Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя — страница 9

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^ Актуальность разработки данного проекта обусловлена сложившимися в последние годы неэффективными практиками деятельности классных руководителей, вызванными низким статусом школьного воспитания и внеучебной деятельности в общественном сознании.Задачи:
Разработать комплекс вариативных образовательных программ и инструктивно-методических материалов, обеспечивающих профессиональные функции классного руководителя в условиях введения новых стандартов обучения и реализации национального проекта «Образование» для повышения профессионального статуса классных руководителей системы общего образования.
Способствовать повышению эффективности работы классных руководителей в городе путем нормирования их деятельности и формирования государственно-общественного механизма ее оценивания.
Разработать систему мониторинга деятельности с целью повышения социального статуса классного руководителя.
В качестве показателя эффективности повышения социального и профессионального статуса классных руководителей будет выступать рост показателей удовлетворенности деятельностью классных руководителей со стороны обучающихся, их родителей, представителей организаций – социальных партнеров школы, позитивно оценивающих роль классного руководителя в социализации школьника.В нашей практике эффективность данной модели проявлялась еще в процессе ее становления: в участии классных руководителей образовательных учреждений города в творческих и экспериментальных площадках по совершенствованию форм работы с классным коллективом. В результате работы по проекту будет создана основа для повышения профессиональной компетентности классных руководителей, способствующая утверждению их социального и профессионального статуса.Социально-экономический эффект проекта заключается в повышении социального и профессионального уровня классных руководителей системы общего образования города и совершенствовании работы методической службы образовательных учреждений по росту профессионализма классных руководителей. Областью практического использования является система дополнительного профессионального педагогического образования.Пользователями результатов работы являются классные руководители образовательных учреждений города. Практические результаты будут направлены на:
свободное получение профессиональной информации, связанной с технологиями работы классных руководителей в современных условиях;
создание профессиональных педагогических сообществ классных руководителей (ассоциаций, объединений, союзов и др.) и их участие в выработке принципов и направлений образовательной политики;
реорганизацию и придание динамизма системе повышения квалификации классных руководителей на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик; совершенствование существующей разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений.
Приложение 1
Основные определения:
^ – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.
Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Праксиология (реже праксеоло́гия; от др. -греч. πράξις – деятельность, и λογία – наука, учение) – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.
^ – один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.
^ предполагает субъект-субъектные отношения в процессе деятельности. Педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.
^ – система требований к работнику, определяющая возможность занять определенную должность, быть допущенным к определенной деятельности.
^ будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.
Поступок – социальное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность, в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе или обществу, к природе в целом.
Профессионализм – это характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств, индивидуального имиджа учителя (заметьте, профессионально значимые качества составляют основу, ядро личности, именно они обеспечивают формирование и реализацию составляющих профессионализма).
Приложение 2
Базовые компетентности педагога-воспитателя

Базовые
компетентности
педагога-
воспитателя
Характеристики
компетентности
Показатели
оценки
компетентности
^
1.1
Вера в силы и возможности обучающихся
Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка – значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности.
— Умение создавать ситуации социального успеха;- осуществлять грамотное педагогическое оценивание поступков и поведения;- уметь находить положительные качества у каждого ребенка, грамотно позиционировать его среди других, опираясь на эти качества;- уметь разрабатывать программы развития ученика в его индивидуальном проявлении.
1.2
Интерес к внутреннему миру ребенка
Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.
— Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;- умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы;- умение построить индивидуальную воспитательную программу;- умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.
1.3
Открытость к принятию позиции воспитанников
Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.
— Убежденность, что истина может быть не одна, и поведение ученика объясняется разными причинами;- интерес к мнению воспитанников;- учет различных точек зрения в процессе воспитания.
1.4
Общая культура
Определяет характер и стиль воспитательной деятельности. Определяет позицию педагога в глазах воспитанников.Невозможно осуществлять воспитательный процесс, не пользуясь уважением воспитанников.
— Воспитатель должен быть личностью, вызывающей уважение воспитанников;- ориентация в проблемах внутреннего мира ребенка;- ориентация в системе межличностных отношений.
1.5
Эмоциональная устойчивость
Определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов, способствует объективной оценке воспитанников.
— Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях;- не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников;- не стремится избежать эмоционально напряженных ситуаций.
1.6
Позитивная направленность на воспитательную деятельность
Позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания.
— Осознает свои возможности, уверен в собственных силах;- доминирует позитивное настроение;- испытывает удовлетворение от воспитательной деятельности;- высокая профессиональная самооценка.
^
2.1
Умение поставить цели воспитания по отношению к коллективу и конкретному ученику
Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса.
— Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника;- владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок.
2.2
Умение ставить воспитательные цели сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников
Данная компетенция является конкретизацией предыдущей.
— Знание возрастных проблемных ситуаций;- владение методами организационного поведения, направленными на разрешение проблемных ситуаций с учетом конкретного возраста.
^
3.1
Умение провести психологический анализ поступка (поведения) воспитанника с правильных позиций
Данная компетенция позволяет обеспечить рефлексию воспитанником нравственной стороны своего поведения, увидеть себя со стороны, пробудить совесть воспитанника.
— Знание интересов, потребностей воспитанников;- умение определить социальный статус воспитанника;- демонстрация последствий того или иного поступка, поведения.
3.2
Компетентность в педагогическом оценивании
Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания воспитанником нравственной основы своего поведения.
— Знание многообразия оценок в воспитательном процессе;- владение приемами различного вида и типов оценивания.
3.3
Умение создать положительное эмоциональное сопровождение конкретных поступков
«Правильное воспитание, – говорил еще Платон, – заключается в том, чтобы наслаждение и страдание доставляло что следует».
— Умение вызвать правильные чувства при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.
^
4.1
Компетентность в предмете воспитания
Знание внутреннего мира ребенка как основа воспитания.
— Знание жизненного пути воспитанника;- знание семейной обстановки;- знание травмирующих ситуаций;- умение установить социальный статус воспитанника;- умение определить, что доставляет воспитаннику удовольствие и страдание.
4.2
Компетентность в методах воспитания
Обеспечивает возможность формирования нравственной личности.
— Знание нормативных методов и методик;- умение применить нормативные методы к конкретному случаю;- наличие своих «находок» и методов воспитания.
4.3
Компетентность в субъективных условиях воспитания
Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса.
— Знание индивидуальных особенностей учеников;- владение методами диагностики индивидуальных особенностей воспитанников.
4.4
Умение вести самостоятельный поиск информации
Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагают непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск
— Профессиональная любознательность;- умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;- использование различных баз данных в образовательном процессе
^
в воспитательном процессе
5.1
Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, коллектива
Умение разработать воспитательную программу является базовым, интегрирующим другие компетентности.
— Знание существу-ющих и используемых на практике воспитательных программ;- наличие персонально разработанных программ, их эффективность;- обоснованность ис-пользуемых воспитательных программ.
^
6.1
Компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанниками
Является основой работы по воспитанию
— Быть личностью;- знать учеников;- готовность к сотрудничеству.
6.2
Компетентность в педагогическом оценивании
Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала.
— Знание того, что знают и понимают ученики;- свободное владение изучаемым материалом;- осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;- демонстрация практического применения изучаемого материала;- опора на чувственное восприятие.
6.3
Компетентность в создании воспитывающих условий
Создание таких условий должно гарантировать нравственное поведение.
— Умение соотнести нравственную проблему с условиями, при которых она может быть разрешена;- разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок.

^ Актуальность разработки данного проекта обусловлена сложившимися в последние годы неэффективными практиками деятельности классных руководителей, вызванными низким статусом школьного воспитания и внеучебной деятельности в общественном сознании.Задачи:

  1. Разработать комплекс вариативных образовательных программ и инструктивно-методических материалов, обеспечивающих профессиональные функции классного руководителя в условиях введения новых стандартов обучения и реализации национального проекта «Образование» для повышения профессионального статуса классных руководителей системы общего образования.
  2. Способствовать повышению эффективности работы классных руководителей в городе путем нормирования их деятельности и формирования государственно-общественного механизма ее оценивания.
  3. Разработать систему мониторинга деятельности с целью повышения социального статуса классного руководителя.

В качестве показателя эффективности повышения социального и профессионального статуса классных руководителей будет выступать рост показателей удовлетворенности деятельностью классных руководителей со стороны обучающихся, их родителей, представителей организаций – социальных партнеров школы, позитивно оценивающих роль классного руководителя в социализации школьника.В нашей практике эффективность данной модели проявлялась еще в процессе ее становления: в участии классных руководителей образовательных учреждений города в творческих и экспериментальных площадках по совершенствованию форм работы с классным коллективом. В результате работы по проекту будет создана основа для повышения профессиональной компетентности классных руководителей, способствующая утверждению их социального и профессионального статуса.Социально-экономический эффект проекта заключается в повышении социального и профессионального уровня классных руководителей системы общего образования города и совершенствовании работы методической службы образовательных учреждений по росту профессионализма классных руководителей. Областью практического использования является система дополнительного профессионального педагогического образования.Пользователями результатов работы являются классные руководители образовательных учреждений города. Практические результаты будут направлены на:

  1. свободное получение профессиональной информации, связанной с технологиями работы классных руководителей в современных условиях;
  2. создание профессиональных педагогических сообществ классных руководителей (ассоциаций, объединений, союзов и др.) и их участие в выработке принципов и направлений образовательной политики;
  3. реорганизацию и придание динамизма системе повышения квалификации классных руководителей на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик; совершенствование существующей разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений.

Приложение 1

Основные определения:

^ – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.

Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Праксиология (реже праксеоло́гия; от др. -греч. πράξις – деятельность, и λογία – наука, учение) – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

^ – один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.

^ предполагает субъект-субъектные отношения в процессе деятельности. Педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.

^ – система требований к работнику, определяющая возможность занять определенную должность, быть допущенным к определенной деятельности.

^ будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.

Поступок – социальное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность, в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе или обществу, к природе в целом.

Профессионализм – это характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств, индивидуального имиджа учителя (заметьте, профессионально значимые качества составляют основу, ядро личности, именно они обеспечивают формирование и реализацию составляющих профессионализма).

Приложение 2

Базовые компетентности педагога-воспитателя

Базовые

компетентности

педагога-

воспитателя

Характеристики

компетентности

Показатели

оценки

компетентности

^
1.1 Вера в силы и возможности обучающихся Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка – значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. — Умение создавать ситуации социального успеха;- осуществлять грамотное педагогическое оценивание поступков и поведения;- уметь находить положительные качества у каждого ребенка, грамотно позиционировать его среди других, опираясь на эти качества;- уметь разрабатывать программы развития ученика в его индивидуальном проявлении.
1.2 Интерес к внутреннему миру ребенка Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности. — Умение составить устную и письменную характеристику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;- умение выявлять индивидуальные предпочтения, интересы;- умение построить индивидуальную воспитательную программу;- умение показать значение и смысл того или иного поступка в системе межличностных отношений.
1.3 Открытость к принятию позиции воспитанников Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. — Убежденность, что истина может быть не одна, и поведение ученика объясняется разными причинами;- интерес к мнению воспитанников;- учет различных точек зрения в процессе воспитания.
1.4 Общая культура Определяет характер и стиль воспитательной деятельности. Определяет позицию педагога в глазах воспитанников.Невозможно осуществлять воспитательный процесс, не пользуясь уважением воспитанников. — Воспитатель должен быть личностью, вызывающей уважение воспитанников;- ориентация в проблемах внутреннего мира ребенка;- ориентация в системе межличностных отношений.
1.5 Эмоциональная устойчивость Определяет характер отношений в воспитательном процессе. Помогает избегать конфликтов, способствует объективной оценке воспитанников. — Сохраняет спокойствие в конфликтных ситуациях;- не теряет способности объективно оценивать поведение воспитанников;- не стремится избежать эмоционально напряженных ситуаций.
1.6 Позитивная направленность на воспитательную деятельность Позволяет осуществлять образовательный процесс в единстве обучения и воспитания. — Осознает свои возможности, уверен в собственных силах;- доминирует позитивное настроение;- испытывает удовлетворение от воспитательной деятельности;- высокая профессиональная самооценка.
^
2.1 Умение поставить цели воспитания по отношению к коллективу и конкретному ученику Определяет целенаправленность всего воспитательного процесса. — Владение методами диагностики проблемных ситуаций в коллективе и у каждого воспитанника;- владение методами перевода проблемных ситуаций в поступок.
2.2 Умение ставить воспитательные цели сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников Данная компетенция является конкретизацией предыдущей. — Знание возрастных проблемных ситуаций;- владение методами организационного поведения, направленными на разрешение проблемных ситуаций с учетом конкретного возраста.
^
3.1 Умение провести психологический анализ поступка (поведения) воспитанника с правильных позиций Данная компетенция позволяет обеспечить рефлексию воспитанником нравственной стороны своего поведения, увидеть себя со стороны, пробудить совесть воспитанника. — Знание интересов, потребностей воспитанников;- умение определить социальный статус воспитанника;- демонстрация последствий того или иного поступка, поведения.
3.2 Компетентность в педагогическом оценивании Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания воспитанником нравственной основы своего поведения. — Знание многообразия оценок в воспитательном процессе;- владение приемами различного вида и типов оценивания.
3.3 Умение создать положительное эмоциональное сопровождение конкретных поступков «Правильное воспитание, – говорил еще Платон, – заключается в том, чтобы наслаждение и страдание доставляло что следует». — Умение вызвать правильные чувства при анализе поведения, оценке поступков других, чтении художественной литературы и т.д.
^
4.1 Компетентность в предмете воспитания Знание внутреннего мира ребенка как основа воспитания. — Знание жизненного пути воспитанника;- знание семейной обстановки;- знание травмирующих ситуаций;- умение установить социальный статус воспитанника;- умение определить, что доставляет воспитаннику удовольствие и страдание.
4.2 Компетентность в методах воспитания Обеспечивает возможность формирования нравственной личности. — Знание нормативных методов и методик;- умение применить нормативные методы к конкретному случаю;- наличие своих «находок» и методов воспитания.
4.3 Компетентность в субъективных условиях воспитания Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации воспитательного процесса. — Знание индивидуальных особенностей учеников;- владение методами диагностики индивидуальных особенностей воспитанников.
4.4 Умение вести самостоятельный поиск информации Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагают непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск — Профессиональная любознательность;- умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;- использование различных баз данных в образовательном процессе
^

в воспитательном процессе

5.1 Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, коллектива Умение разработать воспитательную программу является базовым, интегрирующим другие компетентности. — Знание существу-ющих и используемых на практике воспитательных программ;- наличие персонально разработанных программ, их эффективность;- обоснованность ис-пользуемых воспитательных программ.
^
6.1 Компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанниками Является основой работы по воспитанию — Быть личностью;- знать учеников;- готовность к сотрудничеству.
6.2 Компетентность в педагогическом оценивании Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала. — Знание того, что знают и понимают ученики;- свободное владение изучаемым материалом;- осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;- демонстрация практического применения изучаемого материала;- опора на чувственное восприятие.
6.3 Компетентность в создании воспитывающих условий Создание таких условий должно гарантировать нравственное поведение. — Умение соотнести нравственную проблему с условиями, при которых она может быть разрешена;- разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок.

умение вести самостоятельный поиск,обоснованность ис-пользуемых воспитательных программ,профессионального статуса классных руководителей,социально-экономический эффект проекта заключается,технологиями работы классных руководителей,воспитанниками является основой работы,базе инновационных образовательных учреждений,росту профессионализма классных руководителей,умение разработать программу воспитания,представляющая взаимосвязь педагогической компетентности

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …