Наука как система. Системология как наука — 1. Основные понятия теории систем сущность и принципы тсса [Г. И. Корнилов]. 1

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^
Предметом любой научной дисциплины является определенный класс систем. В самом деле, термин система безусловно является одним из самых распространенных терминов, используемых при описании работ в самых разных научных дисциплинах, особенно в последнее время. Этот термин, к сожалению, оказался чрезмерно перегружен и имеет различный смысл при различных обстоятельствах и для различных людей.
Посмотрев в толковый словарь, вы, вероятно, найдете примерно такое толкование слова «система—множество элементов, находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующих целостность или органическое единство», хотя в других словарях могут иметься стилистические варианты этой формулировки.
Если следовать общепринятому определению, то термин «система» означает, в общем, множество элементов и отношений между ними. Термин отношение используется здесь в самом широком смысле, включающем весь набор родственных понятий, таких, как ограничение, структура, информация, организация, сцепление, связь, соединение, взаимосвязь, зависимость, корреляция, образец и т. д. Скажем, система S представляет, таким образом, упорядоченную пару S = (A,R), где A есть множество соответствующих элементов, а R — множество отношений между элементами множества A. Подобная концепция системы слишком обща и, следовательно, практическое значение ее невелико. Чтобы сделать это определение практически полезным, его нужно уточнить, ввести определенные классы упорядоченных пар (A, R), относящихся к выделенным задачам. Эти классы можно ввести с помощью одного из фундаментальных критериев различия:
а) выделение систем, базирующихся на определенных типах элементов;
б) выделение систем, базирующихся на определенных типах отношений.
Классификационные критерии а) и б) можно рассматривать как ортогональные.
Примером действия критерия а) служит традиционное подразделение науки и техники на дисциплины и специальности, причем каждая из них занимается определенным типом элементов (физических, химических, биологических, политических, экономических и т. д.). При этом никакой определенный тип отношений не фиксируется. Поскольку элементы разных типов требуют разных экспериментальных (инструментальных) средств для сбора данных, эта классификация по существу имеет экспериментальную основу.
Критерий б) дает совершенно другую классификацию класс задается определенным типом отношений, а тип элементов, на которых определены эти отношения, не фиксируется. Такая классификация непосредственно связана с обработкой данных, а не с их сбором, и основа ее преимущественно теоретическая.
Ортогональность классификационных критериев а) и б) пока­зана на Рис.1.1. (Слайд 3).
Классы систем, содержащие различные типы эле­ментов (множество А), изображаются горизонтальными полосами; классы систем, содержащие различные отношения (множество R), — вертикальными.
Хотя классификация по критерию б) чужда традиционной науке, ее важность признается все больше. Все исследования свойств систем и связанные с этим задачи, проистекающие из данной клас­сификации, получили сейчас общее название «науки о системах». В этом смысле наукой о системах называется научная деятельность в основном теоретического плана, которая таким образом допол­няет экспериментальные исследования традиционной науки.
^
Представляется, что с точки зрения свойств науки в истории человечества можно естественным образом выделить три основных периода.
^ (приблизительно до XVI в.). Характерны­ми чертами периода являются здравый смысл, теоретизирование, метод проб и ошибок, ремесленные навыки, дедуктивные рассуж­дения и опора на традицию.
^ (начало XVII — середина XX вв.). Харак­терные черты: объединение теорий, дедуктивные рассуждения, осо­бое внимание к эксперименту, которое привело к возникновению базирующихся на эксперименте дисциплин и специальностей в на­уке. Кстати, они появились прежде всего из-за различий в экспери­ментальных (инструментальных) средствах, а не из-за различий в свойствах отношений исследуемых систем.
^ (развивается примерно с середины XX в.). Характерные черты: возникновение науки о системах, занимаю­щейся свойствами отношений, а не экспериментальными свойства­ми исследуемых систем, и ее интеграция с основанными на экспе­рименте традиционными научными дисциплинами.
Таким образом, можно сказать, что главное в развитии науки, начиная со второй половины ХХ века — это переход от одномерной науки, в основном опирающейся на экспериментирование, к науке двумерной, в которую наука о системах, базирующаяся прежде всего на отношениях, постепенно входит в качестве второго изме­рения. Важность этой совершенно новой парадигмы науки, двумерность науки, еще не вполне осознана, но ее последствия для буду­щего представляются чрезвычайно глубокими.

^
Предметом любой научной дисциплины является определенный класс систем. В самом деле, термин система безусловно является одним из самых распространенных терминов, используемых при описании работ в самых разных научных дисциплинах, особенно в последнее время. Этот термин, к сожалению, оказался чрезмерно перегружен и имеет различный смысл при различных обстоятельствах и для различных людей.

Посмотрев в толковый словарь, вы, вероятно, найдете примерно такое толкование слова «система—множество элементов, находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующих целостность или органическое единство», хотя в других словарях могут иметься стилистические варианты этой формулировки.

Если следовать общепринятому определению, то термин «система» означает, в общем, множество элементов и отношений между ними. Термин отношение используется здесь в самом широком смысле, включающем весь набор родственных понятий, таких, как ограничение, структура, информация, организация, сцепление, связь, соединение, взаимосвязь, зависимость, корреляция, образец и т. д. Скажем, система S представляет, таким образом, упорядоченную пару S = (A,R), где A есть множество соответствующих элементов, а R множество отношений между элементами множества A. Подобная концепция системы слишком обща и, следовательно, практическое значение ее невелико. Чтобы сделать это определение практически полезным, его нужно уточнить, ввести определенные классы упорядоченных пар (A, R), относящихся к выделенным задачам. Эти классы можно ввести с помощью одного из фундаментальных критериев различия:

а) выделение систем, базирующихся на определенных типах элементов

б) выделение систем, базирующихся на определенных типах отношений.

Классификационные критерии а) и б) можно рассматривать как ортогональные.

Примером действия критерия а) служит традиционное подразделение науки и техники на дисциплины и специальности, причем каждая из них занимается определенным типом элементов (физических, химических, биологических, политических, экономических и т. д.). При этом никакой определенный тип отношений не фиксируется. Поскольку элементы разных типов требуют разных экспериментальных (инструментальных) средств для сбора данных, эта классификация по существу имеет экспериментальную основу.

Критерий б) дает совершенно другую классификацию класс задается определенным типом отношений, а тип элементов, на которых определены эти отношения, не фиксируется. Такая классификация непосредственно связана с обработкой данных, а не с их сбором, и основа ее преимущественно теоретическая.

Ортогональность классификационных критериев а) и б) пока­зана на Рис.1.1. (Слайд 3).

Классы систем, содержащие различные типы эле­ментов (множество А), изображаются горизонтальными полосами; классы систем, содержащие различные отношения (множество R), — вертикальными.

Хотя классификация по критерию б) чужда традиционной науке, ее важность признается все больше. Все исследования свойств систем и связанные с этим задачи, проистекающие из данной клас­сификации, получили сейчас общее название «науки о системах». В этом смысле наукой о системах называется научная деятельность в основном теоретического плана, которая таким образом допол­няет экспериментальные исследования традиционной науки.

^

Представляется, что с точки зрения свойств науки в истории человечества можно естественным образом выделить три основных периода.

^ (приблизительно до XVI в.). Характерны­ми чертами периода являются здравый смысл, теоретизирование, метод проб и ошибок, ремесленные навыки, дедуктивные рассуж­дения и опора на традицию.

^ (начало XVII — середина XX вв.). Харак­терные черты: объединение теорий, дедуктивные рассуждения, осо­бое внимание к эксперименту, которое привело к возникновению базирующихся на эксперименте дисциплин и специальностей в на­уке. Кстати, они появились прежде всего из-за различий в экспери­ментальных (инструментальных) средствах, а не из-за различий в свойствах отношений исследуемых систем.

^ (развивается примерно с середины XX в.). Характерные черты: возникновение науки о системах, занимаю­щейся свойствами отношений, а не экспериментальными свойства­ми исследуемых систем, и ее интеграция с основанными на экспе­рименте традиционными научными дисциплинами.

Таким образом, можно сказать, что главное в развитии науки, начиная со второй половины ХХ века — это переход от одномерной науки, в основном опирающейся на экспериментирование, к науке двумерной, в которую наука о системах, базирующаяся прежде всего на отношениях, постепенно входит в качестве второго изме­рения. Важность этой совершенно новой парадигмы науки, двумерность науки, еще не вполне осознана, но ее последствия для буду­щего представляются чрезвычайно глубокими.

занимается определенным типом элементов,совершенно новой парадигмы науки,самых разных научных дисциплинах,щего представляются чрезвычайно глубокими,качестве второго изме рения,свойствах отношений исследуемых систем,занимаю щейся свойствами отношений,служит традиционное подразделение науки,определенный тип отношений,имеет различный смысл

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …