Менеджмент международного туризма

Конкуренты туристического комплекса проанализированы по трем группам: прямые, расположенные на территории Украины; прямые, расположенные за пределами Украины; потенциальные конкуренты. Лидерами рынка в каждой группе конкурентов для Крыма являются соответственно: курорты Одессы; курорты Болгарии, Турции и Греции; курорты Западной Европы.
Диагностику деятельности туристических предприятий было проведено по двум направлениям. Во-первых, нами было проведено исследование уровня целевой ориентации деятельности туристических предприятий. На первом этапе исследования использована модель сегментации, которая включает три стадии: Геодемографическая, психолого-поведенческую, экономическую, что позволило идентифицировать и подробно изучить целевой рынок предприятий разного уровня специализации: специализированные (осуществляющих один вид туризма), комбинированные, (два-три) , смешанные (четыре-пять), универсальные (более пяти).
Сегментация по Геодемографическая критерием обнаружила, что из общего числа туристов, прибывающих в Крым, 51,5% туристов являются жителями Украины, 48,5% — стран СНГ. Геодемографическая сегментация рынка позволила выявить основные типы туристов, пользующихся услугами туристических компаний и на основе этого разработать матрицу целевого рынка услуг предприятий туристического бизнеса. Изучение мотивов поездок туристов в рамках психолого-поведенческой сегментации позволило выявить четыре побудительных мотивов путешествий туристов: культурный, рекреационной, психологический, престижа и статуса. Рекреационной мотив перевешивает у туристов специализированных предприятий (89,1%), культурный — в смешанных (43,8%), психологический — в универсальных и смешанных (14,3% и 10,1% соответственно), престижа и статуса — в универсальных туристических предприятиях (16,5%).
Сегментация по экономическим критериям помогла определить ожидаемые расходы туристов в ходе поездки. Установлено, что наибольший удельный вес их структуре составляют расходы на приобретение комплексного тура, рассчитанного обычно на 24 день (47,7% для граждан ближнего зарубежья) и расходы на проезд к территории Украины (46,1% для граждан дальнего зарубежья). Удельный вес расходов на экскурсионное обслуживание практически одинакова и составляет около 11% для всех интуристов. На приобретение подарков и сувениров больше тратят средств туристы из дальнего зарубежья (2,8% и 5% соответственно). У туристов из дальнего зарубежья расходы больше на величину средств, потраченных на оформление визы (около 4% от общих расходов).
Исследования показали, что туристический продукт предприятия в своем развитии проходит следующие стадии: рождение, рост (начальное и стабильное), зрелость, спад. Каждая стадия ЖЦТП определяется в зависимости от состояния спроса на туристический продукт со стороны международных туристов. Исследование туристических предприятий с целью выявления наиболее привлекательного туристического продукта проведено с помощью матричной модели BCG (Бостонской консультационной группы) на основе концепции ЖЦТП на примере смешанных и универсальных туристических предприятий. В результате исследования установлено, что в ассортименте универсальных предприятий преобладают туристические продукты категории "дойные коровы", которые обеспечивают финансирование туристического продукта категории "знаки" и "звезды".
В то же время в смешанных туристических предприятиях преобладают туристические продукты категории "знаки", что является сигналом для пересмотра комплекса маркетинга по отношению к ним на этих предприятиях. Изучение ЖЦТП показало, что отличительной чертой туристических предприятий универсального типа является присутствие на стадии зрелости двух видов туризма: лечебного и делового, в то время как в смешанных предприятиях на указанной стадии находится только один туристический продукт — лечебный туризм.

Оцените статью
Добавить комментарий