Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н. Физика. 10 класс

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Пояснительная записка.Данная рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл. / — Н. Тулькибаева, А.Э.Пушкарев. — М.: Просвещение, 2006).Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 70 часов в год (в 10 классе) по 2 урока в неделю.

Учебно-методический комплект

  1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 10 класс. — М.: Просвещение, 2008
  2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. — М.: Дрофа, 2006.
  3. Кирик Л.А., Генденштенйн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10.(методические материалы). — М.: «Илекса», 2004, Сборник задач по физике. 10-11 класс. — М.: Просвещение, 2003.
  4. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 10 (дидактический материал). — М.: «Дрофа», 2004
  5. Левитан Е.П. Астрономия-11. — М.: Просвещение, 2003.

В задачи обучения физике входят:

— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.Формы проведения учебных занятий: комбинированный урок, семинар, урок-лекция. Предусмотрено учебное время для проведения лабораторных (11 уроков) и контрольных работ (8 уроков).Содержание учебного занятия соответствует указанному параграфу учебника. Процесс систематизации знаний учащихся на базовом курсе носит, наряду с объясняющей функцией, еще и предсказательную, так как в процессе обучения у учащихся должна сформироваться научная картина мира.Учебник отличается ярко выраженной и организованной системой целей и задач обучения, изложенных во введениях к частям, разделам, главам, параграфам, а также в заключениях. Лабораторные работы, инструкции к которым имеются в учебнике, дают возможность более глубоко осмыслить и закрепить пройденный материал.

Технология обучения

В курс физики 10 класса входят следующие разделы:

  1. Механика
  2. Молекулярная физика. Тепловые явления
  3. Основы электродинамики.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 10 класса входят: законы кинематики, законы Ньютона, силы в природе, основные положения МКТ, основное уравнение МКТ газов, I и II закон термодинамики, закон Кулона, законы Ома.В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.И.Менделеева, М.Фарадея, Ш.Кулона, Г.ОмаНа повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала — такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.При преподавании используются:

  • Классноурочная система
  • Лабораторные и практические занятия.
  • Применение мультимедийного материала.
  • Решение экспериментальных задач.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать и уметь:

Механика

Понятия: система отсчета, движение, ускорение, материальная точка, перемещение, силы.

^ законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, законы сохранения импульса и энергии.

Практическое применение: пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.

Молекулярная физика

Понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, броуновское движение, температура, насыщенный пар, кипение, влажность, кристаллические и аморфные тела.

^ основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева — Клапейрона, I и II закон термодинамики.

Практическое применение: использование кристаллов в технике, тепловые двигатели, методы профилактики с загрязнением окружающей среды.

Электродинамика

Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля, напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, электроемкость, сторонние силы, ЭДС, полупроводник.

^ закон Кулона, закон сохранения заряда, принцип суперпозиции, законы Ома.

Практическое применение: пользоваться электроизмерительными приборами, устройство полупроводников, собирать электрические цепи.

Проверка знаний учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

^ ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

^ ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

^ ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

^ ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

^ ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

^ ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 — 5 недочётов.

^ ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

^

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

^ ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два — три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

^ ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

^ ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Содержание

Механика

Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Рука. Силы трения.Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.

^

Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Основное урав­нение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двигателей.

Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение, Насыщенный пар. Относительная влажность. Кристаллические и аморфные тела.

Электродинамика

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

^ . Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

^ . Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников, p-n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Календарно-тематическое планирование 10 класс.

п/п § Тема урока Вид контро-ля Дата
Введение (1час)
§ 1 Что такое механика
^
Кинематика (9 часов)
§ 3,4 Движение точки и тела. Положение точки в пространстве.
§ 5-7 Способы описания движения. Система отсчёта. Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
§ 8 Уравнение равномерного прямолинейного движения.
§ 9,10 Мгновенная скорость. Сложение скоростей.
§ 11,12 Ускорение. Единица ускорения.
§ 13,14 Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением.
§ 15,17 Свободное падение тел. Равномерное движение точки по окружности.
Лабораторная работа № 1 ЛР 1
Контрольная работа. Кинематика. КР
Законы механики Ньютона (4 часа)
§ 21,22 Материальная точка. Первый закон Ньютона.
§ 23,25 Сила. Второй закон Ньютона. Масса.
§ 26,27 Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц.
Решение задач.
Силы в механике (3 часа)
§ 29-33 Силы в природе. Гравитационные силы.
§ 34,35 Силы упругости.
§ 36-38 Силы трения.
Законы сохранения в механике (7 часов)
§ 39,40 Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.
§ 41,42 Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.
§ 43-45 Работа силы. Мощность. Энергия.
§ 46,47 Кинетическая энергия и её изменение. Работа силы тяжести.
§ 48,49 Работа силы упругости. Потенциальная энергия.
§ 50,51 Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения. Лабораторная работа № 2. ЛР 2
Контрольная работа. Законы сохранения. КР
^
Основы молекулярно-кинетической теории (5 часов)
§ 56,57 Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества.
§ 58,59 Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.
§ 60,61 Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.
§ 62,63 Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Решение задач.
Температура. Энергия теплового движения (4 часа)
§ 64 Температура и тепловое равновесие.
§ 65 Определение температуры.
§ 66 Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул.
§ 67 Измерение скоростей молекул газа.
Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов (6 часов)
§ 68 Уравнение состояния идеального газа.
§ 69 Газовые законы.
§ 70-72 Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха.
Лабораторная работа №3 ЛР 3
§ 73,74 Кристаллические тела. Аморфные тела.
Контрольная работа. Основы молекуляр.-кинетич. теории. КР
Основы термодинамики (6 часов)
§ 75,76 Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.
§ 77,78 Количество теплоты. Первый закон термодинамики.
§ 79 Применение первого закона термодинамики к различным процессам.
§ 80 Необратимость процессов в природе.
§ 82 Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.
Контрольная работа. Основы термодинамики. КР
Основы электродинамики (23 часа)
Электростатика (9 часов)
§ 83,84,86 Что такое электродинамика. Электрический заряд и элемен-тарные частицы. Закон сохранения электрического заряда.
§ 87,88 Закон Кулона. Единица электрического заряда.
§ 90 Электрическое поле. Решение задач.
§ 91,92 Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля. Напряжённость поля заряженного шара.
§ 93-95 Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков.
§ 96,97 Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. Потенциал и разность потенциалов.
§ 98 Связь между напряжённостью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.
§ 99,100 Электроёмкость. Единицы электроёмкости. Конденсаторы.
§ 101 Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
Законы постоянного тока (8 часов)
§ 102,103 Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока.
§ 104,105 Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические це-пи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Лабораторная работа № 5 ЛР 5
§ 106 Работа и мощность постоянного тока.
§ 107 Электродвижущая сила.
§ 108 Закон Ома для полной цепи.
Лабораторная работа № 4 ЛР 4
Контрольная работа. Законы постоянного тока. КР
Электрический ток в различных средах (4 часа)
§ 109 Электрическая проводимость различных веществ.
§ 113,114 Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей.
§ 115,116 Электрический ток через контакт полупроводников p и n типов. Транзисторы.
§ 119-121 Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах.
Резерв.
Резерв.
Резерв.
Резерв.
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …