Образовательная программа молодежного объединения «Лидер»

  • От :
  • Категории : Без рубрики

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Созвездие» Некрасовского муниципального района Ярославской области Утверждаю Директор МОУ ДО ЦДТ «Созвездие» ___________________ О. В. Фрелих «______»______________200___г. «Школа организаторов» Дополнительная образовательная программа для детей среднего и старшего школьного возраста

(Срок реализации три года.)

Адаптированная программа Фрелих Ольга Валентиновна, педагог дополнительного образования МОУ ДО ЦДТ «Созвездие» второй квалификационной категории п. Некрасовское 2008 г. МОУ Некрасовской СОШ МОУ ДО ЦДТ «Созвездие» Образовательная программа молодежного объединения «Лидер» п. Некрасовское 2008 г.

Оглавление:

  1. Пояснительная записка ………………………………………………стр.3
  1. Учебно-тематический план …………………………………………..стр.13
    1. Учебно-тематический план 1 года обучения…………………стр.13
    2. Учебно-тематический план 2 года обучения …………………стр.14
    3. Учебно-тематический план 3 года обучения …………………стр.15

3.Содержание дополнительной образовательной программы………….стр.15

    1. Содержание дополнительной образовательной программы

1 года обучения …………………………………………………стр.15

    1. Содержание дополнительной образовательной программы

2 года обучения………………………………………………….стр.18

    1. Содержание дополнительной образовательной программы

3 года обучения………………………………………………….стр.19 4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы ………………………………………………………………..стр.21

  1. Материальное обеспечение программы……………………………….стр.30
  2. Список используемой литературы……………………………………..стр.31
  3. Список литературы, рекомендуемой ля детей…………………………стр.32

1. Пояснительная записка

Программа «Школа организаторов» адаптированная авторская программа «Перекресток» Калипановой Светланы Анатольевны, методиста ДДТ г.Серова. Программа «Школа организаторов» — это социально-образовательная развивающая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовывать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заключается социально-образовательная направленность программы. Развивающий характер программы предполагает, что основными принципами отбора содержания и форм деятельности является не только учет возрастных особенностей школьников, но и опора на признаки качественного роста личности. Нестабильность экономического и политического положения России привели к тому, что большая часть ее населения имеет пассивное отношение к происходящим и будущим переменам в обществе. Одним из путей решения этой проблемы видится развитие лидерской позиции в подростковом возрасте, а также организация ученического и общественного самоуправления. Детская общественная организация по своим воспитательным возможностям способна оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, прежде всего, его организаторского опыта, опыта организации деятельности других. Детская организация создает условия для включения старших школьников в социально значимую деятельность. Она является социальным институтом, обеспечивающим успешную реализацию социальной активности ребят. Результат деятельности детской организации во многом зависит от сформированности опыта организаторской деятельности, в том числе и от наличия лидеров. Успешное формирование опыта возможно в ситуации свободного выбора (деятельности, информационного поля, группы общения и т. д.), ситуации успеха, ситуации достижения результатов.

Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоутверждения и самоопределения личности. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков, а также если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах.

Основанием для разработки данной программы стало, по сути, выполнение заказа детских общественных объединений, действующих на базе образовательных учреждений. В Некрасовском МР детское общественное движение не прекращало свою деятельность, а в последнее десятилетие активно развивалось на качественно новом уровне. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях. В современных «лидерских» программах, таких как «Лидер» (1993, СПО-ФДО) и «Я сам. Школа социального успеха» (1994, ФДО «Юная Россия») авторы ориентируют на психологические аспекты выявления и развития лидерских качеств каждого подростка, желающего повысить свой рейтинг и успех в группе. Однако они не рассматривают проблемы формирования условий и среды для самореализации обучающихся (область приложения умений и навыков ограничивается сферой общения). Основное достоинство программы «Школа организаторов» заключается в том, что практическая составляющая программы реализуется в деятельности Клуба старшеклассников «Лидер».

В отличие от лидерских программ данная образовательная программа представляет синтез школы права, школы общения и тренинговых психологических программ. Данная комплексная программа ориентирует подростков на получение допрофессиональных умений и навыков по специальности «Связь с общественностью». Программа предполагает создание условий для расширения знаний в этой области, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.

^ прошла апробацию в течение 7 лет. За это время неоднократно подвергалась корректировке и дополнению. В настоящее время программа представляет собой, на наш взгляд, систему оптимальных методик и технологий формирования лидерских качеств старшеклассников.

^ создание условий для получения старшеклассниками допрофессиональных компетенций в области деятельности детских общественных объединений.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).
  • Формирование практических умений по организации органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования.
  • Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности и способности к самообразованию.
  • Развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
  • Формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере.
  • Развитие лидерских качеств личности.

Воспитательные:

  • Содействие формированию активной гражданской позиции старших школьников.
  • Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.
  • Содействие профессиональной ориентации подростков.

Преемственность и согласованность программы с образовательными программами общеобразовательной школы проявляются в областях изучения предметов: граждановедение, обществознание, ОБЖ, технология, история, литература.

Продолжительность образовательного цикла — три года обучения. Образовательная программа включает в себя три уровня обучения в соответствии с годами обучения:

  • Программа первого года «Познай себя» — программа начального уровня.
  • Программа второго года «Научи себя и других» — программа совершенствования знаний и умений, полученных на начальном уровне.
  • Программа третьего года обучения «Знаю. Могу. Делаю»

программа практической деятельности в общественном объединении, профессиональной ориентации подростков.

Образовательная программа рассчитана на обучающихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста — 13-17 лет. Специальных требований к знаниям при приеме в объединение нет.

^ формируется, в основном, из обучающихся в возрасте 13-14 лет, которые предполагают заниматься общественной деятельностью или работать в органах детского самоуправления. Первый уровень предполагает формирование представлений о лидерстве, основ организаторской деятельности, развитие мотивации к поиску возможностей и созданию условий для реализации своих интересов и потребностей в лидерской деятельности.

Референтная группа второго года и группа координаторов третьего года обучения — группы совершенствования знаний и умений.

^ обучения состоит из обучающихся 14-16 лет и новичков этого же возраста, которые уже имеют определенный опыт общественной деятельности (работа в органах детского самоуправления; организация и проведение выездных сборов, слетов).

Данный уровень предполагает развитие и углубление интересов и навыков социально значимой деятельности, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности, реализацию полученный знаний, умений и навыков в деятельности общественных объединений.

^ обучения формируется из обучающихся 16-17 лет, которые совершенствуют свои умения и навыки, полученные в первый и второй годы обучения. Данные навыки предполагают допрофессиональную подготовку старшеклассников в следующих областях:

  • «организаторские технологии»;
  • «игровые технологии»;
  • «правовые основы общественного движения».

Уровни являются интегрированными, что обеспечивает плавный рост в творческом, культурном, коммуникативном развитии подростков. Предложенная система обучения дает каждому старшекласснику равные возможности для максимальной реализации своих потенциальных способностей. Это формирует у подростков адекватную самооценку и вместе с тем делает очевидной значимость личности, сумевшей проявить и реализовать себя.

^ необходимое для проведения занятий по программе, — 324 часа, из них: теоретические занятия -70 часов; практические занятия — 254 часа.

^

  • занятия с группой начальной подготовки (15 человек) — 1 раз в неделю по 2- 3 академических часа в зависимости от темы;
  • занятия с референтной группой (12-15 человек) — 2 раза в неделю по 2 академических часа с учетом практической части работы;
  • занятия с группой координаторов (12 человек) — 1 раз в неделю по 3 академических часа;
  • семинары-практикумы с привлечением более широкого круга старшеклассников — 1 раз в месяц по 3 часа;
  • профильные смены актива — 1 раз в год по 3 дня.

Для организации работы по программе используется база Некрасовской СОШ, для выездных лагерей ОАО «Санаторий «Малые Соли». Обеспечение кадрами осуществляется с помощью педагогов Центра детского творчества «Созвездие», Некрасовской СОШ, психологов образовательных учреждений, специалистов муниципальных учреждений.

^

Программа каждого уровня включает в себя все 3 компонента:

Обучающий компонент — является приоритетным первого уровня. В программу включены лекционные и практические занятия, деловые и ролевые игры, дискуссионные центры, тренинги и т. д. Учащиеся в конце года организуют и проводят мастерскую по теории лидерства на семинаре-практикуме «Мы и лето».

^

  • Формирование представлений о лидерстве, значении личности и коллектива, основах организаторской деятельности, основах школьного самоуправления, науке общения.
  • Обучение постановки цели своей деятельности, выбора оптимальных средств ее достижения, корректировки своих действий в соответствии с целью.
  • Развитие мотивации к поиску возможностей и созданию условий для реализации своих интересов и потребностей в лидерской деятельности.
  • Формирование умений организаторской деятельности.

Знания и умения:

  • иметь представление о типах и качествах делового лидера, о стилях работы лидера;
  • иметь представление о методах ведения собрания, о ролях участников собрания — летописца, ведущего, члена и лидера группы;
  • иметь представления о правилах и культуре общения;
  • иметь представление о значении процесса целеполагания, планирования своей деятельности и объединения;
  • иметь представление об истории развития детского самоуправления;
  • уметь организовывать и проводить лидерские игры;
  • уметь обозначать дальние и ближайшие перспективы своего роста в избранном направлении;
  • уметь разбивать работу на части, распределять ее во времени;
  • знать принципы самоуправления и модели органов самоуправ- ления детского объединения.

Развивающий компонент — является приоритетным для второго уровня. На этом уровне предусмотрены практикумы:

  • участие обучающихся в реализации социальных проектов;
  • выполнение постоянных или временных обязанностей в органахдетского самоуправления разного уровня;
  • участие в деятельности рабочих групп, советов дел по подготовке тех или иных мероприятий;
  • выполнение функций руководителей временных профильных объединений, организаторов и ведущих школы «Лидер».

Приобретенные знания, умения и навыки в рамках школы «Лидер» старшеклассники реализуют в первую очередь в деятельности общественных объединений, Советов старшеклассников и других органах ученического самоуправления школ. Приоритетные задачи:

  1. Формирование представлений о правовых основах деятельности общественного объединения, технологии подготовки социального проекта, методике организации и проведении коллективно-творческих дел, технологии игр и игровых программ, основах диагностики.
  2. Формирование умений и навыков организации коллективной деятельности.
  3. Формирование умений и навыков подготовки и реализации социальных проектов, организации и проведения коллективно-творческих дел.
  4. Совершенствование навыков организаторской деятельности.

Знания и умения:

  • иметь представление о правах и обязанностях подростков;
  • иметь представление о функциях общественного объединения;
  • иметь представление о схеме работы над проектом; >
  • иметь представление о стадиях проведения КТД;
  • знать основные понятия о символах и эмблемах общественного объединения;
  • уметь собирать и анализировать информацию;
  • уметь составить план проведения и подготовки КТД, провести анализ КТД;
  • уметь разработать и наполнить содержание игровых программ, в зависимости от тематики.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …