Об организации акмеологического пространства школьного урока

Об организации акмеологического пространства
школьного урока
Акмеология – это интегрированная область знаний о достижении человеком вершин своего творчества, образования, профессионализма, это теория высших достижений человека и цивилизации (А. А. Бодалев, В. Т. Ганжин, А. А. Деркач). Основное понятие акмеологии – зрелость, она имеет две сущностные характеристики: 1) этап возрастного развития, взрослость; 2) уровень развития тех или иных сфер человека как субъекта образования и жизнедеятельности в целом.
Одновременно с дифференциацией предмета акмеологии разви¬вались ее междисциплинарные связи, в том числе и с педагогикой. Предметом педагогической акмеологии служат профессиональная зрелость и профессионализм учителя, его совершенство.Дифференциация педагогической акмеологии привела к выделению новой науки о развитии человека в образовании – школьной акмеологии, или акмеологии школьного образования, которая имеет расширенный по сравнению с исторически сложившимся (взрослый человек) объект исследования – растущего человека. Наиболее интенсивный рост человека происходит в школьные годы, что сопровождается развитием, качественным преобразованием всех сторон его жизнедеятельности и индивидуальности. Школьника характеризует взаимосвязь факторов роста и развития его как индивида, личности, индивидуальности, как субъекта жизнедеятельности в целом. Возникла акмеология школь¬ного образования (В. Н. Максимова), которая исследует закономерно¬сти достижения вершин развития школьника как субъекта образова¬тельной деятельности, вершин, создающих фундамент зрелой лично¬сти и дальнейшего профессионализма. Соответствен¬но возможна трактовка предмета школьной акмеологии: 1) как соци¬альной зрелости выпускника школы, готового к жизненному самооп¬ределению; 2) как зрелости, характеризующей уровень взаимодействия субъектов педагогического процесса в целостной педагогической (образовательной) системе. Очевидно, что школьная акмеология изучает вершины в развитии индивидуальности ученика и проектирует педагогические системы их формирования с учетом всех других факторов, создаю¬щих предпосылки и условия оптимального онтогенеза и социогенеза растущего человека. С позиции идей саморазвития как высшего уровня развития предметом школьной акмеологии выступает самораз¬витие субъектов педагогического процесса (учителя и ученика) средствами образовательной деятельности. Это новое учение об интеграции в образовании решает многие задачи, одной из которых является моделирование педагогических систем и стратегий достижения вершин индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителей, их творчества.Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, обязательным компонентом всей деятельности учителя является урок. Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Каждый последующий урок – это новый вклад в формирование умственной и моральной культуры ученика, ступенька нового знания и развития, что, с точки зрения акмеологии, означает продвижение к своему «акме». Качество урока в школе имеет большую «амплитуду колебаний». Множество уроков, основанных на традиционном подходе к образованию, не имеет достаточного воспитывающего и развивающего воздействия на учащихся. Такой подход характеризуется стремлением к догматизму, желанием учителя во что бы то ни стало добиться достижения некой провозглашаемой нормы.
Актуальным становится вопрос о том, каким образом можно на уроке создать акмеологическое пространство, в энергетике которого произойдет установка в деятельности учителей и учащихся на успех, высокие результаты, творческие поиски. Традиционные методические службы (ИПК и др.) не уделяют данной проблеме серьезного внимания в силу того, что акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления.
Вместе с тем, в современной системе образования появились новые возможности, которые опираются прежде всего на парадигму личностно ориентированного образования (Д. А. Белухин, Е. В. Бондаревская, М. Боуэн, М. И. Лукьянова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.). Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы создать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию, содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Обратим внимание на то, что творчество является основной категорией, характеризующей взаимодействие акмеологии с науками о человеке. Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии понятия: развитие, одаренность, способности, совершенствование, мастерство, эвристика, креативность, рефлексия, личность, индивидуальность и другие. Таким образом, личностно ориентированный и акмеологический подходы к образованию близки по своей сути. Однако модель пространства урока остается наименее разработанной областью этих двух теорий.В целом актуальность проблемы имеет, как минимум, три аспекта:– педагогический – предполагающий раскрытие педагогических основ и условий организации акмеологического пространства урока;– психологический – связанный с развитием потребности учащихся в самосовершенствовании, личностном росте; с предоставлением учителем максимальных возможностей для самореализации учащихся на уроке;– социальный – заключающийся во влиянии на межличностные отношения учителя и учащихся на уроке и на систему их отношений в целом посредством развития творческого потенциала обеих сторон.
Несмотря на широкое употребление понятие «пространство» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «пространство» понимается как окружение, среда. «Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека» (Д. Ж. Маркович, 1991). Как отмечает Г. П. Щедровицкий (1991), среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. В Европейском экономическом сообществе принят термин «окружение» (среда), под которым подразумевается совокупность элементов, при сложении своих отношений составляющих пространство и условия жизни человека.
В методологическом плане предоставляется чрезвычайно перспективной «теория возможностей» Дж.Гибсона (1988), в которой автор, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Возможность – это своего рода мостик между субъектом и средой; она определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное акмеологическое продвижение.Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Особая роль социальной общности как среды человека отмечается В. В. Рубцовым (1997): «Мы говорим и пребываем в человеческой среде, но для человека среда – это не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах». Межчеловеческие отношения могут складываться в отношения взаимной терпимости и сотрудничества, превосходства и эксплуатации, подавления и подчинения или же заботы и поддержки. Во всех этих случаях личность будет находиться в совершенно различной социальной среде, соответственно по-разному будет проходить процесс ее формирования, становления и развития.Из выше сказанного следует, что: во-первых, «пространство» и «среда» близки по своей сути; во-вторых, пространство, то есть среда человека – это его естественное природное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий.
С точки зрения педагогической акмеологии, очень важным представляется рассмотрение образовательного пространства как системы влияний и условий формирования личности учащегося, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду локальное пространство учебного заведения (школы), и, в частности, конкретное пространство урока (микропространство). Следовательно, речь идет о совокупности материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования (учитель и учащиеся) в процессе своего взаимодействия на уроке.
заключается в стремлении учителя так построить, так смоделировать процесс обучения, чтобы каждый учащийся оказался в благоприятных для его развития условиях, чувствовал комфортное влияние всего образовательного пространства урока.
Основой моделирования может стать эколого-психологический подход к созданию развивающей среды урока (Е.А.Климов, Г.А.Ковалев). Тогда модель акмеологического пространства урока состоит как минимум из трех основных компонентов:
Пространственно-предметный;
Технологический;
Социальный.
Каждый из названных компонентов модели состоит из комплекса необходимых элементов.
Содержательно в пространственно-предметный компонент акмеологического пространства урока могут быть включены:
– уютный кабинет, располагающий к эффективной работе: теплый, хорошо освещенный, с необходимым минимумом удобной модульной мебели;– эстетичный наглядный и дидактический материал развивающего характера;– ТСО: компьютер с выходом в Интернет, телевизор с большой диагональю;– символическая насыщенность или атрибутика: к примеру, в кабинете истории это могут быть портреты и ценные высказывания исторических персоналий, линия времени, картины исторических мест и значимых событий, государственная символика и т. д.
Пространственно-предметный компонент характеризует не столько совокупность тех или иных пространственных или предметных «единиц», сколько способ их стимулирующего функционирования в данном пространстве урока для стремления субъектов к акме.
Технологический компонент состоит из комплекса элементов, которые позволяют субъектам образовательного процесса включиться в различные виды деятельности, актуализирующие их личностный рост и движение к успеху:
– деятельностная структура образовательного процесса;– стиль преподавания, основанный на принципе развития партнерских взаимодействий субъектов;– личностно ориентированные формы обучения;– гибкость и развивающий характер программ. Иначе говоря, технологический компонент – это педагогическое обеспечение развивающих возможностей образовательного пространства.
Социальный компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны окружающих, в самоактуализации.
Основные элементы социального компонента:– авторитетность учителя;– взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;– позитивные установки на деятельность и взаимодействие;– участие всех субъектов в управлении образовательным процессом;– качественная результативность взаимодействия субъектов.Модель предусматривает взаимосвязь и созависимость компонентов между собой. Так, «пересечение» пространственно-предметного и технологического компонентов обеспечивает содержание урока. «Пересечение» пространственно-предметного и социального компонентов создает определенный психологический климат, а «пересечение» социального и технологического – определенный характер взаимоотношений субъектов. Все субъекты образовательного пространства – учитель и учащиеся – находятся в эпицентре модели. Безусловно, учителю принадлежит ключевая роль в организации акмеологического пространства урока. Учителя будут профессионально успешны, если они ощущают свою связь с другими людьми, рассматривают себя в качестве компетентных специалистов, несущих ответственность за свои действия и заслуживающих доверия, оценивающих себя как привлекательных и любимых другими людьми.
Литература
Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика / [Текст] / М. И. Лукьянова [и др.] . – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Максимова В. Н. Введение в акмеологию школьного образования [Текст] / В. Н. Максимова. – СПб.: ЛОИРО, 2002.
Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001.
Б Е Л Г О Р О Д С К А Я О Б Л А С Т ЬА Д М И Н И С Т Р А Ц И Я Г О Р О Д А Б Е Л Г О Р О Д АУ П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36
3 0 8 0 1 2, г. Б е л г о р о д, у л. Б у л ь в а р П е р в о г о С а л ю т а, 6, т е л./ф а к с 5 5 – 4 4 – 1 0Выступление на МО учителей русского языка и литературы
Об организации акмеологического пространства
школьного урока
Подготовила Свечаревская С.А
Белгород 2009

Оцените статью
Добавить комментарий