Михаил Юрьевич Лермонтов Задание на дом

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Уроки 34 — 39Уроки 34 — 39Михаил Юрьевич Лермонтов
Задание на дом. Прочитать в учебнике краткую биографию и стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова.
Выполнить в тетради №1 задания 20 – 22.
Урок 34. Лирика М.Лермонтова. Лирический герой в поэзии Пушкина и Лермонтова.
Тексты к уроку.А.Пушкин1822. Узник.1825. «Если жизнь тебя обманет…»
1830. Элегия. («Безумных лет угасшее веселье…»)
1826. Пророк.
1827. Поэт. («Пока не требует поэта…»)
1835. Туча.М.Лермонтов1830. К***. «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…»1832. «Нет, я не Байрон, я другой…»1832. «Безумец я! Вы правы, правы!»1832. «Я жить хочу, хочу печали…»1832. «Она не гордой красотою…»1837. Смерть поэта.1837. «Когда волнуется желтеющая нива…»1837. Узник.1838. Дума.1840. «Как часто, пестрою толпою окружен…»1840. И скучно и грустно.1840. Тучи.
1841. Родина. («Люблю отчизну я, но странною любовью!»)
1841. «Прощай, немытая Россия…»1841. Пророк.1841. «Выхожу Один я на дорогу…»
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…»
М. Лермонтов
У. Следующие несколько уроков мы посвятим творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Какие его произведения вам уже известны?
Д. (наперебой). «Бородино», «На севере диком стоит одиноко…» (Из Гейне), «Утес», «Парус», «Два великана», «Завещание», «Из Гете («горные вершины…»). «Родина», «Тучи», «Песня про царя Ивана Васильвеича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
У. С кратким изложением биографии и творческого пути поэта вы уже, надеюсь, познакомились, читая дома стихотворения в учебнике.
^ (1814–1841)Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве, но вскоре его увезли в Тарханы, в пензенское имение его бабушки со стороны матери, богатой и родовитой помещицы Е. А. Арсеньевой. Родителей он почти не знал. Мать умерла, когда маленькому Мише не было и трех лет. Е. А. Арсеньева, не любившая зятя, открыто порвала с ним. Детство поэта было грустным, хотя бабушка и баловала внука.
В 1828 году бабушка определила Лермонтова в Благородный пансион при Московском университете, лучшее в ту пору среднее учебное заведение. К этому времени у него уже проявился стойкий интерес к словесному творчеству. Первые произведения юного поэта были подражательными: он увлекался А. С. Пушкиным, Дж. Г. Байрон покорил его своими неукротимыми героями, буйными, мятежными, жаждущими свободы и подвига. Но, несмотря на влияние этих великих поэтов, некоторые из ранних стихов Лермонтова отличаются глубиной; уже в юные годы он сделал первые наброски поэмы «Демон».
В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет. В это время складывается мировоззрение поэта, его неприятие окружающего мира, стремление к свободе, поиск смысла существования. «Так жизнь скучна, когда боренья нет» – вот самые сильные и постоянные ноты творчества поэта.В 1832 году Лермонтов отправился в Петербург, чтобы перевестись в столичный университет, но здесь ему предложили снова поступить на первый курс. Тогда поэт, поборов сопротивление жившей в Петербурге бабушки, решил продолжить образование в юнкерской школе. Но это решение оказалось весьма опрометчивым. «Два страшных года» – так назвал он время, проведенное в этой школе. Трудно пришлось мечтательному юноше среди грубых и разгульных нравов военного училища.В конце 1834 года Лермонтов стал корнетом лейб-гвардии Гусарского полка, расположенного в Царском Селе. Началась веселая светская жизнь, подобающая молодому офицеру. Но душой он остался в своем мире, о котором и не подозревали его светские приятели.
В следующие два года наряду с превосходными стихотворениями Лермонтов написал поэму «^ », драмы «Маскарад» и «Два брата».
После гибели А. С. Пушкина по Петербургу распространилось в списках стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». Оно было горячим откликом на это событие и грозно обличало николаевскую монархию. Выступление молодого, никому не известного поэта приобрело характер общественной демонстрации. Стихотворение дошло до царя, и было расценено правительством как прямое «воззвание к революции». Последовал арест и перевод Лермонтова прапорщиком в полк, расположенный на Кавказе. Это была настоящая ссылка. Уезжал Лермонтов на Кавказ признанным поэтом, в котором видели наследника Пушкина.
Благодаря настойчивым хлопотам бабушки и В. А. Жуковского осенью 1837 года Лермонтова перевели в Новгород, а весной 1838 года возвратили в Петербург. Опять началась пестрая светская жизнь, теперь уже тяготившая поэта своим «утомительным блеском». Годы 1838–1839 были для поэта временем напряженной и вдохновенной литературной работы: стихотворения, поэмы «Мцыри» и «Демон», роман «Герой нашего времени» – главные итоги творческой работы этих двух лет.
Тогда же Лермонтов сблизился с В. Ф. Одоевским, П. А. Вяземским, стал своим человеком в салоне Карамзиных. Начал подумывать над тем, чтобы выйти в отставку и всецело отдаться литературе.Поэт все больше тяготился пустым, тщеславным и лживым светским обществом. Он стал раздражительным и желчным. На новогоднем балу он дерзко обошелся с дочерьми Николая I, якобы не узнав их под масками. На другом балу произошло столкновение с де Барантом, сыном французского посланника, окончившееся дуэлью. Этот поединок послужил поводом для нового ареста, и в конце апреля 1840 года Лермонтова вновь выслали на Кавказ, в более опасное место. Лето он провел в боевых стычках с горцами, отличался редкой отвагой и будто искал смерти. В январе 1841 года Лермонтов получил отпуск, приехал в Петербург, но ему приказали немедленно вернуться в полк. В еще более мрачном состоянии поэт вернулся на Кавказ. Через два месяца Лермонтов погиб на дуэли, убитый бывшим товарищем по юнкерской школе, отставным майором Н. Мартыновым. Ему было всего 27 лет.
^ Сегодня почитаем лирические произведения Лермонтова, попытаемся понять мысли и чувства его лирического героя. Это даст нам возможность…
Д. …понять позицию самого поэта, его мысли и чувства, потому что ЛГ близок самому автору.
^
1830. К***. «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…»
1832. «Нет, я не Байрон, я другой…»
У. В автографе стихотворения К*** «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…» есть позднейшая приписка Лермонтова: «Прочитав жизнь Байрона, Муром1».К * * *Не думай, чтоб я был достоин сожаленья,Хотя теперь слова мои печальны – нет,Нет! Все мои жестокие мученья – Одно предчувствие гораздо больших бед.Я молод; но кипят на сердце звуки,И Байрона достигнуть я б хотел;У нас одна душа, одни и те же муки, –О, если б одинаков был удел!..Как он, ищу забвенья и свободы,Как он, в ребячестве пылал уж я душой.Любил закат в горах, пенящиеся водыИ бурь земных и бурь небесных вой.Как он, ищу спокойствия напрасноГоним повсюду мыслию одной.Гляжу назад – прошедшее ужасно;Гляжу вперед – тем нет души родной!
1830
* * *Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой.Я раньше начал, кончу ране,Мой ум немного совершит;В душе моей, как в океане,Надежд разбитых груз лежит.Кто может, океан угрюмый,Твои изведать тайны? КтоТолпе мои расскажет думы?Я – или Бог – или никто!
1832
У. Сравните это стихотворение с предыдущим («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…»). Что изменилось в мироощущении ЛГ и его отношении к Байрону?
Д. …
1832 «Нет, я не Байрон, я другой…»
У. Сравните два стихотворения Лермонтова, посвященных Байрону. Что изменилось в отношении юного поэта к Байрону в течение двух лет?
Д. …
У. Как видите, Лермонтов начал с равнения на Байрона, потом стал подчеркивать свое отличии от него, определял свой собственный неповторимый путь.
У. В чем же он видит свое отличие?
Д. …
^
У. В зрелый период свого творчества Лермонтов начинает высоко ценить творчество Пушкина, близкими по тематике?
Попробуем почитать стихотворения Лермонтова в хронологической последовательности, сопоставляя их со стихотворениями Пушкина.
1827. ^ («Пока не требует поэта…»)
1832. М.Лермонтов «Безумец я! Вы правы, правы!
У. В автографе вычеркнуто заглавие: «Толпе». Под этим словом Лермонтов подразумевал светскую толпу, светскую «чернь».
А.ПУШКИНПОЭТПока не требует поэтаК священной жертве Аполлон,В заботах суетного светаОН малодушно погружен;Молчит его святая лира;Душа вкушает хладный сон,И меж детей ничтожных мира,Быть может, всех ничтожней он.Но лишь божественный глаголДо слуха чуткого коснетсяЮъДуша поэта встрепенется,Как пробудившийся орел.Тоскует он в забавах мира,Людсокой чуждается молвы,К ногам народного кумираНЕ клонит гордой голорвы;Бежт он, дикий и суровый,И звуков и смятенья полн,На лерега пустынных волн,В широкошумные дубровы…
1827
М.ЛЕРМОНТОВ* * *Безумец я! Вы правы, правы!Смешно бессмертье на земли.Как смел желать я громкой славы,Когда вы счастливы в пыли?Как мог я цепь предубежденийУмом свободным потрясатьИ пламень тайных угрызенийЗа жар поэзии принять?
Нет, не похож я на поэта!
Я обманулся, вижу сам;Пускай, как он, я чужд для света,Но чужд зато и небесам!Мои слова печальны: знаю;Но смысла их вам не понять.Я их от сердца отрываю,Чтоб муки с ними оторвать!Нет… мне ли властвовать умами,Всю жизнь на то употребя?Пускай возвышусь я над вами,Но удалюсь ли от себя?И позабуду ль самовластноМою погибшую любовь,Все то, чему я верил страстно,Чему не смею верить вновь?
1832
^ Сравните стихотворения. В чем различи позиций ЛГ обоих стихотворений?
Д. …
1830. А.Пушкин. Элегия («Безумных лет угасшее веселье…».
1832. М. Лермонтов. «Я жить хочу! Хочу печали…».
У. Проверим, как вы выполнили в тетради № 1 задание 20.
Задание 20
Сравните стихотворения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В чем различие позиций лирических героев?
А.ПУШКИН ЭЛЕГИЯБезумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутное похмелье.Но, как вино – печаль минувших днейВ моей душе чем старее, тем сильней.Мой путь уныл. Сулит мне труд и гореГрядущего волнуемое море.Но не хочу, о други, умирать;Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;И ведаю, мне будут наслажденьяМеж горестей, забот и треволненья:Порой опять гармонией упьюсь,Над вымыслом слезами обольюсь,И может быть — на мой закат печальныйБлеснет любовь улыбкою прощальной.
1830
М.ЛЕРМОНТОВ* * *Я жить хочу! Хочу печалиЛюбви и счастию назло;Они мой ум избаловалиИ слишком сгладили чело.Пора, пора насмешкам светаПрогнать спокойствия туман;Что без страданий жизнь поэта?И что без бури океан?
^ хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.Он покупает неба звуки,Он даром славы не берет.
1832
Итог обсуждения. Сходство в созвучии эмоционального тона в начале стихотворения. Но резкое различие позиций по отношению к жизни. ЛГ Пушкина хочет преодолеть невзгоды жизни, стремится к гармонии с миром, согласен ради высоких мгновений гармонии страдать и терпеть. ЛГ Лермонтова «хочет печали», для него жизнь поэта не мыслима без страданий и бурь, «Он хочет жить ценою муки». Эта позиция – позиция романтического героя.
^
У. Стихотворение посвящено Варваре Александровне Лопухиной. Еще в студенческую пору Лермонтов полюбил Лопухину. Но они вынуждены были расстаться: Лермонтов переехал в Петербург, Лопухина осталась в Москве и через три года вышла замуж. Ей он посвятил ряд лирических стихотворений, поэму «Демон», вспоминал ее в последние часы перед дуэлью.
* * *Она не гордой красотоюПрельщает юношей живых,Она не водит за собоюТолпу вздыхателей немых.И стан ее не стан богини,И грудь волною не встает,И в ней никто своей святыни,Припав к земле не признает.Однако все ее движенья,Улыбки, речи и чертыТак полны жизни, вдохновенья,Так полны чудной простоты.Но голос душу проникает,Как вспоминанье лучших дней,И сердце любит и страдает,Почти стыдясь любви своей.
^
1837. М.Лермонтов. Смерть поэта.
У. Поэт отзывается на смерть Пушкина поэтическим посланием «Смерть поэта», за что и был сослан на Кавказ (читает стихотворение «Смерть поэта»). Кого обвиняет ЛГ в гибели поэта? Образ0цом какого лирического жанра можно считать это произведение?
Д. …
1837. М.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…».
У. Мы уже выяснили, что в мироощущении ЛГ Лермонтова нет той гармонии, которой достигает ЛГ Пушкина. Тем не менее ЛГ поэта иногда было не чуждо ощущение счастья. При каких условиях? Когда? Найдите ответ на этот вопрос в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»
Д. …
У. Но ведь это стихотворение Лермонтов написал, когда сидел под арестом за сочинение стихотворения на смерть Пушкина. И что же получается?
Д. Получается, что светлые мысли, воспоминания могут приходить и в тяжелых условий жизни. Что силы ЛГ черпает в единении с природой, этот источник помогает в самые черные дни.
1822.^ .
1837. М.Лермонтов Узник.
У. В то же самое время и в том же самом месте Лермонтов написал стихотворение «Узник». Сравните его с одноименным стихотворением Пушкина, написанным им в 1822 году в ссылке, после посещения кишеневского острога, во дворе которого в неволе находился молодой орел. (Читает.)
А.ПУШКИНУЗНИКСижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет под окном,Клюет, и бросает, и смотрит в окно,Как будто со мною задумал одно.Зовет меня взглядом и криком своимИ вымолвить хочет: «Давай улетим!Мы вольные птицы; пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края,Туда где гуляем лишь ветер… да я!..»
1822
М.ЛЕРМОНТОВУЗНИКОтворите мне темницу,Дайте мне сиянье дня,Сероглазую девицу,Черногривого коня.Я красавицу младуюПрежде сладко поцелую,На коня потом вскочу,В степь, как ветер, улечу.Но окно тюрьмы высоко,Дверь тяжелая с замком;Черноокая далеко,В пышном тереме своем:Добрый конь в зеленом полеБез узды один, на воле,Скачет, весел и игрив,Хвост по ветру распустив.Одинок я – нет отрады:Стены голые кругом.Тускло светит луч лампадыУмирающим огнем;Только слышно: за дверямиЗвучно-мерными шагамиХодит в тишине ночнойБезответный часовой.
1837
Итог обсуждения. ЛГ Пушкина и в темнице не одинок, он устремлен к поискам выхода, его не покидает надежда. Стремление к воле не гаснет и в заточении. ЛГ Лермонтова предельно одинок, он выхода не видит и не ищет. Последняя строфа стихотворения выражает состояние безнадежной тоски.
1838 .Лермонтов. Дума.

Уроки 34 — 39Уроки 34 — 39Михаил Юрьевич Лермонтов

Задание на дом. Прочитать в учебнике краткую биографию и стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Выполнить в тетради №1 задания 20 – 22.

Урок 34. Лирика М.Лермонтова. Лирический герой в поэзии Пушкина и Лермонтова.

Тексты к уроку.А.Пушкин1822. Узник.1825. «Если жизнь тебя обманет…»

1830. Элегия. («Безумных лет угасшее веселье…»)

1826. Пророк.

1827. Поэт. («Пока не требует поэта…»)

1835. Туча.М.Лермонтов1830. К***. «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…»1832. «Нет, я не Байрон, я другой…»1832. «Безумец я! Вы правы, правы!»1832. «Я жить хочу, хочу печали…»1832. «Она не гордой красотою…»1837. Смерть поэта.1837. «Когда волнуется желтеющая нива…»1837. Узник.1838. Дума.1840. «Как часто, пестрою толпою окружен…»1840. И скучно и грустно.1840. Тучи.

1841. Родина. («Люблю отчизну я, но странною любовью!»)

1841. «Прощай, немытая Россия…»1841. Пророк.1841. «Выхожу Один я на дорогу…»

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…»

М. Лермонтов

У. Следующие несколько уроков мы посвятим творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Какие его произведения вам уже известны?

Д. (наперебой). «Бородино», «На севере диком стоит одиноко…» (Из Гейне), «Утес», «Парус», «Два великана», «Завещание», «Из Гете («горные вершины…»). «Родина», «Тучи», «Песня про царя Ивана Васильвеича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

У. С кратким изложением биографии и творческого пути поэта вы уже, надеюсь, познакомились, читая дома стихотворения в учебнике.

^ (1814–1841)Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве, но вскоре его увезли в Тарханы, в пензенское имение его бабушки со стороны матери, богатой и родовитой помещицы Е. А. Арсеньевой. Родителей он почти не знал. Мать умерла, когда маленькому Мише не было и трех лет. Е. А. Арсеньева, не любившая зятя, открыто порвала с ним. Детство поэта было грустным, хотя бабушка и баловала внука.

В 1828 году бабушка определила Лермонтова в Благородный пансион при Московском университете, лучшее в ту пору среднее учебное заведение. К этому времени у него уже проявился стойкий интерес к словесному творчеству. Первые произведения юного поэта были подражательными: он увлекался А. С. Пушкиным, Дж. Г. Байрон покорил его своими неукротимыми героями, буйными, мятежными, жаждущими свободы и подвига. Но, несмотря на влияние этих великих поэтов, некоторые из ранних стихов Лермонтова отличаются глубиной; уже в юные годы он сделал первые наброски поэмы «Демон».

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет. В это время складывается мировоззрение поэта, его неприятие окружающего мира, стремление к свободе, поиск смысла существования. «Так жизнь скучна, когда боренья нет» – вот самые сильные и постоянные ноты творчества поэта.В 1832 году Лермонтов отправился в Петербург, чтобы перевестись в столичный университет, но здесь ему предложили снова поступить на первый курс. Тогда поэт, поборов сопротивление жившей в Петербурге бабушки, решил продолжить образование в юнкерской школе. Но это решение оказалось весьма опрометчивым. «Два страшных года» – так назвал он время, проведенное в этой школе. Трудно пришлось мечтательному юноше среди грубых и разгульных нравов военного училища.В конце 1834 года Лермонтов стал корнетом лейб-гвардии Гусарского полка, расположенного в Царском Селе. Началась веселая светская жизнь, подобающая молодому офицеру. Но душой он остался в своем мире, о котором и не подозревали его светские приятели.

В следующие два года наряду с превосходными стихотворениями Лермонтов написал поэму «^ », драмы «Маскарад» и «Два брата».

После гибели А. С. Пушкина по Петербургу распространилось в списках стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». Оно было горячим откликом на это событие и грозно обличало николаевскую монархию. Выступление молодого, никому не известного поэта приобрело характер общественной демонстрации. Стихотворение дошло до царя, и было расценено правительством как прямое «воззвание к революции». Последовал арест и перевод Лермонтова прапорщиком в полк, расположенный на Кавказе. Это была настоящая ссылка. Уезжал Лермонтов на Кавказ признанным поэтом, в котором видели наследника Пушкина.

Благодаря настойчивым хлопотам бабушки и В. А. Жуковского осенью 1837 года Лермонтова перевели в Новгород, а весной 1838 года возвратили в Петербург. Опять началась пестрая светская жизнь, теперь уже тяготившая поэта своим «утомительным блеском». Годы 1838–1839 были для поэта временем напряженной и вдохновенной литературной работы: стихотворения, поэмы «Мцыри» и «Демон», роман «Герой нашего времени» – главные итоги творческой работы этих двух лет.

Тогда же Лермонтов сблизился с В. Ф. Одоевским, П. А. Вяземским, стал своим человеком в салоне Карамзиных. Начал подумывать над тем, чтобы выйти в отставку и всецело отдаться литературе.Поэт все больше тяготился пустым, тщеславным и лживым светским обществом. Он стал раздражительным и желчным. На новогоднем балу он дерзко обошелся с дочерьми Николая I, якобы не узнав их под масками. На другом балу произошло столкновение с де Барантом, сыном французского посланника, окончившееся дуэлью. Этот поединок послужил поводом для нового ареста, и в конце апреля 1840 года Лермонтова вновь выслали на Кавказ, в более опасное место. Лето он провел в боевых стычках с горцами, отличался редкой отвагой и будто искал смерти. В январе 1841 года Лермонтов получил отпуск, приехал в Петербург, но ему приказали немедленно вернуться в полк. В еще более мрачном состоянии поэт вернулся на Кавказ. Через два месяца Лермонтов погиб на дуэли, убитый бывшим товарищем по юнкерской школе, отставным майором Н. Мартыновым. Ему было всего 27 лет.

^ Сегодня почитаем лирические произведения Лермонтова, попытаемся понять мысли и чувства его лирического героя. Это даст нам возможность…

Д. …понять позицию самого поэта, его мысли и чувства, потому что ЛГ близок самому автору.

^

1830. К***. «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…»

1832. «Нет, я не Байрон, я другой…»

У. В автографе стихотворения К*** «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…» есть позднейшая приписка Лермонтова: «Прочитав жизнь Байрона, Муром1».К * * *Не думай, чтоб я был достоин сожаленья,Хотя теперь слова мои печальны – нет,Нет! Все мои жестокие мученья – Одно предчувствие гораздо больших бед.Я молод; но кипят на сердце звуки,И Байрона достигнуть я б хотел;У нас одна душа, одни и те же муки, –О, если б одинаков был удел!..Как он, ищу забвенья и свободы,Как он, в ребячестве пылал уж я душой.Любил закат в горах, пенящиеся водыИ бурь земных и бурь небесных вой.Как он, ищу спокойствия напрасноГоним повсюду мыслию одной.Гляжу назад – прошедшее ужасно;Гляжу вперед – тем нет души родной!

1830

* * *Нет, я не Байрон, я другой,Еще неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой.Я раньше начал, кончу ране,Мой ум немного совершит;В душе моей, как в океане,Надежд разбитых груз лежит.Кто может, океан угрюмый,Твои изведать тайны? КтоТолпе мои расскажет думы?Я – или Бог – или никто!

1832

У. Сравните это стихотворение с предыдущим («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…»). Что изменилось в мироощущении ЛГ и его отношении к Байрону?

Д.

1832 «Нет, я не Байрон, я другой…»

У. Сравните два стихотворения Лермонтова, посвященных Байрону. Что изменилось в отношении юного поэта к Байрону в течение двух лет?

Д.

У. Как видите, Лермонтов начал с равнения на Байрона, потом стал подчеркивать свое отличии от него, определял свой собственный неповторимый путь.

У. В чем же он видит свое отличие?

Д.

^

У. В зрелый период свого творчества Лермонтов начинает высоко ценить творчество Пушкина, близкими по тематике?

Попробуем почитать стихотворения Лермонтова в хронологической последовательности, сопоставляя их со стихотворениями Пушкина.

1827. ^ («Пока не требует поэта…»)

1832. М.Лермонтов «Безумец я! Вы правы, правы!

У. В автографе вычеркнуто заглавие: «Толпе». Под этим словом Лермонтов подразумевал светскую толпу, светскую «чернь».

А.ПУШКИНПОЭТПока не требует поэтаК священной жертве Аполлон,В заботах суетного светаОН малодушно погружен;Молчит его святая лира;Душа вкушает хладный сон,И меж детей ничтожных мира,Быть может, всех ничтожней он.Но лишь божественный глаголДо слуха чуткого коснетсяЮъДуша поэта встрепенется,Как пробудившийся орел.Тоскует он в забавах мира,Людсокой чуждается молвы,К ногам народного кумираНЕ клонит гордой голорвы;Бежт он, дикий и суровый,И звуков и смятенья полн,На лерега пустынных волн,В широкошумные дубровы…

1827

М.ЛЕРМОНТОВ* * *Безумец я! Вы правы, правы!Смешно бессмертье на земли.Как смел желать я громкой славы,Когда вы счастливы в пыли?Как мог я цепь предубежденийУмом свободным потрясатьИ пламень тайных угрызенийЗа жар поэзии принять?

Нет, не похож я на поэта!

Я обманулся, вижу сам;Пускай, как он, я чужд для света,Но чужд зато и небесам!Мои слова печальны: знаю;Но смысла их вам не понять.Я их от сердца отрываю,Чтоб муки с ними оторвать!Нет… мне ли властвовать умами,Всю жизнь на то употребя?Пускай возвышусь я над вами,Но удалюсь ли от себя?И позабуду ль самовластноМою погибшую любовь,Все то, чему я верил страстно,Чему не смею верить вновь?

1832

^ Сравните стихотворения. В чем различи позиций ЛГ обоих стихотворений?

Д.

1830. А.Пушкин. Элегия («Безумных лет угасшее веселье…».

1832. М. Лермонтов. «Я жить хочу! Хочу печали…».

У. Проверим, как вы выполнили в тетради № 1 задание 20.

Задание 20

Сравните стихотворения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В чем различие позиций лирических героев?

А.ПУШКИН ЭЛЕГИЯБезумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутное похмелье.Но, как вино – печаль минувших днейВ моей душе чем старее, тем сильней.Мой путь уныл. Сулит мне труд и гореГрядущего волнуемое море.Но не хочу, о други, умирать;Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;И ведаю, мне будут наслажденьяМеж горестей, забот и треволненья:Порой опять гармонией упьюсь,Над вымыслом слезами обольюсь,И может быть — на мой закат печальныйБлеснет любовь улыбкою прощальной.

1830

М.ЛЕРМОНТОВ* * *Я жить хочу! Хочу печалиЛюбви и счастию назло;Они мой ум избаловалиИ слишком сгладили чело.Пора, пора насмешкам светаПрогнать спокойствия туман;Что без страданий жизнь поэта?И что без бури океан?

^ хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.Он покупает неба звуки,Он даром славы не берет.

1832

Итог обсуждения. Сходство в созвучии эмоционального тона в начале стихотворения. Но резкое различие позиций по отношению к жизни. ЛГ Пушкина хочет преодолеть невзгоды жизни, стремится к гармонии с миром, согласен ради высоких мгновений гармонии страдать и терпеть. ЛГ Лермонтова «хочет печали», для него жизнь поэта не мыслима без страданий и бурь, «Он хочет жить ценою муки». Эта позиция – позиция романтического героя.

^

У. Стихотворение посвящено Варваре Александровне Лопухиной. Еще в студенческую пору Лермонтов полюбил Лопухину. Но они вынуждены были расстаться: Лермонтов переехал в Петербург, Лопухина осталась в Москве и через три года вышла замуж. Ей он посвятил ряд лирических стихотворений, поэму «Демон», вспоминал ее в последние часы перед дуэлью.

* * *Она не гордой красотоюПрельщает юношей живых,Она не водит за собоюТолпу вздыхателей немых.И стан ее не стан богини,И грудь волною не встает,И в ней никто своей святыни,Припав к земле не признает.Однако все ее движенья,Улыбки, речи и чертыТак полны жизни, вдохновенья,Так полны чудной простоты.Но голос душу проникает,Как вспоминанье лучших дней,И сердце любит и страдает,Почти стыдясь любви своей.

^

1837. М.Лермонтов. Смерть поэта.

У. Поэт отзывается на смерть Пушкина поэтическим посланием «Смерть поэта», за что и был сослан на Кавказ (читает стихотворение «Смерть поэта»). Кого обвиняет ЛГ в гибели поэта? Образ0цом какого лирического жанра можно считать это произведение?

Д.

1837. М.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…».

У. Мы уже выяснили, что в мироощущении ЛГ Лермонтова нет той гармонии, которой достигает ЛГ Пушкина. Тем не менее ЛГ поэта иногда было не чуждо ощущение счастья. При каких условиях? Когда? Найдите ответ на этот вопрос в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»

Д.

У. Но ведь это стихотворение Лермонтов написал, когда сидел под арестом за сочинение стихотворения на смерть Пушкина. И что же получается?

Д. Получается, что светлые мысли, воспоминания могут приходить и в тяжелых условий жизни. Что силы ЛГ черпает в единении с природой, этот источник помогает в самые черные дни.

1822.^ .

1837. М.Лермонтов Узник.

У. В то же самое время и в том же самом месте Лермонтов написал стихотворение «Узник». Сравните его с одноименным стихотворением Пушкина, написанным им в 1822 году в ссылке, после посещения кишеневского острога, во дворе которого в неволе находился молодой орел. (Читает.)

А.ПУШКИНУЗНИКСижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет под окном,Клюет, и бросает, и смотрит в окно,Как будто со мною задумал одно.Зовет меня взглядом и криком своимИ вымолвить хочет: «Давай улетим!Мы вольные птицы; пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края,Туда где гуляем лишь ветер… да я!..»

1822

М.ЛЕРМОНТОВУЗНИКОтворите мне темницу,Дайте мне сиянье дня,Сероглазую девицу,Черногривого коня.Я красавицу младуюПрежде сладко поцелую,На коня потом вскочу,В степь, как ветер, улечу.Но окно тюрьмы высоко,Дверь тяжелая с замком;Черноокая далеко,В пышном тереме своем:Добрый конь в зеленом полеБез узды один, на воле,Скачет, весел и игрив,Хвост по ветру распустив.Одинок я – нет отрады:Стены голые кругом.Тускло светит луч лампадыУмирающим огнем;Только слышно: за дверямиЗвучно-мерными шагамиХодит в тишине ночнойБезответный часовой.

1837

Итог обсуждения. ЛГ Пушкина и в темнице не одинок, он устремлен к поискам выхода, его не покидает надежда. Стремление к воле не гаснет и в заточении. ЛГ Лермонтова предельно одинок, он выхода не видит и не ищет. Последняя строфа стихотворения выражает состояние безнадежной тоски.

1838 .Лермонтов. Дума.

корнетом лейб-гвардии гусарского полка,постоянные ноты творчества поэта,пору среднее учебное заведение,насмешкам светапрогнать спокойствия туман,надежд разбитых груз лежит,красавицу младуюпрежде сладко поцелую,разгульных нравов военного училища,вино печаль минувших днейв,севере диком стоит одиноко,грозно обличало николаевскую монархию

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …