Нетрадиционная трактовка образа Печорина

Сартра о Флобер, К. Ясперса о Стриндберга, Э.. Кречмера о европейских писателей, З. Фрейда о По, Гете, Иенсен, К. Г. Юнга о методологии литературоведения. Здесь представлены попытка пересмотреть традиционную трактовку одной из центральных типов русской литературы XIX века с позиций глубинной психологии. Лермонтовского Печорина традиция относит к типу "лишних людей" и выводит свойства его характера с социальных условий николаевской эпохи, то есть.
Детерминированности психологического характера условиями социально-политического бытия личности была укоренившимся представлением отечественной литературной традиции, в котором не было ничего психологической специфики. Однако в тексте романа есть немало указаний на другие источники печоринского характера. Открытие психологии ХХ века позволяют раскрыть истинные мотивы поведения героя Лермонтова и сущность его взаимоотношений с другими персонажами романа.
Душевные конфликты, пережитые Печориным в детстве, сформировали его нервный характер и руководящую личностную идею. "С детского чувства неполноценности — как у А. Адлер, — растет раздражение стремление к власти". Эти две душевных свойства — детский невроз и стремление к власти — определили всю дальнейшую линию жизненного поведения лермонтовского героя. Невротический склад печоринской натуры отмечают и другие персонажи романа, в частности действующие вне его дневниковой части. И это не удивительно, поскольку "в нервозных людей, — согласно теории и практике индивидуальной психологии — нет абсолютно новые черты характера, они имеют никакой черты, которая встречалась у нормальных людей. Но невротический характер бросается в глаза, он более выразительный". Ни Максим Максимыч, ни сам Печорин не понимают, несмотря на очень точные наблюдения, то, что "чудеса" поведения у него компенсацией невротического чувства неполноценности, которое сам герой квалифицирует как моральную ущербность ("Я сделался нравственным калекой»).
Я стал завистлив. "" Форма и содержание невротической ориентации рождаются из впечатлений ребенка, чувствует себя обиженным. Эти впечатления, неизбежно возникающие из первого чувства неполноценности, вызывают агрессивную позицию, цель которой — преодоление одной большой неуверенности. В этом агрессивной позиции находят свое место все попытки ребенка, которые обещают подъем его личностного чувства.
В прежней социальной психологии был то, что мог бы истолковать образ его личностных психологических предпосылок. Все объяснения сводились к эпохе и метода романтизма. Аксиологически лермонтовский герой во всех интерпретациях оказывался жертвой обстоятельств, условий, но никогда — собственного выбора, который в его душевных глубинах. Объясняя противоречия своего характера душевными конфликтами детства, Печорин, однако, строит свой жизненный план не с оглядкой на прошлое, а в расчете на будущее. "Невротической психикой управляют Не воспоминания, а фиктивная конечной целью, использует воспоминания практически в виде готовностей и черт характера". Такой целью для Печорина становится жажда власти над другими людьми. Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, — признается герой в дневнике, — но это проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает.
Так, сестра Николая I Мария Павловна совершенно верно назвала коренное свойство характера Печорина: "В произведениях Лермонтова, — писала она, — не находишь ничего, кроме стремления и потребности вести тяжелую игру за владычество, одерживая победу с помощью своего рода душевного индифферентизма". Детские впечатления Печорина не ограничиваются исключительно душевными конфликтами. С детства герой вынес и представления о своем социальной роли. Тот факт, что Печорин, подробно останавливаясь на плохих последствия воспитания, не упоминает родителей, является показательным.
Это дает основания предполагать раннее освобождение героя от своих влияния, ранний разрыв семейных уз. Но свобода не указывает героя к психологическому оздоровлению. Разрыв произошел, пожалуй, до завершения процесса индивидуации (психологического самореализации), скорее всего с его первичной стадии.
В этом причина постоянного бегства Печорина от общества и понимание его как деспотичного и враждебного свободной индивидуальности устройства. Как в душевной жизни психической энергией героя искала обходные пути и этим способствовала душевным конфликтов, и в повседневной жизни он стремился к достижению цели в обход общепринятой траектории движения общественного человека.
В начале сюжетного действия романа руководящая личностная идея Печорина как сформировалась, но и неоднократно проверялась на практике. Ее сущность заключалась в "желании быть наверху".

Оцените статью
Добавить комментарий