Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя — страница 3

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Научности – т.е. поиск и разработки учителя должны иметь глубокую методологическую основу, опираясь при этом на:
универсальные научные теории;
аксиомы гуманитарного, психолого-педагогического знания (законы культурного психологического развития Л.С. Выготского, различные теории личности, личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева и т.п.);
основы профессионально-педагогической деятельности (психология труда учителя – А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина; учение о структуре и природе труда учителя – В.А. Сластенин; теория личностно ориентированного образования – В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская).
Гуманитаризации – т.е. основой содержания образования является человек, педагог, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира.
Системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностики и проблемного анализа качества образовательного процесса – осмысления теоретических основ образовательной программы – разработки методического инструмента ее решения – внедрение его в образовательную программу – подготовки методологических рекомендаций – презентаций.
Актуальности и востребованности – т.е. направленности на животрепещущие профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы, и т.д.
^ разработки содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной, профессиональной, общечеловеческой культуры народов России, региональной культуры народов Урала.
Методическая работа соответствует реальным задачам ОУ и имеет практическую направленность.
Цель – научить ребенка социальным умениям:
осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
развивать свои силы и способности;
понимать и принимать других;
 адекватно оценивать свои силы и находить возможность их применения;
контролировать себя;
адаптироваться к социальным условиям и др.
Задачи:1. Формирование социально значимых и необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции учащихся. Это предполагает, что ребенок:
уверен в себе, активен, не боится пробовать;
умеет быть терпеливым к другим людям, не похожим на него;
способен к самообразованию;
умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;
умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.
2. Формирование единого подхода к пониманию личности ребенка как активного участника и субъекта общественных отношений.3. Изучение особенностей личностного развития школьника в условиях семьи и школы.4. Создание необходимых условий для развития личности в процессе воспитания.Содержание методической работы разрабатывается на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов-воспитателей.Каждый классный руководитель, отталкиваясь от целей и задач воспитывающей деятельности образовательного учреждения, составляет свой план работы на год. Все выездные мероприятия, проводимые в течение года, регламентируются локальными актами (приказами), в течение всего года проводятся семинары по решению текущих и перспективных вопросов. Методические рекомендации в основном разрабатываются на базе зон районов, в образовательных учреждениях они корректируются для конкретного применения. По итогам работы за год создаются отчеты.
Положение
о деятельности классного руководителя
в образовательном учреждении
Основания для разработки Трудовой кодекс (ТК) РФ (ст. 130). Закон РФ «Об образовании». Устав и концепция деятельности школы. Приказ № 21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. и Приложение к нему. Нормативное денежное вознаграждение за деятельность классного руководителя (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации). Последние требования ФГОС НОО.
^
Положение разрабатывается на основе согласования интересов администрации и классных руководителей как внутришкольный нормативный документ и определяет нормативно-правовую и организационно-методическую основы деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях РФ.
^
Цель классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
— формирование и развитие коллектива класса;- создание благоприятных условий для развития личности учащихся, свободного и полного раскрытия их способностей;- формирование здорового образа жизни;- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;- защита прав и интересов обучающихся;- организация системной работы с обучающимися в классе;- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
^
3.1. Организационно-координирующие:
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение малых педсоветов, педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, классом в целом;- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
3.2. Коммуникативные:
— регулирование межличностных отношений между обучающимися;- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.3. Аналитические:
— изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
3.4. Социальные:
— сбор документации, необходимой для поддержки малообеспеченных и многодетных семей (заявлений родителей, актов обследования, справок из ДЭЗа о составе семьи), и передача ее ответственному по всеобучу 2 раза в год (сентябрь, январь).
^ (см. Должностную инструкцию классного руководителя).
5. Ответственность классного руководителя (см. Должностную инструкцию классного руководителя).
^
6.1. Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:
— знания и умения по общей социальной педагогике; общей, социальной и возрастной психологии;- знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации досуга школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);- знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков;- владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности и группы;- знание основ физиологии, школьной гигиены;- знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся, Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства;- знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики;- способность к самоанализу, самодиагностике, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю;- наличие организаторских умений и навыков;- наличие коммуникативных способностей;- высокий уровень духовно-нравственной культуры.
6.2. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительные динамики в:
— состоянии психологического и физического здоровья учащихся класса;- степени сформированности у учащихся понимания значимости здорового образа жизни;- уровне воспитанности учащихся;- проценте посещаемости учебных занятий и внеучебных мероприятий;- уровне сформированности коллектива;- проценте занятости воспитанников в различных формах дополнительного образования (кружки, секции, студии и др.);- рейтинге активности классного коллектива и отдельных учащихся в школьных, муниципальных, республиканских мероприятиях;- степени участия коллектива в работе органов ученического самоуправления.
7. Делопроизводство
7.1. Разработка плана воспитательной работы на учебный год.7.2. Социальный паспорт класса.7.3. Картотека на каждого учащегося с указанием его физического состояния здоровья, индивидуальных способностей, склонностей, психологической оценки в коллективе.7.4. Оформление личных дел учащихся.7.5. Оформление классного журнала.7.6. Оформление протоколов родительских собраний.7.7. Составление отчетов по итогам воспитательной работы за учебный год.7.8. Показатели учебной деятельности (полугодие, год).7.9. Занятость учащихся в дополнительном образовании, общественных объединениях, творческих группах.
Положение
о мониторинге классных руководителей
Управление воспитательным процессом в школе необходимо осуществлять на основе систематического проведения целевых мониторинговых исследований. Без углубленного анализа реальной ситуации на различных участках «школьного педагогического производства» невозможно выработать оптимальную стратегию движения образовательного учреждения к высоким воспитательным результатам.
^
Оценка эффективности работы классного руководителя по организации воспитательного процесса – одна из наиболее сложных педагогических проблем.Эффективность характеризуется тем, насколько успешно педагогическая система реализует намеченные цели. Различным целям (дидактическим, воспитательным, образовательным, управленческим и пр.) соответствуют составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях.Важнейшее требование – правильный выбор критериев эффективности, что позволяет достичь запланированных результатов.Мониторинг эффективности работы классного руководителя по организации воспитательного процесса предполагает непрерывное, длительное и научно-обоснованное наблюдение, которое исключает житейски-бытовой подход к оценке характеристик этой деятельности, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.Процесс отслеживания должен иметь диагностико-прогностическую направленность, т.к. полученная в ходе мониторинга информация должна быть соотнесена – на основании заранее разработанных показателей и критериев – с определенной, заранее описанной нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.Организация мониторинга в школах станет возможной благодаря созданной в ОУ информационной базе, которая систематически пополняется. В этой базе содержатся следующие информационные материалы:- о занятости учащихся в объединениях дополнительного образования;- состоянии воспитательной работы школ;- состоянии планов воспитательной работы классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов;- состоянии работы методических объединений классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов;- итогах внутришкольного контроля по направлениям, определенным планом контроля;- материалы ежегодных диагностических процедур по итогам года (воспитанность учащихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, школы; удовлетворенность учащихся и их родителей деятельностью школы, развитие самоуправления, сплоченность коллектива, профессиональная деятельность классных руководителей).В школах разработана относительно стабильная система критериев и показателей внутришкольного контроля, по которым оценивается эффективность деятельности классного руководителя; разработано Положение об организации и проведении мониторинга. Этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу. В проведении диагностических процедур задействована не только администрация ОУ, но и учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги, актив ученического самоуправления. Совместная аналитическая деятельность позволяет создать базу данных, которая собирается по блокам и классифицируется по определенной системе (по критериям и показателям).Оценивая деятельность классного руководителя, следует уделить особое внимание:- информированности классного руководителя об особенностях условий, в которых он осуществляет свою деятельность;- обоснованности сформулированных задач;- наличию в планах описания работы с учащимися, учителями школы, родителями, привлечению ресурсов для деятельности;- объему выполненных планов;- качеству анализа собственной деятельности.
Нормативная база мониторинга:
 Федеральный закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 24.12.2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»; Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.
Представляемый документ призван содействовать повышению эффективности работы классных руководителей в регионе путем нормирования деятельности и формирования общественно-государственного механизма оценивания. Подход, реализуемый документом, может быть выражен через совокупность принципов:
– «Не навреди». Несмотря на увеличение оплаты труда за классное руководство, предлагаемый мониторинг не должен прибавить работы, привнести дополнительные сложности в отчетность, ухудшить ситуацию в повседневной практике классного руководителя;
– определение профессиональной ответственности. Классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенной группы. Поэтому не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами, как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя;
– сочетание инвариантной и вариативной частей в деятельности классного руководителя. В деятельности классного руководителя имеется инвариантный компонент, определяющий минимум государственных требований к деятельности. Специфические социальные, социально-психологические, морально-нравственные и другие характеристики классного коллектива и учащихся, его образующих, обусловливают вариативную часть работы классного руководителя. Инвариантная часть определяется следующей цитатой из Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений: «Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»;
– несравнимость результатов воспитательной работы разных педагогов. Каждая группа по-своему уникальна, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально-психологическом развитии группы. Отсюда сравнивать успехи классного руководителя лицейского класса элитной школы и класса социально неблагополучного микрорайона достаточно проблематично, так как и цели, и темп реализации воспитательных задач будут существенно отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность целей воспитательной работы, ситуации, соответствие планов целям и т.п.;
– «Не проверять, а помогать». Предлагаемый комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь не на контроль за деятельностью классного руководителя, а на содействие классному руководителю в решении возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности. Исходя из сложности и затратности получения достоверной информации о качестве работы классного руководителя, целесообразно рекомендовать осуществление предлагаемого мониторинга администрациям школ;
– «Вооружить новым инструментом». Предлагаемый мониторинг нацелен на нормирование деятельности классного руководителя в регионе путем выработки конкретных критериев и ориентиров в воспитании учащихся;
– «Просто, быстро, эффективно». Мониторинг должен предлагать чрезвычайно простые, формальные процедуры диагностики деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время, и в то же время дадут исчерпывающую информацию о качестве работы педагога;
– общественно-административная экспертиза. Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и т.п.);
– постепенное совершенствование методики мониторинга. Исходит из убеждения о невозможности создать сразу достаточно качественный организационно-диагностический инструментарий, поэтому предполагается поэтапное внедрение данного средства в практику деятельности общеобразовательных учреждений, оптимален будет режим опытно-экспериментальной работы.
Критериями профессионального мастерства классного руководителя должны быть: мотив, знания, деятельность.
Для определения показателей целесообразно использовать методики А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Т.М. Шамовой и др.

Научности – т.е. поиск и разработки учителя должны иметь глубокую методологическую основу, опираясь при этом на:

  • универсальные научные теории;
  • аксиомы гуманитарного, психолого-педагогического знания (законы культурного психологического развития Л.С. Выготского, различные теории личности, личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева и т.п.);
  • основы профессионально-педагогической деятельности (психология труда учителя – А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина; учение о структуре и природе труда учителя – В.А. Сластенин; теория личностно ориентированного образования – В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская).

Гуманитаризации – т.е. основой содержания образования является человек, педагог, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира.

Системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностики и проблемного анализа качества образовательного процесса – осмысления теоретических основ образовательной программы – разработки методического инструмента ее решения – внедрение его в образовательную программу – подготовки методологических рекомендаций – презентаций.

Актуальности и востребованности – т.е. направленности на животрепещущие профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы, и т.д.

^ разработки содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной, профессиональной, общечеловеческой культуры народов России, региональной культуры народов Урала.

Методическая работа соответствует реальным задачам ОУ и имеет практическую направленность.

Цель – научить ребенка социальным умениям:

  • осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
  • развивать свои силы и способности;
  • понимать и принимать других;

 адекватно оценивать свои силы и находить возможность их применения;

  • контролировать себя;
  • адаптироваться к социальным условиям и др.

Задачи:1. Формирование социально значимых и необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции учащихся. Это предполагает, что ребенок:

  • уверен в себе, активен, не боится пробовать;
  • умеет быть терпеливым к другим людям, не похожим на него;
  • способен к самообразованию;
  • умеет принимать решения и достигать результата в соответствии с поставленной целью;
  • умеет брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других.

2. Формирование единого подхода к пониманию личности ребенка как активного участника и субъекта общественных отношений.3. Изучение особенностей личностного развития школьника в условиях семьи и школы.4. Создание необходимых условий для развития личности в процессе воспитания.Содержание методической работы разрабатывается на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов-воспитателей.Каждый классный руководитель, отталкиваясь от целей и задач воспитывающей деятельности образовательного учреждения, составляет свой план работы на год. Все выездные мероприятия, проводимые в течение года, регламентируются локальными актами (приказами), в течение всего года проводятся семинары по решению текущих и перспективных вопросов. Методические рекомендации в основном разрабатываются на базе зон районов, в образовательных учреждениях они корректируются для конкретного применения. По итогам работы за год создаются отчеты.

Положение

о деятельности классного руководителя

в образовательном учреждении

Основания для разработки Трудовой кодекс (ТК) РФ (ст. 130). Закон РФ «Об образовании». Устав и концепция деятельности школы. Приказ № 21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. и Приложение к нему. Нормативное денежное вознаграждение за деятельность классного руководителя (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации). Последние требования ФГОС НОО.

^

Положение разрабатывается на основе согласования интересов администрации и классных руководителей как внутришкольный нормативный документ и определяет нормативно-правовую и организационно-методическую основы деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях РФ.

^

Цель классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

— формирование и развитие коллектива класса;- создание благоприятных условий для развития личности учащихся, свободного и полного раскрытия их способностей;- формирование здорового образа жизни;- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;- защита прав и интересов обучающихся;- организация системной работы с обучающимися в классе;- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

^

3.1. Организационно-координирующие:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение малых педсоветов, педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, классом в целом;- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

3.2. Коммуникативные:

— регулирование межличностных отношений между обучающимися;- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3.3. Аналитические:

— изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

3.4. Социальные:

— сбор документации, необходимой для поддержки малообеспеченных и многодетных семей (заявлений родителей, актов обследования, справок из ДЭЗа о составе семьи), и передача ее ответственному по всеобучу 2 раза в год (сентябрь, январь).

^ (см. Должностную инструкцию классного руководителя).

5. Ответственность классного руководителя (см. Должностную инструкцию классного руководителя).
^

6.1. Слагаемыми профессиональной подготовки классного руководителя являются:

— знания и умения по общей социальной педагогике; общей, социальной и возрастной психологии;- знание теоретических основ воспитания, владение технологиями воспитательного воздействия на личность (методикой воспитательной работы; методикой организации досуга школьников, коллективной творческой деятельности; техникой индивидуального общения с детьми, родителями и др.);- знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков;- владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности и группы;- знание основ физиологии, школьной гигиены;- знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других государственных органов по вопросам обучения и воспитания учащихся, Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства;- знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития народного образования и педагогической практики;- способность к самоанализу, самодиагностике, прогнозированию, программированию, коррекции, самоконтролю;- наличие организаторских умений и навыков;- наличие коммуникативных способностей;- высокий уровень духовно-нравственной культуры.

6.2. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительные динамики в:

— состоянии психологического и физического здоровья учащихся класса;- степени сформированности у учащихся понимания значимости здорового образа жизни;- уровне воспитанности учащихся;- проценте посещаемости учебных занятий и внеучебных мероприятий;- уровне сформированности коллектива;- проценте занятости воспитанников в различных формах дополнительного образования (кружки, секции, студии и др.);- рейтинге активности классного коллектива и отдельных учащихся в школьных, муниципальных, республиканских мероприятиях;- степени участия коллектива в работе органов ученического самоуправления.

7. Делопроизводство

7.1. Разработка плана воспитательной работы на учебный год.7.2. Социальный паспорт класса.7.3. Картотека на каждого учащегося с указанием его физического состояния здоровья, индивидуальных способностей, склонностей, психологической оценки в коллективе.7.4. Оформление личных дел учащихся.7.5. Оформление классного журнала.7.6. Оформление протоколов родительских собраний.7.7. Составление отчетов по итогам воспитательной работы за учебный год.7.8. Показатели учебной деятельности (полугодие, год).7.9. Занятость учащихся в дополнительном образовании, общественных объединениях, творческих группах.

Положение

о мониторинге классных руководителей

Управление воспитательным процессом в школе необходимо осуществлять на основе систематического проведения целевых мониторинговых исследований. Без углубленного анализа реальной ситуации на различных участках «школьного педагогического производства» невозможно выработать оптимальную стратегию движения образовательного учреждения к высоким воспитательным результатам.

^

Оценка эффективности работы классного руководителя по организации воспитательного процесса – одна из наиболее сложных педагогических проблем.Эффективность характеризуется тем, насколько успешно педагогическая система реализует намеченные цели. Различным целям (дидактическим, воспитательным, образовательным, управленческим и пр.) соответствуют составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях.Важнейшее требование – правильный выбор критериев эффективности, что позволяет достичь запланированных результатов.Мониторинг эффективности работы классного руководителя по организации воспитательного процесса предполагает непрерывное, длительное и научно-обоснованное наблюдение, которое исключает житейски-бытовой подход к оценке характеристик этой деятельности, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.Процесс отслеживания должен иметь диагностико-прогностическую направленность, т.к. полученная в ходе мониторинга информация должна быть соотнесена – на основании заранее разработанных показателей и критериев – с определенной, заранее описанной нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.Организация мониторинга в школах станет возможной благодаря созданной в ОУ информационной базе, которая систематически пополняется. В этой базе содержатся следующие информационные материалы:- о занятости учащихся в объединениях дополнительного образования;- состоянии воспитательной работы школ;- состоянии планов воспитательной работы классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов;- состоянии работы методических объединений классных руководителей и воспитателей 1-11-х классов;- итогах внутришкольного контроля по направлениям, определенным планом контроля;- материалы ежегодных диагностических процедур по итогам года (воспитанность учащихся, профилактическая работа, мотивы участия воспитанников в делах класса, школы; удовлетворенность учащихся и их родителей деятельностью школы, развитие самоуправления, сплоченность коллектива, профессиональная деятельность классных руководителей).В школах разработана относительно стабильная система критериев и показателей внутришкольного контроля, по которым оценивается эффективность деятельности классного руководителя; разработано Положение об организации и проведении мониторинга. Этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу. В проведении диагностических процедур задействована не только администрация ОУ, но и учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги, актив ученического самоуправления. Совместная аналитическая деятельность позволяет создать базу данных, которая собирается по блокам и классифицируется по определенной системе (по критериям и показателям).Оценивая деятельность классного руководителя, следует уделить особое внимание:- информированности классного руководителя об особенностях условий, в которых он осуществляет свою деятельность;- обоснованности сформулированных задач;- наличию в планах описания работы с учащимися, учителями школы, родителями, привлечению ресурсов для деятельности;- объему выполненных планов;- качеству анализа собственной деятельности.

Нормативная база мониторинга:

 Федеральный закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 24.12.2005 г. № 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»; Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Представляемый документ призван содействовать повышению эффективности работы классных руководителей в регионе путем нормирования деятельности и формирования общественно-государственного механизма оценивания. Подход, реализуемый документом, может быть выражен через совокупность принципов:

«Не навреди». Несмотря на увеличение оплаты труда за классное руководство, предлагаемый мониторинг не должен прибавить работы, привнести дополнительные сложности в отчетность, ухудшить ситуацию в повседневной практике классного руководителя;

– определение профессиональной ответственности. Классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенной группы. Поэтому не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами, как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя;

– сочетание инвариантной и вариативной частей в деятельности классного руководителя. В деятельности классного руководителя имеется инвариантный компонент, определяющий минимум государственных требований к деятельности. Специфические социальные, социально-психологические, морально-нравственные и другие характеристики классного коллектива и учащихся, его образующих, обусловливают вариативную часть работы классного руководителя. Инвариантная часть определяется следующей цитатой из Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений: «Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»;

– несравнимость результатов воспитательной работы разных педагогов. Каждая группа по-своему уникальна, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально-психологическом развитии группы. Отсюда сравнивать успехи классного руководителя лицейского класса элитной школы и класса социально неблагополучного микрорайона достаточно проблематично, так как и цели, и темп реализации воспитательных задач будут существенно отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность целей воспитательной работы, ситуации, соответствие планов целям и т.п.;

«Не проверять, а помогать». Предлагаемый комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь не на контроль за деятельностью классного руководителя, а на содействие классному руководителю в решении возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности. Исходя из сложности и затратности получения достоверной информации о качестве работы классного руководителя, целесообразно рекомендовать осуществление предлагаемого мониторинга администрациям школ;

«Вооружить новым инструментом». Предлагаемый мониторинг нацелен на нормирование деятельности классного руководителя в регионе путем выработки конкретных критериев и ориентиров в воспитании учащихся;

«Просто, быстро, эффективно». Мониторинг должен предлагать чрезвычайно простые, формальные процедуры диагностики деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время, и в то же время дадут исчерпывающую информацию о качестве работы педагога;

– общественно-административная экспертиза. Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и т.п.);

– постепенное совершенствование методики мониторинга. Исходит из убеждения о невозможности создать сразу достаточно качественный организационно-диагностический инструментарий, поэтому предполагается поэтапное внедрение данного средства в практику деятельности общеобразовательных учреждений, оптимален будет режим опытно-экспериментальной работы.

Критериями профессионального мастерства классного руководителя должны быть: мотив, знания, деятельность.

Для определения показателей целесообразно использовать методики А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Т.М. Шамовой и др.

учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения,формирования общественно-государственного механизма оценивания,постановлением правительства российской федерации,которое исключает житейски-бытовой подход,высокий уровень духовно-нравственной культуры,практику деятельности общеобразовательных учреждений,знание теоретических основ воспитания,определяющий минимум государственных требований,методического совершенствования педагогов-воспитателей,обеспечение связи общеобразовательного учреждения

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …