М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Цель работы школьной мастерской – составить текст рассуждения об искусном сочетании в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» книжных, устаревших слов и живой разговорной речи.

  1. Прочитайте высказывание Н.М Карамзина о М.В.Ломоносове и ответьте на вопросы:
  • Как вы понимаете смысл метафоры «сделался отцом российского красноречия»?
  • Почему, обращаясь к босоногому крестьянскому мальчишке, Н.А. Некрасов в своем стихотворении «Школьник» ободрял его ставшими впоследствии крылатыми словами?
  • Как вы думаете, является ли личность М.В. Ломоносова примером для подражания для учеников всех времен? Почему?

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». (А.С. Пушкин)

  • Как охарактеризовал личность М.В. Ломоносова А.С. Пушкин?
  • Что особенно вас восхищает в великом ученом?
  • В каких науках М.В. Ломоносов проявил себя как великий русский ученый?

«Его (Ломоносова) интересует не только изложение научных теорий, но и поэтическая сторона науки – вдохновенное творчество и полет фантазии». (Н.В. Банников)

  • Какие научные теории о строении вселенной отражены в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
  • Что вы знаете о Копернике и Птолемее? Могли ли они действительно встретиться на пиру?
  • В чем состоит полет фантазии, поэтическая вольность М.В. Ломоносова в этом стихотворении?
  • С какой целью М.В. Ломоносов свел двух ученых, живших в разные времена и в разных странах?

«Слово юмор происходит от англ. humour, которое переводится: нрав, настроение. Юмор – изображение героев в смешном виде. Смех помогает освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. Способов юмористического повествования много: неожиданность, несоответствие, гипербола (преувеличение)». (Из Словаря литературоведческих терминов)

  • Какое настроение вызвало у вас чтение стихотворения М.В. Ломоносова?
  • В чем заключается комический эффект заключительных строк?
  • Какие способы юмористического повествования вы находите в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
  • Почему о серьезных вещах – научных теориях, о строении вселенной – М.В. Ломоносов говорит в шутливой форме?
  • В чем убеждает нас М.В. Ломоносов в своем стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»?
  • Как в стихотворении соединяются книжные, устаревшие слова и живая разговорная речь.

Напишите текст рассуждения об искусном сочетании в стихотворении М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» книжных, устаревших слов и живой разговорной речи.

Жанр басни. Истоки басенного жанра

Цель работы школьной мастерской – написать басню.

  • Что такое басня?
  • Кто является основоположником жанра басни?
  • Каких русских баснописцев вы знаете?
  • Как называется нравоучительный вывод в басне?
  • Что такое аллегория? Почему она часто используется в басне?
  1. Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о басне и ответьте на вопросы:

игривым оборотом, который обращается в пословицу, поговорку. Басня… должна быть маленькою повестью, драмою, с лицами и характерами, поэтически очеркнутыми». (В.Г. Белинский)

  • Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что «басня есть поэзия рассудка»?
  • Как вы можете доказать эту мысль?
  • О чем говорится в баснях?
  • Как вы понимаете выражение «уроки повседневной опытности»?
  1. Прочитайте отрывок текста М.Л.Гаспарова об Эзопе и ответьте на вопросы:

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что ничего лучше языка нет”.Такое рассуждение пришлось по душе Ксанфу и его гостям.В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?”Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа».

(М.Л. Гаспаров)

  • Какое значение Эзоп придавал языку?
  • В чем проявилась мудрость древнего баснописца?
  • Какие значения слова «язык» имел в виду Эзоп?
  • Как вы понимаете выражение «эзопов язык»?

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

  1. Прочитайте высказывание Ж.Н.Критарова о басне и ответьте на вопросы:

«Басня! Какой-то несерьезный литературный жанр. Небольшое произведение нравоучительного характера, преимущественно стихотворной формы. Пожалуй, и все! Так может рассуждать лишь невежда. Басня – чрезвычайно трудная форма поэзии, а баснописцы – редкое явление в литературе». (Ж.Н. Критарова)

  • Почему невежда считает жанр басни несерьезным?
  • Как вы думаете, почему «баснописцы – редкое явление в литературе»?
  1. Познакомьтесь с басней С.В. Михалкова «Скала и Утес» и ответьте на вопросы:
  • В чем состоит нравоучительный характер этой басни?
  • Кого и что высмеивает автор?

Экскурсию (которым нет числаНа наших Минеральных водах!)Курортная тропа в ущелье привела,Где над водой нависшая СкалаСулила путникам привал и отдых.Несчастная скала! От головы до пятОна была исписана словами:«Здесь были А. и Б.», какой-то «Жорж Пират»!С ним рядом: «Дураков с женой и сыновьями»!Дурной пример! Так и на этот разБольной тщеславием нашелся среди нас:Он в пропасть со скалы чуть было не сорвался,Но своего добился – расписался!..В тени передохнув, экскурсия ушла.Осталась над водой нависшая Скала.И снился ей в ночи Утес под снегом чистым,Доступный только альпинистам…

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

Подготовьте инсценировку понравившейся вам басни. Покажите, что басня – это «повесть, драма, с лицами и характерами».

Коллективное выполнение задачи:

Трудно ли написать басню? Попробуйте сделать это в прозе или в стихах, главное – не забудьте про сатирическое освещение событий с нравоучительным выводом.

Тема 9.

Иван Андреевич Крылов и его басни «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему: «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?»

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Когда, в какой семье родился И.А. Крылов?
  • В чем проявилась одаренность будущего баснописца?
  • В каком возрасте И.А. Крылов написал свою первую басню?
  • Как будущий писатель работал над собой?
  • В каких сферах творческой деятельности проявил себя?
  • Что принесло ему прижизненную славу и популярность?

2.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского О И.А.Крылове и ответьте на вопросы:

К.П. Брюллов. Портрет И.А. Крылова

«Личность Крылова вся отразилась в его баснях…Человек, живой по натуре, умный,  знавший людей, – Крылов тем не менее искренно был беспечен, ленив и спокоен до равнодушия. Он все допускал, всему позволял быть, но сам ни подо что не подделывался и в образе жизни своей был оригинален до странности…Любо было смотреть на эту седую голову, на это простодушное, без всяких притязаний величавое лицо: точно, бывало, видишь перед собою древнего мудреца…Хорош был этот старик-младенец, говорил ли он или молчал: в речи его было столько спокойствия, а в молчании так много говорило спокойное лицо его». (В.Г. Белинский)

  • Как вы думаете, какую черту характера баснописца – леность, простодушие или ум, живость натуры – подчеркнул в своей картине художник К.П. Брюллов? Докажите свою точку зрения.
  • Почему В.Г. Белинский назвал И.А. Крылова «стариком-младенцем»?
  • О чем говорит спокойное лицо баснописца?

II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о произведениях И.А.Крылова:

«Множество стихов Крылова обратилось в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». (В.Г. Белинский)

2.Выпишите из басен И.А. Крылова слова, ставшие пословицами и поговорками.3.Подберите к рассказам подходящую пословицу из басен И.А. Крылова.1) Учитель географии вызвал к доске Костю и попросил рассказать о населении США. Костя, неплохой ученик, переминался с ноги на ногу у карты, но так ничего и не произнес. «Садись, плохо!» – сказал учитель. В классе все удивились, почему Костя не ответил. Один говорит: «У него книги не было». Другой говорит: «Материал очень трудный, легко ли – целая Америка!» Третий говорит: «У него температура, он болен». А сосед спрашивает: «Костя, почему ты не смог ответить?». «Да не выучил, на катке был», – ответил Костя.2) Идут по коридору два мальчика – Саша из 5 «А» и Витя из 5 «Б». Оба они были участниками редколлегии и выпустили к Новому году стенгазеты. Подошли к Петиной – буквы кривые, рисунки неаккуратные, а Витя хвалит друга: «Хороша газета!» Потом Витя показал свою работу: на стенгазете пятна разлитой краски и поздравления сухие, казенные. А друг хвалит: «Здорово получилось!»3) На уроке математики Вова списывал у соседа задачу. Учитель заметил это и стал стыдить нерадивого ученика, а тот дождался, когда учитель отвернулся, и продолжал списывать.

Справка. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку». «А Васька слушает да ест». «А ларчик просто открывался».

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

  • Из какой басни И.А. Крылова эти пословицы?

– Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.– Чем кумушек считать трудиться,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.– Слона-то я и не приметил.– А вы, друзья, как ни садитесь,Все в музыканты не годитесь.– Ай, Моська, знать она сильна,Что лает на слона.– У сильного всегда бессильный виноват.– А воз и ныне там.– Демьянова уха.– А ларчик просто открывался.– Сильнее кошки зверя нет.– А Васька слушает да ест.– Беда, коль пироги начнет печи сапожник.

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

1.Прочитайте высказывание В.А.Жуковского и Ж.Н. Критаровой об И.А.Крылове и ответьте на вопросы:

«Мы позволяем себе утверждать, что Крылов может быть причислен к переводчикам искусным и потому точно заслуживает имя стихотворца оригинального. Слог басен его легок, чист и всегда приятен». (В.А. Жуковский)

«Крылов в басенном творчестве, безусловно, опирался на опыт всей предшествующей литературы от Эзопа и Лафонтена до своих предшественников в России. Однако ему удалось создать совершенно оригинальные, истинно русские басни. Это дало право Пушкину назвать Крылова “представителем духа народа”». (Ж.Н. Критарова)

  • Почему И.А.Крылова назвали стихотворцем оригинальным»?
  • За что Пушкин назвал И.А. Крылова «представителем духа народа»?

2.Сравните басню Эзопа и басню И.А. Крылова.

Эзоп «Лисица и виноград» И.А. Крылов «Лисица и виноград»
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства. Голодная кума Лиса залезла в сад,В нем винограду кисти рделись.У кумушки глаза и зубы разгорелись;А кисти сочные как яхонты горят;Лишь то беда, висят они высоко:Отколь и как она к ним ни зайдет,Хоть видит око,Да зуб неймет.Пробившись попусту час целой,Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!На взгляд-то он хорош,Да зелен – ягодки нет зрелой:Тотчас оскомину набьешь».
  • Согласны ли вы с тем, что, опираясь на опыт предшественников, И.А. Крылов создал «совершенно оригинальные басни»?

3.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о стиле баснописца И.А.Крылова и ответьте на вопросы:

«Иван Андреевич любил делать первые накидки своих басен на лоскутках, с которых переписывал на листочки, поправлял и снова переписывал… На одну из его басен есть у меня три экземпляра: самый первый, разумеется, более перемаран: следующие, постепенно, один чище другого. В каждом из них есть изменения; в печатных изданиях нахожу новые улучшения; следовательно, труд был вторым его гением: ум был изобретателем, а труд усовершителем… “Я до тех пор читал мои новые стихи, – говорил мне Иван Андреевич, – пока некоторые из них мне не причитаются, т. е. перестанут нравиться; тогда их поправляю или вовсе переменяю”». (М.Е. Лобанов)

  • Как работал над своими баснями И.А. Крылов?
  • Как вы понимаете выражение «ум его был изобретателем, а труд усовершителем…»?

4.Прочитайте высказывание М.Е.Лобанова о главных мотивах басен И.А.крылова и ответьте на вопросы:

«Особенно острую критику в баснях И.А. Крылова вызывает невежество». (М.Е. Лобанов)

  • Какие пороки общества и человека предает осмеянию И.А. Крылов?
  • Как вы понимаете значение слова «невежество»?

5.Назовите басни И.А. Крылова, где главной темой является критика невежества.6. Прочитайте высказывание Т.П.Буслаковой о композиции басни и ответьте на вопросы: «Композиция басни дает возможность сочетать комизм сказочной сценки с серьезным, обличительным тоном заключительного морального вывода.“Свинья под Дубом” – одна из тех редких басен Крылова, в которых сказочный сюжет не имеет комического смысла. Свинья – откровенно отрицательный образ. В моральном выводе, завершающем басню, вековой Дуб ассоциируется с науками и ученьем, которые “бранит” невежда».

(Т. П. Буслакова)

  • Чем басня «Свинья под Дубом» отличается от других басен Крылова?
  • Какие чувства вызывает у вас образ Свиньи: улыбку или резкое неприятие?
  • Случайно ли, на ваш взгляд, баснописец ассоциирует невежество со свиньей, а науки и ученье – с дубом?
  • Как вы понимаете мораль басни? Приведите примеры из жизни, характеризующие этот случай.

Коллективное выполнение задачи:1.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни «Волк на псарне» и ответьте на влопросы:

«Басня “Волк на псарне” представляет собой сказочную сценку, политический смысл которой восстанавливается из конкретных исторических событий». (И.И. Срезневский)

  • Какие исторические события отражены в басне «Волк на псарне»?
  • Согласны ли вы с тем, что басня представляет собой сказочную сценку? Докажите свою точку зрения.

2. Прочитайте другое высказывание И.И.Срезневского – о герое басни «Волк и ягненок» и ответьте на вопросы:«Сквозной персонаж, олицетворяющий у Крылова, так же как в русских сказках, злую силу, оказывается перед теми, кто способен на драку с ним. Зло сильно перед слабым ягненком (басня “Волк и ягненок”), а на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца. Он пускается в переговоры, давая волчью клятву быть верным “общему ладу”».

(И.И. Срезневский)

  • Почему на псарном дворе Волк превращается из забияки в хитреца?
  • Как вы думаете, можно ли верить волчьей клятве? Почему?

3.Докажите, что образы И.А. Крылова перекликаются с фольклорными.4.Прочитайте высказывание И.И.Срезневского о смысле басни и ответьте на вопросы:«На вопрос, возможно ли примирение между добром и  злом, в басне отвечает ловчий. В этом образе воплощена вековая народная мудрость: зло должно быть наказано…»

(И.И. Срезневский)

  • Найдите в басне характеристику ловчего.
  • Кто является прототипом этого персонажа?
  • В каких словах ловчего воплощена «вековая народная мудрость»?

5. Критик В.Г. Белинский писал: «Басни И.А. Крылова – не просто басни: это повесть, композиция, юмористический очерк, злая сатира».

  • Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что в баснях И.А. Крылова можно найти и искусное повествование, и юмористическую зарисовку, и злую сатиру? Докажите свой ответ примерами.

6. Пользуясь словарем литературоведческих терминов, выясните, чем отличаются юмор и сатира.7.Ответьте на вопросы викторины «Герои басен И.А. Крылова: о ком идет речь?»:

  • Она «наелась желудей досыта, до отвала».
  • Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать».
  • Она хотела сжечь море.
  • Он вернулся из путешествия «с разбитой головою, с попорченным крылом, с повихнутой ногою».
  • Он обещал стать охранником овечьих стад.
  • Она «без души лето целое все пела».
  • Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана.
  • Она попала «в большие забияки».
  • Он «обжора и злодей», по словам его хозяина.
  • Она пыталась руководить квартетом.
  • У него на локтях продрался кафтан.
  • Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона.
  • Его «захлопнула злодейка-западня».
  • У нее есть 5–6 кривляк-кумушек.
  • Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным.
  • Ее служба – ходить на задних лапах перед хозяевами.
  • Он решил «с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой».
  • Он кормил своими плодами неблагодарную свинью.
  • Он был перекормлен рыбным супом.
  • У него все вокруг только «мое».

8. Напишите сочинение на тему «Каким человеком и писателем я представляю себе И.А. Крылова?». Используйте в сочинении строки стихотворения П.А. Вяземского о И.А. Крылове «На радость полувековую…».Забавой он людей исправил,Сметая с них пороков пыль;Он баснями себя прославил,И слава эта – наша быль.И не забудут этой были,Пока по-русски говорят:Ее давно мы затвердили,Ее и внуки затвердят.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …