Образовательная программа основного общего образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА СОСНОВОБОРСК СОСНОВОБОРСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Принято»На педагогическом советеМБОУ СОЩ №3 р.п. СосновоборскПротокол №____от «______»20 г.
«Утверждаю»Директор МБОУ СОШ №3 р.п. Сосновоборск________________В.И. ЦенаевПриказ №_______ от «_____» 20 г.
Образовательная программа основного общего образования
МБОУ СОШ №3 р.п. Сосновоборск
Сосновоборск 2011

Характеристика второй ступени школьного образования
Основное общее образование – вторая ступень общего образования.В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.Обучение на второй ступени направлено на достижение следующих основных целей:
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях , умениях, навыках и способностях деятельности;
Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Основное общее образование – завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня профессиональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к сознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути из достижения, использовать приобртенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы:
Русский язык;
Литература;
Иностранный язык;
Математика;
Информатика и информационные технологии;
История;
Обществознание (включая экономику и право);
География;
Физика;
Химия;
Биология;
Искусство;
Изобразительное искусство;
Музыка;
Технология;
Основы безопасной жизнедеятельности;
Физическая культура.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения содержания основного общего образования обучающийся получает возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях. Не предполагающих стандартное применение одного из них.Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.Исследование несложных практический ситуаций. Выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Адекватное восприятия устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, поведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин, возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учёт особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчинённый и др.).Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

(модулей)
Программы созданы по всем предметам учебного плана МБОУ СОШ№3 р.п. Сосновоборск на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089) , примерных программ основного общего образования. Они выполняют две основные функции.
позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей основного общего образования.
позволяет рассмотреть возможное направление развёртывания и конкретизации содержания образовательного стандарта основного общего образования по конкретному учебному предмету с учётом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организованно организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.
Программы отдельных учебных предметов МБОУ СОШ №3 р.п. Сосновоборск предназначены для разработки рабочих программ, в которых учебный материал распределяется по годам обучения и отдельным темам.

предметов, дисциплин (модулей)
Все программы по учебным предметам МБОУ СОШ№3 р.п. Сосновоборск построены на единой структуре, что позволяет представить их целостно и во взаимосвязи.
В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, дается общая характеристика учебного предмета, его место в учебном плане МБОУ СОШ№3 р.п. Сосновоборск. Особое внимание уделяется роли данного учебного предмета в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
раскрывает необходимый уровень функциональных (предметных) знаний-умений, который формируется у обучающихся. Курсивом в образовательных программах выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение, деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); третий компонент – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для…- объединяет группу умений, которыми обучающийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне учебного процесса.

основного общего образования
Настоящий учебный план определяет объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по предметам и годам обучения.Учебный план разработан на основе:- закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постанов-лением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196);- регионального базисного учебного плана и примерных учебных программ для общеобразовательных учреждений Пензенской области, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования и науки Пензенской области от 19 января 2005 г. №3);Приказ МОиН РФ № 189 « об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательных, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;- Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;Реализация учебного плана на основной ступени общего образования направлена на формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:- Учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;- универсальных учебных действий;- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.Учебный план нацелен на личностно-ориентированное обучение и воспитание, обеспечивающее индивидуальное развитие каждого ребенка с учетом его психологических особенностей, профессиональных намерений.

Учебный план основной школы состоит из инвариантной части (базовый компонент) и вариативной (школьный компонент).Инвариантная часть учебного плана полностью реализует государственный образовательный компонент, обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации, гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений, навыков, которые обеспечивают возможность продолжения образования.В учебном плане МБОУ СОШ №3 предложено недельное распределение часов, что дает возможность перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.Учебный план устанавливается для V – IX классов, ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года: V-VIII классы — 35 учебных недель, IX класс– 34 учебные недели.В учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения:федеральный компонент – не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;региональный компонент – не менее 10 процентов;компонент образовательного учреждения – не менее 10 процентов.В федеральном компоненте учебного плана МБОУ СОШ № 3р.п. Сосновоборск определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения используются:для изучения учебных предметов федерального компонента учебного плана МБОУ СОШ № 3 р.п. Сосновоборск ( русский язык, математика);для введения новых учебных предметов, факультативов (литературное краеведение, история родного края, основы предпринимательства, основы выбора профиля; Решение задач по математике, решение экспериментальных задач по физике, классическая музыка, география Пензенской области, практика написания сочинений, актуальные проблемы современной истории, обществоведческий курс)

В базовом компоненте предусматривается на изучение литературы в 7-8 классах 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю. На изучение русского языка: в 7 классе – 4часа в неделю, в 8 классе – 3 часа в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю. На изучение английского языка отводится 3 часа в неделю в 7 – 9 классах.
В 7 классе за счет часов регионального компонента завершается изучение курса «Литературное краеведение».
Математика в 7 — 8 классах – 6 часов в неделю (1 час –из вариативной части), в 9 классах – 5 часов в неделю.
Информатика изучается в 8 классах в объеме 1 часа в неделю, в 9 классах – 2 часа в неделю.
Биология в 7-9 классах изучается в объеме – 2 часа в неделю, физика в 7-9 классах – 2 часа в неделю, химия в 8-9 классах – 2 часа в неделю, география в 7 — 9 классах – 2 часа в неделю,
история 7-9 классы – 2 часа в неделю, обществознание– 1 час в неделю, региональный компонент реализуется через изучение предмета «История родного края» в 8-9 классах в объеме 1 часа в неделю.
С целью формирования у обучающихся предпринимательских способностей в 9 классе изучается курс «Основы предпринимательства» в объеме 1 часа в неделю.
«Физическая культура» (7- 9 классы) – 3 часа в неделю, 3-ий час представлен курсом «ритмика». Предмет ОБЖ изучается в 8 классе – 1 час в неделю.
«Изобразительное искусство» 7 класс — 1 час в неделю.
«Музыка» изучается в 7 классе — 1 час в неделю.
«Искусство» изучается в объеме – 1 час в неделю (8 – 9 классы).
«Технология » изучается в 7 классе – 2 часа в неделю, в 8 классах — 1 час в неделю.
В 9 классе ведется курс «Основы выбора профиля», ориентированный на предпрофильную подготовку.

Оцените статью
Добавить комментарий