Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя — страница 8

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Результатом реализации модели является повышение социального и профессионального статуса классного руководителя.
4. Описание механизмов реализации городской модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (характеристика комплекса условий, обеспечивающих функционирование модели)
В рамках реализации программы повышения профессионального статуса классных руководителей образовательных учреждений города (приложение 5) развиваются позитивные отношения социальных институтов с образовательными учреждениями, в том числе с классными руководителями, что способствует повышению их социального и профессионального статуса.
Субъектами реализации городской модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя являются:
управление образования г. Орска Оренбургской области;
научно-методический центр (НМЦ) УО администрации г. Орска;
кафедра педагогики ОГПИ (филиал ОГПУ);
учреждения дополнительного образования детей;
филиал института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования ОГПУ;
общеобразовательные учреждения (ОУ);
учреждения социальной защиты населения (УСЗН);
общественные организации;
комитет по делам молодежи;
учреждения культуры и спорта;
администрации общеобразовательных учреждений;
педагогические работники;
родительская общественность.
Задача координации данной деятельности в городе отведена городскому Центру поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя (далее Центр), который создан на базе НМЦ УО (рисунок 2).Деятельность Центра основывается на следующих нормативно-правовых документах:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»;
Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области»;
концепция «Воспитание оренбуржца XXI века»;
региональная модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (решение коллегии министерства образования Оренбургской области от 26.10.2007 г.);
городская программа «Патриотическое воспитание граждан г. Орска до 2015 года»;
муниципальная программа диссеминации педагогического опыта инновационной деятельности.
Формы взаимодействия различны: семинары, совещания, конференции, стажерские площадки, методические объединения, конкурсы, мастер-классы, проблемные курсы и т.д. (см. таблицу 2).
Таблица 2
Учреж-дения, организации
Формы взаимодействия *
Семинары
Совещания
Консультирование
Мастер-классы
Круглые столы
Конкурсы
Научно-практич. конференции
Проблемные курсы
Педмастерские
Электронная картотека творческих дел
Презентация, обобщение и распространение опыта
Методические рекомендации
Сборники
Методические объединения
Творческое сотрудничество
Стажерские площадки
Управление образования г. Орска
*
*
*
*
*
НМЦ УО
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Кафедра педагогики ОГПИ
*
*
*
*
*
*
УДОД
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Филиал ИПК и ППРО
*
*
*
Образовательные учреждения
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
УСЗН
*
*
Общественные организации
*
*
*
Комитет по делам молодежи
*
*
*
Учреждения культуры и спорта
*
*
Центр практической психологии
*
*
*
*
*
Рисунок 2
Структура городского Центра поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя
^ – развитие института классного руководства.
Основная цель Центра – координация, поддержка и научно-методическое сопровождение деятельности классного руководителя, развитие муниципальной системы взаимодействия управления образования, образовательных учреждений, других социальных и гражданских институтов в целях повышения социального и профессионального статуса классного руководителя.
В основе разработки системы мониторинга деятельности Центра лежат принципы:
^ Отсроченность результатов воспитания обусловливает значительную сложность при проведении мониторинга воспитательной работы. Поэтому изучение и оценивание эффективности деятельности классного руководителя может опираться, в первую очередь, на процессуальные характеристики его работы. Оценивая деятельность классного руководителя, следует уделить особое внимание: информированности субъекта об особенностях условий, в которых он осуществляет свою работу; обоснованности сформулированных задач; полноте и соответствию задачам разработанных планов; наличию в планах работы с учащимися, учителями школы, родителями действий по привлечению различных ресурсов для своей деятельности; объему выполненных планов; качеству анализа собственной деятельности.
^ Каждый ученический класс по-своему уникален, а значит, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально-психологическом развитии коллектива. Отсюда сравнивать успехи классного руководителя гимназического класса элитарной школы и класса социально неблагополучного микрорайона достаточно проблематично. Объектом сравнения могут быть только адекватность поставленных целей воспитательной работы ситуации, сложившейся в классе, соответствие содержания планов поставленным целям и тому подобные характеристики.
^ Мониторинг должен предлагать чрезвычайно простые, формальные процедуры оценки деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время, и в то же время способны дать исчерпывающую информацию о качестве работы педагога. Мониторинг не может включать в себя неформализируемые параметры воспитательной работы. Также в него не имеет смысла включать виды деятельности, которые контролируются в рамках управления учебным процессом, и т.п.
^ Мониторинг эффективности работы классного руководителя должен стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и т.п.).
^ Мониторинг осуществляет администрация школы (заместитель директора по воспитательной работе), заполняя на каждого классного руководителя «Индивидуальную карту мониторинга деятельности классного руководителя», на основе которой формируется отчет о работе классных руководителей школы и направляется в Центр. Информационно-аналитическая группа Центра обрабатывает полученные данные и передает их в управление образования администрации г. Орска.
Предлагаемый комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь не на контроль деятельности классного руководителя, а на содействие в решении возникающих в его работе профессиональных затруднений и проблем, что в свою очередь способствует повышению его профессионального статуса.Маркетинговые исследования Центра служат основой для проведения целенаправленной политики, стратегии и тактики развития муниципального института классного руководства. На основании проведенного анкетирования классных руководителей (февраль 2011 года) были определены 4 стадии профессионального развития педагогов:
неосознанно-некомпетентные («не компетентен, и не знаю, что это такое»), таких педагогов среди анализируемых менее всего – 3%;
осознанно-некомпетентный («знаю, что не знаю, знаю, что такой, но как-нибудь переживу это и менять ничего не желаю»), самый опасный тип – 12%;
компетентно-осознанный («хорошо знаю, что входит в мой функционал, работаю по заданной траектории, не больше, не меньше») составляет основную массу учителей – 53%;
компетентно-неосознанный педагог, педагог, профессиональные навыки которого полностью интегрированы, профессионализм является частью личности. Таких педагогов называют профессионалами – 32%.
В современных условиях развития системы образования необходимы реорганизация работы методической службы и образовательных учреждений, построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга, распространения передовых образовательных практик; создание разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений и педагогических практик.

Результатом реализации модели является повышение социального и профессионального статуса классного руководителя.

4. Описание механизмов реализации городской модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (характеристика комплекса условий, обеспечивающих функционирование модели)

В рамках реализации программы повышения профессионального статуса классных руководителей образовательных учреждений города (приложение 5) развиваются позитивные отношения социальных институтов с образовательными учреждениями, в том числе с классными руководителями, что способствует повышению их социального и профессионального статуса.

Субъектами реализации городской модели повышения социального и профессионального статуса классного руководителя являются:

  • управление образования г. Орска Оренбургской области;
  • научно-методический центр (НМЦ) УО администрации г. Орска;
  • кафедра педагогики ОГПИ (филиал ОГПУ);
  • учреждения дополнительного образования детей;
  • филиал института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования ОГПУ;
  • общеобразовательные учреждения (ОУ);
  • учреждения социальной защиты населения (УСЗН);
  • общественные организации;
  • комитет по делам молодежи;
  • учреждения культуры и спорта;
  • администрации общеобразовательных учреждений;
  • педагогические работники;
  • родительская общественность.

Задача координации данной деятельности в городе отведена городскому Центру поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя (далее Центр), который создан на базе НМЦ УО (рисунок 2).Деятельность Центра основывается на следующих нормативно-правовых документах:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»;
  • Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области»;
  • концепция «Воспитание оренбуржца XXI века»;
  • региональная модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя (решение коллегии министерства образования Оренбургской области от 26.10.2007 г.);
  • городская программа «Патриотическое воспитание граждан г. Орска до 2015 года»;
  • муниципальная программа диссеминации педагогического опыта инновационной деятельности.

Формы взаимодействия различны: семинары, совещания, конференции, стажерские площадки, методические объединения, конкурсы, мастер-классы, проблемные курсы и т.д. (см. таблицу 2).

Таблица 2

Учреж-дения, организации Формы взаимодействия *
Семинары Совещания Консультирование Мастер-классы Круглые столы Конкурсы Научно-практич. конференции Проблемные курсы Педмастерские Электронная картотека творческих дел Презентация, обобщение и распространение опыта Методические рекомендации Сборники Методические объединения Творческое сотрудничество Стажерские площадки
Управление образования г. Орска * * * * *
НМЦ УО * * * * * * * * * * * * * * *
Кафедра педагогики ОГПИ * * * * * *
УДОД * * * * * * * * *
Филиал ИПК и ППРО * * *
Образовательные учреждения * * * * * * * * * * * *
УСЗН * *
Общественные организации * * *
Комитет по делам молодежи * * *
Учреждения культуры и спорта * *
Центр практической психологии * * * * *

Рисунок 2

Структура городского Центра поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя

^ – развитие института классного руководства.

Основная цель Центра – координация, поддержка и научно-методическое сопровождение деятельности классного руководителя, развитие муниципальной системы взаимодействия управления образования, образовательных учреждений, других социальных и гражданских институтов в целях повышения социального и профессионального статуса классного руководителя.

В основе разработки системы мониторинга деятельности Центра лежат принципы:

  • ^ Отсроченность результатов воспитания обусловливает значительную сложность при проведении мониторинга воспитательной работы. Поэтому изучение и оценивание эффективности деятельности классного руководителя может опираться, в первую очередь, на процессуальные характеристики его работы. Оценивая деятельность классного руководителя, следует уделить особое внимание: информированности субъекта об особенностях условий, в которых он осуществляет свою работу; обоснованности сформулированных задач; полноте и соответствию задачам разработанных планов; наличию в планах работы с учащимися, учителями школы, родителями действий по привлечению различных ресурсов для своей деятельности; объему выполненных планов; качеству анализа собственной деятельности.
  • ^ Каждый ученический класс по-своему уникален, а значит, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально-психологическом развитии коллектива. Отсюда сравнивать успехи классного руководителя гимназического класса элитарной школы и класса социально неблагополучного микрорайона достаточно проблематично. Объектом сравнения могут быть только адекватность поставленных целей воспитательной работы ситуации, сложившейся в классе, соответствие содержания планов поставленным целям и тому подобные характеристики.
  • ^ Мониторинг должен предлагать чрезвычайно простые, формальные процедуры оценки деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время, и в то же время способны дать исчерпывающую информацию о качестве работы педагога. Мониторинг не может включать в себя неформализируемые параметры воспитательной работы. Также в него не имеет смысла включать виды деятельности, которые контролируются в рамках управления учебным процессом, и т.п.
  • ^ Мониторинг эффективности работы классного руководителя должен стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и т.п.).
  • ^ Мониторинг осуществляет администрация школы (заместитель директора по воспитательной работе), заполняя на каждого классного руководителя «Индивидуальную карту мониторинга деятельности классного руководителя», на основе которой формируется отчет о работе классных руководителей школы и направляется в Центр. Информационно-аналитическая группа Центра обрабатывает полученные данные и передает их в управление образования администрации г. Орска.

Предлагаемый комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь не на контроль деятельности классного руководителя, а на содействие в решении возникающих в его работе профессиональных затруднений и проблем, что в свою очередь способствует повышению его профессионального статуса.Маркетинговые исследования Центра служат основой для проведения целенаправленной политики, стратегии и тактики развития муниципального института классного руководства. На основании проведенного анкетирования классных руководителей (февраль 2011 года) были определены 4 стадии профессионального развития педагогов:

  • неосознанно-некомпетентные («не компетентен, и не знаю, что это такое»), таких педагогов среди анализируемых менее всего – 3%;
  • осознанно-некомпетентный («знаю, что не знаю, знаю, что такой, но как-нибудь переживу это и менять ничего не желаю»), самый опасный тип – 12%;
  • компетентно-осознанный («хорошо знаю, что входит в мой функционал, работаю по заданной траектории, не больше, не меньше») составляет основную массу учителей – 53%;
  • компетентно-неосознанный педагог, педагог, профессиональные навыки которого полностью интегрированы, профессионализм является частью личности. Таких педагогов называют профессионалами – 32%.

В современных условиях развития системы образования необходимы реорганизация работы методической службы и образовательных учреждений, построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга, распространения передовых образовательных практик; создание разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений и педагогических практик.

контроль деятельности классного руководителя,филиал института повышения квалификации,профессионального статуса классного руководителя,работе классных руководителей школы,рамках управления учебным процессом,оценивая деятельность классного руководителя,деятельность классного руководителя приходится,проведении мониторинга воспитательной работы,формы взаимодействия различны,класса социально неблагополучного микрорайона

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …