Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя — страница 7

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^ В образовательном пространстве г. Орска работает свыше 960 классных руководителей. Анализ кадрового потенциала показывает, что имеют опыт работы до 3 лет в данной должности 10,4% педагогов и свыше 10 лет – 75,8% .Начиная с 2000 года научно-методическим центром при поддержке управления образования администрации г. Орска проводится целенаправленная работа по моделированию и развитию инновационных воспитательных систем образовательных учреждений (один раз в два года проводятся городские смотры-конкурсы воспитательных систем, образовательные учреждения (ОУ) города представляют свой опыт работы на региональном и всероссийском уровнях).
С целью создания условий повышения социального и профессионального статуса и успешности деятельности классного руководителя в воспитательной системе ОУ ежегодно (с 2006 года) проводятся городские конкурсы «Современный классный руководитель» (приложение 4). За 5 лет в городских конкурсах приняли участие 147 классных руководителей (около 16% от общего числа классных руководителей города).
Лучший опыт работы обобщен и представлен в сборниках: «От воспитательной системы к формированию воспитательного пространства города», «Подросток и общественные объединения: реалии времени», «Воспитательные системы в воспитательном пространстве города: педагогические находки и опыт формирования», в материалах региональных научно-практических конференций, проводимых совместно с кафедрой педагогики ОГТИ (филиал ОГУ) в 2010, 2011 гг., на сайте научно-методического центра УО http://orsknmc.ru/
В городе создана система повышения профессионального статуса классного руководителя через методическое сопровождение его деятельности – обучение на уровне города (Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя) и на уровне образовательного учреждения (школьное методическое объединение).Вместе с тем проведенный мониторинг показал, что результаты деятельности классных руководителей не отвечают, на наш взгляд, современным требованиям.
С 1 января 2006 г. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» назначено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных школ, что породило достаточно противоречивую ситуацию. С одной стороны, повышение оплаты труда вызывает необходимость оценивать эффективность расходования бюджетных средств, а с другой – размер повышения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который фактически выполняет классный руководитель. Поэтому введение вознаграждения за выполнение функций классного руководителя было воспринято учительской общественностью неоднозначно, а значит, на реальное повышение уровня воспитательной работы в школах за счет одной данной меры рассчитывать не стоит.
В связи с этим возникает необходимость содействовать урегулированию указанного выше противоречия и, с одной стороны, обеспечить эффективность государственных вложений в образование, а с другой – мотивировать педагогов-воспитателей на повышение качества профессиональной деятельности.Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Вместе с тем классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенного класса. Поэтому он не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами, как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения в нем лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя.Практически отсутствуют исследования, посвященные изучению типов, вариантов воспитательной деятельности классных руководителей, конкретных подходов и механизмов её формирования.
В феврале 2011 года нами проведено изучение мнения общественности «Зачем в школе нужны классные руководители?» (приложение 3), которое показало, что работа классных руководителей сегодня во многом не удовлетворяет ни общество, ни современную школу, ни самих классных руководителей. Она часто носит формальный характер и ограничивается реализацией определенных нормативов и инструкций без учёта индивидуальных особенностей школьников, перспектив их развития, специфики (в соотношении с обучением) воспитательной деятельности.
Проведенный нами анализ ситуации обозначил следующие наиболее важные противоречия:- между образом классного руководителя-профессионала в свете современных требований и недостаточной мотивацией классного руководителя на изменения;- между необходимостью повышения мотивации на изменения и недостаточным количеством стимулирующих факторов;- между проявлением в практике воспитательной деятельности классного руководителя разных вариантов этой деятельности и отсутствием описания (характеристики) содержания вариативности воспитательной деятельности, классификации и форм ее проявления;- между растущими требованиями общества к уровню профессионализма классных руководителей, качеству осуществления воспитательной деятельности и неразработанностью системы подготовки классных руководителей с учетом вариативности воспитательной деятельности;- несоответствие между требованиями, предъявляемыми к деятельности классного руководителя со стороны школьных управленцев, и организационными условиями, необходимыми для становления вариативности воспитательной деятельности классного руководителя.
^
На основе анализа позитивного и негативного опыта работы классных руководителей в образовательных учреждениях г. Орска Оренбургской области, современных подходов к теории и практике организации их деятельности нами разработана модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя.
Модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (рисунок 1) отражает подходы, этапы становления социального и профессионального статуса, которые основываются на активизации следующих характеристик – мотивация, знания, ключевые компетентности, опыт.
Рисунок 1
Городская модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя
Модель интегрирует следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, процессуальный, рефлексивно-оценочный.
^ – организация процесса повышения социального и профессионального статуса классного руководителя через совместную деятельность управления образования администрации г. Орска, научно-методического центра УО, городского центра поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя, администрации образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, социальных и гражданских институтов, представляющую содержательный компонент модели.
Изучение различных сторон исследуемого процесса происходило с позиций научных подходов: системного, личностно-деятельностного, компетентностного.
^ позволяет проанализировать, исследовать некоторый объект как единую, целостную систему. На наш взгляд, наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей представлены в концепции Владимира Абрамовича Караковского, Людмилы Ивановны Новиковой, Натальи Леонидовны Селивановой. В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности.
Придерживаясь понимания системы как упорядоченного множества взаимно связанных элементов, совокупность которых функционирует как единое целое, считаем, что системный подход позволяет определить объективные связи, которые существуют между элементами целого, и в итоге глубже познать функциональную роль каждого элемента в отдельности.
С точки зрения личностно-деятельностного подхода под повышением социального и профессионального статуса классного руководителя мы подразумеваем, во-первых, профессию педагога, осуществляющего образовательную деятельность; во-вторых, повышение профессионализма в педагогической деятельности; в-третьих, деятельность воспитанников. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии. В нашем исследовании мы опираемся на работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Г.И. Щукиной и др. и считаем, что личностный рост классного руководителя происходит благодаря участию в различных видах деятельности.
Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн). Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность, при рассмотрении которой обращает на себя внимание, прежде всего, начальный момент деятельности, т.е. ее предпосылка – потребность, нашедшая себя в предмете.
^ (И. Исаев, И.В. Кузнецова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.Д. Щадриков, и др.) акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
С января 2011 г. начала действовать новая система аттестации кадров, разработанная с точки зрения компетентностного подхода. В нашей модели компетентностный подход считаем ключевым, он заключается в формировании способности и готовности классного руководителя использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.Воспитатель должен обладать компетенциями, позволяющими ему:- включить ребенка в систему межличностных отношений;- дать нравственную оценку поступку;- обладать «образом», к которому он ведет ученика (цель воспитания);- включить учеников в ситуацию, насыщенную переживаниями;- обеспечивать мотивацию желательного поведения (поступка);- понимать ученика, разбираться и находить ответы, которые волнуют ученика на данном этапе его жизненного пути;- осуществлять целеполагание в отношении конкретных поступков, конкретного ученика;- достигать понимания интересов и устремлений ученика, его внутреннего мира;- устанавливать социальный статус ученика, его отношения с другими людьми и изменять их в желательном направлении;- педагогически грамотно осуществлять оценивание поведения и поступков ученика;- принимать решения, связанные с разрешением воспитательных проблем (конфликтов);- разрабатывать программы поведения;- разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок;- обеспечивать рефлексию учеником нравственной стороны поведения.Считаем, что только переориентация учителя на работу в логике компетентностного подхода и методическая работа как поддержка перевода педагога в новую профессиональную позицию позволят школе обеспечить новое качество образования, а ее выпускникам – достигнуть новых образовательных результатов.
