Нейропсихология гиперактивного поведения с дефицитом внимания — Сиротюк А. Л. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое…

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Глава 2
^
В последнее время все большую актуальность приобрета­ет синдром дефицита внимания и гиперактивности1 (СДВГ). который в процессе онтогенеза2 может фасадно измениться в девиантность3 или делинквентность4. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распростра­ненности СДВГ Так, например, в США интерактивных де­тей 4—20%, Великобритании — 1—3%, Италии — 3—10%, в Китае — 1—13%, Австралии — 7—10%, России — 4—18% В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивно­сти, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем дево­чек. Чаще всего девочки страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности ча­сто сопутствуют запаздывание процессов созревания выс­ших психических функций и, следовательно, специфи­ческие трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, аг­рессивность. Кроме того, у них возникает неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответ­ственное поведение, нарушение семейных и обществен-
1 Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание
на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Гиперак­тивность — чрезмерная активность, слабый контроль побужде­ний.
2 Онтогенез — индивидуальное развитие человека от зачатия
До конца жизни.
3 Девиантность — поведение, отклоняющееся от общеприня­
тых норм.
4 Делинквентность — поведение, нарушающее законы.
4S
49
ных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного вре­мени. Для них характерно деструктивное, оппозицион­но-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперак­тивного ребенка формируется трудно исправляемая аг­рессивная модель защитного поведения.Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигатель­ных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патоло­гия представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и корри­гировать детей с синдромом дефицита внимания и гипе­рактивности.Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы, легкоотвлека-емы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им труд­но сосредоточиться на предмете деятельности. У них ча­сто меняется настроение. Трудности планирования деятельности и неорганизованность мешают им в про­движении по службе, в устройстве семейной жизни. Ги­перактивные проявления сильной степени выраженно­сти могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.
^
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит вни­мания, импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденкои др.).Гиперактивность проявляется избыточной двигатель­ной активностью, беспокойством и суетливостью, много-
численными беспорядочными движениями, которых ре­бенок часто не замечает. Для детей с СДВГ характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на од­ном месте, продолжительность сна всегда меньше нор­мы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформирован-ности мелкой моторики1 и праксиса2. Это — неумение за­вязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать нож­ницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше, чем у других детей.
Многие психические процессы могут быть полноцен­но сформированы только при условии сформированное-ти внимания. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстрак­ции, мышления, мотивации, направленной активности.Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выражен­ной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непосле­довательностью в поведении, забывчивостью, неумени­ем слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих дли­тельных умственных усилий. Однако показатели внима­ния таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованнос­тью, увлеченностью и удовольствием, то он способен удер­живать внимание часами.Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без раз­решения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться пра­вилам, не умеют ждать, часто повышают голос, эмоцио­нально лабильны (у них часто меняется настроение).К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импуль­сивность и дефицит внимания сохраняются. По результа-
1 Мелкая моторика — способность выполнять точные движе­
ния малой амплитуды.
2 Праксис — способность осуществлять сложные целенаправ­
ленные движения и действия.51там исследования Н.Н. Заваденко, поведенческие нару­шения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрос­лых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.Характерной чертой умственной деятельности гиперак­тивных детей является цикличность. Дети могут продуктив­но работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем ум­ственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Они имеют как бы «мерцаю­щее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При дефицитарной работе вестибулярного аппарата им необ­ходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть голо­вой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы со­хранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равно­весия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы они «сели прямо и не отвлекались». Но эти два требования вступают в про­тиворечие. Если голова и тело неподвижны, у гиперак­тивных детей снижается уровень активности мозга.
В результате коррекции при помощи реципрокных1 д-вигательных упражнений поврежденная ткань в вестибу­лярном аппарате может заменяться новой, по мере того как развиваются и миелинизируются2 новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стиму­ляция мозолистого тела3, мозжечка и вестибулярного ап­парата приводит к развитию функции сознания, само­контроля и саморегуляции у детей с СДВГ.
Перечисленные нарушения способствуют возникнове­нию трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н. За-
1 Реципрокные — перекрестные, разнонаправленные.
2 Миелинизация — процесс образования миелиновой обо­
лочки, покрывающей быстродействующие проводящие путицентральной нервной системы. Миелиновые оболочки повыша­ют точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.
3 Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, со­
единяющих два полушария, — обеспечивает целостность работыголовного мозга.
92′
ваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислекция1 и дисграфия:, для 61% детей — признаки дискалькулии3. В психическом развитии наблю­даются парциальные задержки на 1,5—1,7 года.
Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянны­ми, беспорядочными, неловкими движениями, вызван­ными несформированностью межполушарного взаимо­действия и высоким уровнем адреналина в крови. Для этого расстройства также характерна постоянная вне­шняя болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать со­циальное поведение.Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают не­ординарными способностями, сообразительны и про­являют живой интерес к окружающему. Результаты мно­гочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям и считались «труд­ными» подростками.Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обуче­ния, второй — в возрасте 12—15 лет. Это обусловлено ди­намикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5—7 лет и 9—10 лет — критические периоды для форми­рования систем мозга, отвечающих за мыслительную дея­тельность, внимание, память. Д.А. Фарбер отмечает, что к
1 Дислекция — частичное расстройство процесса овладения
чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихсяошибках стойкого характера и обусловленное несформирован­ностью психических функций, участвующих в процессе овладе­ния чтением.
2 Дисграфия — частичное нарушение навыков письма вслед­
ствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции корыголовного мозга.
3 Дискалькулия — нарушение формирования навыков счета
вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфунк­ции коры головного мозга.53 7 годам происходит смена стадий интеллектуального раз­вития, формируются условия для становления абстракт­ного’мышления и произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12—15 лет совпадает с периодом по­лового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и на отношении к учебе.По имеющимся данным, среди мальчиков 7—12 лет npi -знаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение состав­ляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием де­вушек. В клинике соотношение мальчиков и девочек варьи­рует от 6:1 до 9:1. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстрой­ства.Результаты исследования, проведенные автором в 1999 голу в ходе работы психологического клуба для девиант-ных подростков, приведены в таблице.
^
Лево-полушарные
Девиантные подростки
Равно-полуш арные
8
Девочки Мальчики
Высокая частота встречаемости синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к вредным воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специа­лизированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому при поражении центральной нервной системы они имеют больший резерв компенсаторных ме­ханизмов по сравнению с мальчиками.
1 Функциональная асимметрия полушарий — неравноцен­ность, качественное различие того «вклада», который делают правое и левое полушария мозга в каждую психическую функ­цию. Левое полушарие — логическое, аналитическое, знаковое. Правое полушарие — образное, творческое.
2.2. Нейропсихологические
причины и механизмы синдрома
дефицита внимания и гиперактивности
Этиология и патогенез (причины и механизмы разви­тия) синдрома дефицита внимания окончательно не выяс­нены, несмотря на большое количество исследований в различных направлениях. В настоящее время существуют ней-роморфологические, генетические, нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития синдро­ма. Существует также развернутая биопсихосоциальная па­тологическая модель, которая включает в себя различные факторы возникновения СДВГ. Кроме того, к гипотезам, описывающим механизмы СДВГ, относятся концепция диффузной церебральной дезрегуляции О.В.Халецкой и В.М. Трошина, генераторная теория Г.Н. Крыжановско-го, теория задержки нейроразвития 3. Тресоглавы.
Одна из последних гипотез происхождения СДВГ — нарушение обмена дофамина и норадреналина, участву­ющих в модуляции основных высших психических функ­ций и играющих роль нейромедиаторов центральной не­рвной системы. Они влияют на деятельность центра контроля и торможения двигательных и эмоциональных процессов, центр программирования деятельности, сис­темы внимания и оперативной памяти. Существует пред­положение, что возникновение синдрома обусловлива­ется изменением нейротрансмиттерных1 связей между префронтальными отделами и подкорковыми ядрами (хво­статым ядром). По результатам исследований, при опреде­лении мозгового кровотока методом однофотонной эмис­сионной компьютерной томографии у детей с синдромом обнаружено снижение кровотока в лобных долях, пол-корковых ядрах и среднем мозге, причем в наибольшей степени изменения выражены на уровне хвостатого яяра.
Однако на современном этапе исследования СДВГ до­минирующими считаются три группы факторов в разви­тии синдрома:
1 Нейротрансмиттер (от лат. rransmitio — передаю) — биоло­гические вещества, которые обеспечивают проведение нервных импульсов.
>4
генетические факторы;
повреждение центральной нервной системы плодаво время беременности и родов;
негативное действие внутрисемейных и социальныхфакторов.
По результатам исследования Н.Н. Заваденко возникно­вение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нер­вной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины — в 57%, негатив­ное действие внутрисемейных факторов — в 63%.Проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологичес­ких факторов играет существенную роль в младшем возра­сте, затем возрастает роль социально-психологических фак­торов, особенно внутрисемейных отношений.Причинами раннего повреждения центральной не­рвной системы во время беременности и родов могут по­служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные де­фекты, наркотическое отравление (например, кокаином) во время пренатального развития, кислородная недоста­точность в период развития плода или в процессе родов. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недо­ношенных детей эти симптомы обычны. По результатам многочисленных исследований одной из самых распрост­раненных причин отклонений в обучении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно, что может при­вести к возникновению синдромов несформированности или дефицитарности головного мозга в онтогенезе.В настоящее время специалистами многих стран ве­дутся нейрофизиологические, нейропсихологические и биологические исследования детей с СДВГ. Проводимые электроэнцефалографические исследования выявляют из­менения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации ле­вого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной си­стемы регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения и т.д. Нейропсихологические ис­следования выявляют низкий психический статус, по-вышенную истощаемость, трудности в освоении чтения и письма.Исследования, проведенные A.J. Zametkin и J.L. Rapoport в Институте Умственного Здоровья (США), наглядно про­демонстрировали связь между дисфункцией лобной доли и гиперактивностью. Использование ПЭТ-сканирования для измерения уровня глюкозы в мозгу во время решения за­дачи, связанной с концентрацией внимания, показало, что уровень активности мозга у гиперактивных детей в экспериментальной группе был на 84% ниже, чем у обыч­ных детей в контрольной. Следовательно, у гиперактив­ных детей снижена активность мозга в зоне лобных долей.R.A. Barkley отмечает, что от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром. Однако у 6—8% детей симптомы гиперактивности приводят к задержке психичес­кого развития, а в подростковом возрасте способствуют возникновению психопатологических расстройств и асо­циальных состояний. В результате проведенных R.A. Barkley нейрофизиологических исследований (ядерно-магнитный резонанс, позитронно-эмиссионная и компьютерная то­мография) у детей с СДВГ также выявлены отклонения в развитии фронтальных отделов коры больших полуша­рий, базальных ганглиев и мозжечка. Данные нарушения приводят к задержке созревания функциональных сис­тем мозга, ответственных за моторный контроль, внима­ние и саморегуляцию поведения.Среди всевозможных причин возникновения синдрома на неиропсихологическом и биологическом уровнях также отмечают снижение процессов метаболической активно­сти в определенных участках мозга, дефицитарность ней-ромедиаторных сетей, обеспечивающих функциональные взаимосвязи на уровне среднего мозга и лимбической си­стемы, а также дисфункцию неспецифических актива-ционных механизмов.Кроме того, у детей, поведение которых определяется как дефицит внимания и гиперактивность, наблюдается Дефицитарная работа ретикулярной формации и вестибу­лярного аппарата. Функциональные нарушения ретикуляр­ной формации и стволовых отделов мозга приводят к сни­жению болевой чувствительности. Такие дети часто слабее чувствуют боль и, следовательно, не сочувствуют другим. Этим объясняется их безжалостное отношение к сверст- никам и животным. Они могут ударить, толкнуть, уку­сить, другим способом проявить агрессию, способны со­вершать агрессивные действия и по отношению к себе.В сложную систему организации и контроля крупных движений и мелкой моторики входят премоторные и те­менные ассоциативные области коры, базальные ганглии, мозжечок, ретикулярная формация. У детей с СДВГ нару­шения двигательного контроля связаны с дисфункцией префронтальной области лобных отделов головного мозга Для детей с этим диагнозом характерны не просто недо­статочность в координаторной сфере, но и нарушения ди­намического и кинестетического праксиса.Большое разнообразие причин возникновения СДВГ связано прежде всего с разнообразием клинической карти­ны синдрома. Наряду с основными характеристиками дан­ного расстройства — повышенной двигательной актив­ностью, импульсивностью и дефицитом внимания — отмечается широкий спектр эмоциональных и когнитив­ных нарушений.Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой проведено лонги-тюдное исследование 28 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в возрасте от 5 до 9 лет и предпринята попытка определения их нейропсихологи­ческого статуса. Нейропсихологическое обследование строилось на методике А.Р. Лурия с включением ряда до­полнительных тестов. Авторы выделили четыре типа от­клонений высших психических функций у детей с СДВГ

Глава 2

^

В последнее время все большую актуальность приобрета­ет синдром дефицита внимания и гиперактивности1 (СДВГ). который в процессе онтогенеза2 может фасадно измениться в девиантность3 или делинквентность4. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распростра­ненности СДВГ Так, например, в США интерактивных де­тей 4—20%, Великобритании — 1—3%, Италии — 3—10%, в Китае — 1—13%, Австралии — 7—10%, России — 4—18% В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивно­сти, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем дево­чек. Чаще всего девочки страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности ча­сто сопутствуют запаздывание процессов созревания выс­ших психических функций и, следовательно, специфи­ческие трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, аг­рессивность. Кроме того, у них возникает неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответ­ственное поведение, нарушение семейных и обществен-

1 Дефицит внимания — неспособность удерживать внимание

на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Гиперак­тивность — чрезмерная активность, слабый контроль побужде­ний.

2 Онтогенез — индивидуальное развитие человека от зачатия

До конца жизни.

3 Девиантность — поведение, отклоняющееся от общеприня­

тых норм.

4 Делинквентность — поведение, нарушающее законы.

4S

49

ных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного вре­мени. Для них характерно деструктивное, оппозицион­но-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперак­тивного ребенка формируется трудно исправляемая аг­рессивная модель защитного поведения.Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигатель­ных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патоло­гия представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и корри­гировать детей с синдромом дефицита внимания и гипе­рактивности.Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы, легкоотвлека-емы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им труд­но сосредоточиться на предмете деятельности. У них ча­сто меняется настроение. Трудности планирования деятельности и неорганизованность мешают им в про­движении по службе, в устройстве семейной жизни. Ги­перактивные проявления сильной степени выраженно­сти могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

^

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит вни­мания, импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденкои др.).Гиперактивность проявляется избыточной двигатель­ной активностью, беспокойством и суетливостью, много-

численными беспорядочными движениями, которых ре­бенок часто не замечает. Для детей с СДВГ характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на од­ном месте, продолжительность сна всегда меньше нор­мы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформирован-ности мелкой моторики1 и праксиса2. Это — неумение за­вязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать нож­ницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность детей с СДВГ на 25—30% выше, чем у других детей.

Многие психические процессы могут быть полноцен­но сформированы только при условии сформированное-ти внимания. Л.С. Выготский писал, что направленное внимание играет огромную роль для процессов абстрак­ции, мышления, мотивации, направленной активности.Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выражен­ной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непосле­довательностью в поведении, забывчивостью, неумени­ем слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих дли­тельных умственных усилий. Однако показатели внима­ния таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованнос­тью, увлеченностью и удовольствием, то он способен удер­живать внимание часами.Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без раз­решения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться пра­вилам, не умеют ждать, часто повышают голос, эмоцио­нально лабильны (у них часто меняется настроение).К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, а импуль­сивность и дефицит внимания сохраняются. По результа-

1 Мелкая моторика — способность выполнять точные движе­

ния малой амплитуды.

2 Праксис — способность осуществлять сложные целенаправ­

ленные движения и действия.51там исследования Н.Н. Заваденко, поведенческие нару­шения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрос­лых, имевших в детстве диагноз дефицита внимания.Характерной чертой умственной деятельности гиперак­тивных детей является цикличность. Дети могут продуктив­но работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем ум­ственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Они имеют как бы «мерцаю­щее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При дефицитарной работе вестибулярного аппарата им необ­ходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть голо­вой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы со­хранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равно­весия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель требует, чтобы они «сели прямо и не отвлекались». Но эти два требования вступают в про­тиворечие. Если голова и тело неподвижны, у гиперак­тивных детей снижается уровень активности мозга.

В результате коррекции при помощи реципрокных1 д-вигательных упражнений поврежденная ткань в вестибу­лярном аппарате может заменяться новой, по мере того как развиваются и миелинизируются2 новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стиму­ляция мозолистого тела3, мозжечка и вестибулярного ап­парата приводит к развитию функции сознания, само­контроля и саморегуляции у детей с СДВГ.

Перечисленные нарушения способствуют возникнове­нию трудностей в освоении чтения, письма, счета. Н.Н. За-

1 Реципрокные — перекрестные, разнонаправленные.

2 Миелинизация — процесс образования миелиновой обо­

лочки, покрывающей быстродействующие проводящие путицентральной нервной системы. Миелиновые оболочки повыша­ют точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.

3 Мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон, со­

единяющих два полушария, — обеспечивает целостность работыголовного мозга.

92′

ваденко отмечает, что для 66% детей с диагнозом СДВГ характерны дислекция1 и дисграфия:, для 61% детей — признаки дискалькулии3. В психическом развитии наблю­даются парциальные задержки на 1,5—1,7 года.

Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянны­ми, беспорядочными, неловкими движениями, вызван­ными несформированностью межполушарного взаимо­действия и высоким уровнем адреналина в крови. Для этого расстройства также характерна постоянная вне­шняя болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать со­циальное поведение.Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают не­ординарными способностями, сообразительны и про­являют живой интерес к окружающему. Результаты мно­гочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям и считались «труд­ными» подростками.Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обуче­ния, второй — в возрасте 12—15 лет. Это обусловлено ди­намикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5—7 лет и 9—10 лет — критические периоды для форми­рования систем мозга, отвечающих за мыслительную дея­тельность, внимание, память. Д.А. Фарбер отмечает, что к

1 Дислекция — частичное расстройство процесса овладения

чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихсяошибках стойкого характера и обусловленное несформирован­ностью психических функций, участвующих в процессе овладе­ния чтением.

2 Дисграфия — частичное нарушение навыков письма вслед­

ствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции корыголовного мозга.

3 Дискалькулия — нарушение формирования навыков счета

вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфунк­ции коры головного мозга.53 7 годам происходит смена стадий интеллектуального раз­вития, формируются условия для становления абстракт­ного’мышления и произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12—15 лет совпадает с периодом по­лового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и на отношении к учебе.По имеющимся данным, среди мальчиков 7—12 лет npi -знаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение состав­ляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием де­вушек. В клинике соотношение мальчиков и девочек варьи­рует от 6:1 до 9:1. У девочек более выражены социальная дезадаптация, учебные трудности, личностные расстрой­ства.Результаты исследования, проведенные автором в 1999 голу в ходе работы психологического клуба для девиант-ных подростков, приведены в таблице.

^

Лево-полушарные

Девиантные подростки

Равно-полуш арные

8

Девочки Мальчики

Высокая частота встречаемости синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к вредным воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специа­лизированы из-за большего количества межполушарных связей, поэтому при поражении центральной нервной системы они имеют больший резерв компенсаторных ме­ханизмов по сравнению с мальчиками.

1 Функциональная асимметрия полушарий — неравноцен­ность, качественное различие того «вклада», который делают правое и левое полушария мозга в каждую психическую функ­цию. Левое полушарие — логическое, аналитическое, знаковое. Правое полушарие — образное, творческое.

2.2. Нейропсихологические

причины и механизмы синдрома

дефицита внимания и гиперактивности

Этиология и патогенез (причины и механизмы разви­тия) синдрома дефицита внимания окончательно не выяс­нены, несмотря на большое количество исследований в различных направлениях. В настоящее время существуют ней-роморфологические, генетические, нейрофизиологические, биохимические, социально-психологические концепции, которые пытаются объяснить механизмы развития синдро­ма. Существует также развернутая биопсихосоциальная па­тологическая модель, которая включает в себя различные факторы возникновения СДВГ. Кроме того, к гипотезам, описывающим механизмы СДВГ, относятся концепция диффузной церебральной дезрегуляции О.В.Халецкой и В.М. Трошина, генераторная теория Г.Н. Крыжановско-го, теория задержки нейроразвития 3. Тресоглавы.

Одна из последних гипотез происхождения СДВГ — нарушение обмена дофамина и норадреналина, участву­ющих в модуляции основных высших психических функ­ций и играющих роль нейромедиаторов центральной не­рвной системы. Они влияют на деятельность центра контроля и торможения двигательных и эмоциональных процессов, центр программирования деятельности, сис­темы внимания и оперативной памяти. Существует пред­положение, что возникновение синдрома обусловлива­ется изменением нейротрансмиттерных1 связей между префронтальными отделами и подкорковыми ядрами (хво­статым ядром). По результатам исследований, при опреде­лении мозгового кровотока методом однофотонной эмис­сионной компьютерной томографии у детей с синдромом обнаружено снижение кровотока в лобных долях, пол-корковых ядрах и среднем мозге, причем в наибольшей степени изменения выражены на уровне хвостатого яяра.

Однако на современном этапе исследования СДВГ до­минирующими считаются три группы факторов в разви­тии синдрома:

1 Нейротрансмиттер (от лат. rransmitio передаю) — биоло­гические вещества, которые обеспечивают проведение нервных импульсов.

>4

  • генетические факторы;
  • повреждение центральной нервной системы плодаво время беременности и родов;
  • негативное действие внутрисемейных и социальныхфакторов.

По результатам исследования Н.Н. Заваденко возникно­вение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нер­вной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины — в 57%, негатив­ное действие внутрисемейных факторов — в 63%.Проявления генетического фактора прослеживаются в нескольких поколениях одной семьи, значительно чаще среди родственников мужского пола. Влияние биологичес­ких факторов играет существенную роль в младшем возра­сте, затем возрастает роль социально-психологических фак­торов, особенно внутрисемейных отношений.Причинами раннего повреждения центральной не­рвной системы во время беременности и родов могут по­служить недостаточное питание, отравление свинцом, органические повреждения мозга, внутриматочные де­фекты, наркотическое отравление (например, кокаином) во время пренатального развития, кислородная недоста­точность в период развития плода или в процессе родов. Многие дети с симптомами неспособности к обучению появились на свет при осложненных родах, а среди недо­ношенных детей эти симптомы обычны. По результатам многочисленных исследований одной из самых распрост­раненных причин отклонений в обучении и поведении является родовая травма шейных отделов позвоночника, которая не диагностируется своевременно, что может при­вести к возникновению синдромов несформированности или дефицитарности головного мозга в онтогенезе.В настоящее время специалистами многих стран ве­дутся нейрофизиологические, нейропсихологические и биологические исследования детей с СДВГ. Проводимые электроэнцефалографические исследования выявляют из­менения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации ле­вого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной си­стемы регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения и т.д. Нейропсихологические ис­следования выявляют низкий психический статус, по-вышенную истощаемость, трудности в освоении чтения и письма.Исследования, проведенные A.J. Zametkin и J.L. Rapoport в Институте Умственного Здоровья (США), наглядно про­демонстрировали связь между дисфункцией лобной доли и гиперактивностью. Использование ПЭТ-сканирования для измерения уровня глюкозы в мозгу во время решения за­дачи, связанной с концентрацией внимания, показало, что уровень активности мозга у гиперактивных детей в экспериментальной группе был на 84% ниже, чем у обыч­ных детей в контрольной. Следовательно, у гиперактив­ных детей снижена активность мозга в зоне лобных долей.R.A. Barkley отмечает, что от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром. Однако у 6—8% детей симптомы гиперактивности приводят к задержке психичес­кого развития, а в подростковом возрасте способствуют возникновению психопатологических расстройств и асо­циальных состояний. В результате проведенных R.A. Barkley нейрофизиологических исследований (ядерно-магнитный резонанс, позитронно-эмиссионная и компьютерная то­мография) у детей с СДВГ также выявлены отклонения в развитии фронтальных отделов коры больших полуша­рий, базальных ганглиев и мозжечка. Данные нарушения приводят к задержке созревания функциональных сис­тем мозга, ответственных за моторный контроль, внима­ние и саморегуляцию поведения.Среди всевозможных причин возникновения синдрома на неиропсихологическом и биологическом уровнях также отмечают снижение процессов метаболической активно­сти в определенных участках мозга, дефицитарность ней-ромедиаторных сетей, обеспечивающих функциональные взаимосвязи на уровне среднего мозга и лимбической си­стемы, а также дисфункцию неспецифических актива-ционных механизмов.Кроме того, у детей, поведение которых определяется как дефицит внимания и гиперактивность, наблюдается Дефицитарная работа ретикулярной формации и вестибу­лярного аппарата. Функциональные нарушения ретикуляр­ной формации и стволовых отделов мозга приводят к сни­жению болевой чувствительности. Такие дети часто слабее чувствуют боль и, следовательно, не сочувствуют другим. Этим объясняется их безжалостное отношение к сверст- никам и животным. Они могут ударить, толкнуть, уку­сить, другим способом проявить агрессию, способны со­вершать агрессивные действия и по отношению к себе.В сложную систему организации и контроля крупных движений и мелкой моторики входят премоторные и те­менные ассоциативные области коры, базальные ганглии, мозжечок, ретикулярная формация. У детей с СДВГ нару­шения двигательного контроля связаны с дисфункцией префронтальной области лобных отделов головного мозга Для детей с этим диагнозом характерны не просто недо­статочность в координаторной сфере, но и нарушения ди­намического и кинестетического праксиса.Большое разнообразие причин возникновения СДВГ связано прежде всего с разнообразием клинической карти­ны синдрома. Наряду с основными характеристиками дан­ного расстройства — повышенной двигательной актив­ностью, импульсивностью и дефицитом внимания — отмечается широкий спектр эмоциональных и когнитив­ных нарушений.Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой проведено лонги-тюдное исследование 28 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в возрасте от 5 до 9 лет и предпринята попытка определения их нейропсихологи­ческого статуса. Нейропсихологическое обследование строилось на методике А.Р. Лурия с включением ряда до­полнительных тестов. Авторы выделили четыре типа от­клонений высших психических функций у детей с СДВГ

дисфункцию неспецифических актива-ционных механизмов,ча сто меняется настроение,активизируют центры равно весия,гиперак тивность чрезмерная активность,клонений высших психических функций,синдромом обнаружено снижение кровотока,менные ассоциативные области коры,обнаруживаются нарушения двигательной координации,механизмы синдрома дефицита внимания,синдрома дефицита внимания окончательно

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …