Общество общество как сложная динамическая система

ОБЩЕСТВО
Общество как сложная динамическая система
Общество — это объединение людей на основе трудовой деятельности, в результате которой формируется целостная система связей, отношений, действий, пронизывающих все сферы человеческой жизнедеятельности. Общество — это сложное многоуров­невое явление жизни людей, которое характеризуется структурной и функциональной слаженностью, устойчивостью, динамизом, высоким уровнем саморегуляции и воспроизводства, и определяется, прежде всего, как:• среда обитания человека, который в ней формируется как личность;• способ взаимоотношений между людьми на межличностном и межгрупповом уровне;• способ взаимоотношения людей, находящихся в различных формах и видах социальных объединений — сферах обще­ственной жизни, социальных институтах, политические орга­низациях;• способ взаимодействия человека и природы, в котором че­ловек, обособившийся от природы, выступает созидающей, изменяющей ее частью, а природа, по отношению к челове­ку, выступает естественным условием его существования;• условие создания материально-духовных ценностей и соци­альных норм, которые качественно характеризуют само об­щество.О существовании общества как системы можно говорить тог­да, когда выделяются в единстве его важнейшие элементы: люди (члены общества), территория совместного проживания, общая культура. Общество является динамической саморазвивающейся системой, то есть мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы, экономические и политические задачи, религиозные и нравственные установки и т. п. создаются самими людьми, разви­ваются в ходе истории и могут различаться между собой в раз­ные исторические эпохи.Общество появляется и развивается в результате материально духовной деятельности людей (создание орудий труда, языка, мифологии, религии, философии, науки и т.д.). Возникнув когда-то в результате труда, общество и сейчас организуется, развивает­ся благодаря труду. Труд не только удовлетворяет материальные (пища, одежда, жилье и т.п.) и духовные (знание о мире, искусство и т.п.) потребности людей, но и ,формирует общество как систему социальных (общественных) связей и отношений между людьми.Общество как способ жизнедеятельности людей строится на причинно-следственных и функциональных связях, которые обусловливают друг друга.
Причинно-следственные связи можно рассмотреть на примере взаимодействия основных сфер общества:
• экономической (отношения в области материального производства);
• социальной (взаимодействие классов, страт, социальных групп;
• политико-управленческой (деятельность государственных организаций, политических партий, общественных движе­ний);
• духовной (реализация форм общественного сознания — философии, науки, искусства и др.).
Изменения в какой-либо одной сфере неизбежно приводят к изменениям в других сферах. Замена плановой или администра­тивно командной экономики на рыночную в нашей стране стала причиной изменений в социальной (появление предпринимателей и т.п.), в политико-управленческой (многопартийность) в духов­ной (свобода совести) сферах.Функциональные связи прослеживаются во взаимообуслов­ленности функций: общества. Исходя из понятия сфер общества, можно выделить следующие функции:• производство жизненных благ;• систематизация производства;• воспроизводство и социализация человека;• распределение результатов труда;• узаконивание управленческой деятельности государства;• структурирование политической системы;• формирование идеологии;• историческая передача культуры и духовных ценностей. Причинно-следственные и функциональные связи общества всегда реализуются в единстве.
Для осуществления своих целей и приоритетов общество фор­мирует общественные отношения и соответствующие структу­ры — социальные институты. Общественные отношения — это отношения, которые возникают между социальными группами и внутри них, в процессе создания материально-духовных ценнос­тей и жизнедеятельности общества в целом. Принято различать общественные отношения материально производственной сферы и общественные отношения духовной сферы. Общественные от­ношения носят исторический характер и изменяются по мере, раз­вития самого общества.
— это общественные образования (учреждения, нормы, культурные образцы, способы поведения), служащие для упорядочивания и регуляции отношений между людьми. Современное общество насчитывает множество социаль­ных институтов в различных сферах человеческой жизнедеятель­ности, важнейшими из которых являются институты собственнос­ти, разделения труда и заработной платы, государство, армия и политические партии, институты родства, брака и семьи, институ­ты в сфере культуры.
Общество можно рассматривать как самоорганизующуюся сис­тему взаимоотношений между человеком и природой. В этом случае общество представляется обособившейся частью приро­ды. Человеческое общество отличается от остального мира при­роды (растений, животных) тем, что человек способен к созида­ющей деятельности, в результате которой он качественно влияет на саму природу.Влияние человека на окружающую его природную среду изме­няет самого человека. Характер этого влияния зависит от уров­ня развития орудий труда, производственных технологий и т.п., от уровня развития самого человека, общества. Казалось бы, совре­менный уровень развития производства, науки и общества дают человеку власть над природой и защищают его от различных при­родных катаклизмов. Однако, природа «сопротивляется» и сама влияет на изменение человека, общества. Необдуманное, потре­бительское отношение общества к природе обернулось для чело­века экологическим кризисом (исчезновение некоторых биологи­ческих видов, загрязнение биосферы и т.п.), техногенными катас­трофами (авария на Чернобыльской АЭС и т.п.), появлением ран­ние неизвестных болезней (СПИД, атипичная пневмония и т.п.).Природа — это бесконечная во всех проявлениях среда (космосфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т.д.), окружающая человеческое общество, не созданная им, но высту­пающая обязательным условием его существования.Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях: во-первых, воздействие природы на общество, во вторых, воздействие общества на природу. В первом случае, при­рода выступает источником ,средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, элект­роэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, гео­графический ландшафт — все это влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимули­рует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запа­сов полезных ископаемых, плодородных почв, рыбных ресурсов) способствует общественному совершенствованию. Во втором слу­чае, общество выступает условием изменения сложившихся природных комплексов (извлечение из земных недр ископаемых, вы­рубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и создания новых (устройство сельскохозяйственных уго­дий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.Взаимодействие природы и общества противоречиво. Проти­воречия зависят как от особенностей природы и характера ее преобразования, так и от особенностей общества и характера его воздействия на природу. Современный этап взаимодействия об­щества и природы привел к появлению экологического кризи­са. Защита природы сегодня является мировой проблемой и ре­шается на уровне ООН («Всемирная хартия защиты природы», 1982 г.), ЮНЕСКО (программа «Человек и биосфера, 1970 г.) и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом и обеспечивается силой закона. В России принят Федеральный закон «Об охране окружа­ющей среды» (10 января 2002 г.).Внеприродная сторона жизни общества характеризуется поня­тием «культура». Взаимосвязь общества и культуры прослежи­вается, если рассматривать культуру как общественный процесс. Универсальность культуры, многообразие ее форм (культура тру­да, мифология, религия, искусство и т.д.), свидетельствуют об органической связи культуры с общественной жизнью. Культура возникла вместе с обществом, под воздействием его запросов и потребностей. Изначально культура в обществе носила аккумуля­тивный характер развития, т.е. накапливала разнообразные соци­альные ценности (знание о мире, нравственные нормы, трудовой опыт и т.д.).

Общество развивается в результате воздействия определенных факторов: объективных (независимых от воли и сознания чело­века) и субъективных (когда человек, социальные общности вы­ступают в качестве «движущей силы» общественного развития).К объективным факторам можно отнести:• противоречия, которые закономерно возникают в процессе исторического развития общества (классовые противоречия, противоречия между производительными силами и произ­водственными отношениями, национальные противоречия);• социальный детерминизм — объективный источник обще­ственного развития, который характеризуется тем, что об­щество во всем его многообразии само выступает источни­ком своего изменения и развития;• естественно-природный фактор, который действует в комп­лексе отношений «общество-человек»; изменение природ­ной среды (экологическая проблема, техногенные катаклиз­мы и т.п.) объективно влияют на изменение самого обще­ства.К субъективным факторам относятся:• деятельность народных масс;• деятельность конкретных социальных общностей — клас­сов, социальных групп, наций.• деятельность отдельных личностей.Общество изначально основывается на деятельности людей, выступающей главным способом его существования. Деятельность людей — это и есть сама общественная жизнь, вокруг которой складывается система связей, отношений, действий. Реализация социальных законов, функционирование основных сфер обще­ства, исторические события, разные состояния общества непос­редственно связаны с деятельностью человека.
Социальные изменения, основанные на необратимом перехо­де общества к новым условиям жизни, называют общественным развитием. Общественное развитие представляет собой карти­ну бесконечного многообразия, непохожести и уникальности ис­торических событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Исторический процесс всегда предполагает множество вариантов выбора. Многообразие путей и форм общественного развития выступает закономерным историческим условием существования общества. Оно отражает разнообразие внешних и внутренних аспектов жизни отдельных стран, отдельных народов, обусловливает переход общества из одного качественного состояния в другое.

В настоящее время основными схемами общественного разви­тия считают линейно-восходящую, представленную в работах Г. Гегеля, К. Маркса, Д. Белла, У. Ростоу и др., и циклическую (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).Развитие общества по линейно-восходящей схеме предпола­гает, что оно проходит ряд последовательных, сменяющих друг друга этапов. Эти этапы характеризуются определенным уровнем производительных сил, мировоззрением, соответствующим накопленным знаниям, определенной системой коммуникаций и т.п.Г. Гегель выделял три ступени всемирной истории и связывал их с историей Древнего Востока, античной Греции, христианской историей германских народов.
К. Маркс является основоположником формационного подхо­да к истории, он выдвинул теорию общественно-экономических формаций. — это ис­торический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производс­твенных отношений. Производительные силы — люди и средс­тва производства — являются динамичной составляющей спосо­ба производства, а производственные отношения — инертной. Обострение противоречий между производительными силами и производственными отношениями разрешается в ходе социаль­ной революции, которая приводит к смене способа производства (экономического базиса) и соответствующей ему политико-право­вой и идеологической надстройки, т.е. к новой общественно-эко­номической формации. К. Маркс определил пять формаций: пер­вобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталис­тическую, коммунистическую, включающую социализм в качест­ве первого этапа.
Американский социолог Д. Белл отмечал доиндустриальную или традиционную, индустриальную, постиндустриальную ступени исторического развития, а его соотечественник У. Ростоу — «тра­диционное общество», «переходное общество» (появление пред­посылок капитализма), общество «периода промышленной рево­люции» (сдвиг в сторону роста промышленного производства),«индустриальное общество» (зрелость экономической и социаль­ной системы), общество «высокого массового потребления» (сов­ременное общество).Циклическая схема изменения общества предполагает, что ис­торические этапы общественного развития не заменяют друг дру­га по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга: период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности. Выделяют несколько форм циклических процессов: маятниковые, волнообразные, спиралевидные.

В динамике общества различают эволюционный и революцион­ный пути развития.
Эволюция — это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качествен­ном изменении. Характерными чертами эволюции выступают: пос­тепенность, непрерывность, естественная обоснованность измене­ний, функциональная целостность процессов изменения, органи­ческий характер процессов развития.
Революция — это одна из форм движения, развития в при­роде и обществе, основанная на коренном, резком скачкооб­разном переходе от одного качественного состояния к друго­му. Основными чертами революции выступают: быстрота измене­ний, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер про­цессов развития.
С эволюционным и революционным путями общественного раз­вития (иногда только с эволюционным) связывают путь реформи­рования, который естественно сопутствует общественному про­грессу и распространяется на все области человеческой жизнеде­ятельности. Реформы — это субъективный процесс, направлен­ный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер об­щества. Реформы призваны вывести общество из кризиса и обес­печить ему стабильное существование.
Общество непрерывно изменяется и достигает нового уровня развития, само развитие — альтернативно: путем революции или эволюции. Эволюционные и революционные преобразования об­щества всегда сопровождаются реформированием, которое мо­жет носить по отношению к отдельным социальным общностям или личностям негативный или позитивный характер.

Культура (от лат. «культура» — возделывание) — специфичес­кий способ организации и развития человеческой жизнедеятель­ности, представленный в ее материальных и духовных продук­тах. Иначе говоря, культура — это совокупность всех достиже­ний общества в материальной и духовной жизни. К культуре от­носятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и ду­ховные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы пове­дения и технологические процессы — все, на чем лежит «печать» деятельности человека, включая его личность (ведь и личность че­ловека — тоже продукт общественной деятельности).
Термин «цивилизация» используется в нескольких смыслах.
• Историческая ступень развития человечества, следующая за варварством (дикость варварство цивилизация). Ее основные признаки: деление общества на классы, государс­тво, города, письменность.
• Характеристика единства национальных культур определен­ного региона или (и) на определенном историческом отрез­ке (например, цивилизации Древнего Востока, античная ци­вилизация и т.д.). Данное понятие обозначает совокупность уникальных экономических, социальных, политических, ду­ховных, нравственных, психологических, ценностных и дру­гих структур, отличающих одну историческую общность лю­дей от другой.• Высокий уровень развития материальных благ и способов их потребления.
Кроме того, цивилизацию связывают с высоким уровнем раз­вития технологий, общественного порядка, признанием ценности личности, личной свободы, экономического процветания.

Оцените статью
Добавить комментарий