Методические рекомендации I. Актуализация знаний Фронтальная беседа с учащимися о царствах органического мира с привлечением знаний учащихся, сформированных в VI классе при изучении учебника «Бактерии. Грибы. Растения» — страница 8

  • От :
  • Категории : Без рубрики
^ Задачи: расширить представление учащихся о многообразии птиц: об отрядах страусообразных, нандуобразных, казуарообразных, гусеобразных; показать приспособленность птиц этих отрядов к разнообразным условиям среды; отметить значение птиц; обосновать необходимость их охраны. Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», цветные иллюстрации из книги «Жизнь животных», том 5.

^

I. Актуализация знаний

1. Индивидуальный опрос. Какие особенности строения и процессов жизнедеятельности позволили птицам освоить наземновоздушную среду обитания? Почему птиц считают более высокоорганизованными животными по сравнению с пресмыкающимися? 2. Фронтальная беседа. Каковы признаки строения, которые свидетельствуют о происхождении птиц от пресмыкающихся? В чем проявляется приспособленность пингвинов к плаванию? Почему несмотря на плавающий образ жизни пингвинов относят к классу птиц? В чем особенность инкубации пингвинов?

^

  1. Характеристика отряда страусообразных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Отряд Страусообразные» по вопросам: какое значение в жизни страуса имеют длинная шея и длинные нижние конечности? Какие особенности строения страусов позволили им приспособиться к жизни в полупустынных степях Африки? Почему страус не может подняться в воздух? Как происходит инкубация у африканского страуса?)
  2. Характеристика отряда нандуобразных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Отряд Нандуобразные» по вопросам: чем отличаются нандуобразные от страусообразных? Как происходит размножение и развитие нандуобразных? Каковы признаки строения нандуобразных, которые позволяют отнести их к нелетающим птицам?)
  3. Характеристика отряда казуарообразных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «Отряд Казуарообразные» по вопросам: что отличает казуарообразных от страусообразных? Почему казуарообразные имеют более яркую окраску оперения, чем страусообразные? В чем сходство размножения и развития казуарообразных, страусообразных и нандуобразных?)
  4. Характеристика отряда гусеобразных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Гусеобразные» по вопросам: какие особенности строения позволили гусеобразным освоить водную среду обитания? Чем объяснить, что гусеобразные — прекрасные летуны? В чем биологическая сущность выражения «лебединая верность»? Почему гуси, изображенные на рисунке 121 учебника, получили такие свои видовые названия?)

^ (Использование вопросов, приведенных в конце § 28.)

IV. Задание на дом

Изучить § 28, ответить на вопросы: какие из представителей гусеобразных обитают в вашей местности? Почему гуси летят углом? Почему гуси, утки, лебеди ходят покачиваясь, переваливаясь с ноги на ногу? Почему утки и гуси могут долгое время находиться в холодной воде не простужаясь?

^

Задачи: расширить представление учащихся о многообразии птиц: дневных хищных, совах, куриных; показать их приспособленность к среде обитания, образу жизни, значение птиц; обосновать необходимость их охраны. Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», «Птицы леса», «Лесные куриные птицы», «Дневные хищные птицы», цветные иллюстрации из книги «Жизнь животных», том 5.

^

/. Актуализация знаний

Индивидуальный опрос. Какие особенности строения и процессов жизнедеятельности служат доказательством того, что казуарообразные, страусообразные и нандуобразные относятся к классу птиц? В чем приспособленность страусообразных, нандуобразных и казуарообразных к образу жизни в своей среде обитания? Как доказать, что вся жизнь гусеобразных связана с водой?

^

  1. Характеристика дневных хищных птиц. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Дневные хищные птицы» и с использованием рисунка 122 по вопросам: можно ли утверждать, что хищные птицы всегда крупные? Каковы отличительные особенности строения хищных птиц? Как происходят размножение и развитие хищных птиц? Как питаются хищные птицы? В чем приспособленность этих птиц к хищному образу жизни? Почему необходимо охранять хищных птиц? Какие меры охраны хищных птиц вам известны и какие можно еще предложить?)
  2. Характеристика сов. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Совы» и рисунком 123 учебника по вопросам: каковы черты приспособленности сов к ночному образу жизни? Почему у дневных хищных птиц оперение упругое и жесткое, а у ночных — рыхлое? В чем особенность образа жизни ночных хищников? В чем сходство в размножении и развитии дневных и ночных хищных птиц? Почему дневные хищные птицы нуждаются в охране? Какие меры охраны дневных хищных птиц следовало бы предположить?)
  3. Характеристика куриных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Куриные» и рисунком 124 учебника по вопросам: каких птиц включают в отряд куриных? Каковы особенности строения куриных? Каковы черты приспособленности куриных к наземному образу жизни? В чем особенности размножения и развития куриных? Каково значение куриных?)

///. ^ Изучить § 29, ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания: учитывая, что представитель тетеревиных белая куропатка обитает в тундре, выяснить, как она приспособлена к обитанию в этих условиях. Объяснить, почему некоторые птицы (тетерев, глухарь, рябчик) зарываются в снежные сугробы и иногда там проводят по нескольку суток.

^

Задачи: расширить представление учащихся о многообразии птиц: отряды воробьиных, голенастых; показать их приспособленность к среде обитания и образу жизни, их значение; обосновать необходимость охраны. Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», «Птицы леса», «Лесные куриные птицы», цветные иллюстрации из книги «Жизнь животных», том 5.

Методические рекомендации

/. Актуализация знаний

1. Письменная работа по тестовому заданию. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характерны для куринообразных:

  1. птицы сравнительно крупные;
  2. птицы мелкие;
  3. крылья широкие, закругленные;
  1. оперение черное, с белыми полосами, подхвостье ярко-красное;
  2. ноги четырехпалые, с большими когтями, густооперены;
  3. ноги короткие, с загнутыми острыми ногтями;
  4. клюв относительно большой, вершина надклювья заострена и немного загнута книзу;
  5. клюв долотообразный, крепкий, заостренный;
  6. взлет от земли с шумом, полет невысокий, тяжелый;
  1. летают сравнительно медленно;
  2. на зиму не улетают;
  3. гнездятся на земле;
  4. в кладке много яиц;
  5. разыскивают пищу на земле, срывают зеленые части растений, ловят насекомых;
  6. питаются взрослыми насекомыми и их личинками, живущими под корой и в древесине.

2. Индивидуальный опрос. Как доказать, что строение и образ жизни днев­ных и ночных хищных птиц оправдывает их название? В чем отличие дневных хищников от ночных?

//. ^

  1. Характеристика отряда воробьинообразных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Воробьинообразные» и рисунком 125 учебника по заданиям: назвать признаки строения, характерные для воробьинообразных; перечислить особенности поведения отдельных представителей воробьинообразных в брачный период; рассказать о гнездостроительстве воробьинообразных; обосновать значение в природе различий построек птичьих гнезд; назвать тип птенцов воробьинообразных; установить связь между питанием воробьинообразных и их значением в природе и для человека.)
  2. Характеристика отряда голенастых, или аистообразных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей учебника «ОтрядТоленастые, или Листообразные» по вопросам: где обитают аистообразные и как это связано с их образом жизни? Какие особенности внешнего строения позволили освоить аистообразным побережья водоемов и болота? В чем особенность гнездования аистообразных? В чем отличие аиста от цапли?)

///. ^ Изучить § 30, повторить содержание § 27—29; заполнить таблицу «Характеристики основных отрядов птиц». Таблица № 18

Характеристика основных отрядов птиц

^ Места гнездования птиц Особенности строения Представители отрядов

^

Задачи: познакомить учащихся с многообразием местных птиц, их значением в природе и жизни человека, с редкими исчезающими видами; показать, что в ходе эволюции у птиц разных видов выработались сходные приспособления к проживанию в сходных местах обитания; закрепить умения школьников распознавать птиц изученных отрядов и черты их приспособленности к определенным условиям среды обитания. Оборудование: блокноты, карандаши, бинокли.

^

I. Подготовка учащихся к экскурсии

Повторить материал об особенностях строения птиц из разных отрядов; изучить дополнительную литературу о птицах местных ландшафтов, о редких и исчезающих видах птиц своего края; подобрать рисунки, фотографии местных птиц.

//. ^

Краткая характеристика птиц местной фауны: их многообразие, систематическая принадлежность; объединение птиц разных видов в экологические группы как результат приспособленности к проживанию в сходных местах обитания; экологическая спе­циализация птиц; редкие и исчезающие виды птиц.

///. ^ (Работа проводится группами учащихся по заданиям учителя.) Примерное содержание заданий

Задание 1

  1. Составить список видов птиц, обитающих в лесу.
  2. Указать общие особенности строения птиц, объединенных в эту группу.
  3. Распределить птиц леса по местам и особенностям их гнездования; рассмотрев коллекции гнезд, распределить птиц этих гнезд в соответствии с ярусами леса, на которых птицы обитают.
  4. Описать особенности внешнего строения птиц, обитающих в лесу: их величину, особенности перьевого покрова, его окраска; строение клюва и ног, их приспособленность к образу жизни, способу питания; указать значение птиц в жизни леса, редких и исчезающих видов птиц.

Задание 2 1- Составить список видов птиц, обитающих в полях. 2. Указать общие черты внешнего строения полевых птиц.

  1. Отметить особенности гнездования полевых птиц.
  2. Указать названия птиц, обитающих сразу в двух ландшафтах — городском и полевом; особенности питания этих птиц по сезонам года; изменение их численности в сравнении с настоящими полевыми птицами; поведение этих птиц; их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
  3. Отметить значение полевых птиц в природе и хозяйственной деятельности человека; указать редкие и исчезающие виды полевых птиц.

Задание 3

  1. Составить список видов птиц, населяющих пресноводные водоемы и их побережья.
  2. Определить, что общего во внешнем строении водоплавающих птиц.
  3. Описать особенности внешнего строения птиц, связанные с их местообитанием: форма тела; расположение ног, особенности строения пальцев ног; характер развития копчиковой железы; особенности оперения, строения клюва.
  4. Перечислить черты приспособленности водоплавающих птиц к жизни в воде: предохранение перьев от намокания; приспособления к плаванию, нырянию и добыванию пищи в воде.

Задание 4

  1. Составить список видов хищных птиц.
  2. Указать общие особенности строения хищных птиц.
  3. Описать особенности строения хищных птиц, связанные с местообитанием: величина и форма крыльев и всего тела; характер оперения и его расположение на теле; особенности развития пуховых перьев; особенности строения клюва и пальцев конечностей.
  4. Указать черты приспособленности птиц к хищному образу жизни: особенности перьевого покрова и его расположение на теле лесных хищных птиц и питающихся падалью; особенности строения клюва и пальцев конечностей.

5. Отметить роль хищных птиц в природе; указать редкие и исчезающие виды этих птиц.

Задание 5

  1. Составить список видов птиц, населяющих болота и их побережья.
  2. Указать особенности мест обитания и гнездования этих птиц.
  3. Описать общие особенности внешнего строения птиц, связанные с обитанием на болотах и их побережьях: размер шеи и головы в сравнении с телом; особенности строения клюва; размеры ног и строение пальцев.
  4. Указать особенности внешнего строения болотных птиц, связанные с местом их обитания: характер оперения и его окраска, строение ног и расположение пальцев; строение клюва в связи со способом добывания пищи; передвижение по вязкому мелководью.
  5. Отметить значение птиц болот и побережий в природе; указать редкие и исчезающие виды птиц.

^ Каждой группе учащихся подготовить отчет об экскурсии.

Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Задачи: показать прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания; познакомить с общей характеристикой отрядов однопроходных, сумчатых, насекомоядных, рукокрылых; показать необходимость охраны представителей названных отрядов. Оборудование: чучело млекопитающего, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки», «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся».

^

/. Изучение нового материала

  1. Общая характеристика млекопитающих. (Объяснение учителя с элементами рассказа.)
  2. Характеристика подкласса яйцекладущих, или первозверей. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Однопроходные» и с рисунком 127 по заданиям: рассмотреть рисунок 127 и описать внешний вид однопроходных; обосновать, почему однопроходных относят к древним млекопитающим; обосновать, почему однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся; назвать признаки, свидетельствующие о сходстве однопроходных и пресмыкающихся; указать особенности строения и образа жизни ехидны, утконоса.)
  3. Характеристика отряда сумчатых. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Сумчатые» и рисунком 128 учебника по заданиям: прочитать текст, рассмотреть рисунок 128, перечислить млекопитающих, относящихся к отряду сумчатых; рассказать, в какой части света обитают сумчатые, показать эти области на географической карте; обосновать, почему сумчатых относят к подклассу настоящих зверей, а не к подклассу первозверей.)
  4. Характеристика отряда насекомоядных. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Насекомоядные» и рисунком 129 учебника по заданиям: рассмотреть рисунок 129, описать особенности внешнего строения насекомоядных; объяснить, почему зверей этого отряда считают древними млекопитающими.)
  5. Характеристика отряда рукокрылых. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Рукокрылые» и рисунком 130 учебника по заданиям: рассмотреть рисунок 130, выяснить особенности рукокрылых по сравнению с другими млекопитающими; назвать особенности внешнего строения рукокрылых; определить, что общего в строении птиц и рукокрылых; обосновать, почему самка рукокрылых по сравнению с другими млекопитающими приносит одного, реже — двух детенышей; рассказать, какие особенности строения и образа жизни рукокрылых позволили им освоить всю территорию земного шара, за исключением Арктики и Антарктики.)

//. ^ Каковы особенности строения млекопитающих? По каким признакам класса млекопитающих подразделяют на подклассы? Почему однопроходных считают древними млекопитающими? Почему сумчатых считают примитивными млекопитающими? (Фронтальная беседа.)

///. ^

Изучить § 31, повторить § 25. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих». Таблица № 19

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …