Министерства образования РФ москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара ■ Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск ббк 88. 84я7

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Под редакцией И. В. Дубровиной4-е издание, переработанное и дополненноеДопущено Министерством образования Российской Федерациив качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»
300.piter.com Издательская программа300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербургаосуществляется при поддержке Министерства образования РФМосква • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • ВоронежРостов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара ■ НовосибирскКиев ■ Харьков ■ МинскББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075) П69
Рецензенты:
В. А. Иванников, докт. психол. наук, профессор В. Э. Чудновский, докт. психол. наук, профессор
Авторский коллектив:
И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд. психол. наук — ч. II, разд. 2 £. Е. Данилова, канд. психол. наук — ч. II, разд. 3 Д. В. Пубовский, канд. психол. наук — ч. II разд. 4, гл. 6 А. М. Прихожан, докт, психол. наук — ч. II разд. 4, гл. 1-5 Н. Н.Толстых, канд. психол. наук — ч. II разд. 5
П69 Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.ISBN 5-94723-870-5Данное издание— первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031000 (педагогика и психология). На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки «Психологическая служба в образовании». Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Он может быть также полезен педагогам, воспитателям, родителям — всем интересующимся проблемами развития и воспитания детей.ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075)
8 7 517 5 . ЛШ
Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.ISBN 5-94723-870-5©ВАО Издательский дом «Питер», 2004
Оглавление
От редактора…………………………………………………………………………………………………………10

Раздел I. Психологическая служба в системе образования……………………… 16
Глава 1. История и современное состояние психологической службыобразования в нашей стране и за рубежом……………………………………….16§ 1. Психологическая служба образования, или школьнаяпсихология, за рубежом………………………………………………………………… 16§ 2. Практическая психология образования в России……………………..25Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования…………….30§ 1. Определение психологической службы образования………………31§ 2. Теоретические основания психологической службыобразования …………………………………………………………………………………….33§ 3. Цель психологической службы образования……………………………..43§ 4. Задачи психологической службы образования…………………………56§ 5. Актуальное и перспективное направления в деятельностипсихологической службы………………………………………………………………56§ 6. Структура службы …………………………………………………………………………58Резюме …………………………………………………………………………………………………………………..60Темы для самостоятельной работы……………………………………………………………………61
Литература……………………………………………………………………………………………………………..^
Раздел II. Деятельность практического психолога образования……………..64
Глава 1. Практический психолог образования как профессионал………………64§ 1. Профессиональное место психолога в образовательномучреждении……………………………………………………………………………………..64§ 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог …………………………..68§ 3. Начало работы практического психолога в образовательномучреждении……………………………………………………………………………………..69§ 4. Содержание работы психолога…………………………………………………….70§ 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения……………………………………………………………………………………..71’лава 2. Основные виды деятельности практического психологаобразования……………………………………………………………………………………………74§ 1. Психологическое просвещение…………………………………………………….74§ 2. Психологическая профилактика………………………………………………….804Оглавление§ 3. Психолого-псдагогический консилиум………………………………………94§ 4. Психологическая консультация…………………………………………………..97§ 5. Психологическая диагностика……………………………………………………103§ 6. Ориентировочные нормы продолжительности различныхвидов работы практического психолога образования…………….144(§ 7. Кабинет психолога в учреждении образования……………………….147

образования ………………………………………………………………………………………….154
§ 1. Понимание индивидуальности человека как ценности………….154§ 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество
психолога с субъектами образовательного пространства………160
Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность………..165§ 1. Профессиональная позиция……………………………………………………….167§ 2. Ум психолога…………………………………………………………………………………169§ 3. Личностные особенности практического психолога……………… 171§ 4. Права и обязанности психолога образования………………………….172Резюме …………………………………………………………………………………………………………………175Темы для самостоятельной работы………………………………………………………………….175Литература……………………………………………………………………………………………………………176

Раздел I. Дошкольное детство………………………………………………………………………..180
Глава 1. Общая характеристика возраста……………………………………………………….180§ 1. Особенности психического развития………………………………………..180
§ 2. Ценность дошкольного детства………………………………………………….187

дошкольного возраста…………………………………………………………………………190§ 1. Практические проблемы социализации дошкольников…………190§ 2. Проблема развития и обучения в практической работес дошкольниками………………………………………………………………………….199§ 3. Развивающая работа с детьми преддошкольноговозраста (2-3 года)……………………………………………………………………….203§ 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднегодошкольного возраста (3-5 лет)………………………………………………..208§ 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного
возраста………………………………………………………………………………………….212
Глава 3. Дошкольники «группы риска»………………………………………………………….220§ 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка………220Оглавление_____________________________________________________________5§ 2. Нарушения поведения…………………………………………………………………223§ 3. Отставание в психическом развитии…………………………………………229резюме …………………………………………………………………………………………………………………233Темы для самостоятельной работы………………………………………………………………….233Литература……………………………………………………………………………………………………………234
……………………………………………………..237
Глава 1. Психологическая готовность к школе……………………………………………..237§ 1. Понятие «психологическая готовность к школе»……………………237§ 2. Анализ существующих методов определения готовностик школе…………………………………………………………………………………………..242

готовности детей 6-7 лет к школьному обучению………………………..248§ 1. Научные основания разработки диагностическойпрограммы……………………………………………………………………………………..248§ 2. Составляющие диагностической программы…………………………..249§ 3. Процедура определения психологической готовностик школе…………………………………………………………………………………………..260Глава 3. Развивающая и коррекнионная работа……………………………………………264§ 1. Коррекнионная работа…………………………………………………………………264§ 2. Развивающая работа…………………………………………………………………….265Резюме …………………………………………………………………………………………………………………270Темы для самостоятельной работы………………………………………………………………….270Литература……………………………………………………………………………………………………………270
……………274
Глава 1. Общая характеристика возраста……………………………………………………….274§ 1. Особенности психического развития………………………………………..274§ 2. Ценность младшего школьного возраста………………………………….278Глава 2. Что значит «уметь учиться»………………………………………………………………279

школьников…………………………………………………………………………………………..293§ I. Развитие внимания………………………………………………………………………293§ 2. Развитие памяти……………………………………………………………………………298§ 3. Умственное развитие……………………………………………………………………301′-»ава 4. Работа по развитию моторики…………………………………………………………..308
р лава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть
своим поведением………………………………………………………………………………..311
6____________________________________________________________Оглавление

и взрослыми………………………………………………………………………………………….319Глава 7. Младшие школьники «группы риска»…………………………………………….327§ 1. Неуспеваемость в начальных классах……………………………………….327§ 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)……..336§ 3. Медлительные дети………………………………………………………………………343§ 4. Демонстративные дети………………………………………………………………..349§ 5. Тревожные дети…………………………………………………………………………….353§ 6. Леворукий ребенок в школе………………………………………………………..358Резюме …………………………………………………………………………………………………………………365Темы для самостоятельной работы………………………………………………………………….365
Литература……………………………………………………………………………………………………………^
Раздел IV. Отрочество……………………………………………………………………………………..371
Глава 1. Общая характеристика возраста……………………………………………………….371§ 1. Особенности психического развития………………………………………..371§ 2. Проблема подросткового кризиса……………………………………………..375§ 3. Ценность отрочества…………………………………………………………………….379

подросткового возраста………………………………………………………………………380§ 1. Задачи развития……………………………………………………………………………380§ 2. Начало обучения в средних классах школы……………………………..381§ 3. Формирование умения учиться в средней школе……………………385§ 4. Психологическая помощь при трудностях в учении………………387

подростковом возрасте……………………………………………………………………….393§ 1. Задачи развития……………………………………………………………………………393§ 2. Развитие и укрепление чувства взрослости……………………………..394§ 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки,чувства собственного достоинства…………………………………………….404§ 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации
образования …………………………………………………………………………………..412
§ 5. Развитие интересов………………………………………………………………………415

подростковом возрасте……………………………………………………………………….418§ 1. Задачи развития……………………………………………………………………………418§ 2. Развитие общения со сверстниками………………………………………….419§ 3. Развитие воли………………………………………………………………………………..430
Оглавление_______|_____________________________________________________7
§ 4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способамирегуляции эмоциональных состояний………………………………………434§ 5. Развитие воображения…………………………………………………………………437

периода развития…………………………………………………………………………………439§ 1. Созревание организма………………………………………………………………….439§ 2. Функциональные возможности и состояния. Развитиемоторной и речевой сфер…………………………………………………………….439§ 3. Самооценка внешности, «физическое я»………………………………….443
§ 4. Сексуальное развитие………………………………………………………………….444
Глава 6. Подростки «группы риска»……………………………………………………………….448§ 1. Проблема «группы риска» среди подростков…………………………..448§ 2. Дебюты психических заболеваний у подростков…………………….451§ 3. Подростки с акцептуациями характера и психопатиями……….453§ 4. Невротическое развитие личности у подростков…………………….457§ 5. Употребление психоактивных веществ и химическаязависимость у подростков……………………………………………………………458§ 6. Подростки с цсрсбрастеническими явлениями……………………….463§ 7. Суицидальное поведение подростков……………………………………….464§ 8. Подростки из дисфункциональных семей………………………………..467§ 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием…………………….469Резюме …………………………………………………………………………………………………………………472Темы для самостоятельной работы………………………………………………………………..472Литература……………………………………………………………………………………………………………472

Оцените статью
Добавить комментарий