«Нравственно-патриотическое воспитание по программе «Истоки»

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание по программе «Истоки». Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием. Нравственно — патриотическое становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. По этой причине система духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. И когда в нашей школе встал вопрос о введении курса «ИСТОКИ», мы приняли данный предмет как очень своевременный и необходимый всем- учащимся, родителям и нам учителям. Познакомившись с учебниками, тетрадями и с методической литературой по данному предмету, стало понятно, что главной целью курса «ИСТОКИ» является развитие нравственных общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, самоопределения и самоутверждения. Ведь известно, что мир нравственных ценностей личности не может быть принесён кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребёнка. Поэтому важная составляющая часть урока – это тренинги. Важным здесь является то, что механизм образования социокультурного опыта действует не только от учителя к ученику, но и от ученика к ученику. Так при изучении во 2 классе раздела «РОДНОЙ ОЧАГ» по теме «ДЕРЕВНЯ» учащиеся в ресурсном кругу показали рисунки с изображением своих домов. Учитель предложил совершить прогулку от дома к дому. — Вот мы подходим к дому Ксюши. Ксюша рассказывает на какой улице стоит её дом. — Идём дальше. А вот и дом Максима. И т.д. . Постепенно подошли к понятию деревни. — А что такое деревня? — Придуманная нами деревня похожа на нашу деревню Казаково? — Почему? -Какая наша деревня? — А что главное в деревне? Ответов много, самые разные. Но главное это – ЛЮДИ. И тут, слушая ответы детей, понимаешь, как эти маленькие жители любят свою малую родину, своих односельчан. На этом же уроке, работая в группах, выявили проблемы нашей деревни. Определили, а какие из них мы можем начать решать сами. Составили план своей работы. Написали сочинения по теме «Наша деревня в будущем». К этой работе подключились и родители, которых эта работа увлекла тоже. В разделе «Труд земной» есть тема «Братья наши меньшие». Эта тема была одной из самых любимых тем. В кругу был задан вопрос: -С кем ты дружишь?. Дети называли своих друзей. И пришли к выводу: ЧЕЛОЕК- ЧЕЛОВЕК. -А с кем ещё может дружить человек? Ответ был однозначным, с животными. -Почему же человек дружит с животными, ведь они даже не умеют говорить. И удивительно, что дети сами пришли к выводу, что иногда животные лучше понимают, бывают ласковее, не раскрывают твоих тайн, не предают тебя, они всё понимают, только не говорят. К концу урока сделали вывод: ЛЮБИТЬ ЖИВОТНЫХ, ЗНАЧИТ УМЕТЬ ЗАБОТИТЬСЯ О НИХ.И домашним заданием было составление рассказов о свих меньших друзьях. Свои рассказы дети сопровождали всегда рисунками. В разделе «Труд души» по теме «Праздник» с помощью словаря Ожегова раскрыли и расширили понятие праздник. Работая в группах определили виды праздников. Используя текст учебника, познакомились со старинными праздниками. На следующем уроке, продолжая работу в группах, дети попробовали сделать сравнительный анализ праздников современных и старинных, получилась небольшая исследовательская работа. По данной теме дети работали с большим увлечением. При подведении итога урока совместно пришли к следующим выводам: — без труда нет праздника; — праздник не может быть бесконечным, обязательно наступят будни; — праздники объединяют людей, могут даже примирить. И, конечно, говоря о Дне Победы, дети отметили, что праздник- это ещё и память. И обязанность каждого жителя нашей деревни прийти к обелиску в нашей деревне 9 мая. Если во 2 классе изучали мир, в котором мы живём, то в 3 классе встаёт новая задача. На уроках истоки предлагается заглянуть во внутренний мир человека, узнать и познать самого себя. Изучая раздел «ВЕРА» тему «ПРАВДА» учащиеся объединили сразу два понятия: правда и справедливость. Используя свой небольшой опыт, определили, что жить по правде бывает очень трудно, и что это у них не всегда получается. Проанализировав предложенные учителем ситуации, убедились, что правда помогает даже в учёбе, совместных коллективных делах. Познакомились с таким понятием как ПРАВОСУДИЕ, утвердились в том, что за каждый проступок последует наказание и об этом надо помнить. При изучении темы «УМ ДА РАЗУМ» учащиеся пробовали ответить на следующие вопросы: -умный человек, какой он? -хорошо ли быть умным? -зачем становиться умным? -как стать умным? Или какие качества помогут стать умнее? При подведении урока пришли к выводу, что знать всё невозможно, но стремиться знать больше может каждый. А при выполнении домашнего задания ученики вместе с родителями составляли свои планы по улучшению учебной деятельности. Работа на уроке проходит по любой теме в группах или парах с использованием тетрадей, дополнительной литературы, музыкальным сопровождением. На самых первых уроках учителем предлагаются ключевые фразы, которые учащиеся будут использовать в процессе обсуждения:

^

-МНЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, ЧТО… — Я РЕШИЛ, ЧТО… — Я ДУМАЮ ИНАЧЕ.. -Я НЕ СОГЛАСЕН, ПОТОМУ ЧТО… Работа по программе «ИСТОКИ» продолжается и во внеурочное время. Проводим много самых разных мероприятий совместно с детским садом, т. к. работаем в школе- д/с. Провели обобщающее занятие по теме «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ». Итоговое занятие проводили совместно с родителями, бабушками, на котором углублялись и расширялись знания по этой теме. Перед мероприятием была проведена большая подготовительная работа. В подготовительной работе участвовали все: родители, дети, учителя. В этом году было проведено внеклассное занятие по теме «МОИ ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. РОДИТЕЛИ». На занятие были приглашены родители, бабушки. В гостях были и ветераны из ветеранской организации д.Казаково. Занятие прошло очень эмоционально, все дети очень активно выполняли все задания: — Что значит глава семьи? — Какие роли в семье должны отводиться отцу, а какие матери? -Как дети должны относиться к своим родителям в разные периоды своей жизни? И многие другие. Занятие закончилось выступлением ребят. А бабушки из совета ветеранов исполнили песню о маме, которую они пели, когда сами были такими школьниками. Продолжается работа по расширению программы ИСТОКИ и во время ЛОЛ с организациями СОЦИУМА: библиотекой, советом ветеранов, администрацией МО Павловское. Во время ЛОЛ был осуществлён проект «Уголок России- Отчий дом». Работу по проекту начали ещё в учебное время. И опять участниками проекта были дети- родители- совет ветеранов- учителя. Как итог проекта провели игру «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», где проверили и закрепили знания, полученные на уроках. Этот проект очень понравился всем участникам. Особенностью занятий по курсу «ИСТОКИ» является помощь родителей в подготовке к урокам и непосредственное участие в самих занятиях, так как именно родители являются главным примером для детей. Именно родители, как главные люди для ребёнка, должны помочь ему выбрать приоритетные ценности. В результате работы по программе истоки нам хочется воспитать сегодняшнего ученика как гражданина своей Родины, способного сохранять и преумножать социокультурный опыт своего Отечества, своей малой родины. В курсе ИСТОКИ происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания. Патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание учащихся посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные нравственные и культурные ценности. Макарова Л.А. учитель I квалификационной категории

Добавить документ в свой блог или на сайт

Патриотическое воспитание школьников: цели и задачи
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005. С
Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина Россия»
«Патриотическое воспитание детей и подростков в Крапивинском муниципальном районе» на 2012 – 2014 гг., с концепцией патриотического…
Эколого-правовое воспитание гражданина и патриота
Гражданско-правовое образование способствует более быстрой адаптации школьников в современных условиях и включает в себя патриотическое,…
Правительство РФ
Утвердить прилагаемую государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы"
Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математике
Дьякова Татьяна Ивановна, учитель математики моу средняя общеобразовательная школа №18
«Помощники солдат». Мероприятие, посвященное 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
Цели: патриотическое, экологическое, нравственное воспитание подрастающего поколения
Мокроусовского района
Гражданско-патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений работы школ района
Тема: «Декор и положение человека в обществе. Декоративное искусство…
Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры
Сценарий утренника, посвященного Дню Конституции Российской Федерации для учащихся 3-4-х классов
Не секрет, что патриотическое воспитание играет ключевую роль в учебно-воспитательном процессе, но, к сожалению, разработок по этой…
Программа по патриотическому воспитанию обучающихся маоу «оош №4»
Патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей…

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы

Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Разработка сайта — Веб студия Адаманов

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …