под логистической функцией понимается укрупненная группа логи­стических операций, направленных на реализацию целей логи­стической системы.
* В рамках настоящего курса под термином функция понимается совокуп­ность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, также имеющих опреде­ленную цель.К логистическим функциям относят работы, выполнение ко­торых является необходимым условием того, чтобы по материалопроводящей цепи пошел поток. Состав таких работ несложно наметить. Очевидно, вначале необходимо выяснить потребность в материалах, затем договориться о поставке, перевезти гру­зы, организовать их хранение, продвижение внутри предприятия (возможно, в процессе производственной переработки), а затем выполнить комплекс работ по сбыту.На макроуровне перечисленные, а также ряд других работ распределяются между транспортными, оптовыми, посредниче­скими и производственными предприятиями. Участники логи­стического процесса на микроуровне, то есть на уровне отдель­ного предприятия, охарактеризованы в следующем, третьем во­просе. К таким участникам относят службу маркетинга, служ­бу планирования производства, службу финансов и, конечно же, службу логистики. Изучение функциональной взаимосвязи логи­стики с маркетингом, финансами и планированием производства формирует представление о месте логистики в функциональной структуре предприятия. Понимание этого вопроса базируется на знании состава функций служб маркетинга и экономического анализа.По данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу:— изучить организационную структуру предприятия (по ли­тературным источникам либо на материалах конкретной фир­мы), выявив при этом службы, реализующие те или иные функ­ции логистики;— оценить возможность выделения единой логистической службы;— наметить состав ее функций;— оценить целесообразность реорганизации предприятия;— обозначить факторы, которые могут оказать сдерживаю­щее влияние на преобразование организационной структуры.Студенты вечернего и заочного отделений изучают систему управления потоками на тех фирмах, где они работают. С пред­ложениями по преобразованию предприятия в соответствии с концепцией логистики желательно ознакомить руководство фир­мы. Предложение и соответствующее мнение руководства могут стать предметом обсуждения и анализа на одном из последую­щих семинаров.
изучается в разрезе следующих вопросов:
• понятие материального потока;• виды материальных потоков;• логистические операции на разных стадиях движения ма­териального потока.Понятие материального потока является ключевым в логи­стике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функ­цией управления, упорядочить эти процессы, получив тем са­мым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (понятие логи­стической операции рассматривается ниже).Развивает представление о материальных потоках изучение их классификации, которая представлена в курсе в разрезе следующих признаков:- натурально-вещественный состав потока: одноассортиментные и многоассортиментные;- различие массы или объема: массовые, крупные и средние;
степень совместимости грузов различной номенклатуры;
совместимые и несовместимые;- удельный вес груза: тяжеловесные и легковесные;- способ затаривания: грузы в контейнерах, ящиках, мешках и т. д.;- по отношению к логистической системе: внешние, вну­тренние, входящие и выходящие.
Материал последнего вопроса темы формирует представле­ние о логистических операциях как совокупности действий, на­правленных на преобразование материального и/или информа­ционного потоков. К логистическим операциям относят погрузку, транспортировку, разгрузку, укладку на хранение и отборку из мест хранения, укладку в тару, формирование грузового па­кета, а также многочисленные другие операции, совершаемые в процессе продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей по материалопроводящей цепи.
Классифицируют логистические операции по следующим признакам:— переход права собственности на товар: с переходом, без перехода;
— изменение потребительских свойств: с добавленной стои­мостью, без добавленной стоимости;
— природа потока: с материальным потоком, с информационным потоком.В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется выделить в окружающей экономической среде ма­териальные потоки, относящиеся к различным классификационным группам, и описать их. При этом желательно подыскать примеры для каждой классификационной группы. Ту же работу рекомендуется проделать и по логистическим операциям.

Оцените статью
Добавить комментарий