Образовательная программа основного

Принято на заседании педагогического «Утверждаю»
совета МОУ ООШ с.Камынина директор МОУ ООШ с.Камынина
протокол №1 от30.08.2012 г. _____________О.Г. Молофеева
Приказ №51 от 01.09.2012 г.
Образовательная программа основного
общего образования по обществознанию
МОУ ООШ с. Камынина
Белинского района Пензенской области
Пояснительная записка
Образовательная программа основного общего образования по обществознанию Муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Камынина Белинского района Пензенской области составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию для 6 – 9 классов, программа Л.Н.Боголюбова , 2009г.

Образовательная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.Образовательная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Образовательная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Также в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Образовательная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 класс)
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (34 час)
Тема 1. «Человек» (9 ч)
Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?
Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари. Учимся общаться.
Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна…
Учимся правильно организовывать свои занятия.

Какие бывают потребности. «Не место красит человека…». Мир мыслей. Мир чувств. Учимся размышлять.

Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Учимся дружно жить в классе.

Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся творчеству.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.

Что значит быть патриотом. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.
Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю? Учимся быть достойными гражданами.
Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Учимся делать добро. Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Учимся быть терпимыми.
Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.
Заключительное занятие(2 ч)
7класс
Раздел — 1. Общество и человек (3часа)
Тема 1. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения (1час)
Какие отношения называются межличностными. Виды межличностных отношений. Особенности межличностных отношений
Тема 2. Человек в малой группе. Общение (2часа)
Понятие малая группа. Роли человека в малой группе. Лидер. Групповые нормы. Поощрения и наказания
Раздел-2. Человек и закон (16 часов)
Тема 1. Что значит жить по правилам? (2часа)
Понятия: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, этикет. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальные нормы. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита.
Тема-3. Почему важно соблюдать законы (2часа)
Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
Тема-4. Защита Отечества (2часа)
Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.
Тема-5. Что такое дисциплина?(2часа)
Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение
Тема-6. Виновен — отвечай (3часа)
Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
Раздел-3. Человек и экономика (10 часов)
Тема-1 Экономика и ее основные участники (2 часа)
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики: производство, потребление, обмен.
Тема-2. Золотые руки работника. (1 час)
Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Тема-3. Производство, затраты, выручка, прибыль. (1час)
Производство и труд. Издержки, выручка. Прибыль.
Тема-4. Виды и формы бизнеса(2 часа)
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства.
Тема-5. Обмен, торговля, реклама.(2часа)
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Тема-6. Деньги и их функции. (2часа)
Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Тема-7. Экономика семьи (2часа)
Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Раздел 4. Человек и природа (3часа)
Тема-1. Воздействие человека на природу. (1час)
Роль человека в охране природы. Экологический кризис. Глобальные проблемы современности. Загрязнение атмосферы. Экологическая катастрофа.
Тема-2. Закон на страже природы. (1час)
Закон РФ «Об охране окружающей среды» Государственный контроль по защите окружающей среды

Что такое человек (8 часов)
Что делает человека человеком? Жизнь – великое чудо. Зачем человек рождается Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя. Природное и общественное в человеке. Способность человека к творчеству
? Потребности. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Понятия: потребности, классификация потребностей, биологические потребности, культурные потребности, социальные потребности, духовные потребности.
. Ординарные и неординарные способности. Способность, талант. Гениальность. Характер и сила воли.
Человек и человечность. Мораль и гуманизм. Моральные нормы и поступки людей.
. Культура подлинная и мнимая. Культура творческая и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к культуре. Культура чувств и культура общения. Приобщение к мировой культуре- необходимое условие человеческого существования
. Познание. Органы чувств, которые помогают человеку познавать мир. Формирование образа Я. Многообразие познавательных возможностей человека.
. Человек. Личность. Кто Я? Зачем я живу? Что останется после меня?
В ходе изучения раздела учащийся должен
Знать/понимать:
Понятия: «сознание», «потребности», «культура», «мышление», «личность»;- знать какие качества характеризуют личность;- основные, характерные черты подросткового возраста;- что такое «деятельность», характеризовать основные черты деятельности;
Уметь:
— работать с учебником, называть основные виды деятельности человека; — сравнивать различные уровни проявления способностей;- объяснять взаимосвязь свободы и ответственности;- Характеризовать понятие «человек»;- характеризовать понятие «личность»;- характеризовать самопознание;- характеризовать общение;- приводить примеры потребностей человека;- приводить примеры проявления ответственности;

Природа. общество, человек. Природа, биосфера, ионосфера, общество. Моральные нормы, взаимодействие человека с окружающей природной средой.
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации.
Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу. Экология и нравственность. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарушения.
В ходе изучения раздела учащийся должен
Знать/понимать:
Понятия: «природа», «мораль», «моральные нормы», «экология и нравственность», «экологический кризис»;
Уметь:
— объяснять взаимосвязь природы и общества;- характеризовать глобальные проблемы человечества;- объяснять правила граждан в сфере экологической безопасности;- определять пути выхода из экологического кризиса;- уметь анализировать, делать выводы.

Межличностные отношения. Особенности межличностных отношений. Знакомство. Приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия.
Необходимость общения для человека. Содержание, форма и культура общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Понятие о малой группе. Виды малых групп по видам деятельности. Группы временные и постоянные. Самочувствие человека в группе. Динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Групповой эгоизм и конформизм.
Дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал дружбы. Несовместимость дружбы с эгоизмом. Дружба, групповая солидарность.
Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства. Дружба.
Психологический климат в семье. Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья.
В ходе изучения раздела учащийся должен
Знать/понимать:
— понятия: «малая группа», «любовь», «дружба»;
Уметь:
— анализировать, делать выводы;
— характеризовать роль лидера в малой группе;- называть основные нормы семейной этики;- характеризовать семью как малую группу;- приводить примеры больших и малых социальных групп;

Человек и общество , основные сферы общественной жизни. виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение положения человека в обществе в процессе развития.
Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятия и основные элементы. Техника и технология. НТР и ее социальные последствия.
Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики. «Невидимая рука» рынка.
Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета.
Социальная сфера жизни общества. Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт.
Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос, нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений.
Понятие о поколениях. Связь поколений. Конфликт поколений. Детство — особый период в жизни человека. Защита прав человека.
Политика и политическая жизнь. Политическая сфера общества. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика – дело каждого. Условия успешной политической деятельности.
Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства. Государство, суверенитет. Монархия, республика.
Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура»
Выбор жизненного пути. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция.
Современный мир. Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира.
В ходе изучения раздела учащийся должен
Знать/понимать:
— понятия: «экономика», «социальные нормы», «нация», «этнос», «племя». «народность», «политика», «истина». «интеграция»;Уметь:- называть способы воздействия государства на экономику;- сравнивать основные формы собственности;- объяснять роль экономики в жизни общества;- объяснять причины безработицы;- характеризовать ограниченность ресурсов;- характеризовать рыночную экономику;- анализировать информацию, отвечать на вопросы;- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.Итоговое повторение 2ч

Раздел 1. Гражданин. Право. Мораль (33часа)
Роль права в жизни человека, общества, государства. (1ч) Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Право, мораль, государство, договорная теория права, теологическая теория, теория естественного права, признаки права.
Преступление. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Отличие уголовной ответственности от других видов юридической ответственности. Обстоятельства смягчающие и отягчающие вину. , Обстоятельства. Исключающие преступность деяния. Виды наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания.
Государство и его признаки. Теории происхождения государства. Правовое государство.
В ходе изучения материала обучающийся должен
Знать/понимать:
— мораль и право неразрывно взаимосвязаны;- право связано с юридическими законами и государством;- называть основные признаки права;- объяснять отличие права от других социальных норм;- комментировать некоторые определения права;- характеризовать теории права;- аргументировать свою точку зрения.
Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества. Условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского общества.
Конституция — основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия Президента, судов, ФС.
Повторительно – обобщающий урок (1)В ходе изучения материала обучающийся должен
Знать/понимать:
— Конституция обладает высшей юридической силы, основной закон государства;- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.
Уметь:
— объяснять, почему конституцию называют законом высшей юридической силы;- характеризовать смысл основных понятий;- анализировать текст конституции и др. нормативных актов.
Гражданин – человек имеющий права. Конституция РФ, конституция США. Декларация независимости. Декларация прав человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Правовой статус человека. Классификация прав человека. Три поколения прав.
В ходе изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
— объяснять смысл основных понятий;Уметь:- анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека;- делать выводы;- отвечать на вопросы;- сравнивать положения международных документов по правам человека
Основные положения международного гуманитарного права. I-IV Женевские конференции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста.
Частная жизнь. Частное право. Гражданское общество. Публичная жизнь и публичное право. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства, частной и публичной жизни гражданина.
Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство.
Собственность, предпринимательство, гражданское право (1ч)имущественные отношения. Право собственности.
право человека на духовную свободу. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.
религиозное верование. В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести и его гарантии. Свобода совести. Вера, атеизм. Мировоззрение
Потребность человека в семье правовые основы семейно- брачных отношений. Причины счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов.
Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет. Право на занятие предпринимательской деятельностью.
Социальные права человека (1ч) Социальные права. Конституция РФ. Приватизация .Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Свобода слова. Политические права граждан. Политические организации. Международный пакт о гражданских и политических правах. Гарантии реализации прав человека.
Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование.
Повторительно – обобщающий урок (1ч)
Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль.
Что такое мораль (1ч) Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Мораль, человечность, добро, зло, моральная ответственность, общечеловеческие ценности, идеалы, нравственные принципы личности.
Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности идеалы. Добро. Зло.
Долг и совесть (1ч) Мораль, долг, совесть, поведение.
Роль морали в жизни человека и общества (1ч) Мораль ставит оценки. Мораль регулирует деятельность человека. внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали.
Любовь, брак, семья, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности супругов.
Нравственная культура. Современный этикет (1ч) Мораль и выгода. Человек – творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Повторитель – обобщающий урок (1ч)
урок контроля знаний
В ходе изучения раздела обучающийся должен
Знать/понимать:
— основные положения раздела;- разъяснять смысл высказываний;- характеризовать общие и различные черты человека;
Уметь:
— анализировать, отвечать на вопросы;- работать с текстом учебника;- выделять главное в тексте учебного материала;- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Оцените статью
Добавить комментарий