Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором высказались его представления об идеальной героини. Такие пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порожденные дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянки, и трудолюбие, стойкость, силу характера, формирует именно крестьянская среда.
В ранних стихах поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Уже первое стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули их в крестьянскую среду, от которой она совсем отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, от прихоти господина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Поэтому в стихотворении "Тройка", рисуя волшебный портрет "чернобровой дикарки", автор печально предусматривает ее будущую жизнь, которая превратит это замечательное, полное жизни существо в рано постаревшую женщину, от имени которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг ". Итак, вырисовывая образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжелой женской доле рассказывает стихотворение "В полном разгаре страда деревенская".
Эта реалистично нарисована картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа продолжает оставаться тяжелой. Но это невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.
Перед Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное бедствие — смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не что грозит в будущем нищета иссушает Дарью. Самое ней — потеря любимого мужчины. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, все-таки проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий характер Дарьи в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон.
Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания этого образа такими эпитетами, как "горькая вдова", "молодая вдова", ласково называет ее "Дарьюшкой". Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то проходят перезревшимы зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с человеком, бесконечно тоскуя о ней, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Сколько нежности, любви, заботы, любви и тепла заключено в этих простых, незатейливых словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, поскольку в нем рядом с ней те, кто им дороже: заботливый трудолюбивый человек, моторный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина — последнее, что видит замерзающая Дария. Только смерти находит она покой и счастье, потому что обещает ей беспросветную нужду и горе.
Недаром в поэме авторское повествование о печальной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта россиян женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".
Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, подавлена ​​непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы "Кому на Руси жить хорошо".

Оцените статью
Добавить комментарий