Методика самооценки личности (С.А. Будасси) — Табличные данные к информационно-аналитической справке о результативности…

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^ Методика С.А.Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным, и Я реальным. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.
Приложение 2.6.4. Описание методик входящей диагностики (учителя).
«Тест Жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой
Представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Шкалы:
Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это дис­позиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).
Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонен­том вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не га­рантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает соб­ственную деятельность, свой путь.
Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, по­зитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности.
Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий «как интересных и радостных (вовлеченность), как резуль­татов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска)». Данная методика позволяет диагностировать выраженность компонентов готовности к саморазвитию личности в педагогической деятельности.Методика измеряет педагогическое саморазвитие по 7 факторам. Об уровне парциальной сформированности и готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели: мотивационный, когнитивный, нравственно-волевой, гностический, организационный, способность к самоуправлению, коммуникативный.
«Опросник Самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой
Данный опросник отражает степень самоорганизации и саморегуляции деятельности посредством структурирования личного времени, построения планов, целеполагания. Также опросник описывает степень сформированности способностей к тактическому планированию и стратегическому целеполаганию.Шкала «Планомерность» измеряет степень вовлеченности субъекта в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам. Шкала «Целеустремленность» измеряет чувство цели в жизни субъекта и стремление к ее достижению. Шкала «Настойчивость» измеряет склонность субъекта к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности. Шкала «Фиксация» измеряет склонность субъекта к фиксации на заранее запланированной структуре, привязанность к ней, ригидность в отношении планирования. Шкала «Самоорганизация» измеряет склонность субъекта при самоорганизации обращаться к помощи внешних средств. Шкала «Ориентация на настоящее» измеряет временнỳю ориентацию на настоящее.Высокий общий суммарный балл по ОСД характеризует человека следующим образом: ему свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению, что иногда может приводить к негибкости и «зацикленности» на структурированности и организованности. Низкий общий суммарный балл по ОСД характеризует человека следующим образом: его будущее для него самого достаточно туманно, ему не свойственно планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел. Но это, в свою очередь, позволяет ему достаточно быстро перестраиваться на новую деятельность, не «застревая» на структурированности и на текущих ощущениях. В основу замысла настоящей методики легло гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями “сознания”, а именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в “обозримом психологическом поле”, в зоне “легкой досягаемости”. Соотношению таких психологических параметров, как “Ценность” (Ц) и “Доступность” (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.“Ценность” и “Доступность” не являются полярными характеристиками мотивационно-личностной сферы. Напротив, побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определенных жизненных сферах будут во многом зависеть от характера взаимосвязи Ц и Д. Для любой жизненно важной сферы сразу можно выделить несколько типичных вариантов такой взаимосвязи Ц и Д.
Приложение 2.7. Аналитические справки по результатам входящего психодиагностического обследования учащихся и педагогов (октябрь 2010).
Приложение 2.7.1. Аналитическая справка по итогам входящего психодиагностического обследования учащихся 1 ступени
Период проведения обследования: октябрь 2010.
Респонденты: учащиеся 2 В (26 человек), 4 А (25 человек).
Цель обследования: изучение особенностей личности, связанных с ее саморазвитием, исследование инновационного потенциала личности.
Методики исследования:
тест на выявление уровня школьной тревожности Филипса;
«Самооценка личности младшего школьника»;
тест на выявление креативности мышления Е.Туник (модифицированный вариант теста интеллекта Вильямса);
методика на выявление направленности личности «Три желания» Е.Б.Весна, М.А.Фризен.
^
Анализ результатов теста Филлипса показал, что в целом все показатели школьной тревожности учащихся лежат в зоне нормы (рис.1), при этом нужно обратить внимание на то, что практически все показатели достаточно близки к границе нормы, следовательно, данный аспект требует особой работы с учащимися.
Рис.1. Средние показатели школьной тревожности по методике Филлипса респондентов 2В, 4А классов в сопоставлении с показателями нормы.Сопоставление данных учащихся 2 и 4 классов показывает, что положительная динамика в области преодоления школьной тревожности выражена слабо, хотя по мере адаптации к школьному обучению показатели школьной тревожности должны снижаться.Особенно нужно обратить внимание на страхи детей по поводу взаимоотношений с учителями и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, поскольку, по данным психодиагностики, именно по этим шкалам показатели высоки, сохраняются при переходе с первой ступени обучения на вторую.
^ показал, что самооценка учащихся первой ступени слабо оформлена, практически не дифференцирована (рис.2).
Рис.2. Особенности самооценки респондентов первой ступени обучения по результатам методики «Самооценка».С одной стороны, это связано с возрастом учащихся, с другой стороны, именно в младшем школьном возрасте крайне важно закладывать основу для адекватной самооценки личности, поскольку это психологическая основа для процессов самопознания и саморазвития.Для полноценного развития крайне важно научить учащихся максимально адекватно оценивать свои возможности, способности, на этой основе формировать элементы контроля, корректировки деятельности.
Исследование особенностей ценностной сферы школьников посредством методики «Три желания» показало, что наиболее значимы для учащихся 2, 4 классов материальные ценности (рис.3).
Рис. 3. Средневыборочные показатели значимости жизненных сфер учащихся 1 ступени по методике «Три желания».Подобный эмпирический факт объясняется как возрастом респондентов, так и особенностями социума, в котором формируется их личность. На втором месте для младших школьников – фантастические желания, это говорит о том, что у них слабо сформированы представления о том, как реально нужно достигать цели. Ценности здоровья, общения, познания слабо выражены.Безусловно, развитие ценностно-смысловой сферы младших школьников требует серьезного внимания. По меньшей мере, необходимо сформировать у детей ценностное отношение к здоровью и общению с окружающими людьми, в идеале, формировать ценность познания, мотивацию учения.
^ показало следующее. У всех респондентов высокие показатели по шкале «беглость мышления»: это говорит о работоспособности, мотивированности на выполнение задания. При этом показатели «гибкость», «оригинальность», «разработанность», «название» существенно ниже максимально возможных и практически не отличаются у респондентов 2 и 4 класса (рисунки 4,5).
Рис. 4. Средневыборочные показатели по тесту креативности мышления учащихся 1 ступени в сопоставлении с максимальными показателями.
Рис.5. Средние показатели по тесту креативности мышления учащихся 2В, 4А классов в сопоставлении с максимальными показателями.С одной стороны, этот эмпирический факт объясняется возрастом респондентов: элементы словесно-логического мышления у них только формируются: с другой стороны, крайне важно именно в период обучения в начальной школе заложить базу для умения оригинально, нестандартно мыслить, для открытости новому опыту. Полученные данные говорят о том, что учащиеся плохо умеют выходить за пределы однажды усвоенного способа решения задачи, такая особенность затрудняет развитие у школьников толерантности к неопределенности, открытости новому опыту. В связи с этим, крайне важно учесть полученные данные в дальнейшей работе школы.
Рекомендации
Планировать и осуществлять мероприятия, способствующие успешному вхождению ребенка в процесс школьного обучения, предупреждающие развитие у них школьной дезадаптации и школьной тревожности.
Проводить просветительскую работу для учителей и родителей об основных принципах и приемах корректного оценивания успехов школьников, их личностных особенностей, организовывать деятельность учащихся по взаимооцениванию и самооцениванию.
Работать над гармонизацией ценностной сферы школьников, формировать у них ценности здоровья и познания, развивать учебную мотивацию.
Создавать условия в контексте урока и внеурочной деятельности для формирования у школьников креативности мышления, толерантности к неопределенности.
Приложение 2.7.2 Аналитическая справка по итогам входящего психодиагностического обследования учащихся 2 ступени
Период проведения обследования: октябрь 2010.
Респонденты: учащиеся 2 ступени – 5А класс (26 человек), 8Б (25 человек).
Цель обследования: изучение особенностей личности, связанных с ее саморазвитием, исследование инновационного потенциала личности.
^ :
Таблица 1

Название методики
Предмет исследования
1
Методика изучения мотивации учения подростка (для уч-ся 7 классов) Лукъяновой М.И., Калининой Н.В.
Особенности мотивации саморазвитияПоисково-познавательный потенциал
2
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса
Уровень и характер школьной тревожности
3
Методика «20 Я» М.Куна, Т.Макпартленда в модификации Т.В.Румянцевой
Особенности самооценки, самоотношения
4
Модифицированные креативные тесты Вильямса в обработке Туник Е.Е.
КреативностьБеглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышленияТолерантность к неопределенности
^
Результаты диагностики по методике изучения мотивации учения Лукъяновой М.И., Калининой Н.В.
Выявление ведущих мотивов учения у школьников позволяет определить как уровень инновационного потенциала, так и эффективность образовательного процесса в формировании инновационной культуры школьника, а также стремления личности к саморазвитию. На рис.1. на основе средних значений представлено соотношение ведущих мотивов учения респондентов второй ступени обучения.
Рис.1. Средневыборочные показатели выраженности различных видов мотивов учения
Как видно из рисунка 1, доминирующими мотивами учения по выборке выступают позиционный и игровой, Позиционный мотив отражает преобладающую ориентацию в учении школьников на одобрение учителя, родителей или сверстников – в зависимости от того, какая категория людей из вышеперечисленных является наиболее значимой для ученика. Игровой мотив отражает слабо сформированную произвольность поведения, в рамках учебного процесса таким ученикам сложно следовать инструкциям учителя, поскольку они отвлекаемы, рассредоточены и включенность в учебный процесс носит в большей степени сопутствующий характер. Произвольность поведения – важный фактор и развития личности, и успешности учебного процесса как такового. Произвольное поведение предполагает не только пошаговое подчинение заданному образцу или правилу, но и элемент предвосхищения, позволяющий избежать возможных ошибок, построения образа результата до начала действия, удержание правила по ходу его выполнения.Мотивы учения, отражающие особенности школьной зрелости, ориентации на саморазвитие требуют усиления в своем развитии, поскольку они являются базовыми в формировании инновационных ресурсов личности.Методика изучения мотивации учения подростков также позволила выявить ведущие характеристики или показатели мотивации школьников (рис.2).
Рис.2. Ведущие характеристики мотивации школьников в среднем по выборке
Анализ средних значений по группе свидетельствует о преобладании у учеников таких мотивационных характеристик учения, как «Способность к целеполаганию» в учебной деятельности, а также «Личностный смысл». Выраженность данных показателей – весьма благоприятная основа для перспективного развития и стремления к успеху и, собственно, учебных мотивов в учении. Совершенно закономерным на данном фоне выступает низкий уровень внутренней мотивации учения с преобладанием внешней. В целом учеба воспринимается учениками как необходимость, неизбежность, заданная внешними факторами социальной среды. Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, получить признание, получить оценку. Ее развитие подкрепляется, когда она используется как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха. Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.Задачей учебно-воспитательного процесса в данном случае становится стимулирование у учеников внутренней мотивации как понимания смысла, убежденности в освоении и усвоении знаний. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются человеком как интересные, достойные и целесообразные.
^
Данная методика предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста.
У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности. Однако, превышая определенный оптимум, тревожность оказывает негативное влияние на развитие личности, блокирует потенциальные возможности саморазвития, самоосуществления, а также самовосприятия (самооценки) личности.Результаты диагностики (рис.3.) свидетельствуют о том, что уровень общей школьной тревожности находится в пределах нормы, при этом показатели фрустрации потребности в достижении успеха достаточно высоки. Иными словами полученные результаты отражают определенный психический фон, затрудняющий развитие личностью своих потребностей в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Рис.3. Средневыборочные показатели тревожности по методике Филлипса
Данные показатели еще раз указывают на необходимость целенаправленного создания ситуаций успеха для учеников в рамках учебно-воспитательного процесса.Остальные показатели школьной тревожности в группе обследуемых учеников (переживания социального стресса, страх самовыражения, страх ситуации проверки, страх не соответствовать ожиданиям, сопротивляемость стрессу проблемы и страхи в отношении с учителями) находятся в пределах нормы, что свидетельствует о благоприятных, достаточно комфортных психологических условиях обучения школьников, а также о прекрасном личностном фундаменте школьников, позволяющем воспитывать и развивать особенности их инновационного потенциала.

^ Методика С.А.Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным, и Я реальным. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Приложение 2.6.4. Описание методик входящей диагностики (учителя).

  1. «Тест Жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой

Представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Шкалы:

Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это дис­позиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонен­том вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность».

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не га­рантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает соб­ственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, по­зитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности.

Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий «как интересных и радостных (вовлеченность), как резуль­татов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска)». Данная методика позволяет диагностировать выраженность компонентов готовности к саморазвитию личности в педагогической деятельности.Методика измеряет педагогическое саморазвитие по 7 факторам. Об уровне парциальной сформированности и готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели: мотивационный, когнитивный, нравственно-волевой, гностический, организационный, способность к самоуправлению, коммуникативный.

  1. «Опросник Самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой

Данный опросник отражает степень самоорганизации и саморегуляции деятельности посредством структурирования личного времени, построения планов, целеполагания. Также опросник описывает степень сформированности способностей к тактическому планированию и стратегическому целеполаганию.Шкала «Планомерность» измеряет степень вовлеченности субъекта в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам. Шкала «Целеустремленность» измеряет чувство цели в жизни субъекта и стремление к ее достижению. Шкала «Настойчивость» измеряет склонность субъекта к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности. Шкала «Фиксация» измеряет склонность субъекта к фиксации на заранее запланированной структуре, привязанность к ней, ригидность в отношении планирования. Шкала «Самоорганизация» измеряет склонность субъекта при самоорганизации обращаться к помощи внешних средств. Шкала «Ориентация на настоящее» измеряет временнỳю ориентацию на настоящее.Высокий общий суммарный балл по ОСД характеризует человека следующим образом: ему свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению, что иногда может приводить к негибкости и «зацикленности» на структурированности и организованности. Низкий общий суммарный балл по ОСД характеризует человека следующим образом: его будущее для него самого достаточно туманно, ему не свойственно планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел. Но это, в свою очередь, позволяет ему достаточно быстро перестраиваться на новую деятельность, не «застревая» на структурированности и на текущих ощущениях. В основу замысла настоящей методики легло гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями “сознания”, а именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в “обозримом психологическом поле”, в зоне “легкой досягаемости”. Соотношению таких психологических параметров, как “Ценность” (Ц) и “Доступность” (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.“Ценность” и “Доступность” не являются полярными характеристиками мотивационно-личностной сферы. Напротив, побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определенных жизненных сферах будут во многом зависеть от характера взаимосвязи Ц и Д. Для любой жизненно важной сферы сразу можно выделить несколько типичных вариантов такой взаимосвязи Ц и Д.

Приложение 2.7. Аналитические справки по результатам входящего психодиагностического обследования учащихся и педагогов (октябрь 2010).

Приложение 2.7.1. Аналитическая справка по итогам входящего психодиагностического обследования учащихся 1 ступени

Период проведения обследования: октябрь 2010.

Респонденты: учащиеся 2 В (26 человек), 4 А (25 человек).

Цель обследования: изучение особенностей личности, связанных с ее саморазвитием, исследование инновационного потенциала личности.

Методики исследования:

  • тест на выявление уровня школьной тревожности Филипса;
  • «Самооценка личности младшего школьника»;
  • тест на выявление креативности мышления Е.Туник (модифицированный вариант теста интеллекта Вильямса);
  • методика на выявление направленности личности «Три желания» Е.Б.Весна, М.А.Фризен.

^

Анализ результатов теста Филлипса показал, что в целом все показатели школьной тревожности учащихся лежат в зоне нормы (рис.1), при этом нужно обратить внимание на то, что практически все показатели достаточно близки к границе нормы, следовательно, данный аспект требует особой работы с учащимися.

Рис.1. Средние показатели школьной тревожности по методике Филлипса респондентов 2В, 4А классов в сопоставлении с показателями нормы.Сопоставление данных учащихся 2 и 4 классов показывает, что положительная динамика в области преодоления школьной тревожности выражена слабо, хотя по мере адаптации к школьному обучению показатели школьной тревожности должны снижаться.Особенно нужно обратить внимание на страхи детей по поводу взаимоотношений с учителями и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, поскольку, по данным психодиагностики, именно по этим шкалам показатели высоки, сохраняются при переходе с первой ступени обучения на вторую.

^ показал, что самооценка учащихся первой ступени слабо оформлена, практически не дифференцирована (рис.2).

Рис.2. Особенности самооценки респондентов первой ступени обучения по результатам методики «Самооценка».С одной стороны, это связано с возрастом учащихся, с другой стороны, именно в младшем школьном возрасте крайне важно закладывать основу для адекватной самооценки личности, поскольку это психологическая основа для процессов самопознания и саморазвития.Для полноценного развития крайне важно научить учащихся максимально адекватно оценивать свои возможности, способности, на этой основе формировать элементы контроля, корректировки деятельности.

Исследование особенностей ценностной сферы школьников посредством методики «Три желания» показало, что наиболее значимы для учащихся 2, 4 классов материальные ценности (рис.3).

Рис. 3. Средневыборочные показатели значимости жизненных сфер учащихся 1 ступени по методике «Три желания».Подобный эмпирический факт объясняется как возрастом респондентов, так и особенностями социума, в котором формируется их личность. На втором месте для младших школьников – фантастические желания, это говорит о том, что у них слабо сформированы представления о том, как реально нужно достигать цели. Ценности здоровья, общения, познания слабо выражены.Безусловно, развитие ценностно-смысловой сферы младших школьников требует серьезного внимания. По меньшей мере, необходимо сформировать у детей ценностное отношение к здоровью и общению с окружающими людьми, в идеале, формировать ценность познания, мотивацию учения.

^ показало следующее. У всех респондентов высокие показатели по шкале «беглость мышления»: это говорит о работоспособности, мотивированности на выполнение задания. При этом показатели «гибкость», «оригинальность», «разработанность», «название» существенно ниже максимально возможных и практически не отличаются у респондентов 2 и 4 класса (рисунки 4,5).

Рис. 4. Средневыборочные показатели по тесту креативности мышления учащихся 1 ступени в сопоставлении с максимальными показателями.

Рис.5. Средние показатели по тесту креативности мышления учащихся 2В, 4А классов в сопоставлении с максимальными показателями.С одной стороны, этот эмпирический факт объясняется возрастом респондентов: элементы словесно-логического мышления у них только формируются: с другой стороны, крайне важно именно в период обучения в начальной школе заложить базу для умения оригинально, нестандартно мыслить, для открытости новому опыту. Полученные данные говорят о том, что учащиеся плохо умеют выходить за пределы однажды усвоенного способа решения задачи, такая особенность затрудняет развитие у школьников толерантности к неопределенности, открытости новому опыту. В связи с этим, крайне важно учесть полученные данные в дальнейшей работе школы.

Рекомендации

  1. Планировать и осуществлять мероприятия, способствующие успешному вхождению ребенка в процесс школьного обучения, предупреждающие развитие у них школьной дезадаптации и школьной тревожности.
  2. Проводить просветительскую работу для учителей и родителей об основных принципах и приемах корректного оценивания успехов школьников, их личностных особенностей, организовывать деятельность учащихся по взаимооцениванию и самооцениванию.
  3. Работать над гармонизацией ценностной сферы школьников, формировать у них ценности здоровья и познания, развивать учебную мотивацию.
  4. Создавать условия в контексте урока и внеурочной деятельности для формирования у школьников креативности мышления, толерантности к неопределенности.

Приложение 2.7.2 Аналитическая справка по итогам входящего психодиагностического обследования учащихся 2 ступени

Период проведения обследования: октябрь 2010.

Респонденты: учащиеся 2 ступени – 5А класс (26 человек), 8Б (25 человек).

Цель обследования: изучение особенностей личности, связанных с ее саморазвитием, исследование инновационного потенциала личности.

^ :

Таблица 1

Название методики Предмет исследования
1 Методика изучения мотивации учения подростка (для уч-ся 7 классов) Лукъяновой М.И., Калининой Н.В. Особенности мотивации саморазвитияПоисково-познавательный потенциал
2 Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса Уровень и характер школьной тревожности
3 Методика «20 Я» М.Куна, Т.Макпартленда в модификации Т.В.Румянцевой Особенности самооценки, самоотношения
4 Модифицированные креативные тесты Вильямса в обработке Туник Е.Е. КреативностьБеглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышленияТолерантность к неопределенности

^

Результаты диагностики по методике изучения мотивации учения Лукъяновой М.И., Калининой Н.В.

Выявление ведущих мотивов учения у школьников позволяет определить как уровень инновационного потенциала, так и эффективность образовательного процесса в формировании инновационной культуры школьника, а также стремления личности к саморазвитию. На рис.1. на основе средних значений представлено соотношение ведущих мотивов учения респондентов второй ступени обучения.

Рис.1. Средневыборочные показатели выраженности различных видов мотивов учения

Как видно из рисунка 1, доминирующими мотивами учения по выборке выступают позиционный и игровой, Позиционный мотив отражает преобладающую ориентацию в учении школьников на одобрение учителя, родителей или сверстников – в зависимости от того, какая категория людей из вышеперечисленных является наиболее значимой для ученика. Игровой мотив отражает слабо сформированную произвольность поведения, в рамках учебного процесса таким ученикам сложно следовать инструкциям учителя, поскольку они отвлекаемы, рассредоточены и включенность в учебный процесс носит в большей степени сопутствующий характер. Произвольность поведения – важный фактор и развития личности, и успешности учебного процесса как такового. Произвольное поведение предполагает не только пошаговое подчинение заданному образцу или правилу, но и элемент предвосхищения, позволяющий избежать возможных ошибок, построения образа результата до начала действия, удержание правила по ходу его выполнения.Мотивы учения, отражающие особенности школьной зрелости, ориентации на саморазвитие требуют усиления в своем развитии, поскольку они являются базовыми в формировании инновационных ресурсов личности.Методика изучения мотивации учения подростков также позволила выявить ведущие характеристики или показатели мотивации школьников (рис.2).

Рис.2. Ведущие характеристики мотивации школьников в среднем по выборке

Анализ средних значений по группе свидетельствует о преобладании у учеников таких мотивационных характеристик учения, как «Способность к целеполаганию» в учебной деятельности, а также «Личностный смысл». Выраженность данных показателей – весьма благоприятная основа для перспективного развития и стремления к успеху и, собственно, учебных мотивов в учении. Совершенно закономерным на данном фоне выступает низкий уровень внутренней мотивации учения с преобладанием внешней. В целом учеба воспринимается учениками как необходимость, неизбежность, заданная внешними факторами социальной среды. Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, получить признание, получить оценку. Ее развитие подкрепляется, когда она используется как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха. Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.Задачей учебно-воспитательного процесса в данном случае становится стимулирование у учеников внутренней мотивации как понимания смысла, убежденности в освоении и усвоении знаний. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются человеком как интересные, достойные и целесообразные.

^

Данная методика предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста.

У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности. Однако, превышая определенный оптимум, тревожность оказывает негативное влияние на развитие личности, блокирует потенциальные возможности саморазвития, самоосуществления, а также самовосприятия (самооценки) личности.Результаты диагностики (рис.3.) свидетельствуют о том, что уровень общей школьной тревожности находится в пределах нормы, при этом показатели фрустрации потребности в достижении успеха достаточно высоки. Иными словами полученные результаты отражают определенный психический фон, затрудняющий развитие личностью своих потребностей в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Рис.3. Средневыборочные показатели тревожности по методике Филлипса

Данные показатели еще раз указывают на необходимость целенаправленного создания ситуаций успеха для учеников в рамках учебно-воспитательного процесса.Остальные показатели школьной тревожности в группе обследуемых учеников (переживания социального стресса, страх самовыражения, страх ситуации проверки, страх не соответствовать ожиданиям, сопротивляемость стрессу проблемы и страхи в отношении с учителями) находятся в пределах нормы, что свидетельствует о благоприятных, достаточно комфортных психологических условиях обучения школьников, а также о прекрасном личностном фундаменте школьников, позволяющем воспитывать и развивать особенности их инновационного потенциала.

выборке анализ средних значений,гармонизацией ценностной сферы школьников,выявление ведущих мотивов учения,характер школьной тревожности методика,ведущие характеристики мотивации школьников,отражающие особенности школьной зрелости,любой жизненно важной сферы,низкий общий суммарный балл,осознание ведущих жизненных ценностей,методика измеряет педагогическое саморазвитие

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …