Н. В. Кожемяко С. В. Погуляев Ю. В. Рыбалов С. И. Рыбалова

  • От :
  • Категории : Без рубрики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Н.В. Кожемяко С.В. Погуляев Ю.В. Рыбалов С.И. Рыбалова
Учебно-методическое пособие
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В ШКОЛЕ
Сураж 2012
Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»Составители:Кожемяко Н.В. руководитель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалов Ю.В. председатель ПЦК физического воспитания, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаПогуляев С.В. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРецензент: Кожемяко Н.В. руководитель физической культуры Суражский педагогический колледж имени А.С. ПушкинаДанное учебно-методическое пособие по лыжной подготовке предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя программный материал по разделам «Формы работы и занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту со школьниками», и «Учебная работа по лыжной подготовке в школе». Данное методическое пособие рассчитано на педагогов для средних профессиональных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ, а также студентов всех педагогических учреждений.Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура».
^
Формы работы по лыжной подготовке со школьниками
В общеобразовательных школах и профессионально-техничес­ких колледжах используются учебная, внеклассная и внешкольная формы работы по лыжному спорту. Основой всей работы по лы­жам со школьниками и учащимися профессионально-технических колледжей является учебная работа по лыжной подготовке, которая проводится по государственным программам. Лыжная подготовка (обязательная дисциплина для всех учащихся) проводится в форме урока.Внеклассные занятия по лыжам и лыжному спорту организуются в школе в виде секционных занятий, разнообразных физкультурно-массовых мероприятий на лыжах (прогулок, туристских походов, экскурсий и зимних праздников), занятий на лыжах в режиме про­дленного дня, соревнований по различным видам лыжного спорта. Кроме этого, большое значение во внеклассных мероприятиях имеют самостоятельные занятия школьников (индивидуальные и групповые) по выполнению домашних заданий по уроку или в виде активного отдыха с товарищами или родителями.
Важнейшими задачами внеклассной работы являются: оздо­ровление учащихся, улучшение физического развития, вовлечение в систематические занятия на лыжах, в секции лыжного спорта и в различные физкультурно-массовые мероприятия возможно боль­шего количества учащихся школы. Учебная работа по лыжной подготовке и внеклассная работа по лыжам и лыжному спорту тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга в системе физического воспитания учащихся. Лыжная под­готовка является ведущей, а внеклассные занятия на лыжах до­полняют и расширяют знания, умения и навыки, полученные на уроке по лыжной подготовке. В то же время внеклассная работа и имеет большое прикладное значение, и способствует приви­тию интереса к занятиям лыжным спортом, пополнению рядов юных лыжников, занимающихся в ДЮСШ.
^ организуются и проводятся учителем физической куль­туры с обязательным привлечением классных руководителей, спортивно-физкультурного актива, родителей и шефствующих над школой организаций. Вместе с тем внеклассная работа – это дело всего коллектива учителей школы. В старших классах в эту работу должны широко включаться преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в связи с тем, что лыжи имеют большое прикладное значение.
Внешкольная работа по лыжному спорту организуется в ос­новном в детско-юношеских спортивных школах. Такие школы создаются при органах народного образования, в системе комитетов по физической культуре и спорту, и при клубах ДЮСШ ставят своей задачей, прежде всего привлече­ние к систематическим занятиям лыжным спортом наиболее двигательно-одаренных школьников и подготовку их к участию в со­ревнованиях по лыжному спорту. Кроме этого, внешкольная ра­бота по лыжам проводится в спортивно-оздоровительных лагерях во время зимних каникул, на стадионах и лыжных базах незави­симо от их принадлежности, при детских туристских и экскурси­онных станциях, в парках культуры и отдыха, а также по месту жительства школьников. Во всех этих учреждениях и организаци­ях проводятся и физкультурно-массовые мероприятия на лыжах, и спортивная работа по лыжному спорту.
Часть занятий носит эпизодический характер и проводится в форме физкультурно-массовых мероприятий с привлечением возможно большего числа учащихся школ, проживаю­щих в микрорайоне или городе. Другие занятия носят регуляр­ный организованный характер с постоянным контингентом школьников — это, прежде всего секционные занятия по лыжному спорту, туристские походы.
Основное требование к любым занятиям в системе внешколь­ной работы: обеспечить всестороннее физическое развитие, оздо­ровление и воспитание подрастающего поколения всеми средст­вами и методами лыжного спорта; подготовить школьников к ак­тивной работе на благо нашего общества и к защите Родины.
Частными задачами внешкольной работы являются: выявление и привлечение к систематическим занятиям лыжным спортом наиболее способных юных лыжников из числа занимающихся в школьных секциях; подготовка квалифицированных спортсменов, инструкторов-общественников и судей; оказание методической и практической помощи общеобразовательным школам в органи­зации внеклассной работы по лыжам и в подготовке физкультур­ного актива.
^
Существует две основные формы организации занятий по лыж­ной подготовке и лыжному спорту: урочные (уроки лыжной подготовки и учебно-тренировочные уроки в школьной секции и ДЮСШ) и внеурочные (организованные групповые, самодеятель­ные групповые и самостоятельные индивидуальные занятия). Наиболее широкое распространение получили урочные формы занятий. Урок лыжной подготовки является основной формой организации учебного процесса, в ходе которого обеспечивается решение важнейших задач физического воспитания школьников.
На уроках в процессе лыжной подготовки проводится обуче­ние разным способам передвижения на лыжах, идет работа по развитию физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока всегда являются руково­дящая роль учителя и единство решения образовательных, воспи­тательных и оздоровительных задач. Урок всегда проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы (кроме сельских малокомплектных школ, где могут быть уроки для учащихся разного возраста).Успешное решение задач физического воспитания школьников во многом зависит от правильного сочетания урочных форм заня­тий по лыжной подготовке с широкими физкультурно-массовыми мероприятиями по лыжному спорту.
^
Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с уча­щимися и родителями.
Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация урока. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оз­доровительные задачи, предусмотренные программами по физи­ческой культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом «Лыжная подготовка» в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особен­ностей школьников.
На уроках лыжной подготовки решаются следующие основные задачи:
обучение школьников способам пе­редвижения на лыжах;оздоровление и закаливание учащихся, раз­витие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловко­сти и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, на­стойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навы­ков и умений, необходимых для самостоятельных занятий, и т.д.
К каждому отдельному уроку и ко всему учебно-воспитатель­ному процессу по лыжной подготовке предъявляется целый ряд требований, которые базируются на принципах дидактики и оте­чественной системы физического воспитания.
1. На каждом уроке лыжной подготовки решаются конкретные образовательные, а также оздоровительные и воспитательные за­ дачи. Если образовательные задачи обязательно планируются и точно формулируются на каждый урок, то оздоровительные и воспитательные задачи обычно на каждый урок не планируются. Воспитание морально-волевых качеств, оздоровление и закалива­ние школьников, как правило, осуществляются всей системой уроков лыжной подготовки, внеклассных мероприятий и приме­нением упражнений из других разделов, включенных в школьную программу. В ряде случаев воспитательные и оздоровительные задачи могут планироваться как частные на отдельные уроки или систему взаимосвязанных уроков. Для решения указанных задач учитель должен подобрать комплекс упражнений из средств лыж­ного спорта, необходимо также предусмотреть и условия их про­ведения. 2. Каждый урок неразрывно связан с предыдущими и после­ дующими в единую систему уроков по лыжной подготовке, и в то же время он является вполне самостоятельной и целостной частьюучебной работы. Большинство способов передвижения на лыжах школьники не в состоянии освоить на одном уроке. Для изучения даже простых ходов, поворотов в движении и других элементов отводится несколько уроков, связанных между собой. Так как ка­ждый способ требует разного времени обучения, то, как правило, изучение одного заканчивается, другого начинается, а какого-либо третьего еще продолжается. При планировании данной системы уроков необходимо учитывать взаимодействие навыков, макси­мально используя такое явление, как положительный перенос.
3. Руководящая роль учителя — важнейшее требование к уроку лыжной подготовки. Урок по лыжной подготовке имеет свои орга­низационные особенности, связанные с выдачей инвентаря, его подготовкой и возвращением на базу после окончания урока, с затратой времени при передвижении к месту занятий, с влиянием погодных условий на процесс обучения и т.п. С тем чтобы избе­жать значительных потерь времени, требуются четкая организация урока, высокая дисциплинированность и активность учеников; оптимальное планирование времени, отводимого на различные части урока и отдельные организационные мероприятия. Решение поставленных задач во многом определяется предварительной под­готовкой, различного рода организационными мероприятиями и личной готовностью учителя к каждому конкретному уроку. При подготовке к уроку, в процессе его проведения учитель должен быть организатором и руководителем школьников, всегда прояв­лять высокую требовательность и направлять деятельность учени­ков, активизируя их на решение поставленных задач.
4. Содержание, нагрузка, методы обучения и развития физиче­ских качеств на уроке лыжной подготовки всегда должны соот­ветствовать программному материалу, поставленным задачам, полу и возрасту школьников. Для решения конкретных задач уро­ка учитель должен подобрать средства (подводящие и специаль­ные упражнения), методы и методические приемы, которые спо­собствовали бы более быстрому и прочному овладению техникой способов передвижения на лыжах. При этом необходимо всегда учитывать соответствие трудности изучаемого материала уровню подготовленности школьников (как двигательной, так и физиче­ской). Помимо этого, необходимо тщательно спланировать объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие физических ка­честв средствами лыжной подготовки, с учетом тех конкретных ус­ловий, в которых будут проводиться уроки.По сравнению с другими видами физических упражнений (на­пример, с играми) передвижение на лыжах более однообразно и монотонно, поэтому одной из важнейших задач учителя является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению учащимися учебного мате­риала. С этой целью необходимо своевременно чередовать пере­движение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению элементов горнолыжной техники, включать игры и игровые зада­ния, разнообразить методы обучения и т.д.Уроки лыжной подготовки, учитывая внешние погодные усло­вия, имеют свою специфику — при морозе и ветре недопустимы длительные паузы в передвижении по учебному кругу, объяснение и показ должны быть оптимально краткими и точными и в то же время объемными по информации. В целом плотность урока по лыжной подготовке выше по сравнению с другими видами занятий физическими упражнениями. А это обязывает учителя внимательно контролировать состояние учащихся и своевременно (в случае не­обходимости) вносить поправки в дозировку упражнений на лы­жах. Неверное представление о степени утомления учеников, об их подготовленности может привести к перегрузке учащихся. Учитель должен всегда внимательно наблюдать за реакцией уче­ников на выполняемую нагрузку и правильно оценивать степень утомления, а это можно определить как по внешним признакам (изменению глубины дыхания, потоотделению, цвету кожи лица, осанке, координации движений), так и по объективным показате­лям — частоте сердечных сокращений (ЧСС).При передвижении на лыжах на уроках лыжной подготовки ЧСС у школьников должна быть в пределах 120-160 уд/мин, что говорит о допустимой нагрузке на уроке. На отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью этот показа­тель может достигать 160-180 уд/мин, а в паузах относительного отдыха (передвижение с пониженной скоростью) он должен сни­жаться до 110-120 уд/мин. При оценке ЧСС необходимо учиты­вать и возраст учащихся. Помимо этого, всегда следует сопостав­лять эти данные с самочувствием учеников после передвижения с повышенной интенсивностью.5. Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать активную деятельность учащихся на уроке, побуждать к сознательному освоению нового материала. При планировании учебной работы необходимо предусмотреть применение мето­дов и методических приемов, активизирующих сознательное отно­шение школьников к изучению нового материала и проявлениесамостоятельности. Для повышения эмоциональности урока следует широко включать элементы соревнования, игры и игровые задания. При закреплении навыков в технике способов передвиженияцелесообразно проводить состязание на достижение более высоких количественных показателей (пройти отрезок за наименьшее количество скользящих шагов, при спуске подобрать больше расстав­ленных флажков и др.). Однако недопустимо превращение урока в чисто развлекательное мероприятие, в этом случае будет страдать решение образовательных, а порой и воспитательных задач.Правильное соотношение применяемых подводящих упражне­ний с основными в передвижении на лыжах и с игровыми упраж­нениями и заданиями будет способствовать повышению качества учебной работы на уроках лыжной подготовки.6. Необходимо оптимальное сочетание коллективной и индиви­дуальной работы учащихся. Вначале, при изучении нового способа передвижения, всегда применяется коллективное обучение. Однако различная степень подготовленности школьников приводит к тому, что часть из них опережает товарищей в освоении нового материа­ла. С тем чтобы не тормозить процесс обучения и не снижать ак­тивность учащихся, целесообразно на определенном этапе обучения распределить учеников на подгруппы по подготовленности так, чтобы, передвигаясь по разным лыжням (по внутреннему и наруж­ному кругу), они могли успешно осваивать технику, не мешая друг другу. Ученики, хуже осваивающие изучаемый ход, передвигаются по внутреннему (ближе к учителю) кругу.
В дальнейшем по мере освоения способа передвижения следует перейти к индивидуальному исправлению ошибок у отдельных школьников, поочередно вызывая отстающих на внутренний круг, не останавливая всего класса. Подобный подход необходим и при развитии физических качеств, следует разбивать учеников на под­группы с одинаковой подготовленностью. В этом случае все уче­ники в подгруппе будут двигаться примерно с одинаковой скоро­стью, не мешая друг другу. В то же время такой подход позволит избежать перегрузки школьников, что может случиться, если в подгруппе хорошо подготовленных школьников окажется один-два слабых ученика. При обучении технике можно составлять па­ры из учеников различной подготовленности (в этом случае луч­ше владеющий техникой идет впереди, а его товарищ — следом, перенимая навыки техники).
В процессе уроков необходимо варьировать индивидуальные и групповые формы работы. Так, при развитии быстроты пере­движения на одном из уроков целесообразно проводить эстафе­ты (командные гонки), а на другом уроке наоборот — индивиду­альное прохождение отрезка на скорость с раздельного старта (через 5-10 с). Такое сочетание различных методов проведения обучения и развития физических качеств во многом будет способ­ствовать повышению эффективности урока.7. Активная деятельность школьников на уроке лыжной подго­товки должна быть разнообразной не только по содержанию мате­риала, но и характеру напряжений. Применение разнообразных подводящих, имитационных и основных упражнений в передвиже­нии на лыжах в различных сочетаниях (чередование обучения на учебной площадке, на учебном склоне и на учебно-тренировочной лыжне) с разнообразной интенсивностью позволяет не только пе­реключать внимание, но и поддерживать на оптимальном уровне работоспособность учеников на протяжении всего урока.Следует отметить, что все это чередуется с образовательными элементами, рассказом, объяснением, пояснением деталей и дру­гими методами сообщения знаний по изучаемому способу пере­движения или применяемому методу и т.д. Выполнение всех этих требований к уроку во многом будет способствовать повышению его эффективности. Особенно важно применять методы, повы­шающие интерес школьников к изучаемым элементам, побуж­дающие умственную активность школьников, повышающие их внимание и самостоятельный поиск знаний, изучение вариантов ходов в разнообразных условиях и т.п.Помимо перечисленных существует еще целый ряд частных тре­бований, зависящих от возраста занимающихся, их подготовлен­ности и др.
В зависимости от поставленных задач выделяются следующие типы уроков по лыжной подготовке: вводные, учебные, трениро­вочные, смешанные и контрольные. Каждый из перечисленных ти­пов уроков в соответствии с возрастными особенностями учащих­ся имеет свои характерные черты в структуре, приемах организа­ции и активизации учащихся.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

Н.В. Кожемяко С.В. Погуляев Ю.В. Рыбалов С.И. Рыбалова

Учебно-методическое пособие

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В ШКОЛЕ

Сураж 2012

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»Составители:Кожемяко Н.В. руководитель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалов Ю.В. председатель ПЦК физического воспитания, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаПогуляев С.В. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРецензент: Кожемяко Н.В. руководитель физической культуры Суражский педагогический колледж имени А.С. ПушкинаДанное учебно-методическое пособие по лыжной подготовке предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя программный материал по разделам «Формы работы и занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту со школьниками», и «Учебная работа по лыжной подготовке в школе». Данное методическое пособие рассчитано на педагогов для средних профессиональных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ, а также студентов всех педагогических учреждений.Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура».

^

Формы работы по лыжной подготовке со школьниками

В общеобразовательных школах и профессионально-техничес­ких колледжах используются учебная, внеклассная и внешкольная формы работы по лыжному спорту. Основой всей работы по лы­жам со школьниками и учащимися профессионально-технических колледжей является учебная работа по лыжной подготовке, которая проводится по государственным программам. Лыжная подготовка (обязательная дисциплина для всех учащихся) проводится в форме урока.Внеклассные занятия по лыжам и лыжному спорту организуются в школе в виде секционных занятий, разнообразных физкультурно-массовых мероприятий на лыжах (прогулок, туристских походов, экскурсий и зимних праздников), занятий на лыжах в режиме про­дленного дня, соревнований по различным видам лыжного спорта. Кроме этого, большое значение во внеклассных мероприятиях имеют самостоятельные занятия школьников (индивидуальные и групповые) по выполнению домашних заданий по уроку или в виде активного отдыха с товарищами или родителями.

Важнейшими задачами внеклассной работы являются: оздо­ровление учащихся, улучшение физического развития, вовлечение в систематические занятия на лыжах, в секции лыжного спорта и в различные физкультурно-массовые мероприятия возможно боль­шего количества учащихся школы. Учебная работа по лыжной подготовке и внеклассная работа по лыжам и лыжному спорту тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга в системе физического воспитания учащихся. Лыжная под­готовка является ведущей, а внеклассные занятия на лыжах до­полняют и расширяют знания, умения и навыки, полученные на уроке по лыжной подготовке. В то же время внеклассная работа и имеет большое прикладное значение, и способствует приви­тию интереса к занятиям лыжным спортом, пополнению рядов юных лыжников, занимающихся в ДЮСШ.

^ организуются и проводятся учителем физической куль­туры с обязательным привлечением классных руководителей, спортивно-физкультурного актива, родителей и шефствующих над школой организаций. Вместе с тем внеклассная работа – это дело всего коллектива учителей школы. В старших классах в эту работу должны широко включаться преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в связи с тем, что лыжи имеют большое прикладное значение.

Внешкольная работа по лыжному спорту организуется в ос­новном в детско-юношеских спортивных школах. Такие школы создаются при органах народного образования, в системе комитетов по физической культуре и спорту, и при клубах ДЮСШ ставят своей задачей, прежде всего привлече­ние к систематическим занятиям лыжным спортом наиболее двигательно-одаренных школьников и подготовку их к участию в со­ревнованиях по лыжному спорту. Кроме этого, внешкольная ра­бота по лыжам проводится в спортивно-оздоровительных лагерях во время зимних каникул, на стадионах и лыжных базах незави­симо от их принадлежности, при детских туристских и экскурси­онных станциях, в парках культуры и отдыха, а также по месту жительства школьников. Во всех этих учреждениях и организаци­ях проводятся и физкультурно-массовые мероприятия на лыжах, и спортивная работа по лыжному спорту.

Часть занятий носит эпизодический характер и проводится в форме физкультурно-массовых мероприятий с привлечением возможно большего числа учащихся школ, проживаю­щих в микрорайоне или городе. Другие занятия носят регуляр­ный организованный характер с постоянным контингентом школьников — это, прежде всего секционные занятия по лыжному спорту, туристские походы.

Основное требование к любым занятиям в системе внешколь­ной работы: обеспечить всестороннее физическое развитие, оздо­ровление и воспитание подрастающего поколения всеми средст­вами и методами лыжного спорта; подготовить школьников к ак­тивной работе на благо нашего общества и к защите Родины.

Частными задачами внешкольной работы являются: выявление и привлечение к систематическим занятиям лыжным спортом наиболее способных юных лыжников из числа занимающихся в школьных секциях; подготовка квалифицированных спортсменов, инструкторов-общественников и судей; оказание методической и практической помощи общеобразовательным школам в органи­зации внеклассной работы по лыжам и в подготовке физкультур­ного актива.

^

Существует две основные формы организации занятий по лыж­ной подготовке и лыжному спорту: урочные (уроки лыжной подготовки и учебно-тренировочные уроки в школьной секции и ДЮСШ) и внеурочные (организованные групповые, самодеятель­ные групповые и самостоятельные индивидуальные занятия). Наиболее широкое распространение получили урочные формы занятий. Урок лыжной подготовки является основной формой организации учебного процесса, в ходе которого обеспечивается решение важнейших задач физического воспитания школьников.

На уроках в процессе лыжной подготовки проводится обуче­ние разным способам передвижения на лыжах, идет работа по развитию физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока всегда являются руково­дящая роль учителя и единство решения образовательных, воспи­тательных и оздоровительных задач. Урок всегда проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы (кроме сельских малокомплектных школ, где могут быть уроки для учащихся разного возраста).Успешное решение задач физического воспитания школьников во многом зависит от правильного сочетания урочных форм заня­тий по лыжной подготовке с широкими физкультурно-массовыми мероприятиями по лыжному спорту.

^

Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с уча­щимися и родителями.

Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация урока. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оз­доровительные задачи, предусмотренные программами по физи­ческой культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом «Лыжная подготовка» в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особен­ностей школьников.

На уроках лыжной подготовки решаются следующие основные задачи:

обучение школьников способам пе­редвижения на лыжах;оздоровление и закаливание учащихся, раз­витие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловко­сти и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, на­стойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навы­ков и умений, необходимых для самостоятельных занятий, и т.д.

К каждому отдельному уроку и ко всему учебно-воспитатель­ному процессу по лыжной подготовке предъявляется целый ряд требований, которые базируются на принципах дидактики и оте­чественной системы физического воспитания.

1. На каждом уроке лыжной подготовки решаются конкретные образовательные, а также оздоровительные и воспитательные за­ дачи. Если образовательные задачи обязательно планируются и точно формулируются на каждый урок, то оздоровительные и воспитательные задачи обычно на каждый урок не планируются. Воспитание морально-волевых качеств, оздоровление и закалива­ние школьников, как правило, осуществляются всей системой уроков лыжной подготовки, внеклассных мероприятий и приме­нением упражнений из других разделов, включенных в школьную программу. В ряде случаев воспитательные и оздоровительные задачи могут планироваться как частные на отдельные уроки или систему взаимосвязанных уроков. Для решения указанных задач учитель должен подобрать комплекс упражнений из средств лыж­ного спорта, необходимо также предусмотреть и условия их про­ведения. 2. Каждый урок неразрывно связан с предыдущими и после­ дующими в единую систему уроков по лыжной подготовке, и в то же время он является вполне самостоятельной и целостной частьюучебной работы. Большинство способов передвижения на лыжах школьники не в состоянии освоить на одном уроке. Для изучения даже простых ходов, поворотов в движении и других элементов отводится несколько уроков, связанных между собой. Так как ка­ждый способ требует разного времени обучения, то, как правило, изучение одного заканчивается, другого начинается, а какого-либо третьего еще продолжается. При планировании данной системы уроков необходимо учитывать взаимодействие навыков, макси­мально используя такое явление, как положительный перенос.

3. Руководящая роль учителя — важнейшее требование к уроку лыжной подготовки. Урок по лыжной подготовке имеет свои орга­низационные особенности, связанные с выдачей инвентаря, его подготовкой и возвращением на базу после окончания урока, с затратой времени при передвижении к месту занятий, с влиянием погодных условий на процесс обучения и т.п. С тем чтобы избе­жать значительных потерь времени, требуются четкая организация урока, высокая дисциплинированность и активность учеников; оптимальное планирование времени, отводимого на различные части урока и отдельные организационные мероприятия. Решение поставленных задач во многом определяется предварительной под­готовкой, различного рода организационными мероприятиями и личной готовностью учителя к каждому конкретному уроку. При подготовке к уроку, в процессе его проведения учитель должен быть организатором и руководителем школьников, всегда прояв­лять высокую требовательность и направлять деятельность учени­ков, активизируя их на решение поставленных задач.

4. Содержание, нагрузка, методы обучения и развития физиче­ских качеств на уроке лыжной подготовки всегда должны соот­ветствовать программному материалу, поставленным задачам, полу и возрасту школьников. Для решения конкретных задач уро­ка учитель должен подобрать средства (подводящие и специаль­ные упражнения), методы и методические приемы, которые спо­собствовали бы более быстрому и прочному овладению техникой способов передвижения на лыжах. При этом необходимо всегда учитывать соответствие трудности изучаемого материала уровню подготовленности школьников (как двигательной, так и физиче­ской). Помимо этого, необходимо тщательно спланировать объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие физических ка­честв средствами лыжной подготовки, с учетом тех конкретных ус­ловий, в которых будут проводиться уроки.По сравнению с другими видами физических упражнений (на­пример, с играми) передвижение на лыжах более однообразно и монотонно, поэтому одной из важнейших задач учителя является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению учащимися учебного мате­риала. С этой целью необходимо своевременно чередовать пере­движение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению элементов горнолыжной техники, включать игры и игровые зада­ния, разнообразить методы обучения и т.д.Уроки лыжной подготовки, учитывая внешние погодные усло­вия, имеют свою специфику — при морозе и ветре недопустимы длительные паузы в передвижении по учебному кругу, объяснение и показ должны быть оптимально краткими и точными и в то же время объемными по информации. В целом плотность урока по лыжной подготовке выше по сравнению с другими видами занятий физическими упражнениями. А это обязывает учителя внимательно контролировать состояние учащихся и своевременно (в случае не­обходимости) вносить поправки в дозировку упражнений на лы­жах. Неверное представление о степени утомления учеников, об их подготовленности может привести к перегрузке учащихся. Учитель должен всегда внимательно наблюдать за реакцией уче­ников на выполняемую нагрузку и правильно оценивать степень утомления, а это можно определить как по внешним признакам (изменению глубины дыхания, потоотделению, цвету кожи лица, осанке, координации движений), так и по объективным показате­лям — частоте сердечных сокращений (ЧСС).При передвижении на лыжах на уроках лыжной подготовки ЧСС у школьников должна быть в пределах 120-160 уд/мин, что говорит о допустимой нагрузке на уроке. На отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью этот показа­тель может достигать 160-180 уд/мин, а в паузах относительного отдыха (передвижение с пониженной скоростью) он должен сни­жаться до 110-120 уд/мин. При оценке ЧСС необходимо учиты­вать и возраст учащихся. Помимо этого, всегда следует сопостав­лять эти данные с самочувствием учеников после передвижения с повышенной интенсивностью.5. Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать активную деятельность учащихся на уроке, побуждать к сознательному освоению нового материала. При планировании учебной работы необходимо предусмотреть применение мето­дов и методических приемов, активизирующих сознательное отно­шение школьников к изучению нового материала и проявлениесамостоятельности. Для повышения эмоциональности урока следует широко включать элементы соревнования, игры и игровые задания. При закреплении навыков в технике способов передвиженияцелесообразно проводить состязание на достижение более высоких количественных показателей (пройти отрезок за наименьшее количество скользящих шагов, при спуске подобрать больше расстав­ленных флажков и др.). Однако недопустимо превращение урока в чисто развлекательное мероприятие, в этом случае будет страдать решение образовательных, а порой и воспитательных задач.Правильное соотношение применяемых подводящих упражне­ний с основными в передвижении на лыжах и с игровыми упраж­нениями и заданиями будет способствовать повышению качества учебной работы на уроках лыжной подготовки.6. Необходимо оптимальное сочетание коллективной и индиви­дуальной работы учащихся. Вначале, при изучении нового способа передвижения, всегда применяется коллективное обучение. Однако различная степень подготовленности школьников приводит к тому, что часть из них опережает товарищей в освоении нового материа­ла. С тем чтобы не тормозить процесс обучения и не снижать ак­тивность учащихся, целесообразно на определенном этапе обучения распределить учеников на подгруппы по подготовленности так, чтобы, передвигаясь по разным лыжням (по внутреннему и наруж­ному кругу), они могли успешно осваивать технику, не мешая друг другу. Ученики, хуже осваивающие изучаемый ход, передвигаются по внутреннему (ближе к учителю) кругу.

В дальнейшем по мере освоения способа передвижения следует перейти к индивидуальному исправлению ошибок у отдельных школьников, поочередно вызывая отстающих на внутренний круг, не останавливая всего класса. Подобный подход необходим и при развитии физических качеств, следует разбивать учеников на под­группы с одинаковой подготовленностью. В этом случае все уче­ники в подгруппе будут двигаться примерно с одинаковой скоро­стью, не мешая друг другу. В то же время такой подход позволит избежать перегрузки школьников, что может случиться, если в подгруппе хорошо подготовленных школьников окажется один-два слабых ученика. При обучении технике можно составлять па­ры из учеников различной подготовленности (в этом случае луч­ше владеющий техникой идет впереди, а его товарищ — следом, перенимая навыки техники).

В процессе уроков необходимо варьировать индивидуальные и групповые формы работы. Так, при развитии быстроты пере­движения на одном из уроков целесообразно проводить эстафе­ты (командные гонки), а на другом уроке наоборот — индивиду­альное прохождение отрезка на скорость с раздельного старта (через 5-10 с). Такое сочетание различных методов проведения обучения и развития физических качеств во многом будет способ­ствовать повышению эффективности урока.7. Активная деятельность школьников на уроке лыжной подго­товки должна быть разнообразной не только по содержанию мате­риала, но и характеру напряжений. Применение разнообразных подводящих, имитационных и основных упражнений в передвиже­нии на лыжах в различных сочетаниях (чередование обучения на учебной площадке, на учебном склоне и на учебно-тренировочной лыжне) с разнообразной интенсивностью позволяет не только пе­реключать внимание, но и поддерживать на оптимальном уровне работоспособность учеников на протяжении всего урока.Следует отметить, что все это чередуется с образовательными элементами, рассказом, объяснением, пояснением деталей и дру­гими методами сообщения знаний по изучаемому способу пере­движения или применяемому методу и т.д. Выполнение всех этих требований к уроку во многом будет способствовать повышению его эффективности. Особенно важно применять методы, повы­шающие интерес школьников к изучаемым элементам, побуж­дающие умственную активность школьников, повышающие их внимание и самостоятельный поиск знаний, изучение вариантов ходов в разнообразных условиях и т.п.Помимо перечисленных существует еще целый ряд частных тре­бований, зависящих от возраста занимающихся, их подготовлен­ности и др.

В зависимости от поставленных задач выделяются следующие типы уроков по лыжной подготовке: вводные, учебные, трениро­вочные, смешанные и контрольные. Каждый из перечисленных ти­пов уроков в соответствии с возрастными особенностями учащих­ся имеет свои характерные черты в структуре, приемах организа­ции и активизации учащихся.

средних профессиональных учебных заведений,школе решаются основные образовательные,председатель пцк физического воспитания,основные формы организации занятий,обеспечить всестороннее физическое развитие,витие важнейших физических качеств,системой уроков лыжной подготовки,сознательному освоению нового материала,изучении нового способа передвижения,изучаемому способу пере движения

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …