Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности гендина Н. И. Гендина Н. И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004)

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Гендина Н.И.
Гендина Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004).
Рассматриваются особенности новой парадигмы образования, вызванной к жизни вхождением человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний. Раскрывается причинно-следственная связь между информационными факторами и проблемами психолого-педагогического, организационно-управленческого характера в современной системе образования. Формулируются общегосударственные проблемы организации информационного образования. Предлагается концепция формирования информационная культура личности. Приводятся результаты ее реализации в рамках деятельности Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
^ . Превращение информации в важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознание информации как товара, как средства управления личностью и обществом, как инструмента власти, как оружия в экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационно-коммуникационных технологий — все эти факторы предопределили переход человечества к третьей (наряду с аграрной и индустриальной) стадии развития, получившей название «информационное общество». Однако не успели сформулированные в конце 60-х – начале 70-х годов 20-го столетия социологами, философами (Д.Белл, А.Тоффлер, М. Маклюэн, Е.Масуда и др.) идеи информационного общества получить однозначное толкование и единое понимание, как ЮНЕСКО выразила обеспокоенность ограниченностью концепции информационного общества. Позиция ЮНЕСКО предусматривает продвижение концепции обществ знания, а не мирового информационного общества (1). Она основана на учете все возрастающей из­менчивости, динамичности окружающего мира, ее можно условно назвать «стратегией опережающего развития». Наиболее четко позиция ЮНЕСКО по вопросу соотношения информационного общества и общества знаний представлена в интервью заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопро­сам коммуникации и информации г-на Абдул Вахид Хана. В ответ на вопрос, чем кон­цепция «общества знаний» отличается от концепции «информацион­ного общества» и почему в мире, где 80 % людей не имеют доступа к базовым структурам телекоммуникаций, общества знания являются ключом к лучшему будущему, он сказал: «На самом деле эти два понятия являются взаимодополняющими. Информационное общество является функциональным блоком общества знаний. По моему мнению, концепция информационного общества связана с идеей «технологических инноваций», тогда как понятие «общество знаний» охватывает социальные, культурные, экономические, политические и экономико-правовые аспекты преобразований, а также более плюралистический, связанный с развитием, взгляд на будущее. С моей точки зрения, концепция «общество знаний» предпочти­тельнее концепции «информационное общество», поскольку она луч­ше отражает сложность и динамизм происходящих изменений» (2, с.23-24).К числу наиболее существенных черт, характеризующих информационное общество, эволюционирующее в общество знаний, можно отнести следующие: — информация и знания — главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы – это стратегические ресурсы общества;- глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий — основа новой экономики, экономики знаний; — новизна, быстротечность, ускорение — наиболее характерные черты жизни;- цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений; — непрерывное образование и способность к переквалификации — неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;- судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.
^ Глобальные кризисы (экологический, ресурсный и др.), нарастание новых рисков и противо­речий (нравственных, религиозных, политических, экономических, техногенных) на рубеже ХХ и ХХ1 веков выявили фундаментальную зависи­мость человеческой цивилизации от тех спо­собностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. В начале 70-х годов преодо­ление образовавшихся противоречий (цивилизационных разрывов) было возведено на уровень глобаль­ных задач, речь стала идти о поисках новой парадигмы образования. Старая модель «поддерживающего обучения», основанная на фиксированных приемах и методах, предназначенных для того, чтобы научить человека справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями, оказалась непригодной для современного общества, отличительной чертой которого становится изменчивость, ускоряющийся темп.
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности (прежде всего, профессионально) за счет накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки) знаний, а развитие личности, овладение ею способами приобретения существующих и порождения новых знаний. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии «новая парадигма образования». Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на всю жизнь», то новая образовательная парадигма — это своего рода стратегия образования для будущего, лозунг которой – «Образование в течение всей жизни».Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:- смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;- освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;- дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».
«Информационная составляющая» новой парадигмы образования. Кардинальное изменение места и роли информации в жизни общества, последствия информационного взрыва, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий оказывают существенное влияние на систему образования, масштаб и значение которого, с нашей точки зрения, еще не вполне осознаны. Не претендуя на системность подхода, тем не менее, попытаемся установить причинно-следственную связь между информационными факторами и проблемами психолого-педагогического, организационно-управленческого характера в современной системе образования. В частности, с этой целью сопоставим проявления важнейших закономерностей развития информационных потоков (рост объема потоков научных знаний, включая мощное развитие сетевых ресурсов; старение информации; актуализация информации; концентрация и рассеяние
информации) с необходимостью изменений в сфере современного образования.Закономерности развития информационных потоков и система образования
Рост объема потоков научных знаний
Проблемы
Следствия
Проблема отбора необходимой для обучения информации и пересмотра содержания образования на основе анализа как традиционных, так и сетевых информационных ресурсов.
Изменение роли преподавателя: не трансляция, а навигация в потоках информации и знаний.
Необходимость преобразования значительного объема новой научной информации в учебную
Проблема экстенсивного расширения содержания образования и возрастание нагрузки учащихся.
Необходимость динамичного «встраивания» новой научной информации в систему учебного знания.
Проблема увеличения сроков обучения.
Необходимость внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных.
Проблема интенсификации образования, поиск соответствия технологий образования его целям и задачам.
Необходимость дополнения подхода, связанного с формированием знаний, умений и навыков, компетентностным подходом.
Старение информации
Проблема постоянного обновления знаний
Необходимость смены парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование в течение всей жизни».
Необходимость вооружения обучающегося не только знаниями, но и формирование потребности в непрерывном самообразования.
Проблема потери актуальности приобретенных профессиональных и общекультурных знаний.
Необходимость доучивания, обучения и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности.
Актуализация информации
Проблема возрастания ценностных свойств знаний, считавшихся архаичными, необходимость возвращения к активному использованию публикаций прошлых лет. Происходит в связи с переоценкой обществом концепций, идей, методов, способов производства
Необходимость фундаментализации образования, освоения самых существенных и устойчивых знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, формирование способности мыслить системно, творчески, критично, строить профессиональную деятельность в соответствии с законами фундаментальной науки.
Концентрация и рассеяние информации
Проблема полноты поиска информации по отраслевой, межотраслевой и комплексной проблематике как в традиционных, так и в сетевых информационных ресурсах.
Необходимость осознания роли и места метаинформации в информационном обеспечении образования.
Проблема отражения одного и того же содержания (знания) в различных знаковых формах: текстовой, табличной, графической, образной и др. формах.
Необходимость визуализации учебного знания; введения новых учебных дисциплин интегративного характера.
Проблема согласованности и достоверности знаний, получаемых в образовательных учреждениях, со знаниями представленными в СМИ (пресса, радио, ТВ, Интернет).
Возрастание функции эксперта в деятельности педагога, призванного оценить достоверность информации в различных источниках; формирование критического мышления обучаемых.
^ В новой парадигме образования значительное место занимает информационная составляющая», имеющая принципиально важное значение как для тех кто учит, так и для тех, кто учится. Соответственно, в последние годы во всем мире серьезное внимание стали уделять информационной подготовке личности. По нашему глубокому убеждению, такая подготовка не должна сводиться к решению частных задач: обучению основам библиотечно-библиографических знаний и приемам рациональной работы с книгой, алгоритмам информационного поиска, ликвидации компьютерной неграмотности, освоению гипертекстовых, мультимедийных и иных информационно-коммуникационных технологий. Необходима целенаправленная и комплексная подготовка человека, включающая широкий спектр не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания. Иными словами, речь идет о формировании информационной культуры личности. Предлагаемая нами концепция нашла отражение в ( 3, с.32-39), ее важнейшими составляющими стали трактовка понятия «информационная культура личности» и принципов информационного образования, модель курса «Основы информационной культуры личности».Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Важным звеном, «скрепляющим» все компоненты информационной культуры, является информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Формирование информационной культуры личности и организация информационного образования должны базироваться, по нашему мнению, на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности, технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода.Целенаправленное и последовательное формирование информационной культуры личности, с нашей точки зрения, возможно за счет внедрения в образовательных учреждениях всех ступеней и уровней специальной учебной дисциплины. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» — подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний. Основными задачами курса являются:
Формиро­вание информационного мировоззрения личности;
Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности; овладение информационной компетентностью.
Решение этих задач направлено на овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; применение традиционных и информационно-компьютерных технологий для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Итогом претворения в жизнь цели и задач курса является формирование творческой личности, способной реализовать конститу­ционные права человека и гражданина на доступ к информации, использовать добытую информацию в интересах своего физи­ческого, духовного и интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества; обладающей активной гражданской позицией, информационно ответ­ственной за свое взаимодействие с информационной средой, убежденной в значимости информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем.
^ Если рассматривать формирование информационной культуры личности как целостный, специально организованный процесс, то его реализация требует решения, как минимум, следующих проблем:
1) внедрения в учебные планы образовательных учреждений всех типов учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений;2) разработки комплекса учебных материалов, дифференцированных по целям и ступеням обучения, возрастным и деятельностным особенностям обучающихся. Их доминирующим компонентом должны стать сведения, формирующие технологическое знание, содержащее ответ на вопрос «Как делать?» применительно к каждому конкретному информационному продукту или процессу. В составе учебной литературы, обеспечивающей формирование информационной культуры, должны быть представлены издания как в традиционной, так и электронной форме, ориентированные и на тех, кто учит, и на тех, кто учится;3) использования распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. «Распределенность» этой информационно-учебной среды состоит в том, что составляющие ее компоненты сосредоточены как в библиотечно-информационных, так и образовательных учреждениях. Взаимодействие библиотек и образовательных учреждений в организации информационного образования и просвещения можно уподобить сообщающимся сосудам, из которых современный человек должен черпать сведения для повышения своего уровня информационной культуры;4) организации специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых. Решение данной проблемы возможно при использовании профессионального потенциала учителей (преподавателей) и библиотекарей (информационных работников). Ключевой задачей подготовки кадрового корпуса информационного образования должно стать овладение как теми, так и другими технологией формирования информационной культуры личности на основе единого методологического подхода, предусматривающего единство понятийного аппарата. При этом для учителя (преподавателя) принципиально важно освоение основ профессиональной работы с информацией, знание основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе и критериев эффективного поиска информации, владение приемами и методами аналитико-синтетической переработки информации на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Профессиональная подготовка библиотекарей, призванных формировать информационную культуру различных категорий обучаемых, – от самых маленьких граждан до взрослых людей — должна быть усилена психолого-педагогическим компонентом, включающим изучение методов и средств обучения с учетом возраста и деятельности человека.
^ концепции формирования информационной культуры личности. Постановка проблем формирования информационной культуры личности неразрывно связана с поиском путей их решения. Научно-исследовательскому институту информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств, действующему в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», удалось получить следующие практические результаты:
1.Внедрить в учебный процесс ряда образовательных учреждений Кемеровской области (школ, лицеев, гимназий, колледжей, вузов) курс «Основы информационной культуры личности». 2.Разработать учебно-методическое обеспечение: курс «Основы информационной культуры личности» обеспечен комплексом учебных программ, унифицированных по структуре и дифференцированных по категориям обучающихся. Разработанные учебные программы, методические и справочные материалы, тесты и списки литературы по курсу получили отражение в выдержавшей уже два издания книге (3).3.Организовать подготовку кадров, владеющих технологией формирования информационной культуры личности. На базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств на факультете информационных технологий в рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность» открыта подготовка кадров со специализацией «Технология формирования информационной культуры личности». Наряду с этим в Кузбассе (впервые в России!) был осуществлен выпуск особых специалистов — учителей основ информационной культуры. Такая работа была развернута сотрудниками НИИ ИТ СС на базе Беловского педагогического колледжа. В основу ее был положен разработанный в НИИ ИТ СС учебно-методический комплекс.4. Обеспечить повышение квалификации работников библиотек и образовательных учреждений в сфере информационной культуры. В библиотеках Кузбасса, а также на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации работников образования с помощью сотрудников НИИ ИТ СС за последние четыре года более тысячи специалистов сферы культуры и образования Кузбасса смогли повысить свою информационную культуру. Самостоятельное направление деятельности представляет организация и проведение семинаров и конференций, направленных на продвижение инновационных методов формирования информационной культуры личности для работников образовательных учреждений и библиотек не только Кузбасса, но и других регионов страны. В ходе таких мероприятий сотрудники НИИ ИТ СС представляют участникам инновационные технологии формировании информационной культуры, проводят мастер-классы, дают консультации.
5. Осуществлять широкомасштабную информационно-просветительскую деятельность. На базе НИИ ИТ СС за 2001-2005 гг. проведено 17 форумов, посвященных проблемам подготовки человека к жизни в информационном обществе, опубликовано свыше 150 научных работ по проблемам информационной культуры, более 20 учебно-методических разработок. Результаты деятельности НИИ ИТ СС представлены на сайте http://nii.art.kemerovonet.ru, имеющем как русскую, так и англоязычную версии.
В заключение хочется подчеркнуть, что разработанная концепция формирования информационной культуры личности не рассматривается нами как догма, наш подход к организации информационного всеобуча предполагает последовательное развитие и совершенствование, основанное на результатах научных исследований, постоянно действующей «обратной связи» с образовательными учреждениями и библиотеками.
Литература
От информационного общества – к обществам знания. ЮНЕСКО // Всемирный саммит по информационному обществу: Информационное издание/ Сост.Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – СПб, 2004. — С.82-84.
На пути к обществам знаний: Интервью с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопро­сам коммуникации и информации г-ном А.В. Ханом // Наука в информационном обществе: Информационное издание/ Сост.Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – СПб, 2004. — С.22-26.
Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. — М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Гендина Н.И.
Гендина Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности (2004).

Рассматриваются особенности новой парадигмы образования, вызванной к жизни вхождением человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний. Раскрывается причинно-следственная связь между информационными факторами и проблемами психолого-педагогического, организационно-управленческого характера в современной системе образования. Формулируются общегосударственные проблемы организации информационного образования. Предлагается концепция формирования информационная культура личности. Приводятся результаты ее реализации в рамках деятельности Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

^ . Превращение информации в важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознание информации как товара, как средства управления личностью и обществом, как инструмента власти, как оружия в экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационно-коммуникационных технологий  — все эти факторы предопределили переход человечества к третьей (наряду с аграрной и индустриальной) стадии развития, получившей название «информационное общество». Однако не успели сформулированные в конце 60-х – начале 70-х годов 20-го столетия социологами, философами (Д.Белл, А.Тоффлер, М. Маклюэн, Е.Масуда и др.) идеи информационного общества получить однозначное толкование и единое понимание, как ЮНЕСКО выразила обеспокоенность ограниченностью концепции информационного общества. Позиция ЮНЕСКО предусматривает продвижение концепции обществ знания, а не мирового информационного общества (1). Она основана на учете все возрастающей из­менчивости, динамичности окружающего мира, ее можно условно назвать «стратегией опережающего развития». Наиболее четко позиция ЮНЕСКО по вопросу соотношения информационного общества и общества знаний представлена в интервью заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопро­сам коммуникации и информации г-на Абдул Вахид Хана. В ответ на вопрос, чем кон­цепция «общества знаний» отличается от концепции «информацион­ного общества» и почему в мире, где 80 % людей не имеют доступа к базовым структурам телекоммуникаций, общества знания являются ключом к лучшему будущему, он сказал: «На самом деле эти два понятия являются взаимодополняющими. Информационное общество является функциональным блоком общества знаний. По моему мнению, концепция информационного общества связана с идеей «технологических инноваций», тогда как понятие «общество знаний» охватывает социальные, культурные, экономические, политические и экономико-правовые аспекты преобразований, а также более плюралистический, связанный с развитием, взгляд на будущее. С моей точки зрения, концепция «общество знаний» предпочти­тельнее концепции «информационное общество», поскольку она луч­ше отражает сложность и динамизм происходящих изменений» (2, с.23-24).К числу наиболее существенных черт, характеризующих информационное общество, эволюционирующее в общество знаний, можно отнести следующие: — информация и знания — главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы – это стратегические ресурсы общества;- глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий — основа новой экономики, экономики знаний; — новизна, быстротечность, ускорение — наиболее характерные черты жизни;- цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений; — непрерывное образование и способность к переквалификации — неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;- судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

^ Глобальные кризисы (экологический, ресурсный и др.), нарастание новых рисков и противо­речий (нравственных, религиозных, политических, экономических, техногенных) на рубеже ХХ и ХХ1 веков выявили фундаментальную зависи­мость человеческой цивилизации от тех спо­собностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. В начале 70-х годов преодо­ление образовавшихся противоречий (цивилизационных разрывов) было возведено на уровень глобаль­ных задач, речь стала идти о поисках новой парадигмы образования. Старая модель «поддерживающего обучения», основанная на фиксированных приемах и методах, предназначенных для того, чтобы научить человека справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями, оказалась непригодной для современного общества, отличительной чертой которого становится изменчивость, ускоряющийся темп.

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности (прежде всего, профессионально) за счет накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки) знаний, а развитие личности, овладение ею способами приобретения существующих и порождения новых знаний. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии «новая парадигма образования». Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на всю жизнь», то новая образовательная парадигма — это своего рода стратегия образования для будущего, лозунг которой – «Образование в течение всей жизни».Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:- смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;- освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;- дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

«Информационная составляющая» новой парадигмы образования. Кардинальное изменение места и роли информации в жизни общества, последствия информационного взрыва, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий оказывают существенное влияние на систему образования, масштаб и значение которого, с нашей точки зрения, еще не вполне осознаны. Не претендуя на системность подхода, тем не менее, попытаемся установить причинно-следственную связь между информационными факторами и проблемами психолого-педагогического, организационно-управленческого характера в современной системе образования. В частности, с этой целью сопоставим проявления важнейших закономерностей развития информационных потоков (рост объема потоков научных знаний, включая мощное развитие сетевых ресурсов; старение информации; актуализация информации; концентрация и рассеяние

информации) с необходимостью изменений в сфере современного образования.Закономерности развития информационных потоков и система образования

Рост объема потоков научных знаний
Проблемы Следствия
Проблема отбора необходимой для обучения информации и пересмотра содержания образования на основе анализа как традиционных, так и сетевых информационных ресурсов. Изменение роли преподавателя: не трансляция, а навигация в потоках информации и знаний.
Необходимость преобразования значительного объема новой научной информации в учебную
Проблема экстенсивного расширения содержания образования и возрастание нагрузки учащихся. Необходимость динамичного «встраивания» новой научной информации в систему учебного знания.
Проблема увеличения сроков обучения. Необходимость внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных.
Проблема интенсификации образования, поиск соответствия технологий образования его целям и задачам. Необходимость дополнения подхода, связанного с формированием знаний, умений и навыков, компетентностным подходом.
Старение информации
Проблема постоянного обновления знаний Необходимость смены парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование в течение всей жизни».
Необходимость вооружения обучающегося не только знаниями, но и формирование потребности в непрерывном самообразования.
Проблема потери актуальности приобретенных профессиональных и общекультурных знаний. Необходимость доучивания, обучения и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности.
Актуализация информации
Проблема возрастания ценностных свойств знаний, считавшихся архаичными, необходимость возвращения к активному использованию публикаций прошлых лет. Происходит в связи с переоценкой обществом концепций, идей, методов, способов производства Необходимость фундаментализации образования, освоения самых существенных и устойчивых знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, формирование способности мыслить системно, творчески, критично, строить профессиональную деятельность в соответствии с законами фундаментальной науки.
Концентрация и рассеяние информации
Проблема полноты поиска информации по отраслевой, межотраслевой и комплексной проблематике как в традиционных, так и в сетевых информационных ресурсах. Необходимость осознания роли и места метаинформации в информационном обеспечении образования.
Проблема отражения одного и того же содержания (знания) в различных знаковых формах: текстовой, табличной, графической, образной и др. формах. Необходимость визуализации учебного знания; введения новых учебных дисциплин интегративного характера.
Проблема согласованности и достоверности знаний, получаемых в образовательных учреждениях, со знаниями представленными в СМИ (пресса, радио, ТВ, Интернет). Возрастание функции эксперта в деятельности педагога, призванного оценить достоверность информации в различных источниках; формирование критического мышления обучаемых.

^ В новой парадигме образования значительное место занимает информационная составляющая», имеющая принципиально важное значение как для тех кто учит, так и для тех, кто учится. Соответственно, в последние годы во всем мире серьезное внимание стали уделять информационной подготовке личности. По нашему глубокому убеждению, такая подготовка не должна сводиться к решению частных задач: обучению основам библиотечно-библиографических знаний и приемам рациональной работы с книгой, алгоритмам информационного поиска, ликвидации компьютерной неграмотности, освоению гипертекстовых, мультимедийных и иных информационно-коммуникационных технологий. Необходима целенаправленная и комплексная подготовка человека, включающая широкий спектр не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания. Иными словами, речь идет о формировании информационной культуры личности. Предлагаемая нами концепция нашла отражение в ( 3, с.32-39), ее важнейшими составляющими стали трактовка понятия «информационная культура личности» и принципов информационного образования, модель курса «Основы информационной культуры личности».Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Важным звеном, «скрепляющим» все компоненты информационной культуры, является информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Формирование информационной культуры личности и организация информационного образования должны базироваться, по нашему мнению, на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности, технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода.Целенаправленное и последовательное формирование информационной культуры личности, с нашей точки зрения, возможно за счет внедрения в образовательных учреждениях всех ступеней и уровней специальной учебной дисциплины. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» — подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний. Основными задачами курса являются:

  1. Формиро­вание информационного мировоззрения личности;
  2. Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности; овладение информационной компетентностью.

Решение этих задач направлено на овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; применение традиционных и информационно-компьютерных технологий для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Итогом претворения в жизнь цели и задач курса является формирование творческой личности, способной реализовать конститу­ционные права человека и гражданина на доступ к информации, использовать добытую информацию в интересах своего физи­ческого, духовного и интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества; обладающей активной гражданской позицией, информационно ответ­ственной за свое взаимодействие с информационной средой, убежденной в значимости информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем.

^ Если рассматривать формирование информационной культуры личности как целостный, специально организованный процесс, то его реализация требует решения, как минимум, следующих проблем:

1) внедрения в учебные планы образовательных учреждений всех типов учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений;2) разработки комплекса учебных материалов, дифференцированных по целям и ступеням обучения, возрастным и деятельностным особенностям обучающихся. Их доминирующим компонентом должны стать сведения, формирующие технологическое знание, содержащее ответ на вопрос «Как делать?» применительно к каждому конкретному информационному продукту или процессу. В составе учебной литературы, обеспечивающей формирование информационной культуры, должны быть представлены издания как в традиционной, так и электронной форме, ориентированные и на тех, кто учит, и на тех, кто учится;3) использования распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. «Распределенность» этой информационно-учебной среды состоит в том, что составляющие ее компоненты сосредоточены как в библиотечно-информационных, так и образовательных учреждениях. Взаимодействие библиотек и образовательных учреждений в организации информационного образования и просвещения можно уподобить сообщающимся сосудам, из которых современный человек должен черпать сведения для повышения своего уровня информационной культуры;4) организации специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых. Решение данной проблемы возможно при использовании профессионального потенциала учителей (преподавателей) и библиотекарей (информационных работников). Ключевой задачей подготовки кадрового корпуса информационного образования должно стать овладение как теми, так и другими технологией формирования информационной культуры личности на основе единого методологического подхода, предусматривающего единство понятийного аппарата. При этом для учителя (преподавателя) принципиально важно освоение основ профессиональной работы с информацией, знание основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе и критериев эффективного поиска информации, владение приемами и методами аналитико-синтетической переработки информации на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Профессиональная подготовка библиотекарей, призванных формировать информационную культуру различных категорий обучаемых, – от самых маленьких граждан до взрослых людей — должна быть усилена психолого-педагогическим компонентом, включающим изучение методов и средств обучения с учетом возраста и деятельности человека.

^ концепции формирования информационной культуры личности. Постановка проблем формирования информационной культуры личности неразрывно связана с поиском путей их решения. Научно-исследовательскому институту информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств, действующему в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», удалось получить следующие практические результаты:

1.Внедрить в учебный процесс ряда образовательных учреждений Кемеровской области (школ, лицеев, гимназий, колледжей, вузов) курс «Основы информационной культуры личности». 2.Разработать учебно-методическое обеспечение: курс «Основы информационной культуры личности» обеспечен комплексом учебных программ, унифицированных по структуре и дифференцированных по категориям обучающихся. Разработанные учебные программы, методические и справочные материалы, тесты и списки литературы по курсу получили отражение в выдержавшей уже два издания книге (3).3.Организовать подготовку кадров, владеющих технологией формирования информационной культуры личности. На базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств на факультете информационных технологий в рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность» открыта подготовка кадров со специализацией «Технология формирования информационной культуры личности». Наряду с этим в Кузбассе (впервые в России!) был осуществлен выпуск особых специалистов — учителей основ информационной культуры. Такая работа была развернута сотрудниками НИИ ИТ СС на базе Беловского педагогического колледжа. В основу ее был положен разработанный в НИИ ИТ СС учебно-методический комплекс.4. Обеспечить повышение квалификации работников библиотек и образовательных учреждений в сфере информационной культуры. В библиотеках Кузбасса, а также на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации работников образования с помощью сотрудников НИИ ИТ СС за последние четыре года более тысячи специалистов сферы культуры и образования Кузбасса смогли повысить свою информационную культуру. Самостоятельное направление деятельности представляет организация и проведение семинаров и конференций, направленных на продвижение инновационных методов формирования информационной культуры личности для работников образовательных учреждений и библиотек не только Кузбасса, но и других регионов страны. В ходе таких мероприятий сотрудники НИИ ИТ СС представляют участникам инновационные технологии формировании информационной культуры, проводят мастер-классы, дают консультации.

5. Осуществлять широкомасштабную информационно-просветительскую деятельность. На базе НИИ ИТ СС за 2001-2005 гг. проведено 17 форумов, посвященных проблемам подготовки человека к жизни в информационном обществе, опубликовано свыше 150 научных работ по проблемам информационной культуры, более 20 учебно-методических разработок. Результаты деятельности НИИ ИТ СС представлены на сайте http://nii.art.kemerovonet.ru, имеющем как русскую, так и англоязычную версии.

В заключение хочется подчеркнуть, что разработанная концепция формирования информационной культуры личности не рассматривается нами как догма, наш подход к организации информационного всеобуча предполагает последовательное развитие и совершенствование, основанное на результатах научных исследований, постоянно действующей «обратной связи» с образовательными учреждениями и библиотеками.

Литература

  1. От информационного общества – к обществам знания. ЮНЕСКО // Всемирный саммит по информационному обществу: Информационное издание/ Сост.Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – СПб, 2004. — С.82-84.
  2. На пути к обществам знаний: Интервью с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопро­сам коммуникации и информации г-ном А.В. Ханом // Наука в информационном обществе: Информационное издание/ Сост.Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – СПб, 2004. — С.22-26.
  3. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. — М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.

методами аналитико-синтетической переработки информации,формировании информационной культуры личности,осуществлять широкомасштабную информационно-просветительскую деятельность,попытаемся установить причинно-следственную связь,обучению основам библиотечно-библиографических знаний,стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий,использования распределенной информационно-учебной среды,базе нии ит сс,формирование информационной культуры личности,закономерности развития информационных потоков

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …