Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономика»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

университет путей сообщения
(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»
Практическое занятие № 8
Цикличность развития экономических системМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»
Москва — 2012
университет путей сообщения
(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»
Практическое занятие № 8
Цикличность развития экономических систем
Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»
^
УДК 658К 59Ковальская М.И. Практическое занятие № 8 Цикличность развития экономических систем. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономика» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом». — М.: МИИТ, 2012. — 14 с.В процессе практического занятия №8 студенты должны овладеть такими понятиями, как: цикличность развития экономических систем, фазы экономического цикла, спад (кризис), депрессия, оживление, подъем, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.©Московский государственный университетпутей сообщения (МИИТ), 2012
Предисловие
Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономика» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.В процессе практического занятия №8 «Цикличность развития экономических систем» студенты должны овладеть такими понятиями, как: цикличность развития экономических систем, фазы экономического цикла, спад (кризис), депрессия, оживление, подъем, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.
^
Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе. В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы.
^
по теме: Цикличность развития экономических систем.
Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть такими понятиями, как: цикличность развития экономических систем, фазы экономического цикла, спад (кризис), депрессия, оживление, подъем, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.
^
8.1. Цикличность развития экономических систем.Еще в первой половине XIX в. экономистами была замечена особенность экономических систем с рыночным механизмом управления, проявлявшаяся в повторении состояний, в которых они находились. Это обусловливается тем, что стремясь к расширению производства, к завоеванию возможно большего рынка, который в каждый данный момент имеет пределы, владельцы фирм (предприятий) периодически создают ситуацию перепроизводства товаров. Оно проявляется в перевесе предложения над спросом по какому-либо товару, когда цена товара понижается до того уровня, при котором издержки на производство продукции превышают ее рыночную цену, т.е. для значительной части производителей прибыли нет.
Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономисты обратили внимание на повторяемость таких процессов как повышение или понижение спроса, увеличение объемов производства или его снижение. Выявилась и определенная последовательность в чередовании этих процессов – циклов.
Цикл характеризуется последовательностью протекания экономических процессов в определенном режиме, когда в экономике происходят изменения основных параметров – рост национального производства (ВНП) сменяется спадом, за которым снова следует рост.
Каковы же наиболее характерные виды циклов, присущие производственной деятельности и экономическому развитию?
^ . Они свойственны строительному производству. Инвестиционный цикл включает следующие четыре фазы:
1) подготовительную (накопление ресурсов);2) собственно строительство;3) отделочные работы; 4) пуско-наладочные работы.В бывшем СССР инвестиционный цикл в силу с порочной практики распыления капиталовложений продолжался в среднем 10–12 лет. Это в 3–4 раза продолжительнее, чем в промышленно развитых странах Запада с рыночной экономикой.
^ . Здесь можно говорить о ритмичности двоякого рода. Во-первых, есть ритмичность сезонная – время сеять и время убирать урожай. Во-вторых, ритмичность биологическая. И яблоня (груша) плодоносит циклично, но в полеводстве после нескольких активных лет наступает год спада.
^ . Типичная для стран с рыночной экономикой и наиболее обстоятельно исследуемая экономической наукой форма движения национальных экономик и мировой экономики в целом.
^ . Имеют продолжительность примерно 10 лет. В рамках этих циклов происходит массовое обновление основных технологий. Они получили название циклов Кузнеца (по имени американского экономиста Саймона Кузнеца).
Длинные волны в экономике или большие циклы конъюнктуры. Наиболее существенные вклад в теорию длинных волн внес Н.Д. Кондратьев (1892–1938 гг). В научной литературе – как отечественной, таки и западной – длинные волны часто именуются волнами (циклами) Кондратьева. Периодизация больших циклов по Кондратьеву выглядит следующим образом:
ПОДЪЕМЫ
СПАДЫ
1789–1814
1849–1873
1896–1920
1945–1973
1982–2017 1814–1849
1873–1896
1920–1945
1973–1982
Современное видение проблемы равновесия национальных экономических систем очень близко к Кондратьевскому. ^
Первое – равновесие рыночного спроса и предложения на потребительские товары. Отклонения от него могут быть краткосрочными и длительными. Краткосрочное устраняется моментально или поступлением товара со склада в торговлю – или включением резервных мощностей. Длительное преодолевается в три-четыре года путем перепрофилирования производства товаров для населения.
Второе – равновесие рыночного спроса на оборудование. Отклонения от него устраняются переливом капитала на что требуется 8–12 лет -это и есть промышленный цикл.
Третье – равновесие на рынке промышленной инфраструктуры и рабочей силы. Это – длинные циклы (волны), продолжительностью 40–60 лет.
^ , основанную на трех видах равновесия, окончательно сформулировал видный экономист Йохан Шумпетер. Каждый цикл определен соответственно периодом (по именам открывших эти циклы экономистов): в 55 лет – циклы Кондратьева, в 10 лет – циклы Жуглара, в 3 года 4 месяца – циклы Китчина. Циклы эти взаимодействуют. Каждый цикл Кондратьева содержит несколько циклов Жуглара, а каждый цикл Жуглара – несколько циклов Китчина.
^ .
Среди разнообразия циклов, названных выше, наибольшее значение по воздействию на текущую деловую конъюнктуру и на длительный экономический рост имеет промышленный или экономический цикл. Исследование его особенностей, фаз, причин и последствий, способов воздействия на него – постоянно в центре внимания экономический науки.
Прежде всего, о самом понятии. Экономический (промышленный) цикл – волнообразное движение экономики (экономическое развитие), в ходе которого экономика проходит сменяющие друг друга и периодически повторяющиеся фазы.
Экономические циклы отличаются друг от друга продолжительностью, интенсивностью смены состояния, но все они проходят одинаковые фазы. Фазы эти по-разному именуются различными исследователями.
В теории марксизма они обозначены терминами: кризис (1), депрессия (2), оживление (3) и подъем (4) (рисунок 8.1.).
Рисунок 8.2.Экономический цикл по Й.Шумпетеру
Й.Шумпетер выделяет циклы, а внутри фазы (рисунок 8.2). А1В1 – первый цикл. Внутри него фазы: А1А2 – кризис, А2А3 –депрессия, А3А4 – оживление, А4В1 – процветание. В1С1 – второй цикл. Тенденция общего роста: A1-B1-C1На рисунке 8.3. цикл в изображении К.Макконнелла и С.Брю: АВ – первый цикл. Внутри него фазы: А – пик, АА1 – спад, А1А2 – депрессия. А2 – нижняя точка спада, А2А3 – оживление, А3В – подъем. Тенденция общего роста: ДЕ.Рисунок 8.3.Экономический цикл в изображении К.Макконнелла и С.Брю
Поскольку экономические циклы различаются по продолжительности и глубине, некоторые западные экономисты предпочитают говорить не о циклах, а об экономических колебаниях, отмечая при этом, что циклы, в отличие от колебаний, предполагают регулярность.
Внешнюю картину каждого цикла и перехода от одной фазы к другой можно представить в следующем виде. Пиковая точка фазы подъема (А1 на рисунке 8.2. и А на рисунке 8.3.) характеризуется полной занятостью и оптимальной загрузкой мощностей. Цены имеют тенденцию к повышению. В этой точке ВНП – максимальный, т.е. производство (совокупное предложение) выше совокупного платежеспособного спроса, рост деловой активности прекращен. Цикл переходит в следующую фазу.
^ – фаза цикла, начинающаяся вслед за пиком предыдущего цикла. Сокращается производство и занятость. Снижаются цены, падает общая норма прибыли, в результате увеличивается число банкротств, идет "выбраковка" предприятий, прежде всего тех, которые возникли в расчете на максимально выросший в период подъема спрос, т.е. предприятий, которые ориентировались на растущие цены и мало думали об издержках производства.
Экономический цикл влияет на отдельно хозяйствующих субъектов и отдельные секторы экономики по-разному и в разной степени. Это особенно заметно в фазе кризиса (спада). От падения производства и занятости больше всего страдают отрасли, выпускающие средства производства и потребительские товары длительного пользования, а также строительная промышленность. Сказывается здесь "эффект отсрочки". Когда конъюнктура ухудшается, производители перестают увеличивать закупки инвестиционных товаров, фирмы перестают приобретать новое оборудование, строить заводы,/ремонтируют старое оборудование. Аналогичная картина складывается и с потребительскими товарами длительного пользования. Если в период кризиса сокращаются доходы и уменьшается семейный бюджет, то, прежде всего, начинают сокращаться и откладываться покупки товаров длительного пользования.Иначе дело обстоит с потребительскими товарами кратковременного пользования: есть и одеваться люди не перестают и в период кризиса, так как отложить покупку хлеба, молочных и мясных продуктов до "лучших времен" нельзя. Конечно, спрос уменьшится и здесь, но это произойдет не в такой степени как с товарами длительного пользования.По-разному в разных отраслях реагируют на кризис и цены. Инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования производятся в основном в отраслях с высокой концентрацией производства. Крупные корпорации, сокращая производство и занятость, удерживают цены, не допускают их значительного падения. И, наоборот, отрасли, выпускающие товары кратковременного пользования, довольно часто характеризуются относительно низкой концентрацией, поэтому падение спроса на их продукцию больше отражается на ценах, чем на объеме производства.
Депрессия рассматривается как стагнация на низшем уровне падение производства и занятости. Производство уже не падает, но еще не растет, сохраняется высокий уровень безработицы. Но именно в это время начинают создаваться предпосылки последующего роста. Производственные и потребительские запасы рассасываются. Предприниматели начинают предъявлять спрос на новое оборудование, потребители – сначала на товары кратковременного, а позднее и длительного пользования. Депрессия постепенно переходит в оживление. Некоторые экономисты рассматривают депрессию как продолжающийся глубокий спад. Но и при такой трактовке депрессия характеризуется как фаза, в райках которой начинает оживляться совокупный спрос. Производство и занятость, достигнув дна, начинают постепенно выбираться наверх.
Оживление – фаза цикла, когда уровень производства и занятости начинает повышаться. Постепенно начинают повышаться цены и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование. Через какое-то время они выходят на докризисный уровень, после чего начинается подъем.
Подъем – заключительная фаза цикла. Достигается полная занятость, реальный ВНП приближается к потенциальному, но может даже и превзойти его на какое-то время. Уровень цен в фазе подъема повышается. Достигается пик деловой активности, производство работает на полную мощность, безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном росте заработной платы. В фазах оживления и подъема наиболее стремительно развиваются именно те отрасли, которые больше всего сократили производство в фазах кризиса и депрессии производство инвестиционных товаров и предметов потребления длительного пользования. После этого цикл в основных своих чертах повторяется.
^ , как это видно из характеристики его фаз, является обновление основного капитала и основных фондов домашнего хозяйства. Поэтому ускорение научно-технического прогресса, более быстрое старение основных фондов обусловливает тенденцию укорачивания экономических циклов.
Контрольные вопросы:
Охарактеризуйте понятие «цикл» в экономике.
Перечислите виды циклов, присущих экономической деятельности и экономическому развитию.
Приведите определение экономического цикла.
Перечислите основные фазы экономического цикла по К.Макконнеллу и С.Брю.
Тесты: Выберите единственно правильный вариант ответа:
Сезонная и биологическая ритмичность характеризуют:
А) инвестиционные циклы;
Б) сельскохозяйственные циклы;
В) производственные циклы;Г) технологические циклы;Д) верно все указанное;Е) не верен ни один из ответов. А) да;Б) нет.
В рамках технологических циклов, имеющих продолжительность примерно 10 лет, происходит массовое обновление основных технологий производства:
А) да;Б) нет. А) да;Б) нет.
^
Задача 1:
Допустим, что периодизация больших циклов выглядит следующим образом (№ последняя цифра номера зачетной книжки студента, выполняющего практическую работу):
ПОДЪЕМЫ
ВВП (млрд. д.е.)
СПАДЫ (год начала – год окончания)
ВВП (млрд. д.е.)
1780 +№
10+№
1849+№ — 1873
5+№
1890+№
15+№
1945+№ — 1973
10+№
1998+№
20+№
15+№
Изобразите экономические циклы графически (по Й.Шумпетеру), укажите на графике циклы, фазы цикла и общую тенденцию экономического развития.
Рекомендации: цена деления по оси ординат (ВВП) составляет 0,5 мм = 5 млрд. д.е.; цена деления по оси абцисс (время) составляет 0,5 мм = 10 лет, начало координат соответствует нулевому значению ВВП и 1780+№ году.
^
Отчет по практическому занятию № 8 «Цикличность развития экономических систем» должен содержать:
Титульный лист (см. приложение)
Цель работы
Ответы на контрольные вопросы
Ответы на тестовые задания
Решение задачи
Список рекомендуемой литературы:
Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. Полный курс МВА. Учебник. 3-е издание, част 2: Макроэкономика. ООО «Издательство «Эксмо», 2008, 448 с
Экономика: Учебник. /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896с.
Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: учебник: — 2-у изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 384 с.
Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2006. – 654 с. – (Университеты России).
Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 191 с.
Приложение: титульный лист (образец)Практическое занятие №8Тема: «Цикличность развития экономических систем»
Ф.И.О. студента
№ группы
Дата выполнения заданий практического занятия
Учебно-методическое изданиеКовальская Марика ИвановнаПрактическое занятие №8Методические указания к проведению Практических занятийпо дисциплине «Экономика» для студентов специальности«Менеджмент организации» и «Управление персоналом»127994, Москва, ул. Образцова, 9, строение 9.

университет путей сообщения

(МИИТ)

Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие № 8

Цикличность развития экономических системМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»

Москва — 2012

университет путей сообщения

(МИИТ)

Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие № 8

Цикличность развития экономических систем

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом»

^

УДК 658К 59Ковальская М.И. Практическое занятие № 8 Цикличность развития экономических систем. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономика» для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом». — М.: МИИТ, 2012. — 14 с.В процессе практического занятия №8 студенты должны овладеть такими понятиями, как: цикличность развития экономических систем, фазы экономического цикла, спад (кризис), депрессия, оживление, подъем, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.©Московский государственный университетпутей сообщения (МИИТ), 2012

Предисловие

Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономика» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.В процессе практического занятия №8 «Цикличность развития экономических систем» студенты должны овладеть такими понятиями, как: цикличность развития экономических систем, фазы экономического цикла, спад (кризис), депрессия, оживление, подъем, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.

^

Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе. В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы.

^

по теме: Цикличность развития экономических систем.

Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть такими понятиями, как: цикличность развития экономических систем, фазы экономического цикла, спад (кризис), депрессия, оживление, подъем, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.

^

8.1. Цикличность развития экономических систем.Еще в первой половине XIX в. экономистами была замечена особенность экономических систем с рыночным механизмом управления, проявлявшаяся в повторении состояний, в которых они находились. Это обусловливается тем, что стремясь к расширению производства, к завоеванию возможно большего рынка, который в каждый данный момент имеет пределы, владельцы фирм (предприятий) периодически создают ситуацию перепроизводства товаров. Оно проявляется в перевесе предложения над спросом по какому-либо товару, когда цена товара понижается до того уровня, при котором издержки на производство продукции превышают ее рыночную цену, т.е. для значительной части производителей прибыли нет.

Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономисты обратили внимание на повторяемость таких процессов как повышение или понижение спроса, увеличение объемов производства или его снижение. Выявилась и определенная последовательность в чередовании этих процессов – циклов.

Цикл характеризуется последовательностью протекания экономических процессов в определенном режиме, когда в экономике происходят изменения основных параметров – рост национального производства (ВНП) сменяется спадом, за которым снова следует рост.

Каковы же наиболее характерные виды циклов, присущие производственной деятельности и экономическому развитию?

^ . Они свойственны строительному производству. Инвестиционный цикл включает следующие четыре фазы:

1) подготовительную (накопление ресурсов);2) собственно строительство;3) отделочные работы; 4) пуско-наладочные работы.В бывшем СССР инвестиционный цикл в силу с порочной практики распыления капиталовложений продолжался в среднем 10–12 лет. Это в 3–4 раза продолжительнее, чем в промышленно развитых странах Запада с рыночной экономикой.

^ . Здесь можно говорить о ритмичности двоякого рода. Во-первых, есть ритмичность сезонная – время сеять и время убирать урожай. Во-вторых, ритмичность биологическая. И яблоня (груша) плодоносит циклично, но в полеводстве после нескольких активных лет наступает год спада.

^ . Типичная для стран с рыночной экономикой и наиболее обстоятельно исследуемая экономической наукой форма движения национальных экономик и мировой экономики в целом.

^ . Имеют продолжительность примерно 10 лет. В рамках этих циклов происходит массовое обновление основных технологий. Они получили название циклов Кузнеца (по имени американского экономиста Саймона Кузнеца).

Длинные волны в экономике или большие циклы конъюнктуры. Наиболее существенные вклад в теорию длинных волн внес Н.Д. Кондратьев (1892–1938 гг). В научной литературе – как отечественной, таки и западной – длинные волны часто именуются волнами (циклами) Кондратьева. Периодизация больших циклов по Кондратьеву выглядит следующим образом:

ПОДЪЕМЫ СПАДЫ
1789–1814 1849–1873
1896–1920 1945–1973
1982–2017 1814–1849 1873–1896
1920–1945 1973–1982

Современное видение проблемы равновесия национальных экономических систем очень близко к Кондратьевскому. ^

Первое – равновесие рыночного спроса и предложения на потребительские товары. Отклонения от него могут быть краткосрочными и длительными. Краткосрочное устраняется моментально или поступлением товара со склада в торговлю – или включением резервных мощностей. Длительное преодолевается в три-четыре года путем перепрофилирования производства товаров для населения.

Второе – равновесие рыночного спроса на оборудование. Отклонения от него устраняются переливом капитала на что требуется 8–12 лет -это и есть промышленный цикл.

Третье – равновесие на рынке промышленной инфраструктуры и рабочей силы. Это – длинные циклы (волны), продолжительностью 40–60 лет.

^ , основанную на трех видах равновесия, окончательно сформулировал видный экономист Йохан Шумпетер. Каждый цикл определен соответственно периодом (по именам открывших эти циклы экономистов): в 55 лет – циклы Кондратьева, в 10 лет – циклы Жуглара, в 3 года 4 месяца – циклы Китчина. Циклы эти взаимодействуют. Каждый цикл Кондратьева содержит несколько циклов Жуглара, а каждый цикл Жуглара – несколько циклов Китчина.

^ .

Среди разнообразия циклов, названных выше, наибольшее значение по воздействию на текущую деловую конъюнктуру и на длительный экономический рост имеет промышленный или экономический цикл. Исследование его особенностей, фаз, причин и последствий, способов воздействия на него – постоянно в центре внимания экономический науки.

Прежде всего, о самом понятии. Экономический (промышленный) цикл – волнообразное движение экономики (экономическое развитие), в ходе которого экономика проходит сменяющие друг друга и периодически повторяющиеся фазы.

Экономические циклы отличаются друг от друга продолжительностью, интенсивностью смены состояния, но все они проходят одинаковые фазы. Фазы эти по-разному именуются различными исследователями.

В теории марксизма они обозначены терминами: кризис (1), депрессия (2), оживление (3) и подъем (4) (рисунок 8.1.).

Рисунок 8.2.Экономический цикл по Й.Шумпетеру

Й.Шумпетер выделяет циклы, а внутри фазы (рисунок 8.2). А1В1 – первый цикл. Внутри него фазы: А1А2 – кризис, А2А3 –депрессия, А3А4 – оживление, А4В1 – процветание. В1С1 – второй цикл. Тенденция общего роста: A1-B1-C1На рисунке 8.3. цикл в изображении К.Макконнелла и С.Брю: АВ – первый цикл. Внутри него фазы: А – пик, АА1 – спад, А1А2 – депрессия. А2 – нижняя точка спада, А2А3 – оживление, А3В – подъем. Тенденция общего роста: ДЕ.Рисунок 8.3.Экономический цикл в изображении К.Макконнелла и С.Брю

Поскольку экономические циклы различаются по продолжительности и глубине, некоторые западные экономисты предпочитают говорить не о циклах, а об экономических колебаниях, отмечая при этом, что циклы, в отличие от колебаний, предполагают регулярность.

Внешнюю картину каждого цикла и перехода от одной фазы к другой можно представить в следующем виде. Пиковая точка фазы подъема (А1 на рисунке 8.2. и А на рисунке 8.3.) характеризуется полной занятостью и оптимальной загрузкой мощностей. Цены имеют тенденцию к повышению. В этой точке ВНП – максимальный, т.е. производство (совокупное предложение) выше совокупного платежеспособного спроса, рост деловой активности прекращен. Цикл переходит в следующую фазу.

^ – фаза цикла, начинающаяся вслед за пиком предыдущего цикла. Сокращается производство и занятость. Снижаются цены, падает общая норма прибыли, в результате увеличивается число банкротств, идет "выбраковка" предприятий, прежде всего тех, которые возникли в расчете на максимально выросший в период подъема спрос, т.е. предприятий, которые ориентировались на растущие цены и мало думали об издержках производства.

Экономический цикл влияет на отдельно хозяйствующих субъектов и отдельные секторы экономики по-разному и в разной степени. Это особенно заметно в фазе кризиса (спада). От падения производства и занятости больше всего страдают отрасли, выпускающие средства производства и потребительские товары длительного пользования, а также строительная промышленность. Сказывается здесь "эффект отсрочки". Когда конъюнктура ухудшается, производители перестают увеличивать закупки инвестиционных товаров, фирмы перестают приобретать новое оборудование, строить заводы,/ремонтируют старое оборудование. Аналогичная картина складывается и с потребительскими товарами длительного пользования. Если в период кризиса сокращаются доходы и уменьшается семейный бюджет, то, прежде всего, начинают сокращаться и откладываться покупки товаров длительного пользования.Иначе дело обстоит с потребительскими товарами кратковременного пользования: есть и одеваться люди не перестают и в период кризиса, так как отложить покупку хлеба, молочных и мясных продуктов до "лучших времен" нельзя. Конечно, спрос уменьшится и здесь, но это произойдет не в такой степени как с товарами длительного пользования.По-разному в разных отраслях реагируют на кризис и цены. Инвестиционные товары и потребительские товары длительного пользования производятся в основном в отраслях с высокой концентрацией производства. Крупные корпорации, сокращая производство и занятость, удерживают цены, не допускают их значительного падения. И, наоборот, отрасли, выпускающие товары кратковременного пользования, довольно часто характеризуются относительно низкой концентрацией, поэтому падение спроса на их продукцию больше отражается на ценах, чем на объеме производства.

Депрессия рассматривается как стагнация на низшем уровне падение производства и занятости. Производство уже не падает, но еще не растет, сохраняется высокий уровень безработицы. Но именно в это время начинают создаваться предпосылки последующего роста. Производственные и потребительские запасы рассасываются. Предприниматели начинают предъявлять спрос на новое оборудование, потребители – сначала на товары кратковременного, а позднее и длительного пользования. Депрессия постепенно переходит в оживление. Некоторые экономисты рассматривают депрессию как продолжающийся глубокий спад. Но и при такой трактовке депрессия характеризуется как фаза, в райках которой начинает оживляться совокупный спрос. Производство и занятость, достигнув дна, начинают постепенно выбираться наверх.

Оживление – фаза цикла, когда уровень производства и занятости начинает повышаться. Постепенно начинают повышаться цены и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование. Через какое-то время они выходят на докризисный уровень, после чего начинается подъем.

Подъем – заключительная фаза цикла. Достигается полная занятость, реальный ВНП приближается к потенциальному, но может даже и превзойти его на какое-то время. Уровень цен в фазе подъема повышается. Достигается пик деловой активности, производство работает на полную мощность, безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном росте заработной платы. В фазах оживления и подъема наиболее стремительно развиваются именно те отрасли, которые больше всего сократили производство в фазах кризиса и депрессии производство инвестиционных товаров и предметов потребления длительного пользования. После этого цикл в основных своих чертах повторяется.

^ , как это видно из характеристики его фаз, является обновление основного капитала и основных фондов домашнего хозяйства. Поэтому ускорение научно-технического прогресса, более быстрое старение основных фондов обусловливает тенденцию укорачивания экономических циклов.

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте понятие «цикл» в экономике.
  2. Перечислите виды циклов, присущих экономической деятельности и экономическому развитию.
  3. Приведите определение экономического цикла.
  4. Перечислите основные фазы экономического цикла по К.Макконнеллу и С.Брю.

Тесты: Выберите единственно правильный вариант ответа:

  1. Сезонная и биологическая ритмичность характеризуют:

А) инвестиционные циклы;

Б) сельскохозяйственные циклы;

В) производственные циклы;Г) технологические циклы;Д) верно все указанное;Е) не верен ни один из ответов. А) да;Б) нет.

  1. В рамках технологических циклов, имеющих продолжительность примерно 10 лет, происходит массовое обновление основных технологий производства:

А) да;Б) нет. А) да;Б) нет.

^

Задача 1:

Допустим, что периодизация больших циклов выглядит следующим образом (№ последняя цифра номера зачетной книжки студента, выполняющего практическую работу):

ПОДЪЕМЫ ВВП (млрд. д.е.) СПАДЫ (год начала – год окончания) ВВП (млрд. д.е.)
1780 +№ 10+№ 1849+№ — 1873 5+№
1890+№ 15+№ 1945+№ — 1973 10+№
1998+№ 20+№ 15+№

Изобразите экономические циклы графически (по Й.Шумпетеру), укажите на графике циклы, фазы цикла и общую тенденцию экономического развития.

Рекомендации: цена деления по оси ординат (ВВП) составляет 0,5 мм = 5 млрд. д.е.; цена деления по оси абцисс (время) составляет 0,5 мм = 10 лет, начало координат соответствует нулевому значению ВВП и 1780+№ году.

^

Отчет по практическому занятию № 8 «Цикличность развития экономических систем» должен содержать:

  1. Титульный лист (см. приложение)
  2. Цель работы
  3. Ответы на контрольные вопросы
  4. Ответы на тестовые задания
  5. Решение задачи

Список рекомендуемой литературы:

  1. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. Полный курс МВА. Учебник. 3-е издание, част 2: Макроэкономика. ООО «Издательство «Эксмо», 2008, 448 с
  2. Экономика: Учебник. /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896с.
  3. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: учебник: — 2-у изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 384 с.
  4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2006. – 654 с. – (Университеты России).
  5. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 191 с.

Приложение: титульный лист (образец)Практическое занятие №8Тема: «Цикличность развития экономических систем»

Ф.И.О. студента № группы
Дата выполнения заданий практического занятия

Учебно-методическое изданиеКовальская Марика ИвановнаПрактическое занятие №8Методические указания к проведению Практических занятийпо дисциплине «Экономика» для студентов специальности«Менеджмент организации» и «Управление персоналом»127994, Москва, ул. Образцова, 9, строение 9.

едином процессе учебно-исследовательского характера,цикличность развития экономических систем,поэтому ускорение научно-технического прогресса,овладеть такими понятиями,цель занятия закрепить знания,замечена особенность экономических систем,основных фондов домашнего хозяйства,общую тенденцию экономического развития,ходе практического занятия,студентов специальности менеджмент организации

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …