Ломоносов как драматург

Оружие Мамая — подлость, коварство, ложь, жестокость. Он долгое время ведет опустошительные войны, сея повсюду смерть, но сам не наделен ни мужеством, ни храбростью, ни отвагой. Напротив, Мамай непомерно трусливий. В нем сосредоточились самые отвратительные качества. Изображая правителя Крымского царства, Ломоносов нарушает каноны классицизма. Возможно, такое осторожное изображения царя объясняется тем, что автор пытался обойти острые углы, чтобы избежать недовольства императрицы. Такая постановка темы правителя проводит весомую границу между трагедиями Ломоносова и Сумарокова.
Привлекает внимание еще один образ. Это мамка Тамир Клеона. По мнению исследователей, в ее образе ярко просматриваются черты русских крепостных женщин. Невольно напрашивается параллель между КЛЕОН и няней Татьяны: "Тамира, конечно, не Татьяна Ларина, но внимательном глазу видно, что между мамкой КЛЕОН … и няней Татьяны в основе характера больших различий нет. И то, что Ломоносов в своей первой трагедии приводит нам невольно на память Пушкина, говорит о его художественный талант "[3: 213].
Главное место в пьесе отводится монологам героев, которые являются не только средством их характеристики, раскрытие внутреннего мира, воспроизведение стремлений, переживаний и чувств персонажей. Монологи выполняют и информативную функцию. Из них зритель узнает о том, что происходит за стенами королевского дворца, предшествовало началу действия, показанной на сцене, получает некоторые сведения из прошлого отдельных действующих лиц и т. Часто размышления героев о личном счастье превращаются в рассуждения о смысле человеческой жизни вообще, что придает пьесе философского характера. Интересно, что на особенностях религиозных верований магометан в трагедии внимания не акцентировано. Поведение героев, их поступки обусловлены общечеловеческими стремлениями и устремлениями, не зависящими от вероисповедания. Такое отношение к религии было присуще многим представителям дворянской интеллигенции XVIII в., Начинает появляться тип "вольнодумца", который выступает против религиозных учреждений. "Ломоносов разрушает церковные представления о жизни. Всем развитием действия он показывает, что хотя люди собственные желания и поступки приписывают воли потусторонней силы — судьбы, на самом деле все, что происходит с человеком, есть дело человеческих же рук" [4: 101]. В "Тамире и Селими" побеждают активные герои, собственными поступками решительно защищают свое право на счастье. Победа России также является результатом объединения, организованного сопротивления сильному врагу.
Спорной, на наш взгляд, мнение Западов о том, что именно доминирование героев-магометан, среди которых — главные положительные персонажи, стало причиной непродолжительного сценической жизни пьесы [3: 210]. Трагедия ставила общечеловеческие проблемы, изображала переживания и чувства, близкие каждому человеку, акцентировала внимание на том, что объединяет, а не разъединяет людей. Кроме того, уже довольно много времени прошло со времен татаро-монгольщины, чтобы поколения ХVIII в. воспринимало магометан как заклятых врагов.
Трагедия "Тамира и Селим» в целом классицистический произведение. Но стремление автора к правдивого воспроизведения действительности, неоднозначно изображения характеров, раскрытие истинных причин поступков людей, попытки сделать изображаемое естественным и понятным объясняет некоторые отклонения от норм классицистического искусства, о которых речь уже шла. Это сказалось и на стиле произведения. Торжественность и возвышенность, соответствует правилам классицизма, присущая "Тамире и Селиму". Но иногда ощущаются мотивы народной поэзии, любовного романса XVIII в., Звучит живая разговорная речь, что нарушает высокий стиль трагедии, но приближает ее к более широкому кругу читателей и зрителей.
Итак, талантливый поэт-новатор сделал новаторские шаги и в драматургии. Трагедии Ломоносова стали подтверждением разносторонности его таланта.

Оцените статью
Добавить комментарий