Моу «Бобринская сош» Нововаршавского муниципального района Омской области Содержание работы

  • От :
  • Категории : Без рубрики

«Психолого – педагогическое сопровождение первоклассников»
выполнила: Кролевец Н.И.,
педагог – психолог
МОУ «Бобринская СОШ»
Нововаршавского
муниципального района
Омской области
Содержание работы.Введение стр.3Глава 1. Теоретическое обоснование психолого – педагогического сопровождения первоклассников
Сущность понятия психолого – педагогическое
Сопровождение стр.41.2 Возрастные особенности дошкольников стр.61.3 Возрастные особенности первоклассников стр.81.4 Кризис 7 – лет стр.111.5 Адаптация первоклассников стр.151.6 Психолого – педагогическое сопровождениепервоклассников стр.28
^
2.1 Задачи исследования стр.30 2.2 Методы исследования стр.302.3 Результаты исследования стр.31Заключение стр.39Приложения стр.42Литература стр.54
Введение
Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого – педагогическое сопровождение обучаемых. Цель этого сопровождения – создать для ребёнка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определённых личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. То есть такие условия, которые не провоцировали бы отклонений в поведении, внутриличностных конфликтов, позволяли бы в доступной ребёнку форме решить образовательные задачи. Вс1 это может послужить основой успешной школьной жизни, а может стать камнем преткновения, причиной болезненных состояний, внутренних и внешних кофликтов, тотальной личностной неуспешности в настоящем и будущем.Именно поэтому необходима система психолого – педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников в школе, позволяющая преодолевать трудности, вовремя реагировать на проблемы и направлять процесс адаптации таким образом чтобы учащиеся первого класса благополучно адаптировались, сохранили своё физическое и психическое здоровье и успешно усвоили учебную программу.
^
1.1Сущность понятия психолого – педагогическое сопровождение.В словаре русского языка мы читаем: «сопровождать – значит идти , ехать вместе с кем – либо в качестве спутника или провожатого». То есть сопровождение ребёнка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
^ деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, общением, успешным продви­жением в обучении, жизненным и профессиональным самооп­ределением (О.С. Газман, Г.В. Фролова).
Более научно, сопровождение как, основа профессиональной деятельности школьных педагогов и психологов ориентировано на создание условий (педагогических, психологических, социальных) успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Их задачей, на наш взгляд, является разработка и внедрение в школьную .практику таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребенку возможности решения своих актуальных потребностей образовательных, возрастных, индивидуально-личностных.И задали эти — общие для всех взрослых, включенных в учебно-воспитательный процесс. Наличие общей профессиональной цели, центрированной на ребенке, процессе его обучения и развития, делает всех взрослых равноправными и равно ответственными, задаст им общее поле для сотрудничества, заставляет искать различные формы обмена знаниями, представлениями. Педагог и психолог (они прежде всего) в рамках работы, построенной, на идее сопровождения, становятся очень нужными друг другу, так как их связывает единое отношение к ребенку, и общая профессиональная цель, достичь которую легче, объединив усилия и ресурсы.
^
Первый компонент – систематическое отслеживание психолого-педагогическозо статуса школьников с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития.Второй компонент — создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития «психологически благополучных» школьников.Третий компонент — создание специальных социально-психологических условии для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных школьников или ученических коллективов.
^
Различают 3 периода:МЛАДШИЙ — 3-4 лет. СРЕДНИЙ — 4-5 лет. СТАРШИЙ-5-7 лет.Дошкольный возраст оказывает самое яркое впечатление на всю оставшуюся жизнь человека, и хотя многое забылось, остается все же в памяти подсознанием. Очень важно какие условия жизни создадут для ребенка взрослые. В этом возрасте ребенок особенно остро нуждается в любви, ласке, заботе. Окружающий мир и себя в этом мире ребенок познает благодаря взрослым, особенно в своей семье и особенно больше всего от мамы. Ведущая деятельность дошкольников — игровая.Игры- занятия, слушанье сказок, предоставление и рисование героев, ролевые игры. Все это важные виды деятельности, которые развивают его. У дошкольника как правило еще нет круга определенных обязанностей, но большую часть времени он занимается тем, что для него приблизительно, интересно и постепенно переходит к новым видам деятельности — учебной и трудовой. Поведение ребят в этом возрасте — ситуативное, т.е. определяется тем. Что происходит в данный момент. Ребенок учится осознавать себя, свое положение среди других людей, свое отношение к ним, их отношение к себе. Он усваивает, что значит быть мальчиком или девочкой.В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у него было прошлое и будущее. Усваивает нравственные нормы (Что хорошо? Что плохо?). Мотивы поведения постепенно образуют системы, которые выделяются как более значимые и менее значимые. Маленькие дети стремятся приносить радость окружающим(подарки, рисунки).В этом возрасте полезно поощрять творчество, что может помочь в дальнейшем утверждении интересов и склонностей.Дошкольники всегда любознательны их привлекает все новое, непознанное, часто ребенок пытается разобраться сам (разобрать игрушку).В этом возрасте ребенок способен думать преимущественно о том, что можно увидеть или представить ему мало словесных рассуждений, внимание привлекает то, что ярко интересно и производит яркие впечатления. Именно это он хочет понять, запомнить и затем воспроизводит это в своих играх, рисунках.Если материал мало привлекателен внешне сосредоточиться на нем ребенку очень трудно.Кроме всего сказанного у дошкольника самое благоприятное время для развития.
^
5-6 лет -старший дошкольный возраст этот этап является периодом интенсивного психического развития, происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от психофизиологических функций до личностных новообразований.1. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Повышение устойчивости внимания отличается когда детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять свои вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.Преобладающим же все равно остается непроизвольное внимание, например, в процессе интересной игры внимание может быть достаточно устойчивым.2.Память в этом возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес дает наилучшие впечатления.В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. В этом же возрасте начинается развитие произвольного запоминания. Этому способствует игровая деятельность в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.3. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. К концу дошкольного возраста преобладает высокая форма наглядно-образного мышления — наглядно-схематическое мышление. Это подтверждается схематизмом детского рисунка, умением использовать при решении задач схематические изображения . Эта форма мышления является основной для образования логического мышления.4. При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание. Хотя оно становится произвольно управляемым. Большое значение приобретает словесная инструкция взрослого побуждающая ребенка к определенным действиям.Игра требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может вступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.5.Самооценгка в этом возрасте не дифференцированная , завышенная. Я хороший, а что во мне хорошего выделить не может. Это приводит к тому, что дети рассматривают оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.
^
Младший школьный возраст от 7 до 11 лет.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него —значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Физиология.
В это время ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно костная система младшего школьника. Находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащегося.Мышцы сердца первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280г. (7 лет) до 1400 г. (11 лет). Преобладает процесс возбуждения. Младшие школьники в высокой степени возбуждены. Необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять школьника. Познавательные процессы.
Внимание.
Ученики могут сохранить внимание непрерывно в течение всего урока, короткие паузы полезны, но перерывы (физминутки) устаивать нет необходимости. В этом возрасте формируется умение организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им. (отказ от просмотра кинофильма, если не выучены уроки).
Память.
Память развивается в двух направлениях:1 .усиливается роль и идеальный вес словесно-логичного, смыслового запоминания. (вместо наглядно-образного).2.появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявление, (запоминание, воспроизведение, припоминание).В этот период необходимо учителям и родителям обучать детей приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры запоминания.Дети часто используют только один единственный прием- повторение. Существует много других приемов запоминания и тренировки памяти. Воображение.Предметное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель.В этот период воображение формируется в процессе учебной деятельности, а также влияние оказывают непосредственные впечатления (при посещении музеев, экскурсии, выставки, просмотр фильмов).Прежде всего, совершенствуется воссоздающее воображение. Творческое воображение, как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений также получает дальнейшее развитие. Мышление.Очень большие изменения. Интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. К 11 годам учащиеся находятся на стадии, которые связаны с уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Школьники знакомясь с новым материалом учатся рассуждать, сопоставлять, делать выводы, сравнивать и анализировать факты , находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Чтобы эти процессы шли более успешно необходима помощь со стороны родных, братьев, сестер, родителей, которые бы помогли активизировать эту деятельность с помощью вопросов, советов, споров.
Личность.
Хотя младший школьный возраст и не является возрастом регулирующих сдвигов в развитии личности, ем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности.В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
Характер.
В младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления могут отмечаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. Особенности:1)Импульсивность — склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов побуждений по случайным доводам.2)Капризность, упрямство — протест ребенка против тех требований, которые ему предъявляют (привычка к удовлетворению всех его желаний).3)0тзывчивость, непосредственность, любознательность, доверчивость, подражательность.4)Чувство долга.
Интересы.
Более высокий уровень. Появляются интересы, связанные с раскрытием причин закономерностей связей и взаимосвязей между явлениями.Итак, можно сделать вывод о том, что под влиянием обучения, воспитания происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и потому ответственный период их жизни -подростковый возраст.
^
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается, на границе нового возрастного периода.
Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося «Я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это , новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, всё равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание Как считает Л.И Божович. Кризис 7лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им проходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.
Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.
Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. То, что он пе­риодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорчение, обиду или досаду, не влияло на становление его личности. Как известно, лишь немногие дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и заниженные представления о себе; чтобы это произошло, в семье должна быть особая атмосфера недовольства и высокой требовательности. И наоборот, в обстановке захваливания и восхищения вырастают дети с непомерно высокой даже для дошкольного возраста самооценкой; их тоже мало. Все эти случаи — результат усвоения постоянно повторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения собственного эмоционального опыта.
В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности Конечно в дальнейшее эти, аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его. уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: четверка для одного — источник бурной радости, для другого — разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим — как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь — жизнь переживаний — влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок. ;

«Психолого – педагогическое сопровождение первоклассников»

выполнила: Кролевец Н.И.,

педагог – психолог

МОУ «Бобринская СОШ»

Нововаршавского

муниципального района

Омской области

Содержание работы.Введение стр.3Глава 1. Теоретическое обоснование психолого – педагогического сопровождения первоклассников

    1. Сущность понятия психолого – педагогическое

Сопровождение стр.41.2 Возрастные особенности дошкольников стр.61.3 Возрастные особенности первоклассников стр.81.4 Кризис 7 – лет стр.111.5 Адаптация первоклассников стр.151.6 Психолого – педагогическое сопровождениепервоклассников стр.28

^

2.1 Задачи исследования стр.30 2.2 Методы исследования стр.302.3 Результаты исследования стр.31Заключение стр.39Приложения стр.42Литература стр.54

Введение

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого – педагогическое сопровождение обучаемых. Цель этого сопровождения – создать для ребёнка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определённых личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. То есть такие условия, которые не провоцировали бы отклонений в поведении, внутриличностных конфликтов, позволяли бы в доступной ребёнку форме решить образовательные задачи. Вс1 это может послужить основой успешной школьной жизни, а может стать камнем преткновения, причиной болезненных состояний, внутренних и внешних кофликтов, тотальной личностной неуспешности в настоящем и будущем.Именно поэтому необходима система психолого – педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников в школе, позволяющая преодолевать трудности, вовремя реагировать на проблемы и направлять процесс адаптации таким образом чтобы учащиеся первого класса благополучно адаптировались, сохранили своё физическое и психическое здоровье и успешно усвоили учебную программу.

^

1.1Сущность понятия психолого – педагогическое сопровождение.В словаре русского языка мы читаем: «сопровождать – значит идти , ехать вместе с кем – либо в качестве спутника или провожатого». То есть сопровождение ребёнка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

^ деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, общением, успешным продви­жением в обучении, жизненным и профессиональным самооп­ределением (О.С. Газман, Г.В. Фролова).

Более научно, сопровождение как, основа профессиональной деятельности школьных педагогов и психологов ориентировано на создание условий (педагогических, психологических, социальных) успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Их задачей, на наш взгляд, является разработка и внедрение в школьную .практику таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому ребенку возможности решения своих актуальных потребностей образовательных, возрастных, индивидуально-личностных.И задали эти — общие для всех взрослых, включенных в учебно-воспитательный процесс. Наличие общей профессиональной цели, центрированной на ребенке, процессе его обучения и развития, делает всех взрослых равноправными и равно ответственными, задаст им общее поле для сотрудничества, заставляет искать различные формы обмена знаниями, представлениями. Педагог и психолог (они прежде всего) в рамках работы, построенной, на идее сопровождения, становятся очень нужными друг другу, так как их связывает единое отношение к ребенку, и общая профессиональная цель, достичь которую легче, объединив усилия и ресурсы.

^

Первый компонент – систематическое отслеживание психолого-педагогическозо статуса школьников с точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития.Второй компонент — создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития «психологически благополучных» школьников.Третий компонент — создание специальных социально-психологических условии для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных школьников или ученических коллективов.

^

Различают 3 периода:МЛАДШИЙ — 3-4 лет. СРЕДНИЙ — 4-5 лет. СТАРШИЙ-5-7 лет.Дошкольный возраст оказывает самое яркое впечатление на всю оставшуюся жизнь человека, и хотя многое забылось, остается все же в памяти подсознанием. Очень важно какие условия жизни создадут для ребенка взрослые. В этом возрасте ребенок особенно остро нуждается в любви, ласке, заботе. Окружающий мир и себя в этом мире ребенок познает благодаря взрослым, особенно в своей семье и особенно больше всего от мамы. Ведущая деятельность дошкольников — игровая.Игры- занятия, слушанье сказок, предоставление и рисование героев, ролевые игры. Все это важные виды деятельности, которые развивают его. У дошкольника как правило еще нет круга определенных обязанностей, но большую часть времени он занимается тем, что для него приблизительно, интересно и постепенно переходит к новым видам деятельности — учебной и трудовой. Поведение ребят в этом возрасте — ситуативное, т.е. определяется тем. Что происходит в данный момент. Ребенок учится осознавать себя, свое положение среди других людей, свое отношение к ним, их отношение к себе. Он усваивает, что значит быть мальчиком или девочкой.В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у него было прошлое и будущее. Усваивает нравственные нормы (Что хорошо? Что плохо?). Мотивы поведения постепенно образуют системы, которые выделяются как более значимые и менее значимые. Маленькие дети стремятся приносить радость окружающим(подарки, рисунки).В этом возрасте полезно поощрять творчество, что может помочь в дальнейшем утверждении интересов и склонностей.Дошкольники всегда любознательны их привлекает все новое, непознанное, часто ребенок пытается разобраться сам (разобрать игрушку).В этом возрасте ребенок способен думать преимущественно о том, что можно увидеть или представить ему мало словесных рассуждений, внимание привлекает то, что ярко интересно и производит яркие впечатления. Именно это он хочет понять, запомнить и затем воспроизводит это в своих играх, рисунках.Если материал мало привлекателен внешне сосредоточиться на нем ребенку очень трудно.Кроме всего сказанного у дошкольника самое благоприятное время для развития.

^

5-6 лет -старший дошкольный возраст этот этап является периодом интенсивного психического развития, происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от психофизиологических функций до личностных новообразований.1. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Повышение устойчивости внимания отличается когда детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять свои вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.Преобладающим же все равно остается непроизвольное внимание, например, в процессе интересной игры внимание может быть достаточно устойчивым.2.Память в этом возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес дает наилучшие впечатления.В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. В этом же возрасте начинается развитие произвольного запоминания. Этому способствует игровая деятельность в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.3. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. К концу дошкольного возраста преобладает высокая форма наглядно-образного мышления — наглядно-схематическое мышление. Это подтверждается схематизмом детского рисунка, умением использовать при решении задач схематические изображения . Эта форма мышления является основной для образования логического мышления.4. При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание. Хотя оно становится произвольно управляемым. Большое значение приобретает словесная инструкция взрослого побуждающая ребенка к определенным действиям.Игра требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может вступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.5.Самооценгка в этом возрасте не дифференцированная , завышенная. Я хороший, а что во мне хорошего выделить не может. Это приводит к тому, что дети рассматривают оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

^

Младший школьный возраст от 7 до 11 лет.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него —значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Физиология.

В это время ребенок физически развивается относительно спокойно и равномерно костная система младшего школьника. Находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащегося.Мышцы сердца первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280г. (7 лет) до 1400 г. (11 лет). Преобладает процесс возбуждения. Младшие школьники в высокой степени возбуждены. Необходимо строго соблюдать режим учения и отдыха, не переутомлять школьника. Познавательные процессы.

Внимание.

Ученики могут сохранить внимание непрерывно в течение всего урока, короткие паузы полезны, но перерывы (физминутки) устаивать нет необходимости. В этом возрасте формируется умение организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им. (отказ от просмотра кинофильма, если не выучены уроки).

Память.

Память развивается в двух направлениях:1 .усиливается роль и идеальный вес словесно-логичного, смыслового запоминания. (вместо наглядно-образного).2.появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявление, (запоминание, воспроизведение, припоминание).В этот период необходимо учителям и родителям обучать детей приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры запоминания.Дети часто используют только один единственный прием- повторение. Существует много других приемов запоминания и тренировки памяти. Воображение.Предметное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель.В этот период воображение формируется в процессе учебной деятельности, а также влияние оказывают непосредственные впечатления (при посещении музеев, экскурсии, выставки, просмотр фильмов).Прежде всего, совершенствуется воссоздающее воображение. Творческое воображение, как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений также получает дальнейшее развитие. Мышление.Очень большие изменения. Интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. К 11 годам учащиеся находятся на стадии, которые связаны с уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Школьники знакомясь с новым материалом учатся рассуждать, сопоставлять, делать выводы, сравнивать и анализировать факты , находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Чтобы эти процессы шли более успешно необходима помощь со стороны родных, братьев, сестер, родителей, которые бы помогли активизировать эту деятельность с помощью вопросов, советов, споров.

Личность.

Хотя младший школьный возраст и не является возрастом регулирующих сдвигов в развитии личности, ем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности.В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения происходит усвоение моральных норм и правил поведения.

Характер.

В младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления могут отмечаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно принять временные психические состояния. Особенности:1)Импульсивность — склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов побуждений по случайным доводам.2)Капризность, упрямство — протест ребенка против тех требований, которые ему предъявляют (привычка к удовлетворению всех его желаний).3)0тзывчивость, непосредственность, любознательность, доверчивость, подражательность.4)Чувство долга.

Интересы.

Более высокий уровень. Появляются интересы, связанные с раскрытием причин закономерностей связей и взаимосвязей между явлениями.Итак, можно сделать вывод о том, что под влиянием обучения, воспитания происходят серьезные сдвиги в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и потому ответственный период их жизни -подростковый возраст.

^

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития и ребенок оказывается, на границе нового возрастного периода.

Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося «Я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это , новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, всё равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание Как считает Л.И Божович. Кризис 7лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им проходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. То, что он пе­риодически сталкивался с неудачами в каких-то своих делах или иногда получал нелестные отзывы о своей внешности и испытывал по этому поводу огорчение, обиду или досаду, не влияло на становление его личности. Как известно, лишь немногие дошкольники приобретают высокий уровень тревожности и заниженные представления о себе; чтобы это произошло, в семье должна быть особая атмосфера недовольства и высокой требовательности. И наоборот, в обстановке захваливания и восхищения вырастают дети с непомерно высокой даже для дошкольного возраста самооценкой; их тоже мало. Все эти случаи — результат усвоения постоянно повторяющейся оценки близких взрослых, а не обобщения собственного эмоционального опыта.

В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности Конечно в дальнейшее эти, аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его. уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Это не слепок с внешней его жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д. Скажем, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: четверка для одного — источник бурной радости, для другого — разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим — как неудача. С другой стороны, внутренняя жизнь — жизнь переживаний — влияет на поведение и, тем самым, на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок. ;

понятия психолого педагогическое сопровождение,создание специальных социально-психологических условии,усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит,психолого педагогическое сопровождениепервоклассников стр,форма мышления является основной,психического состояния конкретных школьников,перестройка эмоционально-мотивационной сферы,возрасте носит непроизвольный характер,влияние оказывают непосредственные впечатления,состоянии воспроизвести полученные впечатления

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …