Методы анализа и прогнозирования — Система регионального управления: структура, механизмы формирования и развития….

Методы анализа и прогнозированияБез определения специализирующих отраслей не обходится ни одна работа, связанная с экономикой района. Для этого следует использовать теоретически обоснованные показатели, которые тесно связаны с други­ми показателями территориального разделения труда. Поскольку в ос­нове рыночной специализации лежит территориальное разделение общественного труда, следовательно, и определение специализирующих­ся отраслей должно базироваться на выявлении доли участия района в общественном разделении труда.
Для количественного определения уровня специализации экономических районов используются такие показатели, как коэффициент локализации, коэф­фициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности. Коэффициент локализации данного производства на территории района Кл — это отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства района к удельному весу той же отрасли в стране! Расчеты производятся по валовой товарной продукции, основным промышленным фондам и численности промышленно-производственного персонала:
где Ор — отрасль района; Ос — отрасль страны; Пр — все промышлен­ное производство района; Пс — все промышленное производство страны.
Коэффициент душевого производства КЛ исчисляется как отноше­ние удельного веса отрасли хозяйства района в соответствующей структуре (отрасли страны к удельному весу населения района в населении страны:
где Ор — отрасль района; Ос — отрасль страны; Нр — население района; Нс — население страны.
Коэффициент межрайонной товарности Кмт рассчитывается как от­ношение вывоза из района данной продукции к ее районному производству:
Для определения отраслей рыночной специализации используется также индексный метод, предложенный В. В. Кистановым :
где Су -— показатель специализации района на соответствующей отрасли; У0 — удельный вес района в стране по данной отрасли промышленности; Ур — удельный вес района в стране по всей отрасли промышленности.Если расчетные показатели больше или равны единице, то следова­тельно, данные отрасли выступают как отрасли рыночной специализации. Расчеты показывают, что отрасли с наибольшим удельным весом в струк­туре промышленного производства страны имеют и наибольшие показатели по коэффициентам специализации, локализации и душевого производства.
Одним из главных критериев размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности. В качестве критерия эффективности размещения производства в общей методике СОПСА при Государственном комитете экономики России был принят показатель "получение намеченных объемов продукции с на­именьшими совокупными народнохозяйственными затратами". В качест­ве рекомендуемых показателей эффективности размещения предприятий установлены: себестоимость продукции с учетом ее доставки потребите­лю, удельные капитальные вложения на единицу мощности и прибыль. Из сравниваемых показателей наилучший — это минимум приведенных затрат, т.е. себестоимость продукции плюс произведение удельных ка­питаловложений и отраслевого нормативного коэффициента их сравни­тельной эффективности (общий коэффициент — 0,15, соответствующий нормативному сроку окупаемости в течение 7 лет или 0,12—8,3 года).
П = С + К • Е.
где Л — приведенные затраты на единицу продукции; С — себестоимость (сумма всех текущих затрат на производство единицы продукции); К — удельные капитальные вложения на единицу продукции; Е — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Определение показателей экономической эффективности размеще­ния производства ведется также с использованием показателей рента­бельности Р:
где — цена; С — себестоимость единицы продукции; К— удельные "капитальные вложения на единицу продукции; Ф — сумма основных производственных фондов и нормативных оборотных средств.
Показатель рентабельности показывает отношение прибыли от peализации продукции к капитальным вложениям или основным фонда. Из приведенных формул вытекает, что величина рентабельности завис» не только от размеров текущих и единовременных затрат, но и от уровн цен на продукцию.Наряду с указанными показателями по каждой отрасли производи ва разрабатывается система технико-экономических показателей ее раз мещения. Она включает: а) удельные расходы основных видов сыры топлива, тепловой и электрической энергии, воды на единицу готова продукции; б) выход производственных отходов (на единицу продукции) и их характеристику; в) трудовые затраты на единицу продукци г) удельные затраты основных фондов.
Важное значение для обоснования размещения производства имей обеспеченность рабочих основными производственными фондами, фондоовооруженность и пр.
Использование, показателей эффективности рационального размещения способствует установлению оптимальных пропорций между отраслями и производствами. При выборе наиболее оптимального вариант’ размещения промышленного предприятия необходимо учитывать вли ние ряда факторов — материалоемкости, транспортного, потребитеского. Так, в отраслях добывающей промышленности главную роль играют запасы ресурсов, их качество и транспортные условия, уровеи научно-технического прогресса.Для многих отраслей обрабатывающей промышленности важно учитывать при размещении влияние преобладающих факторов при всей и совокупности. Так, энергоемкость выступает как главный фактор при размещении производства синтетического каучука, химических волока пластмасс, смол, а также отраслей цветной металлургии, особенно алюминиевой, магниевой, никелевой.Многие отрасли обрабатывающей промышленности ориентируют! на сырьевой фактор — это черная металлургия, тяжелое металлоемко машиностроение, производство минеральных удобрений, цементная, стекольная, сахарная, целлюлозно-бумажная. В их производстве расхв сырья в несколько раз превышает вес готовой продукции.Трудоемкость как главный фактор учитывается при размещен! станкостроения, приборостроения, электротехнической и радиотехничв кой промышленности, а также текстильной, швейной, обувной, трию тажной. На потребительский фактор ориентируются: нефтеперерабатк вающая промышленность, резинотехническая, кирпичная, сельскохозяйс венное машиностроение, хлебопекарная, кондитерская, молочная, мясная.Вместе с тем во всех отраслях, наряду с преобладающим, болыи влияние на их размещение оказывают и другие факторы, например, черной металлургии полного цикла — сырьевой и топливно-энергея ческий факторы.При этом особенно важно в размещении всех отраслей учитывать экологический фактор.
Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.
В мировой практике под налоговым потенциалом территории принято понимать потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при применении единых на всей территории страны условий налогообложения (то есть путем стандартизации налоговых баз и ставок). Выделяя из совокупности налогооблагаемых ресурсов или источников бюджетных доходов часть, относящуюся к бюджетной компетенции определенных органов власти, говорят о доходном (налоговом) потенциале бюджетов соответствующих уровней власти.Термин «налоговый потенциал» предполагает включение в этот показатель максимально возможного числа налогооблагаемых ресурсов территории.Показатели налогового потенциала непосредственно не используются в целях изъятия налогов или обеспечения определенного уровня «налоговой нагрузки». Налоговый потенциал, характеризует потенциальные возможности по формированию бюджетных налоговых доходов, в меньшей степени, чем показатель фактических поступлений зависит от налоговой политики органов власти, то есть от применяемых ими ставок и выбора объектов обложения.Этот показатель позволяет иметь объективную картину бюджетного положения отдельных территорий для проведения сопоставительного анализа и определения размера финансовой поддержки из бюджета более высокого уровня.Налоговые поступления – это основной источник формирования бюджетов всех уровней, сбор налогов является необходимой деятельностью государства при реализации собственной налоговой политики.В рамках обсуждения налогового потенциала региона особую актуальность приобретает дифференциация понятий налогового и финансового потенциалов региона.Финансовый потенциал включает совокупность всех финансовых ресурсов того или иного региона, налоговый потенциал является только частью этих ресурсов, которая в соответствии с действующим налоговым законодательством представляет собой потенциально возможную сумму налоговых баз, являющихся основой для исчисления всей совокупности налогов и обязательных платежей на данной территории. В состав финансового потенциала могут входить финансовые ресурсы, вообще или частично не составляющие объекта налогообложения.Налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджета, финансовый потенциал интегрирует как налоговую базу бюджета, так и базу формирования неналоговых доходов. Неналоговые доходы представляют собой доходы от собственности и операций с ней, а также возможности осуществления заимствования на финансовых рынках для бюджетных целей, например, финансирование определенных программ или текущее финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.Кроме того, в отличие от налогового потенциала, финансовый потенциал в значительной мере определяет инвестиционную привлекательность частного сектора хозяйства региона и перспективу его экономического развития.Налоговый потенциал рассматривается как составляющая часть более общего понятия финансового потенциала региона и представляет собой максимально возможную расчетную сумму поступлений налогов и сборов в условиях действующего Налогового Кодекса РФ.Понятие «налоговый потенциал региона» тесно связано с понятием «бюджетно-налоговый потенциал региона». Бюджетно-налоговый потенциал региона представляет собой максимально достижимый объем бюджетно- налоговых поступлений, который может быть получен в рамках территории в сложившихся условиях хозяйствования.Принимая во внимание все существующие соотношения, отметим, что налоговый потенциал региона представляет собой возможный объем налоговых поступлений за определенный период (финансовый год) с учетом наличных ресурсов, тенденций экономического развития региона, проводимой налоговой политики в регионе, возможностей механизма налоговых изъятий. Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемой налоговыми базами.Налоговые ресурсы региона – совокупность налоговых баз применяемых в регионе налогов. Налоговый ресурс территории в отличие от налогового потенциала учитывает погашение части недоимки прошлых лет и размер предоставляемых льгот.Таким образом, налоговый потенциал региона – возможный объем налоговых поступлений за определенный период при заданных качественных характеристиках: условиях экономики, действующего Налогового кодекса,существующей структуре налоговых органов. В широком смысле «налоговый потенциал» — это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собоймаксимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.Регион характеризуется как административно очерченное пространство, на котором функционирует обособленный социально-экономический комплекс, обеспечивающий полную совокупность воспроизводственных процессов на данной территории.
Государственная региональная политика: принципы, механизмы, методы.
Любая политика — это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы,средства и институты, с помощью который данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются.Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.Региональная политика — это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика — не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства.Главным же интересом каждого региона — блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных и иных отношений; обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов локализованной сферы, соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и иного общего потенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне — и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами, — это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.Объект региональной политики — взаимосвязи и отношения между регионами.Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи.Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства на базе задействования ресурсов и полномочий, государственно признаваемых местными.Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.Только с сознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность к решению общероссийских проблем: начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и дополнительное обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера; формирование собственной региональной ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий); выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.
Производственно-ресурсный потенциал регионов: структура, методы формирования и эффективность использования.
Производственно-ресурсный потенциал регионов характеризуется его основными составляющими: природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом.

Оцените статью
Добавить комментарий