Общественно-политическая деятельность Осипа Назарука

признавался законным гетманом-монархом Украины. Клерикальные, католические наклоны в О.Назарука укрепились, когда он в 1926 возглавил редакцию католического органа "Америка" и стал сторонником епископа К.Богачевського. По его мнению, гетманская политическая концепция и интегральный католицизм себя гармонично дополняли. Позднее (в 1936) О.Назарука, вспоминая свой мировоззренческий слом, напишет: "… вернулся к краю совсем другой человек: верующий в Бога, католик, противник радикализма и социализма, консерватист".
В пятом разделе — "Общественно-политическая деятельность в Западной Украине (1927-1939 гг.)" — Исследуется активный период работы О.Назарука, завершение его мировоззренческой эволюции к католическому консерватизма, участие в консолидационных процессах в украинском политическом лагере. По возвращении в августе 1927 года. Во Львов О.Назарука сразу же включился в общественную жизнь края. Это был период подготовки украинского политикума к выборам в сейм и сенат Польши, которые были назначены на март 1928 Возглавив с января 1928 редакция католического еженедельника "Новая Заря", О.Назарука постоянно консультировался с епископом Г.Хомишиним по проблемам общественно-политической жизни края. Кроме редакторских обязанностей, он выполнял огромный объем чисто журналистской работы: почти в каждом номере газеты печатались его статьи, очерки, обзоры прессы, хроника событий и тому подобное. Как и С.Томашивский, О.Назарука отстаивал позиции политической консолидации консерваторов и преобразования их во влиятельную силу, которая эффективно противодействовала экспансии коммунизма на западноукраинских землях и успешно конкурировала с украинским либеральным, социалистическим и националистическим средами. Будучи членом Украинской христианской организации (УХО) с ноября 1927, О.Назарука отстаивал идею "реальной политики". Благодаря влиянию его и С.Томашивского в проекте политической программы УХО выдвигалось требование национально-территориальной автономии украинских земель в Польше.
в 1930 году. О.Назарука выступил одним из основателей Украинской католической народной партии (УКНП) (с мая 1932 стала называться Украинская народная обнова (УНО). Декларируя гражданскую лояльность по польского государства, УКНП требовала предоставления украинским землям под Польшей статуса отдельной государственно -правнои единицы с обеспечением ее всеми нужными органами публичной власти: законодательной, административной, судебной, образовательной, хозяйственной и военной. Сосредоточив в своих руках идеологическую работу партии, О.Назарука неоднократно подчеркивал, что постулат территориальной автономии не означает перехода партии на позиции соглашательства.
На рубеже 1930-х гг. Обострились отношения О.Назарука с В.Липинскому. Последний не удовлетворяла клерикальная позиция О.Назарука, он не одобрял клерикально-католического характера "Новой Зари". Если в течение длительного времени О.Назарука принимал все критические замечания В.Липинского, то от времени пребывания во Львове такой безоговорочной согласия уже не было. В середине 1930-х гг. Постепенно восстановились доброжелательные отношения между О.Назарука и членами гетманского центра и гетманскими организациями. О.Назарука в 1934 году., Представляя интересы УНО, участвовал в совместных встречах с членами гетманской организации в Галичине. Осуществляя реорганизацию гетманского движения П.Скоропадский выбрал именно О.Назарука для редактирования проектов Устава и Регламента Союза Гетманцев-Державников. Сотрудничество с гетманскими организациями продолжалась вплоть до начала 1940-х гг.
Несмотря на отстаивание своих политических взглядов, О.Назарука осознавал важность поиска взаимопонимания политических сил Западной Украины в 1930-х гг. Стремление консолидации мотивировалось изменениями в международной обстановке и внутриполитической жизни. Основным фактором, делал консолидацию остро- актуальной, было состояние польско-украинских отношений. Негативно влияла на внутриполитическую ситуацию полемика между ведущими политическими силами украинского общества — УНДО ОУН и ВСРП, в результате чего было прекращено кампанию за созыв Всеукраинского Национального Конгресса.
Как и весь украинский консервативно-клерикальный лагерь О.Назарука выступал за нормализацию польско-украинских отношений на принципах национально-территориальной автономии украинских земель в составе Польши. Он солидаризировался с УНДО о необходимости участия в выборах в сейм и сенат 1935 Участие в выборах из украинских партий приняли УНДО и УНО. Первые шаги по взаимопонимания между представителями украинских партий и организаций, за исключением официального руководства УНДО (которое поддерживало политический курс "нормализации"), были сделаны в сентябре-октябре 1937 В выяснении политических позиций участвовали Д.Левицкий и В.Кузьмович (оппозиция в УНДО), М.Стахив и М.Матчак (ВСРП), О.Назарука (УНО) и М.Рудницкий (Союз украинок). Идею межпартийного согласия поддержали председатель УГКЦ митрополит Шептицкий и станиславский епископ Г.Хомишин. Постоянные контакты были начаты совещанием 4 ноября 1937 в доме председателя УСДП В.Старосольського с участием О.Назарука, М.Стахива и П.Костюка. Протоколы этих совещаний, продолжавшихся до начала Второй мировой войны, вел О.Назарука.
На заседании 6 декабря 1937 участники совещания решили создать Контактный Комитет, который имел временный характер и должен был существовать до заключения формального межпартийного согласия.

Оцените статью
Добавить комментарий