М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

Цель работы школьной мастерской – составить текст рассуждения об искусном сочетании в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» книжных, устаревших слов и живой разговорной речи.
Прочитайте высказывание Н.М Карамзина о М.В.Ломоносове и ответьте на вопросы:
Как вы понимаете смысл метафоры «сделался отцом российского красноречия»?
Почему, обращаясь к босоногому крестьянскому мальчишке, Н.А. Некрасов в своем стихотворении «Школьник» ободрял его ставшими впоследствии крылатыми словами?
Как вы думаете, является ли личность М.В. Ломоносова примером для подражания для учеников всех времен? Почему?
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». (А.С. Пушкин)
Как охарактеризовал личность М.В. Ломоносова А.С. Пушкин?
Что особенно вас восхищает в великом ученом?
В каких науках М.В. Ломоносов проявил себя как великий русский ученый?
«Его (Ломоносова) интересует не только изложение научных теорий, но и поэтическая сторона науки – вдохновенное творчество и полет фантазии». (Н.В. Банников)
Какие научные теории о строении вселенной отражены в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
Что вы знаете о Копернике и Птолемее? Могли ли они действительно встретиться на пиру?
В чем состоит полет фантазии, поэтическая вольность М.В. Ломоносова в этом стихотворении?
С какой целью М.В. Ломоносов свел двух ученых, живших в разные времена и в разных странах?
«Слово юмор происходит от англ. humour, которое переводится: нрав, настроение. Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех помогает освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Способов юмористического повествования много: неожиданность, несоответствие, гипербола (преувеличение)». (Из Словаря литературоведческих терминов)
Какое настроение вызвало у вас чтение стихотворения М.В. Ломоносова?
В чем заключается комический эффект заключительных строк?
Какие способы юмористического повествования вы находите в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
Почему о серьезных вещах – научных теориях, о строении вселенной – М.В. Ломоносов говорит в шутливой форме?
В чем убеждает нас М.В. Ломоносов в своем стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
Как в стихотворении соединяются книжные, устаревшие слова и живая разговорная речь.
Напишите текст рассуждения об искусном сочетании в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» книжных, устаревших слов и живой разговорной речи.
Жанр басни. Истоки басенного жанра
Цель работы школьной мастерской – написать басню.
Что такое басня?
Кто является основоположником жанра басни?
Каких русских баснописцев вы знаете?
Как называется нравоучительный вывод в басне?
Что такое аллегория? Почему она часто используется в басне?
Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о басне и ответьте на вопросы:
игривым оборотом, который обращается в пословицу, поговорку. Басня… должна быть маленькою повестью, драмою, с лицами и характерами, поэтически очеркнутыми». (В.Г. Белинский)
Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что «басня есть поэзия рассудка»?
Как вы можете доказать эту мысль?
О чем говорится в баснях?
Как вы понимаете выражение «уроки повседневной опытности»?
Прочитайте отрывок текста М.Л.Гаспарова об Эзопе и ответьте на вопросы:
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что ничего лучше языка нет”.Такое рассуждение пришлось по душе Ксанфу и его гостям.В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?”Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа».
(М.Л. Гаспаров)
Какое значение Эзоп придавал языку?
В чем проявилась мудрость древнего баснописца?
Какие значения слова «язык» имел в виду Эзоп?
Как вы понимаете выражение «эзопов язык»?
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
Прочитайте высказывание Ж.Н.Критарова о басне и ответьте на вопросы:
«Басня! Какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и все! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова)
Почему невежда считает жанр басни несерьезным?
Как вы думаете, почему «баснописцы – редкое явление в литературе»?
Познакомьтесь с басней С.В. Михалкова «Скала и Утес» и ответьте на вопросы:
В чем состоит нравоучительный характер этой басни?
Кого и что высмеивает автор?
Экскурсию (которым нет числаНа наших Минеральных водах!)Курортная тропа в ущелье привела,Где над водой нависшая СкалаСулила путникам привал и отдых.Несчастная скала! От головы до пятОна была исписана словами:«Здесь были А. и Б.», какой-то «Жорж Пират»!С ним рядом: «Дураков с женой и сыновьями»!Дурной пример! Так и на этот разБольной тщеславием нашелся среди нас:Он в пропасть со скалы чуть было не сорвался,Но своего добился – расписался!..В тени передохнув, экскурсия ушла.Осталась над водой нависшая Скала.И снился ей в ночи Утес под снегом чистым,Доступный только альпинистам…
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Подготовьте инсценировку понравившейся вам басни. Покажите, что басня – это «повесть, драма, с лицами и характерами».
Коллективное выполнение задачи:
Трудно ли написать басню? Попробуйте сделать это в прозе или в стихах, главное – не забудьте про сатирическое освещение событий с нравоучительным выводом.
Тема 9.
Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»
Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему: «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Когда, в какой семье родился И.А. Крылов?
В чем проявилась одаренность будущего баснописца?
В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню?
Как будущий писатель работал над собой?
В каких сферах творческой деятельности проявил себя?
Что принесло ему прижизненную славу и популярность?
2.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского О И.А.Крылове и ответьте на вопросы:
К.П. Брюллов. Портрет И.А. Крылова
«Личность Крылова вся отразилась в его баснях…Человек, живой по натуре, умный, знавший людей, – Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности…Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца…Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его». (В.Г. Белинский)
Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или ум, живость натуры – подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения.
Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова «стариком-младенцем»?
О чем говорит спокойное лицо баснописца?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о произведениях И.А.Крылова:
«Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». (В.Г. Белинский)
2.Выпишите из басен И.А. Крылова слова, ставшие пословицами и поговорками.3.Подберите к рассказам подходящую пословицу из басен И.А. Крылова.1) Учитель географии вызвал к доске Костю и попросил рассказать о населении США. Костя, неплохой ученик, переминался с ноги на ногу у карты, но так ничего и не произнес. «Садись, плохо!» – сказал учитель. В классе все удивились, почему Костя не ответил. Один говорит: «У него книги не было». Другой говорит: «Материал очень трудный, легко ли – целая Америка!» Третий говорит: «У него температура, он болен». А сосед спрашивает: «Костя, почему ты не смог ответить?». «Да не выучил, на катке был», – ответил Костя.2) Идут по коридору два мальчика – Саша из 5 «А» и Витя из 5 «Б». Оба они были участниками редколлегии и выпустили к Новому году стенгазеты. Подошли к Петиной – буквы кривые, рисунки неаккуратные, а Витя хвалит друга: «Хороша газета!» Потом Витя показал свою работу: на стенгазете пятна разлитой краски и поздравления сухие, казенные. А друг хвалит: «Здорово получилось!»3) На уроке математики Вова списывал у соседа задачу. Учитель заметил это и стал стыдить нерадивого ученика, а тот дождался, когда учитель отвернулся, и продолжал списывать.
Справка. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». «А Васька слушает да ест». «А ларчик просто открывался».
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
Из какой басни И.А. Крылова эти пословицы?
– Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.– Чем кумушек считать трудиться,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.– Слона-то я и не приметил.– А вы, друзья, как ни садитесь,Все в музыканты не годитесь.– Ай, Моська, знать она сильна,Что лает на слона.– У сильного всегда бессильный виноват.– А воз и ныне там.– Демьянова уха.– А ларчик просто открывался.– Сильнее кошки зверя нет.– А Васька слушает да ест.– Беда, коль пироги начнет печи сапожник.
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Прочитайте высказывание В.А.Жуковского и Ж.Н. Критаровой об И.А.Крылове и ответьте на вопросы:
«Мы позволяем себе утверждать, что Крылов может быть причислен к переводчикам искусным и потому точно заслуживает имя стихотворца оригинального. Слог басен его легок, чист и всегда приятен». (В.А. Жуковский)
«Крылов в басенном творчестве, безусловно, опирался на опыт всей предшествующей литературы от Эзопа и Лафонтена до своих предшественников в России. Однако ему удалось создать совершенно оригинальные, истинно русские басни. Это дало право Пушкину назвать Крылова “представителем духа народа”». (Ж.Н. Критарова)
Почему И.А.Крылова назвали стихотворцем оригинальным»?
За что Пушкин назвал И.А. Крылова «представителем духа народа»?
2.Сравните басню Эзопа и басню И.А. Крылова.
Эзоп «Лисица и виноград»
И.А. Крылов «Лисица и виноград»
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Голодная кума Лиса залезла в сад,В нем винограду кисти рделись.У кумушки глаза и зубы разгорелись;А кисти сочные как яхонты горят;Лишь то беда, висят они высоко:Отколь и как она к ним ни зайдет,Хоть видит око,Да зуб неймет.Пробившись попусту час целой,Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!На взгляд-то он хорош,Да зелен – ягодки нет зрелой:Тотчас оскомину набьешь».
Согласны ли вы с тем, что, опираясь на опыт предшественников, И.А. Крылов создал «совершенно оригинальные басни»?
3.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о стиле баснописца И.А.Крылова и ответьте на вопросы:
«Иван Андреевич любил делать первые накидки своих басен на лоскутках, с которых переписывал на листочки, поправлял и снова переписывал… На одну из его басен есть у меня три экземпляра: самый первый, разумеется, более перемаран: следующие, постепенно, один чище другого. В каждом из них есть изменения; в печатных изданиях нахожу новые улучшения; следовательно, труд был вторым его гением: ум был изобретателем, а труд усовершителем… “Я до тех пор читал мои новые стихи, – говорил мне Иван Андреевич, – пока некоторые из них мне не причитаются, т. е. перестанут нравиться; тогда их поправляю или вовсе переменяю”». (М.Е. Лобанов)
Как работал над своими баснями И.А. Крылов?
Как вы понимаете выражение «ум его был изобретателем, а труд усовершителем…»?
4.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о главных мотивах басен И.А.крылова и ответьте на вопросы:
«Особенно острую критику в баснях И.А. Крылова вызывает невежество». (М.Е. Лобанов)
Какие пороки общества и человека предает осмеянию И.А. Крылов?
Как вы понимаете значение слова «невежество»?
5.Назовите басни И.А. Крылова, где главной темой является критика невежества.6. Прочитайте высказывание Т.П.Буслаковой о композиции басни и ответьте на вопросы: «Композиция басни дает возможность сочетать комизм сказочной сценки с серьезным, обличительным тоном заключительного морального вывода.“Свинья под Дубом” – одна из тех редких басен Крылова, в которых сказочный сюжет не имеет комического смысла. Свинья – откровенно отрицательный образ. В моральном выводе, завершающем басню, вековой Дуб ассоциируется с науками и ученьем, которые “бранит” невежда».
(Т. П. Буслакова)
Чем басня «Свинья под Дубом» отличается от других басен Крылова?
Какие чувства вызывает у вас образ Свиньи: улыбку или резкое неприятие?
Случайно ли, на ваш взгляд, баснописец ассоциирует невежество со свиньей, а науки и ученье – с дубом?
Как вы понимаете мораль басни? Приведите примеры из жизни, характеризующие этот случай.
Коллективное выполнение задачи:1.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни «Волк на псарне» и ответьте на влопросы:
«Басня “Волк на псарне” представляет собой сказочную сценку, политический смысл которой восстанавливается из конкретных исторических событий». (И.И. Срезневский)
Какие исторические события отражены в басне «Волк на псарне»?
Согласны ли вы с тем, что басня представляет собой сказочную сценку? Докажите свою точку зрения.
2. Прочитайте другое высказывание И.И.Срезневского – о герое басни «Волк и ягненок» и ответьте на вопросы:«Сквозной персонаж, олицетворяющий у Крылова, так же как в русских сказках, злую силу, оказывается перед теми, кто способен на драку с ним. Зло сильно перед слабым ягненком (басня “Волк и ягненок”), а на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца. Он пускается в переговоры, давая волчью клятву быть верным “общему ладу”».
(И.И. Срезневский)
Почему на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца?
Как вы думаете, можно ли верить волчьей клятве? Почему?
3.Докажите, что образы И.А. Крылова перекликаются с фольклорными.4.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни и ответьте на вопросы:«На вопрос, возможно ли примирение между добром и злом, в басне отвечает ловчий. В этом образе воплощена вековая народная мудрость: зло должно быть наказано…»
(И.И. Срезневский)
Найдите в басне характеристику ловчего.
Кто является прототипом этого персонажа?
В каких словах ловчего воплощена «вековая народная мудрость»?
5. Критик В.Г. Белинский писал: «Басни И.А. Крылова – не просто басни: это повесть, композиция, юмористический очерк, злая сатира».
Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно найти и искусное повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами.
6. Пользуясь словарем литературоведческих терминов, выясните, чем отличаются юмор и сатира.7.Ответьте на вопросы викторины «Герои басен И.А. Крылова: о ком идет речь?»:
Она «наелась желудей досыта, до отвала».
Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать».
Она хотела сжечь море.
Он вернулся из путешествия «с разбитой головою, с попорченным крылом, с повихнутой ногою».
Он обещал стать охранником овечьих стад.
Она «без души лето целое все пела».
Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана.
Она попала «в большие забияки».
Он «обжора и злодей», по словам его хозяина.
Она пыталась руководить квартетом.
У него на локтях продрался кафтан.
Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона.
Его «захлопнула злодейка-западня».
У нее есть 5–6 кривляк-кумушек.
Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным.
Ее служба – ходить на задних лапах перед хозяевами.
Он решил «с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой».
Он кормил своими плодами неблагодарную свинью.
Он был перекормлен рыбным супом.
У него все вокруг только «мое».
8. Напишите сочинение на тему «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?». Используйте в сочинении строки стихотворения П.А. Вяземского о И.А. Крылове «На радость полувековую…».Забавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль;Он баснями себя прославил,И слава эта – наша быль.И не забудут этой были,Пока по-русски говорят:Ее давно мы затвердили,Ее и внуки затвердят.

Оцените статью
Добавить комментарий