Как и в стандарте педагогической (учебной) деятельности, при анализе компетенций, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, мы исходим из интересов ученика, его устремлений, проблем, социального статуса, эмоционального переживания. Мы видим, что компетентность в воспитательном процессе тесно связана с компетентностью в обеспечении учения. Но в воспитательном процессе на первый план выходят: внутренний мир ученика, наличие конфликтов, социальный статус учеников, воспитание совестливого человека, личность учителя (базовые компетентности педагога-воспитателя представлены в приложении 2).
Представленные подходы составляют технологический компонент инновационной модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя в образовательном пространстве г. Орска.Таким образом, интеграция системного, личностно-деятельност-ного и компетентностного подходов позволила рассмотреть повышение социального и профессионального статуса классного руководителя как систему, установить компоненты, в нее входящие, ее структуру, функции и факторы, обеспечивающие ее целостность.Содержательный компонент модели предполагает применение адекватных концептуальным положениям форм, методов и средств сотрудничества всех вышеперечисленных структур с классными руководителями в целях повышения их социального и профессионального статуса: семинары-практикумы, тренинги, диспуты, мастер-классы, круглые столы, конференции, спецкурсы, конкурсы профессионального мастерства. Помимо традиционных форм работы с классными руководителями, используются интернет-конференции, дистанционные формы обучения, маркетинговые исследования, ярмарки инновационных технологий, программ и проектов, банк данных инновационных форм работы с детьми и подростками, картотека коллективно-твор-ческих дел и т.п.
Процессуальный компонент представлен этапами повышения социального и профессионального статуса классного руководителя: мотивационным, образовательным, результативным.
^ является основополагающим, определяющим генеральное направление и содержание всей деятельности классного руководителя: стратегическая задача – развитие целеполагания, активизация интересов и стремлений, мотивов выбора целей и средств самоосуществления в деятельности классного руководителя. Важно пробудить у классного руководителя желание ретроспективно проанализировать собственные профессионально-педагогические возможности, с тем чтобы преодолеть «стартовую напряженность» и естественное сопротивление изменениям в личностно-профессиональной сфере. На данном этапе обновляется состав диагностических и рефлексивных умений, производится критическая самооценка, возникает неудовлетворенность прежними формами воспитательной деятельности, пробуждается ценностно-смысловая установка на самосовершенствование и саморазвитие.
^ предполагает получение и накопление прочных, системных, глубоких, осознанных знаний, формирование ключевых компетентностей классного руководителя (приложение 2), которые естественном образом реализуются в профессиональной практике.
^ предполагает накопление опыта классного руководства, реализацию индивидуальных профессиональных замыслов. Ведущей становится личностно-творческая стратегия профессионально-личностного саморазвития.
Рефлексивно-оценочный компонент модели связан с подбором диагностических средств, с помощью которых можно оценить эффективность и результативность процесса повышения социального и профессионального статуса классного руководителя по критериям: мотивационно-ценностному, когнитивному и деятельностному.
Будем использовать диагностические средства оценки эффективности и результативности повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (таблица 1), представленные в региональной модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (решение коллегии министерства образования Оренбургской области от 26.10.2007 г.).
^
Диагностические средства оценки эффективности и
результативности повышения социального и профессионального статуса классного руководителя
Мотивационно-ценностный
Показатели: наличие мотива профессионального самоосуществления и самосовершенствования в должности классного руководителя; направленность на личность как наивысшую ценность; установка на сотрудничество, взаимодействие.
^ мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана), карта диагностики педагогической культуры учителя Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревской; опросник «Диагностика эмпатии» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
Когнитивный
^ о предмете своей деятельности, о сущности, эффективных способах и средствах классного руководства; способность к систематизации и обобщению знаний.
^ анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): количество классных руководителей, наличие квалификации.
Деятельностный
^ видения педагогической проблемы и способов ее решения, разработки и реализации программ воспитания коллектива и ученика, рефлексии деятельности, самостоятельного творческого поиска в профессиональной деятельности; владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; социальная активность.
^ анкета на выявление удовлетворенности родителей и детей воспитательным процессом в классе (разработчики – маркетинговая служба ООДТДМ); анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): участие в конкурсах профессионального мастерства, наличие наград и званий, достижения воспитанников.

^ В образовательном пространстве г. Орска работает свыше 960 классных руководителей. Анализ кадрового потенциала показывает, что имеют опыт работы до 3 лет в данной должности 10,4% педагогов и свыше 10 лет – 75,8% .Начиная с 2000 года научно-методическим центром при поддержке управления образования администрации г. Орска проводится целенаправленная работа по моделированию и развитию инновационных воспитательных систем образовательных учреждений (один раз в два года проводятся городские смотры-конкурсы воспитательных систем, образовательные учреждения (ОУ) города представляют свой опыт работы на региональном и всероссийском уровнях).

С целью создания условий повышения социального и профессионального статуса и успешности деятельности классного руководителя в воспитательной системе ОУ ежегодно (с 2006 года) проводятся городские конкурсы «Современный классный руководитель» (приложение 4). За 5 лет в городских конкурсах приняли участие 147 классных руководителей (около 16% от общего числа классных руководителей города).

Лучший опыт работы обобщен и представлен в сборниках: «От воспитательной системы к формированию воспитательного пространства города», «Подросток и общественные объединения: реалии времени», «Воспитательные системы в воспитательном пространстве города: педагогические находки и опыт формирования», в материалах региональных научно-практических конференций, проводимых совместно с кафедрой педагогики ОГТИ (филиал ОГУ) в 2010, 2011 гг., на сайте научно-методического центра УО http://orsknmc.ru/

В городе создана система повышения профессионального статуса классного руководителя через методическое сопровождение его деятельности – обучение на уровне города (Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя) и на уровне образовательного учреждения (школьное методическое объединение).Вместе с тем проведенный мониторинг показал, что результаты деятельности классных руководителей не отвечают, на наш взгляд, современным требованиям.

С 1 января 2006 г. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» назначено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных школ, что породило достаточно противоречивую ситуацию. С одной стороны, повышение оплаты труда вызывает необходимость оценивать эффективность расходования бюджетных средств, а с другой – размер повышения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который фактически выполняет классный руководитель. Поэтому введение вознаграждения за выполнение функций классного руководителя было воспринято учительской общественностью неоднозначно, а значит, на реальное повышение уровня воспитательной работы в школах за счет одной данной меры рассчитывать не стоит.

В связи с этим возникает необходимость содействовать урегулированию указанного выше противоречия и, с одной стороны, обеспечить эффективность государственных вложений в образование, а с другой – мотивировать педагогов-воспитателей на повышение качества профессиональной деятельности.Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Вместе с тем классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенного класса. Поэтому он не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами, как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения в нем лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя.Практически отсутствуют исследования, посвященные изучению типов, вариантов воспитательной деятельности классных руководителей, конкретных подходов и механизмов её формирования.

В феврале 2011 года нами проведено изучение мнения общественности «Зачем в школе нужны классные руководители?» (приложение 3), которое показало, что работа классных руководителей сегодня во многом не удовлетворяет ни общество, ни современную школу, ни самих классных руководителей. Она часто носит формальный характер и ограничивается реализацией определенных нормативов и инструкций без учёта индивидуальных особенностей школьников, перспектив их развития, специфики (в соотношении с обучением) воспитательной деятельности.

Проведенный нами анализ ситуации обозначил следующие наиболее важные противоречия:- между образом классного руководителя-профессионала в свете современных требований и недостаточной мотивацией классного руководителя на изменения;- между необходимостью повышения мотивации на изменения и недостаточным количеством стимулирующих факторов;- между проявлением в практике воспитательной деятельности классного руководителя разных вариантов этой деятельности и отсутствием описания (характеристики) содержания вариативности воспитательной деятельности, классификации и форм ее проявления;- между растущими требованиями общества к уровню профессионализма классных руководителей, качеству осуществления воспитательной деятельности и неразработанностью системы подготовки классных руководителей с учетом вариативности воспитательной деятельности;- несоответствие между требованиями, предъявляемыми к деятельности классного руководителя со стороны школьных управленцев, и организационными условиями, необходимыми для становления вариативности воспитательной деятельности классного руководителя.

^

На основе анализа позитивного и негативного опыта работы классных руководителей в образовательных учреждениях г. Орска Оренбургской области, современных подходов к теории и практике организации их деятельности нами разработана модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя.

Модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (рисунок 1) отражает подходы, этапы становления социального и профессионального статуса, которые основываются на активизации следующих характеристик – мотивация, знания, ключевые компетентности, опыт.

Рисунок 1

Городская модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя

Модель интегрирует следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, процессуальный, рефлексивно-оценочный.

^ – организация процесса повышения социального и профессионального статуса классного руководителя через совместную деятельность управления образования администрации г. Орска, научно-методического центра УО, городского центра поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя, администрации образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, социальных и гражданских институтов, представляющую содержательный компонент модели.

Изучение различных сторон исследуемого процесса происходило с позиций научных подходов: системного, личностно-деятельностного, компетентностного.

^ позволяет проанализировать, исследовать некоторый объект как единую, целостную систему. На наш взгляд, наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей представлены в концепции Владимира Абрамовича Караковского, Людмилы Ивановны Новиковой, Натальи Леонидовны Селивановой. В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности.

Придерживаясь понимания системы как упорядоченного множества взаимно связанных элементов, совокупность которых функционирует как единое целое, считаем, что системный подход позволяет определить объективные связи, которые существуют между элементами целого, и в итоге глубже познать функциональную роль каждого элемента в отдельности.

С точки зрения личностно-деятельностного подхода под повышением социального и профессионального статуса классного руководителя мы подразумеваем, во-первых, профессию педагога, осуществляющего образовательную деятельность; во-вторых, повышение профессионализма в педагогической деятельности; в-третьих, деятельность воспитанников. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии. В нашем исследовании мы опираемся на работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Г.И. Щукиной и др. и считаем, что личностный рост классного руководителя происходит благодаря участию в различных видах деятельности.

Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн). Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность, при рассмотрении которой обращает на себя внимание, прежде всего, начальный момент деятельности, т.е. ее предпосылка – потребность, нашедшая себя в предмете.

^ (И. Исаев, И.В. Кузнецова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.Д. Щадриков, и др.) акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

С января 2011 г. начала действовать новая система аттестации кадров, разработанная с точки зрения компетентностного подхода. В нашей модели компетентностный подход считаем ключевым, он заключается в формировании способности и готовности классного руководителя использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.Воспитатель должен обладать компетенциями, позволяющими ему:- включить ребенка в систему межличностных отношений;- дать нравственную оценку поступку;- обладать «образом», к которому он ведет ученика (цель воспитания);- включить учеников в ситуацию, насыщенную переживаниями;- обеспечивать мотивацию желательного поведения (поступка);- понимать ученика, разбираться и находить ответы, которые волнуют ученика на данном этапе его жизненного пути;- осуществлять целеполагание в отношении конкретных поступков, конкретного ученика;- достигать понимания интересов и устремлений ученика, его внутреннего мира;- устанавливать социальный статус ученика, его отношения с другими людьми и изменять их в желательном направлении;- педагогически грамотно осуществлять оценивание поведения и поступков ученика;- принимать решения, связанные с разрешением воспитательных проблем (конфликтов);- разрабатывать программы поведения;- разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок;- обеспечивать рефлексию учеником нравственной стороны поведения.Считаем, что только переориентация учителя на работу в логике компетентностного подхода и методическая работа как поддержка перевода педагога в новую профессиональную позицию позволят школе обеспечить новое качество образования, а ее выпускникам – достигнуть новых образовательных результатов.

Как и в стандарте педагогической (учебной) деятельности, при анализе компетенций, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, мы исходим из интересов ученика, его устремлений, проблем, социального статуса, эмоционального переживания. Мы видим, что компетентность в воспитательном процессе тесно связана с компетентностью в обеспечении учения. Но в воспитательном процессе на первый план выходят: внутренний мир ученика, наличие конфликтов, социальный статус учеников, воспитание совестливого человека, личность учителя (базовые компетентности педагога-воспитателя представлены в приложении 2).

Представленные подходы составляют технологический компонент инновационной модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя в образовательном пространстве г. Орска.Таким образом, интеграция системного, личностно-деятельност-ного и компетентностного подходов позволила рассмотреть повышение социального и профессионального статуса классного руководителя как систему, установить компоненты, в нее входящие, ее структуру, функции и факторы, обеспечивающие ее целостность.Содержательный компонент модели предполагает применение адекватных концептуальным положениям форм, методов и средств сотрудничества всех вышеперечисленных структур с классными руководителями в целях повышения их социального и профессионального статуса: семинары-практикумы, тренинги, диспуты, мастер-классы, круглые столы, конференции, спецкурсы, конкурсы профессионального мастерства. Помимо традиционных форм работы с классными руководителями, используются интернет-конференции, дистанционные формы обучения, маркетинговые исследования, ярмарки инновационных технологий, программ и проектов, банк данных инновационных форм работы с детьми и подростками, картотека коллективно-твор-ческих дел и т.п.

Процессуальный компонент представлен этапами повышения социального и профессионального статуса классного руководителя: мотивационным, образовательным, результативным.

^ является основополагающим, определяющим генеральное направление и содержание всей деятельности классного руководителя: стратегическая задача – развитие целеполагания, активизация интересов и стремлений, мотивов выбора целей и средств самоосуществления в деятельности классного руководителя. Важно пробудить у классного руководителя желание ретроспективно проанализировать собственные профессионально-педагогические возможности, с тем чтобы преодолеть «стартовую напряженность» и естественное сопротивление изменениям в личностно-профессиональной сфере. На данном этапе обновляется состав диагностических и рефлексивных умений, производится критическая самооценка, возникает неудовлетворенность прежними формами воспитательной деятельности, пробуждается ценностно-смысловая установка на самосовершенствование и саморазвитие.

^ предполагает получение и накопление прочных, системных, глубоких, осознанных знаний, формирование ключевых компетентностей классного руководителя (приложение 2), которые естественном образом реализуются в профессиональной практике.

^ предполагает накопление опыта классного руководства, реализацию индивидуальных профессиональных замыслов. Ведущей становится личностно-творческая стратегия профессионально-личностного саморазвития.

Рефлексивно-оценочный компонент модели связан с подбором диагностических средств, с помощью которых можно оценить эффективность и результативность процесса повышения социального и профессионального статуса классного руководителя по критериям: мотивационно-ценностному, когнитивному и деятельностному.

Будем использовать диагностические средства оценки эффективности и результативности повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (таблица 1), представленные в региональной модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (решение коллегии министерства образования Оренбургской области от 26.10.2007 г.).

^

Диагностические средства оценки эффективности и

результативности повышения социального и профессионального статуса классного руководителя

Мотивационно-ценностный
Показатели: наличие мотива профессионального самоосуществления и самосовершенствования в должности классного руководителя; направленность на личность как наивысшую ценность; установка на сотрудничество, взаимодействие.
^ мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана), карта диагностики педагогической культуры учителя Т.Ф. Белоусова и Е.В. Бондаревской; опросник «Диагностика эмпатии» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
Когнитивный
^ о предмете своей деятельности, о сущности, эффективных способах и средствах классного руководства; способность к систематизации и обобщению знаний.
^ анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): количество классных руководителей, наличие квалификации.
Деятельностный
^ видения педагогической проблемы и способов ее решения, разработки и реализации программ воспитания коллектива и ученика, рефлексии деятельности, самостоятельного творческого поиска в профессиональной деятельности; владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; социальная активность.
^ анкета на выявление удовлетворенности родителей и детей воспитательным процессом в классе (разработчики – маркетинговая служба ООДТДМ); анализ количественных данных информационной карты (информационная карта УДОД, раздел «Классное руководство»): участие в конкурсах профессионального мастерства, наличие наград и званий, достижения воспитанников.

рефлексивно-оценочный компонент модели связан,материалах региональных научно-практических конференций,выполнение функций классного руководителя,представляющую содержательный компонент модели,базовые компетентности педагога-воспитателя представлены,научно-методического центра уо,обеспечить эффективность государственных вложений,региональной модели повышения социального,школе нужны классные руководители,анализ ситуации обозначил следующие

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …