Наши корни. Результаты соцопроса стр. 4 Читайте в номере: Бессмертный полк стр. 2 Братья Шелякины стр. 2 Военное детство стр. 3 Письмо дедушке-фронтовику стр. 4

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Выпуск 2, май 2014
Школьная газетадетского объединения «Новая волна» МКОУ БГО Тюковской ООШ
Наши корни. Результаты соцопроса стр. 4
^
Бессмертный полк стр.2
Братья Шелякины стр. 2
Военное детство стр.3
Письмо дедушке-фронтовику стр.4
Однажды наша учительница, Свиридова Лариса Викторовна, рассказала нам о движении «Бессмертный полк». Мне захотелось узнать о нём поподробнее и рассказать своим односельчанам. Акция «Бессмертный полк» — некоммерческая, неполитическая, негосударственная гражданская инициатива, главной задачей которой является стремление сохранить в каждой семье память о солдатах Великой Отечественной войны. Идея организовать «Бессмертный полк» родилась в 2012 году в Томске. С каждым годом всё меньше и меньше ветеранов остаётся рядом с нами, а ведь 9 мая – День Победы – это, в первую очередь, их праздник. И тогда пришла мысль: «У нас есть наши деды и прадеды, они не могут прийти. Что у нас от них осталось? Это их портреты. Нужно просто с ними выйти: вот День Победы, вот мой дед, который воевал, вот его фотография».
В 2012 году в Томске с портретами своих воевавших родственников пришли на парад около 6 тысяч человек. В 2013 году эта акция прошла уже в 120 городах. В 2014 году она охватила примерно 400 населенных пунктов и свыше полумиллиона участников. География акции охватывает и зарубежные страны, в том числе Казахстан, Белоруссию, Киргизию, Украину и Израиль. Организаторы рассчитывают, что «Бессмертный полк» станет новой традицией Дня Победы. «Бессмертный полк» — это не только колонна 9 мая, но еще и народная летопись, которая идет на сайте «Мой полк» http://moypolk.ru/
У меня тоже есть родственники, принимавшие участие в Великой Отечественной войне. Дядя моей бабушки – ^ . Родился в 1913 году. Всю войну прошел в звании рядового. Погиб в бою в самом конце войны – 3 марта 1945 года. Захоронен в Германии. Его имя высечено на памятнике в центре села. Еще один бабушкин дядя – Гладков Тихон Дмитриевич, прошел всю войну, продолжал служить в армии и дослужился до звания полковника. А прадедушка – Попов Дмитрий Петрович дошел до Берлина. Есть воевавшие родственники и у моих одноклассников.
Мы решили, что 9 мая 2015 года в нашем селе тоже будет сформирован «Бессмертный полк». Мы встанем с портретами своих прадедов у памятника погибшим односельчанам, и почтим их память минутой молчания. Организатором этой акции в нашей школе будет Свиридова Лариса Викторовна. Все, кого заинтересовала эта инициатива, могут обращаться за консультацией по телефону: 7-13-83. А мы в нашей газете открываем новую рубрику «Бессмертный полк», где будем рассказывать Вам о наших родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
Никонова Виктория, 15 лет
Недаром говорят, что война коснулась каждой российской семьи. Именно семьи. Ушёл на фронт отец, и семья осталась без кормильца; проводили на фронт сына – бессонные ночи настали для матери. А ведь в сельских семьях детей было много, и уходили на фронт из одного дома сразу по несколько человек. Примеров таких немало, вот один из них.
В начале Великой Отечественной войны колхозники тюковского колхоза «Путь Ленина» Стефан Филатович и Ольга Васильевна Шелякины проводили на фронт четырех своих сыновей. Как вспоминал позже один из них, Иван Стефанович: «У нас была мечта — создать свой танковый экипаж. Но не получилось». Война разбросала их в разные места: старший, Николай Стефанович, стал водителем танка Т-34, Илья Стефанович попал в авиацию, Федор Стефанович командовал пулеметной ротой, а Ивана Стефановича направили в реактивную артиллерию. Впервые реактивные минометы, прозванные в народе «катюшами», были применены 14 июля 1941 года под Оршей. Эффект был потрясающий. И советское командование вскоре начало усиленное формирование новых гвардейских минометных частей. Сюда в первую очередь отбирали коммунистов и комсомольцев. Ивана Стефановича, комсомольца с 1937 года, успевшего до войны закончить лесной техникум, курсанта школы младших командиров, направили в Москву и зачислили в дивизион «катюш». В конце 1941 года орудийный расчет, в составе которого находился Шелякин, сделал первый залп по врагу, рвущемуся к Москве. С весны 1942 года начали создаваться танковые корпуса, в состав которых включались артиллерийские и минометные полки и дивизионы гвардейских минометов. В это время, в 1942 году, в Тюковке в дом Шелякиных впервые пришла горькая весть – у хутора Вертячий погиб один из братьев, командир пулеметной роты, Федор Стефанович Шелякин. А через два года, 3 августа 1944, пришла вторая похоронка — на старшего брата, танкиста Николая. Только Иван и Илья вернулись домой. Так война поделила братьев на живых и мертвых.
Никонова Юлия, 13 лет
^ XXI века, знаем о ней только из фильмов, книг да рассказов учителей. Даже наши бабушки и дедушки родились уже в мирное время. Но есть среди наших односельчан те, кто знают о войне не понаслышке. Они родились 30-е годы XX века. В годы войны им было по семь, десять, четырнадцать лет. Военное детство… Намного ли оно отличалось от нашего? Чем занимались, чему учились, о чём мечтали наши сверстники в те тяжёлые годы? На наши вопросы ответила нам бывшая учительница, а теперь пенсионерка, Соина (Тельнова) Евдокия Николаевна, 1934 года рождения. — Евдокия Николаевна, воевал ли кто-нибудь из Ваших родственников?- Конечно. Воевал мой дядя Михаил Тимофеевич Тельнов, он был ранен в конце войны и комиссован. И мой папа Николай Тимофеевич Тельнов. Он работал в колхозе трактористом и имел бронь, поэтому в 41-ом году призван не был, а в 1942 году, после завершения уборочной, его и ещё человек пять наших односельчан призвали на фронт.- Сколько Вам тогда было лет?- Мне было 6 лет, а всего у нас в семье было четверо детей. Самый младший – Толя – родился весной 1941 года. Я помню, как провожали папу. Я шла и приговаривала: «Позарастают все твои тропинки». Не знаю, откуда я взяла эти слова, но женщины-соседки сказали: «Раз девочка такие слова говорит, он не вернется». Так и случилось. В начале 43-го мы получили похоронку из Псковской области, где говорилось, что папа погиб во время разведывательной операции.- Что Вам больше всего помнится из Вашего детства?- Голод. Всё время хотелось есть. Хотя мама держала хозяйство: корову, коз, поросёнка. Но нас было четверо детей, мама и дедушка Тимофей Романович. С самой весны мы с девчатами ели всякую траву: гусиный лук, кашку, бобышки. Потом начинались ягоды: земляника, ежевика, паслён. Осенью мешками собирали грибы. В Лугани, в одном из оврагов, была необычная глина, она была серого цвета, а на вкус как сливочная конфета. Мы с ребятами наберём её полные ладошки, сами едим и младшим домой несём. Ну и Хопёр кормил, конечно. Помню, мы собирали на мелководье ракушек. Наберём ведра два и тащим домой. Мама их отварит, выберет из раковин, отрежет всё лишнее, обжарит на сковороде, зальёт молоком и томит в русской печи. До сих пор помню их вкус. А ещё жёлуди выручали. Мы ими и скотину кормили, и сами ели. Помню один случай. Пришла ко мне подружка и говорит: «Огурцов хочу, мне они даже ночью снятся». А мой дедушка как раз на колхозном поле огурцы сторожил. Он пришёл на обед, а мы с подружкой – на поле. Огурцы только-только завязываться начали, так мы эти завязи, которые меньше мизинца ещё были, рвали и ели. Дедушка об этом узнал и так меня стыдил! «Что же ты, — говорит, — попросить не могла? Я сторожу, а ты воруешь?» Так было совестно!- А в школу ходили?- Да. Раньше в районе Лугани была начальная школа. Нас в классе было человек 20. Первой учительницей была Екатерина Михайловна из Макашевки, она тогда совсем молоденькая была. А потом нас учил Василий Стефанович Гриднев, его по ранению демобилизовали, и он вёл у нас все предметы. Помню, читали мы по учебнику «Родная речь», а он на весь класс был один. Мы по вечерам собирались у кого-нибудь из одноклассников и читали вслух по очереди. А писали на старых газетах между строчек. Зато с таким желанием в школу ходили, очень нам нравилось учиться. После уроков играли в лапту, салки, классики. Война войной, но мы ведь были детьми.- Но ведь военное детство отличается от мирного?
— Мы много работали тогда. Лет в девять я с подружками после уроков и в выходные дни ходила на поле, помогала убирать зерно. Мама моя хорошо косила. (Многие работы в колхозе тогда делались вручную: пахали на быках и даже коров запрягали, косили ручной косой, а то и серпом.) Женщины связывали снопы, а мы, девочки, складывали снопы в «хрестцы». Дома присматривали за младшими, ухаживали за скотиной. Я с раннего детства всё по дому умела делать: корову доила, огород полола, для коровы сено косила, жёлуди собирала. А ещё мы собирали семена сосны, дуба, клёна, ясеня и других деревьев для лесничества. Мама по вечерам вязала носки, варежки, шарфы. А потом от села отправляли на фронт посылки, куда женщины складывали всё это да ещё махорку (специально на огородах табак выращивали).
— Спасибо Вам, Евдокия Николаевна, за Ваш рассказ. Что бы Вы на прощанье пожелали нашим читателям?- Я желаю вам учиться без лени. У вас сейчас столько возможностей: книги, телевидение, компьютеры. А вот желания учиться у многих нет. Вот я вам желаю такой же тяги к знаниям, какая была у нас в те нелёгкие военные годы. И, конечно, мирного неба над головой.
Карпович Альберт, 13 лет
Письмо дедушке-фронтовику Шеину Василию Ивановичу
^
«Здравствуй, дорогой дедушка!
В преддверии Дня Победы я вспоминаю наш давний с тобой разговор. Помнишь, мы говорили о войне? Тогда я тебя просто атаковала своими бесконечными вопросами. Ты уклончиво отвечал на них, сказав, что фильмы и книги расскажут мне обо всем лучше.Ты был не прав. Я прочла немало книг, просмотрела разные фильмы, посвященные Великой Отечественной войне, но так и не смогла до конца понять ту страшную трагедию человечества. Я смутно рисовала себе картины сражений былых лет, запоминала имена героев, их подвиги, но чего-то все равно не хватало. Ни страницы книг, ни экраны телевизоров, думается, не смогут передать всю полноту той катастрофы, так как это может сделать в доверительной беседе фронтовик. Тогда я захотела увидеть войну глазами очевидца, участника тех военных действий, твоими, дедушка, глазами.Помнишь, ты долго отказывался от рассказа? Но мои мольбы и уговоры в тот раз оказались сильнее. Ты ведь многого недоговаривал? То недосказанное я прочла в твоем взгляде, который ты украдкой прятал. Ты прятал боль и слезы. Зачем? Ведь я всё поняла.Сейчас, уже повзрослев, я с ужасом осознаю свою детскую наивность. Я хотела увидеть войну? Я ее увидела. Войну без прикрас и вымысла, войну изнутри.5 августа 1942 года приходит повестка о призыве в армию. И вот ты под Новохоперском, в селе Красное. Здесь из новобранцев формируют запасной полк. Спустя месяц, в сентябре 1942 года, ты направляешься в 101-й полк, в Силиксу, где, отучившись на шофера, получаешь права. Потом судьба кидает тебя на Северо-Западный фронт, в маршевую роту, в 231-й дивизион отдельных зенитных артиллерийских 85-миллиметровых орудий, который располагается в узловой станции Бологое. Твой дивизион охраняет важную дорогу: Рыбинск—Москва—Ленинград. А ты на грузовике, на знаменитой «трехтонке» ЗИС-5 возишь на фронт боеприпасы и продукты. Над головой серое дымное небо, освещаемое лишь вспышками от взрывающихся снарядов.Дорога на фронт и обратно — каждодневная игра со смертью. «Когда смерть постоянно летает рядом, перестаешь бояться. Главное — выжить, выжить для того, чтобы довезти свой груз туда, где в нем нуждаются. Моя смерть — это смерть тысяч простых солдат», — говорил мне ты. И, конечно же, был прав. Один из твоих рейсов закончился трагично. Ты попадаешь под очередной обстрел немцев. Рядом погибают товарищи. Помнишь, ты рассказывал: «Потерял сознание, очнулся в госпитале, а перед глазами исковерканный ЗИС-5. Мне сказали, что контужен».Но вот госпиталь уже позади. Ты вновь за рулем родного ЗИС-5.Май 1944 года. Литва. Западный фронт, дивизия ПВО, 87-й полк связи. Здесь уже давно знакомые рейсы, ведущие только на фронт. Наши войска теснят немцев.Ты заканчиваешь войну в Вильнюсе. Утром 9-го мая вас будит охрипший голос старшего сержанта: «Шофера! Подъем! Война закончилась». Слезы радости, пляски, песни…22 февраля 1947 года. Ты дома. Уже два года, как закончилась война, но еще долгое время она не отпускает и напоминает о себе: заставляет вздрагивать шум мотора, гул летящего в небе самолета, свист ветра. Но маленькое село погружает тебя в тихую размеренную жизнь. По утрам становятся привычными рокот трактора и поля, засеянные пшеницей.Спасибо тебе, дедушка! Говорила ли я тебе это, когда ты был жив? Ты воевал за Родину! Ты воевал за меня! Благодаря тебе я могу видеть это солнце, эту мирную землю. Благодаря тебе, глядя по вечерам на звездное небо, я точно знаю, что увижу его завтра».
Шеина Жанна, 15 лет
Фото на обложке Сергеевой Ю.Главный редактор Свиридова Л.В. Школьный редактор выпуска Карпович А.Компьютерные редакторы Карпович В.Г., Сергеева Ю.
«Паруса» школьная газета детского объединения «Новая волна»
выпуск 2, май, 2014
www.tukovka2007.narod.ru e-mail: tukovka2002@rambler.ru
Стр.

Выпуск 2, май 2014 Школьная газетадетского объединения «Новая волна» МКОУ БГО Тюковской ООШ

Наши корни. Результаты соцопроса стр. 4

^

Бессмертный полк стр.2

Братья Шелякины стр. 2

Военное детство стр.3

Письмо дедушке-фронтовику стр.4

Однажды наша учительница, Свиридова Лариса Викторовна, рассказала нам о движении «Бессмертный полк». Мне захотелось узнать о нём поподробнее и рассказать своим односельчанам. Акция «Бессмертный полк» — некоммерческая, неполитическая, негосударственная гражданская инициатива, главной задачей которой является стремление сохранить в каждой семье память о солдатах Великой Отечественной войны. Идея организовать «Бессмертный полк» родилась в 2012 году в Томске. С каждым годом всё меньше и меньше ветеранов остаётся рядом с нами, а ведь 9 мая – День Победы – это, в первую очередь, их праздник. И тогда пришла мысль: «У нас есть наши деды и прадеды, они не могут прийти. Что у нас от них осталось? Это их портреты. Нужно просто с ними выйти: вот День Победы, вот мой дед, который воевал, вот его фотография».

В 2012 году в Томске с портретами своих воевавших родственников пришли на парад около 6 тысяч человек. В 2013 году эта акция прошла уже в 120 городах. В 2014 году она охватила примерно 400 населенных пунктов и свыше полумиллиона участников. География акции охватывает и зарубежные страны, в том числе Казахстан, Белоруссию, Киргизию, Украину и Израиль. Организаторы рассчитывают, что «Бессмертный полк» станет новой традицией Дня Победы. «Бессмертный полк» — это не только колонна 9 мая, но еще и народная летопись, которая идет на сайте «Мой полк» http://moypolk.ru/

У меня тоже есть родственники, принимавшие участие в Великой Отечественной войне. Дядя моей бабушки – ^ . Родился в 1913 году. Всю войну прошел в звании рядового. Погиб в бою в самом конце войны – 3 марта 1945 года. Захоронен в Германии. Его имя высечено на памятнике в центре села. Еще один бабушкин дядя – Гладков Тихон Дмитриевич, прошел всю войну, продолжал служить в армии и дослужился до звания полковника. А прадедушка – Попов Дмитрий Петрович дошел до Берлина. Есть воевавшие родственники и у моих одноклассников.

Мы решили, что 9 мая 2015 года в нашем селе тоже будет сформирован «Бессмертный полк». Мы встанем с портретами своих прадедов у памятника погибшим односельчанам, и почтим их память минутой молчания. Организатором этой акции в нашей школе будет Свиридова Лариса Викторовна. Все, кого заинтересовала эта инициатива, могут обращаться за консультацией по телефону: 7-13-83. А мы в нашей газете открываем новую рубрику «Бессмертный полк», где будем рассказывать Вам о наших родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

Никонова Виктория, 15 лет

Недаром говорят, что война коснулась каждой российской семьи. Именно семьи. Ушёл на фронт отец, и семья осталась без кормильца; проводили на фронт сына – бессонные ночи настали для матери. А ведь в сельских семьях детей было много, и уходили на фронт из одного дома сразу по несколько человек. Примеров таких немало, вот один из них.

В начале Великой Отечественной войны колхозники тюковского колхоза «Путь Ленина» Стефан Филатович и Ольга Васильевна Шелякины проводили на фронт четырех своих сыновей. Как вспоминал позже один из них, Иван Стефанович: «У нас была мечта — создать свой танковый экипаж. Но не получилось». Война разбросала их в разные места: старший, Николай Стефанович, стал водителем танка Т-34, Илья Стефанович попал в авиацию, Федор Стефанович командовал пулеметной ротой, а Ивана Стефановича направили в реактивную артиллерию. Впервые реактивные минометы, прозванные в народе «катюшами», были применены 14 июля 1941 года под Оршей. Эффект был потрясающий. И советское командование вскоре начало усиленное формирование новых гвардейских минометных частей. Сюда в первую очередь отбирали коммунистов и комсомольцев. Ивана Стефановича, комсомольца с 1937 года, успевшего до войны закончить лесной техникум, курсанта школы младших командиров, направили в Москву и зачислили в дивизион «катюш». В конце 1941 года орудийный расчет, в составе которого находился Шелякин, сделал первый залп по врагу, рвущемуся к Москве. С весны 1942 года начали создаваться танковые корпуса, в состав которых включались артиллерийские и минометные полки и дивизионы гвардейских минометов. В это время, в 1942 году, в Тюковке в дом Шелякиных впервые пришла горькая весть – у хутора Вертячий погиб один из братьев, командир пулеметной роты, Федор Стефанович Шелякин. А через два года, 3 августа 1944, пришла вторая похоронка — на старшего брата, танкиста Николая. Только Иван и Илья вернулись домой. Так война поделила братьев на живых и мертвых.

Никонова Юлия, 13 лет


^ XXI века, знаем о ней только из фильмов, книг да рассказов учителей. Даже наши бабушки и дедушки родились уже в мирное время. Но есть среди наших односельчан те, кто знают о войне не понаслышке. Они родились 30-е годы XX века. В годы войны им было по семь, десять, четырнадцать лет. Военное детство… Намного ли оно отличалось от нашего? Чем занимались, чему учились, о чём мечтали наши сверстники в те тяжёлые годы? На наши вопросы ответила нам бывшая учительница, а теперь пенсионерка, Соина (Тельнова) Евдокия Николаевна, 1934 года рождения. — Евдокия Николаевна, воевал ли кто-нибудь из Ваших родственников?- Конечно. Воевал мой дядя Михаил Тимофеевич Тельнов, он был ранен в конце войны и комиссован. И мой папа Николай Тимофеевич Тельнов. Он работал в колхозе трактористом и имел бронь, поэтому в 41-ом году призван не был, а в 1942 году, после завершения уборочной, его и ещё человек пять наших односельчан призвали на фронт.- Сколько Вам тогда было лет?- Мне было 6 лет, а всего у нас в семье было четверо детей. Самый младший – Толя – родился весной 1941 года. Я помню, как провожали папу. Я шла и приговаривала: «Позарастают все твои тропинки». Не знаю, откуда я взяла эти слова, но женщины-соседки сказали: «Раз девочка такие слова говорит, он не вернется». Так и случилось. В начале 43-го мы получили похоронку из Псковской области, где говорилось, что папа погиб во время разведывательной операции.- Что Вам больше всего помнится из Вашего детства?- Голод. Всё время хотелось есть. Хотя мама держала хозяйство: корову, коз, поросёнка. Но нас было четверо детей, мама и дедушка Тимофей Романович. С самой весны мы с девчатами ели всякую траву: гусиный лук, кашку, бобышки. Потом начинались ягоды: земляника, ежевика, паслён. Осенью мешками собирали грибы. В Лугани, в одном из оврагов, была необычная глина, она была серого цвета, а на вкус как сливочная конфета. Мы с ребятами наберём её полные ладошки, сами едим и младшим домой несём. Ну и Хопёр кормил, конечно. Помню, мы собирали на мелководье ракушек. Наберём ведра два и тащим домой. Мама их отварит, выберет из раковин, отрежет всё лишнее, обжарит на сковороде, зальёт молоком и томит в русской печи. До сих пор помню их вкус. А ещё жёлуди выручали. Мы ими и скотину кормили, и сами ели. Помню один случай. Пришла ко мне подружка и говорит: «Огурцов хочу, мне они даже ночью снятся». А мой дедушка как раз на колхозном поле огурцы сторожил. Он пришёл на обед, а мы с подружкой – на поле. Огурцы только-только завязываться начали, так мы эти завязи, которые меньше мизинца ещё были, рвали и ели. Дедушка об этом узнал и так меня стыдил! «Что же ты, — говорит, — попросить не могла? Я сторожу, а ты воруешь?» Так было совестно!- А в школу ходили?- Да. Раньше в районе Лугани была начальная школа. Нас в классе было человек 20. Первой учительницей была Екатерина Михайловна из Макашевки, она тогда совсем молоденькая была. А потом нас учил Василий Стефанович Гриднев, его по ранению демобилизовали, и он вёл у нас все предметы. Помню, читали мы по учебнику «Родная речь», а он на весь класс был один. Мы по вечерам собирались у кого-нибудь из одноклассников и читали вслух по очереди. А писали на старых газетах между строчек. Зато с таким желанием в школу ходили, очень нам нравилось учиться. После уроков играли в лапту, салки, классики. Война войной, но мы ведь были детьми.- Но ведь военное детство отличается от мирного?

— Мы много работали тогда. Лет в девять я с подружками после уроков и в выходные дни ходила на поле, помогала убирать зерно. Мама моя хорошо косила. (Многие работы в колхозе тогда делались вручную: пахали на быках и даже коров запрягали, косили ручной косой, а то и серпом.) Женщины связывали снопы, а мы, девочки, складывали снопы в «хрестцы». Дома присматривали за младшими, ухаживали за скотиной. Я с раннего детства всё по дому умела делать: корову доила, огород полола, для коровы сено косила, жёлуди собирала. А ещё мы собирали семена сосны, дуба, клёна, ясеня и других деревьев для лесничества. Мама по вечерам вязала носки, варежки, шарфы. А потом от села отправляли на фронт посылки, куда женщины складывали всё это да ещё махорку (специально на огородах табак выращивали).

— Спасибо Вам, Евдокия Николаевна, за Ваш рассказ. Что бы Вы на прощанье пожелали нашим читателям?- Я желаю вам учиться без лени. У вас сейчас столько возможностей: книги, телевидение, компьютеры. А вот желания учиться у многих нет. Вот я вам желаю такой же тяги к знаниям, какая была у нас в те нелёгкие военные годы. И, конечно, мирного неба над головой.

Карпович Альберт, 13 лет

Письмо дедушке-фронтовику Шеину Василию Ивановичу

^

«Здравствуй, дорогой дедушка!

В преддверии Дня Победы я вспоминаю наш давний с тобой разговор. Помнишь, мы говорили о войне? Тогда я тебя просто атаковала своими бесконечными вопросами. Ты уклончиво отвечал на них, сказав, что фильмы и книги расскажут мне обо всем лучше.Ты был не прав. Я прочла немало книг, просмотрела разные фильмы, посвященные Великой Отечественной войне, но так и не смогла до конца понять ту страшную трагедию человечества. Я смутно рисовала себе картины сражений былых лет, запоминала имена героев, их подвиги, но чего-то все равно не хватало. Ни страницы книг, ни экраны телевизоров, думается, не смогут передать всю полноту той катастрофы, так как это может сделать в доверительной беседе фронтовик. Тогда я захотела увидеть войну глазами очевидца, участника тех военных действий, твоими, дедушка, глазами.Помнишь, ты долго отказывался от рассказа? Но мои мольбы и уговоры в тот раз оказались сильнее. Ты ведь многого недоговаривал? То недосказанное я прочла в твоем взгляде, который ты украдкой прятал. Ты прятал боль и слезы. Зачем? Ведь я всё поняла.Сейчас, уже повзрослев, я с ужасом осознаю свою детскую наивность. Я хотела увидеть войну? Я ее увидела. Войну без прикрас и вымысла, войну изнутри.5 августа 1942 года приходит повестка о призыве в армию. И вот ты под Новохоперском, в селе Красное. Здесь из новобранцев формируют запасной полк. Спустя месяц, в сентябре 1942 года, ты направляешься в 101-й полк, в Силиксу, где, отучившись на шофера, получаешь права. Потом судьба кидает тебя на Северо-Западный фронт, в маршевую роту, в 231-й дивизион отдельных зенитных артиллерийских 85-миллиметровых орудий, который располагается в узловой станции Бологое. Твой дивизион охраняет важную дорогу: Рыбинск—Москва—Ленинград. А ты на грузовике, на знаменитой «трехтонке» ЗИС-5 возишь на фронт боеприпасы и продукты. Над головой серое дымное небо, освещаемое лишь вспышками от взрывающихся снарядов.Дорога на фронт и обратно — каждодневная игра со смертью. «Когда смерть постоянно летает рядом, перестаешь бояться. Главное — выжить, выжить для того, чтобы довезти свой груз туда, где в нем нуждаются. Моя смерть — это смерть тысяч простых солдат», — говорил мне ты. И, конечно же, был прав. Один из твоих рейсов закончился трагично. Ты попадаешь под очередной обстрел немцев. Рядом погибают товарищи. Помнишь, ты рассказывал: «Потерял сознание, очнулся в госпитале, а перед глазами исковерканный ЗИС-5. Мне сказали, что контужен».Но вот госпиталь уже позади. Ты вновь за рулем родного ЗИС-5.Май 1944 года. Литва. Западный фронт, дивизия ПВО, 87-й полк связи. Здесь уже давно знакомые рейсы, ведущие только на фронт. Наши войска теснят немцев.Ты заканчиваешь войну в Вильнюсе. Утром 9-го мая вас будит охрипший голос старшего сержанта: «Шофера! Подъем! Война закончилась». Слезы радости, пляски, песни…22 февраля 1947 года. Ты дома. Уже два года, как закончилась война, но еще долгое время она не отпускает и напоминает о себе: заставляет вздрагивать шум мотора, гул летящего в небе самолета, свист ветра. Но маленькое село погружает тебя в тихую размеренную жизнь. По утрам становятся привычными рокот трактора и поля, засеянные пшеницей.Спасибо тебе, дедушка! Говорила ли я тебе это, когда ты был жив? Ты воевал за Родину! Ты воевал за меня! Благодаря тебе я могу видеть это солнце, эту мирную землю. Благодаря тебе, глядя по вечерам на звездное небо, я точно знаю, что увижу его завтра».

Шеина Жанна, 15 лет

Фото на обложке Сергеевой Ю.Главный редактор Свиридова Л.В. Школьный редактор выпуска Карпович А.Компьютерные редакторы Карпович В.Г., Сергеева Ю.

«Паруса» школьная газета детского объединения «Новая волна»

выпуск 2, май, 2014

www.tukovka2007.narod.ru e-mail: tukovka2002@rambler.ru

Стр.

солдатах великой отечественной войны,письмо дедушке-фронтовику стр,посвященные великой отечественной войне,войны закончить лесной техникум,курсанта школы младших командиров,твоих рейсов закончился трагично,прощанье пожелали нашим читателям,заставляет вздрагивать шум мотора,атаковала своими бесконечными вопросами,дивизион охраняет важную дорогу

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …