Николай Алексеевич Некрасов. Рассказ о поэте — 1. Писатели о роли книги в жизни человека и общества

Тема 18.

Цель работы школьной мастерской – написать небольшое рассуждение на тему: «Почему Н.Г.Чернышевский уверен, что слава поэта будет бессмертной?»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
Ответьте на вопросы:
Где провел детство Н.А. Некрасов?
Какую роль в воспитании Н.А. Некрасова сыграла мать?
В какой гимназии учился Н.А. Некрасов?
Каковы были жизненные планы будущего поэта? Где он мечтал учиться?
Как наказал отец своего сына, когда тот не выполнил его волю?
Как жилось 16летнему подростку в Петербурге без поддержки отца?
Как Н.А. Некрасов зарабатывал себе на жизнь?
Какой русский критик оказал большое влияние на Н.А. Некрасова?
Какие стихотворения Н.А. Некрасова вы знаете? Вспомните строки из этих стихотворений.
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Грешнево находится неподалеку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь, в деревне, поэт провел все свое детство.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” – как они мгновенно исчезали.Конечно, господскому сыну не позволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке Самарке, делал “грибные набеги”. На многолюдной столбовой дороге он знакомился со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, плотниками, переходившими из деревни в деревню в поисках работы:Под наши густые, старинные вязыНа отдых тянуло усталых людей.Ребята обступят: начнутся рассказыПро Киев, про турку, про чудных зверей…Так народная жизнь и богатая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства. Няня поэта была крепостная, и потом он не раз вспоминал, с какой любовью слушал ребенком “рассказы нянюшки моей”.Любовь к полям и лесам своей родины, к ее “весеннему зеленому шуму” тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы».
(К.И. Чуковский)
Когда стали близки Н.А. Некрасову народная жизнь и русская природа?
Что привлекало маленького Н.А. Некрасова в общении с крестьянскими детьми и простым рабочим народом?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: «Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. “Благословенная река, кормилица народа!” – говорил он ей.Но здесь, на этой “благословенной реке”, ему довелось испытать первое глубокое горе.Он бродил по берегу в жаркую пору и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,Почти пригнувшись головойК ногам, обвитым бечевой.Они стонали от изнурительной, невыносимо тяжелой работы.Потрясенный, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними. Когда они расположились на отдых, он приблизился к их костру. До него донеслись слова – больной, замученный непосильным трудом человек говорил товарищам, что опостыла ему эта невыносимая жизнь, что “кабы к утру умереть, так лучше было бы еще”.Его слова взволновали Некрасова до слез.О, горько, горько я рыдал…В этом впечатлительном мальчике рано проявилась та “страстность к чужому страданию”, которая и сделала его великим поэтом».
(К.И. Чуковский)
Какие чувства Н.А. Некрасов испытывал к родной реке Волге? Почему?
Какие детские впечатления поэта легли в основу стихотворения «На Волге»?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: «Еще одно горе довелось ему видеть “в золотую пору малолетства” – горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а муж у нее был невежественный, жестокий и грубый. Целыми днями она оставалась в усадьбе одна, а муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми часами играла на рояле, плакала и пела о своей горькой неволе. По словам Некрасова, тот печальный напев, который слышится в иных его стихах, внушен ему песнями матери:Играла ты и пела гимн печальный;Ту песню, вопль души многострадальной,Твой первенец наследовал потом.С участием относилась она к принадлежавшим ее мужу крестьянам и нередко вступалась за них, когда тот угрожал им расправой. Бывали случаи, что при этих попытках муж набрасывался и на нее с кулаками. Можно себе представить, как ненавидел его в такие минуты сын!Задумываясь в детстве о печальной судьбе матери, Некрасов уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам».
(К.И. Чуковский)
Можно ли утверждать, что именно страдания матери пробудили в Н.А. Некрасове протест против угнетения женщины, против любого угнетения личности? Почему?
С каким чувством сочеталась у поэта ненависть к угнетателям?
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Одному человеку нельзя понять смысла и цели своего существования. Когда же он приникает к народу, родившему его, и через него к природе и миру, к прошлому времени и будущей надежде, – тогда для души его открывается тот сокровенный источник, из которого должен питаться человек, чтобы иметь неистощимую силу для своего деяния…» (А.П. Платонов)
Согласны ли вы с Платоновым в том, что человеку надо «приникнуть к народу и природе, чтобы понять смысл своего существования»?
Почему эти слова А.П. Платонова можно отнести к Н.А. Некрасову?
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:
«Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому… Я горячо любил его как человека… и убежден: его слава будет бессмертна, как вечна его любовь к России». (Н.Г. Чернышевский)
Какие человеческие качества Н.А. Некрасова восхищают Н.Г. Чернышевского?
Коллективное выполнение задачи:Напишите небольшое рассуждение на тему: «Почему Н.Г.Чернышевский уверен, что слава поэта будет бессмертной?»
Тема 19.
Стихотворение Н.А. Некрасова «На Волге». Поэма «Мороз, Красный нос»
Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему «Певец великого народа».
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«В поэзии Некрасова народ и родина – два неразделимых понятия, два образа, слитые воедино, не существующие одно без другого». (З.В. Эртель)
Как описывает поэт великую русскую реку в стихотворении «На Волге»?
Почему на протяжении всего стихотворения меняется отношение автора к родной реке?
Являются ли, по-вашему, образы народа и Родины неразделимыми в творчестве Н.А. Некрасова? Докажите свою точку зрения.
Какую роль играет пейзаж в стихотворении?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос: В.Г. Кротов утверждает, что «песня – это звучание души».
Как характеризует песня бурлаков народную душу?
2. Объясните смысл строчек стихотворения:И был невыносимо дикИ страшно ясен в тишинеИх мерный похоронный крик –И сердце дрогнуло во мне…
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: 1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Все они просили любящего взгляда!». (Н.А. Некрасов)
Смог ли поэт изобразить «миллионы живых существ» в своем творчестве? Докажите свою точку зрения.
К кому и к чему обращен любящий взгляд поэта в стихотворении «На Волге»?
2. «Непосредственное читательское восприятие стиля Некрасова неразрывно связано с ощущением простоты, разговорности, прозаичности». (Ю.М. Лотман)
Согласны ли вы с таким восприятием стиля Н.А. Некрасова? Почему?
Найдите в стихотворении «На Волге» обращения, недоговоренность и оборванность фраз, переданную многоточием. С какой целью это делает автор?
Как вы понимаете значение слова «прозаичность»? Имеет ли она место в стихотворении? Приведите примеры.
3.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:Л.Я. Гинзбург выделяет одну из характерных особенностей творчества Н.А. Некрасова: «он вводит низкие слова, которые приобретают поэтический смысл».
Какие «низкие» слова, образы, ситуации можно увидеть в стихотворении «На Волге»?
Можно ли сказать, что эти непоэтичные слова и образы приобретают трагический смысл и отражают горькую судьбу угнетенных масс?
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«“Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки». (Н.Н. Скатов)
Что вы знаете о судьбе Дарьи из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?
Каковы народные представления о настоящей красавице?
2. Выпишите из поэмы несколько строк, в которых поэт говорит о внешней и внутренней красоте «женщины в русских селеньях».3.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
По мнению В.А. Прихотько, поэма Н.А. Некрасова «учит нас чувствовать духовную красоту и щедрость народного характера».
Какие черты характера восхищают Н.А. Некрасова в русской женщине?
В чем проявляется стойкость, гордость, достоинство, забота о детях и семье героини поэмы «Мороз, Красный нос»?
Коллективное выполнение задачи:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Быть певцом великого народа и сострадальцем великих страданий захотел Некрасов. Он мечтал бросить хоть единый луч сознания на путь русского народа, озарить его тьму, быть для него солнцем и песнью». (Ю.И. Айхенвальд)
В чем состоит значение творчества Н.А. Некрасова?
Что значит, по-вашему, быть певцом великого народа? Стал ли таким певцом Н.А. Некрасов?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«“Золото, золото сердце народное!” Некрасов не только провозгласил эту истину, но и воплотил ее в широко обобщенных поэтических образах. И мы, его потомки, никогда не забудем, как много сделал Некрасов своей гениальной поэзией для того, чтобы русский народ мог найти путь к завоеванию своего счастья». (К.И. Чуковский)
Кто является главным героем поэзии Н.А. Некрасова?
Можно ли утверждать, что мысль о величии народа проходит через все стихотворения Н.А. Некрасова?
Какой великой цели посвятил Н.А. Некрасов свою жизнь и поэзию?
3.Напишите сочинение на тему «Певец великого народа».
Тема 20.
Детство И.С. Тургенева. История создания «Муму»
Цель работы школьной мастерской – написать сочинение на тему: «Почему вынес он из своего детства ненависть к крепостному праву?»
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Когда, в какой семье родился И.С. Тургенев?
Кому из родителей И.С. Тургенева принадлежало имение Спасское-Лутовиново?
Кто занимался воспитанием детей?
Сколько лет было И.С. Тургеневу, когда он стал студентом?
Какое учебное заведение окончил будущий писатель?
В каком году вышел сборник его рассказов «Записки охотника»?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: «Истинной “колыбелью” Тургенева оказалось Спасское, со всем своим пышным, тяжеловесным, медленным, суровым и поэтическим складом. Дом – чуть не дворец: в сорок комнат с бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом. Дворня – лакеи, горничные, казачки на побегушках, повара, конюхи, садовники, швеи, приживалки – все это двигалось мерно и возглавлялось владыкою – Варварой Петровной. Сергей Николаевич – на втором плане. Жили праздно, сытно. Устраивали балы, маскарады. В одной галерее давались спектакли… Играл свой оркестр, своя крепостная труппа. Трепещущий батюшка служил по праздникам молебны. Гувернеры и гувернантки учили детей.Мальчиков воспитывали дома на спартанский манер. О “прелестях” такого – модного в помещичьих семьях начала XIX в. – воспитания Тургенев рассказал в романе “Дворянское гнездо”: “Музыку, как занятие недостойное мужчины, изгнали навсегда; естественные науки, международное право, математика… Его будили в четыре часа утра, тотчас окачивали холодной водой и заставляли бегать вокруг высокого столба на веревке; ел он раз в день по одному блюду, ездил верхом… при всяком удобном случае упражнялся, по примеру родителя, в твердости воли и каждый вечер вносил в особую книгу отчет прошедшего дня и свои впечатления. Эти впечатления порой были столь горьки, что записывать их в книгу не было никакой возможности”».
(По Ю.В. Лебедеву)
Какие детские впечатления И.С. Тургенева развили в нем любовь к природе, искусству и ненависть к крепостному праву?
Как вы представляете себе спартанское воспитание?
Было ли, на ваш взгляд, детство писателя счастливым? Почему?
II. Задания для создания эвристической ситуации:1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Тургенев-дитя уже многое знал о жизни. Кроме пения птиц в парке да волнующего звона стихов, слышал и вопли с конюшни и по себе знал, что такое наказание. Отношения Тургенева и Варвары Петровны были очень трудными, непростыми. Она была женщина властная, умная и достаточно образованная. Иван – любимец матери, но это не спасало его от родительского гнева, от наказания розгами. “Однажды мать, наслушавшись доносчиков, без всякого суда и расправы начала меня сечь. Секла собственными руками, и на все мои мольбы сказать, за что меня наказывают, приговаривала: "Сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, за что я секу тебя"”.Так продолжалось три дня. Варвара Петровна заявила, что будет сечь сына до тех пор, пока он не признается в своем преступлении. И вот ночью, ничего за собой так и не найдя, глотая слезы Ванечка решился бежать из дома. “Я уже встал, потихоньку оделся и в потемках пробирался коридором в сени, – вспоминал Тургенев. – Не знаю, куда я хотел бежать, только чувствовал, что надо убежать, и убежать так, чтобы не нашли, и что это единственное мое спасение. Я крался, как вор, тяжело дыша, и к ужасу моему увидел, что ко мне кто-то приближается. Это был немец – учитель мой. Он поймал меня за руку, очень удивился и стал меня допрашивать. Тут добрый старик обласкал меня, обнял и дал мне слово, что больше меня наказывать не будут. На другой день, утром, он постучал в комнату моей матери и о чем-то долго с ней беседовал. Меня оставили в покое”».
(^ )
Можно ли утверждать, что уже в детстве И.С. Тургенев почувствовал, что его личные обиды и унижения – частичка народной беды?
Почему, по-вашему, И.С. Тургенев охотнее общался с простыми людьми, чем со своей матерью?
2. Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:«Жил в одном из имений матери статный и рослый великан, немой крестьянин Андрей. Заприметила однажды Варвара Петровна во время поездки по далеким имениям его богатырскую фигуру на хлебном поле – и приказала управляющему немедленно доставить мужика в барскую усадьбу. Беззащитного глухонемого Андрея, неспособного даже слова вымолвить, чтобы постоять за себя, усадили всем миром в телегу и по прихоти госпожи доставили на барский двор. Что было в душе у этого пахаря, насильно оторванного от родной почвы, от привычных крестьянских трудов? До переживаний Андрея Варваре Петровне не было никакого дела.Чего только не делал немой Андрей для удовлетворения прихотей капризной госпожи, каких только должностей не исправлял! В Спасском на первых порах он был назначен “собственным господским скороходом”. Одна из бедных дворянок, воспитанниц Варвары Петровны, вспоминала: “До сих пор живо представляется мне, как по дороге, ведущей к нашему дому, шагает гигант с сумкой на шее, с такою же длинной палкой, как он сам, в одной руке, а в другой – с запиской от Варвары Петровны”. Госпожу нисколько не смущало, что прошагать Андрею надо было 60 верст в любую погоду, чтобы передать привет подруге. Бывали капризы и поизощреннее. В 70 верстах от Спасского жила дворянка Авдотья Ивановна Лагривая. К ней Андрея посылали периодически за горшком гречневой каши: госпожа считала, что ее повара гречневую кашу варить не умеют.В московском доме на Остоженке немой Андрей исполнял позднее должность дворника. Об этом периоде его жизни поведал Тургенев читателям в повести “Муму”, назвав его Герасимом».
(По Ю.В. Лебедеву)
Откуда черпал И.С. Тургенев материал для своих произведений?
Что такое «прототип» в литературном произведении? Кто является прототипами барыни и Герасима в рассказе «Муму»?
Сумел ли И.С. Тургенев, на ваш взгляд, правдиво изобразить все ужасы крепостного права в своем рассказе? Докажите свою точку зрения.
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи: 1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: «О трижды благословенный Спасский сад! Именно здесь свела Тургенева с людьми из народа, чуткими не только к поэзии, но и к красоте родной природы, знатоками и ценителями птичьего пения, людьми с вольной и доброй душой. Леонтий Серебряков, знаток и ценитель русского языка, доморощенный крепостной актер и поэт, стал тайным воспитателем маленького Вани, который привил ему любовь к русскому языку и поэтическому слову.
Тургенев вспоминает: “Невозможно передать чувство, которое я испытывал, когда, улучив удобную минутку, он (Серебряков) внезапно, словно сказочный пустынник или добрый дух, появлялся передо мной с увесистой книгою под мышкой и, таинственно подмигивая, указывал головой на глубь и глушь сада. И вот мы благополучно достигли одного из наших тайных местечек; вот мы сидим уже рядком, вот уже и книга медленно раскрывается, издавая резкий, для меня тогда неизъяснимо приятный запах плесени и старья!.. Раздаются наконец первые звуки чтения! Все вокруг исчезает…, заволакивается дымкой… Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняют нас, укрывая от всего остального мира – а с нами поэзия, мы проникаемся, мы упиваемся ею, у нас происходит великое, важное, тайное дело…”»
(По Ю.В. Лебедеву)
Чем дорог писателю Спасский сад?
Что спасало будущего писателя от разрушительных влияний крепостнического произвола?
Почему вынес он из своего детства ненависть к крепостному праву?

Оцените статью
Добавить комментарий