Маркетинг учебно-методические материалы

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Московская академия экономики и права ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
А.В. КАРАПАТНИЦКАЯ
МАРКЕТИНГ
Учебно-методические материалыМосква 2003
А втор : Карапатницкая А.В. — кандидат экономических наук, доцент.
Рецензент: Семенова А.А.
кандидат экономических наук, доцент кафедры "Экономика и менеджмент" Московского Государственного индустриального университетаУчебно-методические материалы рекомендованы к из­данию кафедрой менеджмента и маркетинга института экономики МАЭП (протокол № 1 от 03 сентября 2002 г.).
©Карапатницкая А.В. 2003 г. ©Московская академия экономики и права, 2003 г.
^
Маркетинговая деятельность является неотъемлемым условием эффективного предпринимательства. Развитие, становление и дальнейшее углубление рыночных отноше: ний невозможно без восприятия идеологии и принципов маркетинга, без использования методов современной мар­кетинговой деятельности. Все это определяет не только це­лесообразность, но и обязательную необходимость изуче­ния курса маркетинга студентами, обучающимися по эко­номическим специальностям.
Предметом дисциплины «Маркетинг» является изучение социально-экономических и организационных аспектов продвижения товаров и услуг от производителя к потреби­телю посредством обмена, органическая взаимосвязь и взаимозависимость производства и потребления.Основными целями и задачами учебной дисциплины «Маркетинг» являются:
изучение теоретических основ маркетинга и специфики маркетинговой деятельности на предприятиях различных форм собственности и отраслевой принадлежности;
овладение студентами основными положениями мето­дологии проведения маркетинговых исследований и принятия на их основе оптимальных маркетинговых ре­шений;
овладение студентами навыками решения практичес­ких маркетинговых задач, разработки маркетинговых программ, являющихся основой для планирования всех сторон деятельности предприятия.
Содержание и логика построения дисциплины «Марке­тинг» подразумевает комплексный подход к маркетин-
3
говой деятельности в практическом приложении.Методика преподавания и изучения дисциплины пред­полагает как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов. Аудиторные занятия проводятся в форме лек­ций, практических занятий, ситуационных семинаров с ши­рокой дискуссией, что позволяет студентам овладеть навы­ками принятия маркетинговых решений.Метод имитирования реальной ситуации для ее изуче­ния, анализа и принятия решения путем рассмотрения * оценки различных вариантов решения помогает студентам овладеть навыками практического маркетинга, научиться вести научную дискуссию и отстаивать свою позицию. В ходе дискуссии находится наиболее подходящее решение путем сопоставления различных точек зрения, что способ­ствует комплексному подходу к решению проблемы, более точному и полному ее пониманию.В ходе самостоятельной работы студенты изучают науч­ную и учебную литературу, нормативно-правовые доку­менты и т.д.Контроль знаний студентов по дисциплине «Марке­тинг» осуществляется путем выполнения практических за­даний, решения задач и подготовки докладов для семинар­ских занятий, выполнения и защиты курсовой работы, в ходе деловых игр, тестирования и сдачи экзамена.По завершении изучения курса «Маркетинг» студенты должны:
знать законы функционирования рынка и средств его регулирования, тенденции развития спроса, методы выявления потребностей целевого рынка;
уметь анализировать рыночную ситуацию* сегментиро­вать рынки, выбирать целевые рынки и позициониро­вать продукцию;
■ уметь анализировать внутреннюю среду предприятия,
оценивать его производственный, технологический и ин­теллектуальный потенциал, сильные и слабые стороны, реальные и потенциальные возможности, конкуренто­способность;
знать методы изучения потребителей и способы воздей­ствия на них;
знать особенности маркетинга потребительских това­ров и продукции производственного назначения;
знать методы формирования товарного ассортимента, планирования новой продукции, разработки товарной марки и упаковки;
уметь использовать методы ценообразования в марке­тинговой деятельности;
•знать основы формирования стратегии сбытовой дея­тельности предприятия, управления каналами распреде­ления и организации системы товародвижения;
• знать подходы к разработке коммуникационной поли­тики предприятия, правила организации рекламы и свя­
зей с общественностью;
знать специфику маркетинга услуг, некоммерческого маркетинга и.других отраслей и сфер деятельности;
знать принципы и особенности ведения международ­ного маркетинга;
уметь принимать маркетинговые решения, направлен­ные на достижение стратегических и оперативных целей организации.
4
5
^ — ‘ Ч
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
А/о
В/о
З/о
Лек.
Сем.
Лек.
Сем.
Лек.
Сем.
Раздел 1. Основные категории и понятия маркетинга
24
10
16
4
4

1
Введение в маркетинг. Принципы, концепции и функции маркетинга.
4
2
3
2
Маркетинговая среда фирмы
4
2
2
-■
3
Маркетинговые исследования
4
2
3
4.
Поведение потребителей
4
2
3
5
Разработка целевого рынка
4
2
3
6
Стратегия и тактика маркетинговой деятельности
4

2
Раздел Ъ Маркетинговое планирование
30
12
26
8
6
2
7
У
Товарная политика
8
2
6
2
8
Сбытовая политика
4
2
5
2.
9
Ценовая политика
4
2
5
2
10
Коммуникационная политика
12
6
8 ‘
2
11
Маркетинговая организация
2

2

Раздел 3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
10

6



12.
Маркетинг услуг
4-
-‘
2

13
Некоммерческий маркетинг
2

2
— •

14
Международный маркетинг
4

2

Деловая компьютерная игра "Разработка / структуры хозяйственного портфеля"
4
4
ИТОГО:
64,
26
48
16
10
2
6
^
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
Тема 1 Введение в маркетинг. Принципы, концепции и функции маркетинга.
Маркетинг в системе предпринимательства. Маркетингкак объективное условие эффективной деятельности пред­приятия, фирмы в условиях рыночных отношений. Марке­тинг в системе макроэкономических и микроэкономичес­ких взаимосвязей. Теория маркетинга и практика марке­тинга. Основные этапы развития маркетинга как теории ивнедрения в практику западного предпринимательства.Перспективы развития маркетинга в современном россий­
ском предпринимательстве. ч* Сущность и определение маркетинга. Основные кате­
гории и понятия маркетинга: нужда, потребность, спрос,предложение, товар, обмен, сделка, рынок. Их взаимо­связь. Определяющее положение в маркетинговой деятель­ности категорий спроса и предложения.Потребность и спрос. Трансформация потребностей в спросе. Спрос потенциальный, существующий, желатель­ный. Методы определения и анализа спроса на товар. Ос­новные виды маркетинговой политики фирмы (предприя­тия) , обусловленной конъюнктурой спроса и предложения конкретного товара на рынке: конверсионный маркетинг, стимулирующий маркетинг, развивающий маркетинг, под­держивающий маркетинг, ремаркетинг, синхромаркетинг, демаркетинг и др.
7
^ целей.
Активность и наступательность, поиск преимуществ в кон­курентной борьбе, ориентация на долгосрочную пер­
спективу. >
^ проблемы и экономические ресурсы общества. Концепции совершен­ствования маркетинга и социально-этичного маркетинга.
Основные функции маркетинга. Анализ рынка и факто­ров маркетинговой среды. Проведение маркетинговых ис­следований и создание системы маркетинговой инфор­мации. Изучение поведения потребителей. Разработка цвг левого рынка и рыночных стратегий. Планирование комп­лекса маркетинга. Разработка товаров и товарной полити­ки. Планирование цены и ценовой политики. Организация товародвижения и сбыта. Маркетинговые коммуникации и разработка коммуникационной политики. Организация, планирование и управление маркетинговой деятельностью на предприятии. Контроль реализации плановых решений.

Московская академия экономики и права ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

А.В. КАРАПАТНИЦКАЯ

МАРКЕТИНГ

Учебно-методические материалыМосква 2003
А втор : Карапатницкая А.В. — кандидат экономических наук, доцент.

Рецензент: Семенова А.А.

кандидат экономических наук, доцент кафедры "Экономика и менеджмент" Московского Государственного индустриального университетаУчебно-методические материалы рекомендованы к из­данию кафедрой менеджмента и маркетинга института экономики МАЭП (протокол № 1 от 03 сентября 2002 г.).

©Карапатницкая А.В. 2003 г. ©Московская академия экономики и права, 2003 г.

^

Маркетинговая деятельность является неотъемлемым условием эффективного предпринимательства. Развитие, становление и дальнейшее углубление рыночных отноше: ний невозможно без восприятия идеологии и принципов маркетинга, без использования методов современной мар­кетинговой деятельности. Все это определяет не только це­лесообразность, но и обязательную необходимость изуче­ния курса маркетинга студентами, обучающимися по эко­номическим специальностям.

Предметом дисциплины «Маркетинг» является изучение социально-экономических и организационных аспектов продвижения товаров и услуг от производителя к потреби­телю посредством обмена, органическая взаимосвязь и взаимозависимость производства и потребления.Основными целями и задачами учебной дисциплины «Маркетинг» являются:

  • изучение теоретических основ маркетинга и специфики маркетинговой деятельности на предприятиях различных форм собственности и отраслевой принадлежности;
  • овладение студентами основными положениями мето­дологии проведения маркетинговых исследований и принятия на их основе оптимальных маркетинговых ре­шений;
  • овладение студентами навыками решения практичес­ких маркетинговых задач, разработки маркетинговых программ, являющихся основой для планирования всех сторон деятельности предприятия.

Содержание и логика построения дисциплины «Марке­тинг» подразумевает комплексный подход к маркетин-

3

говой деятельности в практическом приложении.Методика преподавания и изучения дисциплины пред­полагает как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов. Аудиторные занятия проводятся в форме лек­ций, практических занятий, ситуационных семинаров с ши­рокой дискуссией, что позволяет студентам овладеть навы­ками принятия маркетинговых решений.Метод имитирования реальной ситуации для ее изуче­ния, анализа и принятия решения путем рассмотрения * оценки различных вариантов решения помогает студентам овладеть навыками практического маркетинга, научиться вести научную дискуссию и отстаивать свою позицию. В ходе дискуссии находится наиболее подходящее решение путем сопоставления различных точек зрения, что способ­ствует комплексному подходу к решению проблемы, более точному и полному ее пониманию.В ходе самостоятельной работы студенты изучают науч­ную и учебную литературу, нормативно-правовые доку­менты и т.д.Контроль знаний студентов по дисциплине «Марке­тинг» осуществляется путем выполнения практических за­даний, решения задач и подготовки докладов для семинар­ских занятий, выполнения и защиты курсовой работы, в ходе деловых игр, тестирования и сдачи экзамена.По завершении изучения курса «Маркетинг» студенты должны:

  • знать законы функционирования рынка и средств его регулирования, тенденции развития спроса, методы выявления потребностей целевого рынка;
  • уметь анализировать рыночную ситуацию* сегментиро­вать рынки, выбирать целевые рынки и позициониро­вать продукцию;

■ уметь анализировать внутреннюю среду предприятия,

оценивать его производственный, технологический и ин­теллектуальный потенциал, сильные и слабые стороны, реальные и потенциальные возможности, конкуренто­способность;

  • знать методы изучения потребителей и способы воздей­ствия на них;
  • знать особенности маркетинга потребительских това­ров и продукции производственного назначения;
  • знать методы формирования товарного ассортимента, планирования новой продукции, разработки товарной марки и упаковки;
  • уметь использовать методы ценообразования в марке­тинговой деятельности;

знать основы формирования стратегии сбытовой дея­тельности предприятия, управления каналами распреде­ления и организации системы товародвижения;

• знать подходы к разработке коммуникационной поли­тики предприятия, правила организации рекламы и свя­

зей с общественностью;

  • знать специфику маркетинга услуг, некоммерческого маркетинга и.других отраслей и сфер деятельности;
  • знать принципы и особенности ведения международ­ного маркетинга;
  • уметь принимать маркетинговые решения, направлен­ные на достижение стратегических и оперативных целей организации.

4

5

^ — ‘ Ч

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
А/о В/о З/о
Лек. Сем. Лек. Сем. Лек. Сем.
Раздел 1. Основные категории и понятия маркетинга 24 10 16 4 4
1 Введение в маркетинг. Принципы, концепции и функции маркетинга. 4 2 3
2 Маркетинговая среда фирмы 4 2 2 -■
3 Маркетинговые исследования 4 2 3
4. Поведение потребителей 4 2 3
5 Разработка целевого рынка 4 2 3
6 Стратегия и тактика маркетинговой деятельности 4 2
Раздел Ъ Маркетинговое планирование 30 12 26 8 6 2
7

У

Товарная политика 8 2 6 2
8 Сбытовая политика 4 2 5 2.
9 Ценовая политика 4 2 5 2
10 Коммуникационная политика 12 6 8 ‘ 2
11 Маркетинговая организация 2 2
Раздел 3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности 10 6
12. Маркетинг услуг 4- -‘ 2
13 Некоммерческий маркетинг 2 2 — •
14 Международный маркетинг 4 2
Деловая компьютерная игра "Разработка / структуры хозяйственного портфеля" 4 4
ИТОГО: 64, 26 48 16 10 2

6

^

РАЗДЕЛ 1 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА

Тема 1 Введение в маркетинг. Принципы, концепции и функции маркетинга.

Маркетинг в системе предпринимательства. Маркетингкак объективное условие эффективной деятельности пред­приятия, фирмы в условиях рыночных отношений. Марке­тинг в системе макроэкономических и микроэкономичес­ких взаимосвязей. Теория маркетинга и практика марке­тинга. Основные этапы развития маркетинга как теории ивнедрения в практику западного предпринимательства.Перспективы развития маркетинга в современном россий­

ском предпринимательстве. ч
* Сущность и определение маркетинга. Основные кате­

гории и понятия маркетинга: нужда, потребность, спрос,предложение, товар, обмен, сделка, рынок. Их взаимо­связь. Определяющее положение в маркетинговой деятель­ности категорий спроса и предложения.Потребность и спрос. Трансформация потребностей в спросе. Спрос потенциальный, существующий, желатель­ный. Методы определения и анализа спроса на товар. Ос­новные виды маркетинговой политики фирмы (предприя­тия) , обусловленной конъюнктурой спроса и предложения конкретного товара на рынке: конверсионный маркетинг, стимулирующий маркетинг, развивающий маркетинг, под­держивающий маркетинг, ремаркетинг, синхромаркетинг, демаркетинг и др.

7

^ целей.
Активность и наступательность, поиск преимуществ в кон­курентной борьбе, ориентация на долгосрочную пер­

спективу. >

^ проблемы и экономические ресурсы общества. Концепции совершен­ствования маркетинга и социально-этичного маркетинга.

Основные функции маркетинга. Анализ рынка и факто­ров маркетинговой среды. Проведение маркетинговых ис­следований и создание системы маркетинговой инфор­мации. Изучение поведения потребителей. Разработка цвг левого рынка и рыночных стратегий. Планирование комп­лекса маркетинга. Разработка товаров и товарной полити­ки. Планирование цены и ценовой политики. Организация товародвижения и сбыта. Маркетинговые коммуникации и разработка коммуникационной политики. Организация, планирование и управление маркетинговой деятельностью на предприятии. Контроль реализации плановых решений.

карапатницкая маркетинг учебно-методические материалымосква,предприятиях различных форм собственности,изучения дисциплины пред полагает,проведение маркетинговых ис следований,товарная политика сбытовая политика,анализировать внутреннюю среду предприятия,контроль реализации плановых решений,методы формирования товарного ассортимента,факто ров маркетинговой среды,изучение теоретических основ маркетинга

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …