Объект, предмет, проблематика и методы социальной психологии

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ПРОБЛЕМАТИКА И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования, проявлениях и влияния на поведение, деятельности людей, психики/психического/ и его отдельных феноменов. Психология человека – наука, изучающая психику людей и феномены в разных условиях жизнедеятельности. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль знаний, которая изучает возникновение, формирование, функционирование, развитие и влияние на поведение людей. Основной объект социальной психологии — личность в системе социальных связей, отношений. Предмет социальной психологии: – социально-психологические феномены, возникающие у личности в системе социальных связей и отношений –различные формы общности людей /изучение больших и малых социальных групп, толпы, массы людей, расы, региональные группы/. Это основной объект социальной психологии, т.е. можно сказать, что основная проблематика социальной психологии сводится к проблеме личности и форме общества, а предметом социальной психологии выступает: -групповая, общественная, массовая психика и её отдельные феномены –социально-психологические феномены, возникающие у личности, у отдельных людей –психологические феномены, характеризующие взаимодействие людей /психологическая апперцепция, механизм взаимовлияния людей друг на друга, конфликтные отношения/. К объекту социальной психологии так же относят: 1.Массовые социальные явления /революция, война, мода, реклама, безработица, политическая проституция/. Массовые социальные процессы /миграция, криминализация, дифференциация общества/. Массовые социальные движения/ политические, спортивные, профсоюзные, цветные, религиозные, женские/. 2.Массовые виды деятельности/зрелищные, спортивные, учебно-познавательные, боевые операции/. 3.Формы массового сознания/наука, искусство, религия/. ^ Конкретное содержание сферы духовной жизни людей /действительный мир/, компоненты: -профессиональный –политический –нравственный –правовой –эстетический –этнический –религиозный + уровни функционирования от апатии до энтузиазма – это сложная совокупности внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений.
Социальная группа состоит из личностей, взаимодействующих между собой. Практический смысл имеет выделение следующих групп социально-психологических процессов и явлений. 1.Массовые психологические феномены /что-то целостное/. Общие групповые цели, интересы, потребности, мнения, суждения, отношения, настроения, социальные чувства, общие групповые ценности. 2.Социально-психологические проявления личностью индивидуальности /социально-психологические ролевые функции личности/. Муж-жена, брат-сестра – социальные; лидер-ведомый – психологические. Самоутверждение, лидерство, подчинение, конформизм, нонконформизм /противостояние всякому давлению из вне/, экстраверсия, интроверсия, авторитетность, ригидность и гибкость личности. 3.Социально-психологические феномены характеризующие поведение людей. Психологическая адаптация, симпатия, антипатия, доверие, неприязнь, враждебность, конфликт. 4.Интегральные социально-психологические феномены –сплоченность группы –слаженность группы –морально-психологическая атмосфера –степень профессиональной, нравственной зрелости людей Наряду с выделенными группами социально-психологических феноменов Г.М.Андреева выделяет динамические процессы в малых группах: 1.феномен группового давления 2.выработки группового решения/мозговой штурм/ 3.процесс адаптации сотрудников в коллективе 4.процесс самоутверждения личности в группе 5.процесс сплочения в группе 6.процесс интеграции и дифференциации в группе. ИСТОКИ ГРУППОВОЙ ПСИХИКИ 1.Исторический опыт существования данной общности людей 2.Прижизненный опыт существования данной общности людей 3.Ведущий вид деятельности как определяющий фактор развития личности. Исторически существовало 3 основных вида этноса в зависимости от ведущего вида деятельности: а/Производительные этносы – славяне, вся Европа, исключая Германию. Труд – основа богатства, красота труда, орудий труда, воровство пресекалось. По отношению к экологии агрессивные этносы. б/Агрессивные этносы – варяги, чеченцы, кочевники. Ничего не производили, захват чужого, красота боя, оружия. в/Паразитические этносы — ничего не производили, в открытую не грабили, паразитический образ жизни/евреи/. 4.Конкретные обстоятельства, в которой оказалась данная общность людей 5.Особенности идеологического информационно-психологического воздействия на людей и обстоятельства.
^ МЕТОД – способ использования тех или иных средств для решения соответствующих психологических задач. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА: 1.Позитивная мотивация профессиональной деятельности 2.Профессиональные знания, умения, навыки, умственная деятельность 3.Профессиональное развитие мышление -высокая коммуникативная подготовленность –высокая общая эрудиция. В социальной психологии используются следующие ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЕТОДОВ: 1.Эмпирический метод сбора информации. Используются те же методы, что и в психологии + социальные методы/социометрия, контент – анализ/ 2.Методы систематизации и обобщения полученной информации, в т.ч. с использованием электронно-вычислительной техники. 3.Аналитические методы анализа информации и получение выводного знания. 4.Практические методы в социальной психологии – методы оказания различных форм оказания психологической помощи людям. 5.Методы социально-психологического научения. Метод тренинг – групп. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность методов и процедура их использования по месту и времени. Понятие методика употребляется и в узком смысле слова – как методика реализации конкретного метода: исследование, наблюдение, тестирование. ^ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В МИРЕ. 1.Доисторический. На заре человечества активно использовались социально-психологические знания: -ритуальные танцы –поклонение тотемам –колдуны, жрецы, знахари, после жреческая каста, волхвы, махатмы. Позже появились религии, именно они использовали социально-психологические знания. Ритуал – психологический настрой. 2.Исторический период. а/Этап накопления социально-психологического знания в рамках других наук/с 6 века до нашей эры до 19 века/ б/Описательная социальная психология. Связан с деятельностью и трудами В.Вундта, Г.Тардта, В.М.Бехтерева, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина./середина 19 века – 20е годы 20го века/. в/Становление социальной психологии как науки/20е-50е годы/. г/С середины 50х годов прошлого века до наших дней. II.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.Дореволюционный. Социально-психологические знания активно использовались: -в ходе боевых столкновений на ранних этапах развития нашего этноса. –в нашем эпосе/былины, сказания, сказки/. –в художественных произведениях наших писателей и поэтов/Пушкин, Лермонтов/. –в произведениях русских революционеров-демократов/Чернышевский/ -в работах отечественных психологов/Корпилов, Бехтерев/. –в работах отечественных военноначальников /Суворов, Макаров, Дорогомилов/. 2.Постреволюционный. А/Середина 20х-середина 30х годов. Этап дискуссий о предмете проблематики социальной психологии и возможности её существования как самостоятельной области знаний. Главный вопрос: что должна изучать психология? Б/Середина 30х-середина 50х годов. Этап скрытого развития социально-психологической проблематики в рамках других наук/А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, Л.С.Выготский/ В/Середина 50х годов. Этап 2х дискуссий о предмете проблематики социальной психологии, становление отечественной социальной психологии как науки, складывание основных социально-психологических школ: -школа Е.С.Кузьмина /психолог/, в 1966 году создаётся первая в союзе социально психологическая лаборатория –Б.Д.Парыгин /философ/, Г.М.Андреева, создание социально- психологической лаборатории при МГУ. –школа А.В.Петровского, стратометрическая многоуровневая концепция коллектива –школа А.К.Уленова/ зав. Кафедрой академии государственных наук при КПСС/ -школа Л.Е.Коломенской /Белоруссия/ — школьное дело, лагеря. Г/Современный/ 80е годы — настоящее время/. Активное обогащение нашей социальной психологии западной, появление множества книг по социальной психологии. ^ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1.Взаимное содействие/общение/ 2.Взаимное несодействие 3.Взаимное противодействие/конфликт/ 4.Одностороннее содействие 5.Одностороннее несодействие 6.Одностороннее противодействие ПОНИМАНИЕ ОБЩЕНИЯ ОБЩЕНИЕ – основанные на общности потребности, интересы, ценности людей; такое контактное взаимодействие людей, при котором устанавливается, поддерживается и развивается контактность, вырабатывается тактика поведения, осуществляется в форме взаимного содействия. В процессе общения происходит обмен информацией/ коммуникативная сторона/, восприятие и понимание людьми друг друга/перцептивная сторона/, а так же взаимовлияние людей. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕНИЯ 1.Процесс контактного взаимодействия людей 2.Контактное взаимодействие в форме взаимного содействия 3.Наличие общности, интересов, потребностей у партнёров в общении.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ 1.Оно не возможно без общности интересов, потребностей, ценностей партнёров в общении 2.Это базовая потребность, поэтому она не терпит дефицита 3.Оно должно развиваться, совершенствоваться, наращиваться 4.Должно быть информативным и приятным 5.Человек легче воспринимает, понимает и принимает позицию того, на кого он позитивно настроен, и наоборот при негативном настрое возникает персонифицированный барьер восприятия информации. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ В зависимости от уровня развития общение бывает: упрощённым, примитивным, спортивным, экстремальным. 1.Манипулятивное. Субъект – объект /возникает стимул/ 2.Паритетное. Субъект – субъект /на равных/. В зависимости от решения задач 1.Деловое. Цель общения находится вне самого процесса общения. Субъект1 – дело – субъект2. 2.Педагогическое. 3.Познавательное. Профессиональное общение, цель – познание партнёра, овладение его информацией. 4.Управленческое. Мобилизация людей, актуализация потенциала, мотивирование. 5.Эмоционально-эмпатийное. Цель – сам процесс общения. ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ОБЩЕНИЕ БЫЛО ФУНКЦИОНАЛЬНО НАПОЛНЕННЫМ. ^ ВЕРБАЛЬНЫЕ II.НЕВЕРБАЛЬНЫЕ Основные информационные системы человека. Считается, что 80% информации люди получают через невербалику, а только 20% через вербалику. Основные группы невербальных средств 1.Оптико-кинестетические/ мимика, пантомимика, поза, жест, поведение/ 2.Такесические/прикосновение/ 3.Фонетические/тон, пауза, ударение, акценты/ 4.Экстрафонетические/покашливание, хихиканье, хлюпанье носом/ 5.Проксемика – область знаний, которая изучает зависимость информации от пространственно-временного размещения фигур. Дистанции общения –интимная/ от 0 до 50 см/ -дружеская/ до 1,5 метров/ -делового общения/ до 4,5 метров/ -публичная/ более 4,5 метров/ 6.Язык самоценности личности. Самоценность – степень ощущений личностью внутренней комфортности от жизненных обстоятельств в которых она находится. Одной из форм проявления самоценности выступает «психологический вес человека» -«тяжелый» — когда на человека обрушиваются серьёзные жизненные проблемы, решение которых ему представляется либо очень трудным либо вообще невозможным. –«вес с неохотой» — сбой по отдельным параметрам личности -«вес с достоинством» — хозяин жизни –«лёгкий вес» — вес некоторой удачливости –«сверхлёгкий вес» — когда всё складывается, всё хорошо. 7.Язык взглядов. а/содержание взгляда – любящий, ненавидящий, грустный б/статико-динамические параметры взгляда – направленность, устойчивость, концентрация, переключаемость, уклонение. 8.Язык глаз /НЛП/. Установлено, что человек имеет 3 основные репрезентативные системы: визуальную, аудиальную, кинестетическую, при этом та или иная система может быть ведущей. 9.Культурологический язык /внешность, одежда/ 10.Филогенетические языки –френология/зависимость психических особенностей человека от строения черепа/ -физиогномика/зависимость психических особенностей человека от строения лица/ -хирология/строение руки, форма ногтей, пальцев/. 11.Конституциональный язык /типология людей по Кречмеру: атлетик, астеник, пикник/. В процессе общения происходит обмен информацией, в котором выделяют 2 вида: 1.Текстовая – всё то, что и как говорит человек/ вербалика и невербалика/ 2.Персонифицированная – связана с характером и степенью настроенности на коммуникатора, партнёра. Здесь можно говорить о шкале отношений. Ситуации, при которых психолог находится в правой стороне шкалы отношений/позитивной/ в глазах партнёра называется «аттракцией» — привлекательностью. Механизм возникновения аттракции находится в подсознании. Основные правила аттракции: -«имя собственное» -зеркало отношений/выражение лица/ -«золотые слова» — комплименты –терпеливо слушать собеседника ^ 1.МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРЦЕПЦИИ. Способность воспринимать человека как носителя психики /индивидуальной и групповой/ -идентификация/уподобление себя другому/ -каузальная атрибуция/причинная обусловленность/ -рефлексия/как я выгляжу чужими глазами/ -эмпатия/сопереживание/ -аттракции -установки 2.МЕХАНИЗМ ИНТЕРАКЦИИ. Взаимовлияние людей друг на друга –убеждение –внушение –психическое заражение –подражание -принуждение 3.ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ /потребности, интересы, ценности/ 4.ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ /умения, навыки, привычки, манера поведения/ 5.МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ а/психологические механизмы защиты – это не игра слов/З. и А.Фрейд/: сублимация, рационализация, переключение. б/защитное поведение /агрессия, болезненный вид/.
^ ЛИЧНОСТЬ – сложное, системное, иерархически организованное полифункциональное разносодержательное прижизненно сформированное психическое образование человека. «Личность – это конкретный человек, как носитель сознательного»,-К.К.Платонов. Личность – конкретный человек, в совокупности тех психических особенностей, которые характеризуют его как объект/продукт/ социального/и другого/ развития, а так же как субъекта преобразования действительности на основе её познания и отношения к неё. Признаки личности: наличие сознания, наличие субъектности и способность саморегуляции «Я» /волевой подготовленности личности/.

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ПРОБЛЕМАТИКА И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования, проявлениях и влияния на поведение, деятельности людей, психики/психического/ и его отдельных феноменов. Психология человека – наука, изучающая психику людей и феномены в разных условиях жизнедеятельности. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль знаний, которая изучает возникновение, формирование, функционирование, развитие и влияние на поведение людей. Основной объект социальной психологии — личность в системе социальных связей, отношений. Предмет социальной психологии: – социально-психологические феномены, возникающие у личности в системе социальных связей и отношений –различные формы общности людей /изучение больших и малых социальных групп, толпы, массы людей, расы, региональные группы/. Это основной объект социальной психологии, т.е. можно сказать, что основная проблематика социальной психологии сводится к проблеме личности и форме общества, а предметом социальной психологии выступает: -групповая, общественная, массовая психика и её отдельные феномены –социально-психологические феномены, возникающие у личности, у отдельных людей –психологические феномены, характеризующие взаимодействие людей /психологическая апперцепция, механизм взаимовлияния людей друг на друга, конфликтные отношения/. К объекту социальной психологии так же относят: 1.Массовые социальные явления /революция, война, мода, реклама, безработица, политическая проституция/. Массовые социальные процессы /миграция, криминализация, дифференциация общества/. Массовые социальные движения/ политические, спортивные, профсоюзные, цветные, религиозные, женские/. 2.Массовые виды деятельности/зрелищные, спортивные, учебно-познавательные, боевые операции/. 3.Формы массового сознания/наука, искусство, религия/. ^ Конкретное содержание сферы духовной жизни людей /действительный мир/, компоненты: -профессиональный –политический –нравственный –правовой –эстетический –этнический –религиозный + уровни функционирования от апатии до энтузиазма – это сложная совокупности внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений.

Социальная группа состоит из личностей, взаимодействующих между собой. Практический смысл имеет выделение следующих групп социально-психологических процессов и явлений. 1.Массовые психологические феномены /что-то целостное/. Общие групповые цели, интересы, потребности, мнения, суждения, отношения, настроения, социальные чувства, общие групповые ценности. 2.Социально-психологические проявления личностью индивидуальности /социально-психологические ролевые функции личности/. Муж-жена, брат-сестра – социальные; лидер-ведомый – психологические. Самоутверждение, лидерство, подчинение, конформизм, нонконформизм /противостояние всякому давлению из вне/, экстраверсия, интроверсия, авторитетность, ригидность и гибкость личности. 3.Социально-психологические феномены характеризующие поведение людей. Психологическая адаптация, симпатия, антипатия, доверие, неприязнь, враждебность, конфликт. 4.Интегральные социально-психологические феномены –сплоченность группы –слаженность группы –морально-психологическая атмосфера –степень профессиональной, нравственной зрелости людей Наряду с выделенными группами социально-психологических феноменов Г.М.Андреева выделяет динамические процессы в малых группах: 1.феномен группового давления 2.выработки группового решения/мозговой штурм/ 3.процесс адаптации сотрудников в коллективе 4.процесс самоутверждения личности в группе 5.процесс сплочения в группе 6.процесс интеграции и дифференциации в группе. ИСТОКИ ГРУППОВОЙ ПСИХИКИ 1.Исторический опыт существования данной общности людей 2.Прижизненный опыт существования данной общности людей 3.Ведущий вид деятельности как определяющий фактор развития личности. Исторически существовало 3 основных вида этноса в зависимости от ведущего вида деятельности: а/Производительные этносы – славяне, вся Европа, исключая Германию. Труд – основа богатства, красота труда, орудий труда, воровство пресекалось. По отношению к экологии агрессивные этносы. б/Агрессивные этносы – варяги, чеченцы, кочевники. Ничего не производили, захват чужого, красота боя, оружия. в/Паразитические этносы — ничего не производили, в открытую не грабили, паразитический образ жизни/евреи/. 4.Конкретные обстоятельства, в которой оказалась данная общность людей 5.Особенности идеологического информационно-психологического воздействия на людей и обстоятельства.

^ МЕТОД – способ использования тех или иных средств для решения соответствующих психологических задач. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА: 1.Позитивная мотивация профессиональной деятельности 2.Профессиональные знания, умения, навыки, умственная деятельность 3.Профессиональное развитие мышление -высокая коммуникативная подготовленность –высокая общая эрудиция. В социальной психологии используются следующие ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЕТОДОВ: 1.Эмпирический метод сбора информации. Используются те же методы, что и в психологии + социальные методы/социометрия, контент – анализ/ 2.Методы систематизации и обобщения полученной информации, в т.ч. с использованием электронно-вычислительной техники. 3.Аналитические методы анализа информации и получение выводного знания. 4.Практические методы в социальной психологии – методы оказания различных форм оказания психологической помощи людям. 5.Методы социально-психологического научения. Метод тренинг – групп. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность методов и процедура их использования по месту и времени. Понятие методика употребляется и в узком смысле слова – как методика реализации конкретного метода: исследование, наблюдение, тестирование. ^ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В МИРЕ. 1.Доисторический. На заре человечества активно использовались социально-психологические знания: -ритуальные танцы –поклонение тотемам –колдуны, жрецы, знахари, после жреческая каста, волхвы, махатмы. Позже появились религии, именно они использовали социально-психологические знания. Ритуал – психологический настрой. 2.Исторический период. а/Этап накопления социально-психологического знания в рамках других наук/с 6 века до нашей эры до 19 века/ б/Описательная социальная психология. Связан с деятельностью и трудами В.Вундта, Г.Тардта, В.М.Бехтерева, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина./середина 19 века – 20е годы 20го века/. в/Становление социальной психологии как науки/20е-50е годы/. г/С середины 50х годов прошлого века до наших дней. II.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.Дореволюционный. Социально-психологические знания активно использовались: -в ходе боевых столкновений на ранних этапах развития нашего этноса. –в нашем эпосе/былины, сказания, сказки/. –в художественных произведениях наших писателей и поэтов/Пушкин, Лермонтов/. –в произведениях русских революционеров-демократов/Чернышевский/ -в работах отечественных психологов/Корпилов, Бехтерев/. –в работах отечественных военноначальников /Суворов, Макаров, Дорогомилов/. 2.Постреволюционный. А/Середина 20х-середина 30х годов. Этап дискуссий о предмете проблематики социальной психологии и возможности её существования как самостоятельной области знаний. Главный вопрос: что должна изучать психология? Б/Середина 30х-середина 50х годов. Этап скрытого развития социально-психологической проблематики в рамках других наук/А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, Л.С.Выготский/ В/Середина 50х годов. Этап 2х дискуссий о предмете проблематики социальной психологии, становление отечественной социальной психологии как науки, складывание основных социально-психологических школ: -школа Е.С.Кузьмина /психолог/, в 1966 году создаётся первая в союзе социально психологическая лаборатория –Б.Д.Парыгин /философ/, Г.М.Андреева, создание социально- психологической лаборатории при МГУ. –школа А.В.Петровского, стратометрическая многоуровневая концепция коллектива –школа А.К.Уленова/ зав. Кафедрой академии государственных наук при КПСС/ -школа Л.Е.Коломенской /Белоруссия/ — школьное дело, лагеря. Г/Современный/ 80е годы — настоящее время/. Активное обогащение нашей социальной психологии западной, появление множества книг по социальной психологии. ^ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1.Взаимное содействие/общение/ 2.Взаимное несодействие 3.Взаимное противодействие/конфликт/ 4.Одностороннее содействие 5.Одностороннее несодействие 6.Одностороннее противодействие ПОНИМАНИЕ ОБЩЕНИЯ ОБЩЕНИЕ – основанные на общности потребности, интересы, ценности людей; такое контактное взаимодействие людей, при котором устанавливается, поддерживается и развивается контактность, вырабатывается тактика поведения, осуществляется в форме взаимного содействия. В процессе общения происходит обмен информацией/ коммуникативная сторона/, восприятие и понимание людьми друг друга/перцептивная сторона/, а так же взаимовлияние людей. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕНИЯ 1.Процесс контактного взаимодействия людей 2.Контактное взаимодействие в форме взаимного содействия 3.Наличие общности, интересов, потребностей у партнёров в общении.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ 1.Оно не возможно без общности интересов, потребностей, ценностей партнёров в общении 2.Это базовая потребность, поэтому она не терпит дефицита 3.Оно должно развиваться, совершенствоваться, наращиваться 4.Должно быть информативным и приятным 5.Человек легче воспринимает, понимает и принимает позицию того, на кого он позитивно настроен, и наоборот при негативном настрое возникает персонифицированный барьер восприятия информации. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ В зависимости от уровня развития общение бывает: упрощённым, примитивным, спортивным, экстремальным. 1.Манипулятивное. Субъект – объект /возникает стимул/ 2.Паритетное. Субъект – субъект /на равных/. В зависимости от решения задач 1.Деловое. Цель общения находится вне самого процесса общения. Субъект1 – дело – субъект2. 2.Педагогическое. 3.Познавательное. Профессиональное общение, цель – познание партнёра, овладение его информацией. 4.Управленческое. Мобилизация людей, актуализация потенциала, мотивирование. 5.Эмоционально-эмпатийное. Цель – сам процесс общения. ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ОБЩЕНИЕ БЫЛО ФУНКЦИОНАЛЬНО НАПОЛНЕННЫМ. ^ ВЕРБАЛЬНЫЕ II.НЕВЕРБАЛЬНЫЕ Основные информационные системы человека. Считается, что 80% информации люди получают через невербалику, а только 20% через вербалику. Основные группы невербальных средств 1.Оптико-кинестетические/ мимика, пантомимика, поза, жест, поведение/ 2.Такесические/прикосновение/ 3.Фонетические/тон, пауза, ударение, акценты/ 4.Экстрафонетические/покашливание, хихиканье, хлюпанье носом/ 5.Проксемика – область знаний, которая изучает зависимость информации от пространственно-временного размещения фигур. Дистанции общения –интимная/ от 0 до 50 см/ -дружеская/ до 1,5 метров/ -делового общения/ до 4,5 метров/ -публичная/ более 4,5 метров/ 6.Язык самоценности личности. Самоценность – степень ощущений личностью внутренней комфортности от жизненных обстоятельств в которых она находится. Одной из форм проявления самоценности выступает «психологический вес человека» -«тяжелый» — когда на человека обрушиваются серьёзные жизненные проблемы, решение которых ему представляется либо очень трудным либо вообще невозможным. –«вес с неохотой» — сбой по отдельным параметрам личности -«вес с достоинством» — хозяин жизни –«лёгкий вес» — вес некоторой удачливости –«сверхлёгкий вес» — когда всё складывается, всё хорошо. 7.Язык взглядов. а/содержание взгляда – любящий, ненавидящий, грустный б/статико-динамические параметры взгляда – направленность, устойчивость, концентрация, переключаемость, уклонение. 8.Язык глаз /НЛП/. Установлено, что человек имеет 3 основные репрезентативные системы: визуальную, аудиальную, кинестетическую, при этом та или иная система может быть ведущей. 9.Культурологический язык /внешность, одежда/ 10.Филогенетические языки –френология/зависимость психических особенностей человека от строения черепа/ -физиогномика/зависимость психических особенностей человека от строения лица/ -хирология/строение руки, форма ногтей, пальцев/. 11.Конституциональный язык /типология людей по Кречмеру: атлетик, астеник, пикник/. В процессе общения происходит обмен информацией, в котором выделяют 2 вида: 1.Текстовая – всё то, что и как говорит человек/ вербалика и невербалика/ 2.Персонифицированная – связана с характером и степенью настроенности на коммуникатора, партнёра. Здесь можно говорить о шкале отношений. Ситуации, при которых психолог находится в правой стороне шкалы отношений/позитивной/ в глазах партнёра называется «аттракцией» — привлекательностью. Механизм возникновения аттракции находится в подсознании. Основные правила аттракции: -«имя собственное» -зеркало отношений/выражение лица/ -«золотые слова» — комплименты –терпеливо слушать собеседника ^ 1.МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРЦЕПЦИИ. Способность воспринимать человека как носителя психики /индивидуальной и групповой/ -идентификация/уподобление себя другому/ -каузальная атрибуция/причинная обусловленность/ -рефлексия/как я выгляжу чужими глазами/ -эмпатия/сопереживание/ -аттракции -установки 2.МЕХАНИЗМ ИНТЕРАКЦИИ. Взаимовлияние людей друг на друга –убеждение –внушение –психическое заражение –подражание -принуждение 3.ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ /потребности, интересы, ценности/ 4.ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ /умения, навыки, привычки, манера поведения/ 5.МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ а/психологические механизмы защиты – это не игра слов/З. и А.Фрейд/: сублимация, рационализация, переключение. б/защитное поведение /агрессия, болезненный вид/.

^ ЛИЧНОСТЬ – сложное, системное, иерархически организованное полифункциональное разносодержательное прижизненно сформированное психическое образование человека. «Личность – это конкретный человек, как носитель сознательного»,-К.К.Платонов. Личность – конкретный человек, в совокупности тех психических особенностей, которые характеризуют его как объект/продукт/ социального/и другого/ развития, а так же как субъекта преобразования действительности на основе её познания и отношения к неё. Признаки личности: наличие сознания, наличие субъектности и способность саморегуляции «Я» /волевой подготовленности личности/.

социально-психологические знания активно использовались,отдельные феномены социально-психологические феномены,складывание основных социально-психологических школ,выделенными группами социально-психологических феноменов,особенности идеологического информационно-психологического воздействия,произведениях русских революционеров-демократов чернышевский,история развития социально-психологического знания,этап накопления социально-психологического знания,использовали социально-психологические знания,позитивная мотивация профессиональной деятельности

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …