Описание урока — Курс орксэ, модуль «основы православной культуры». Содержание (4 класс, 4-ая четверть) Урок №1….

^ Здесь нужно раскрыть значения и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть». Объяснить учащимся, что значит «быть в ладу со своей собственной совестью», почему это важно для верующего человека.

Цель урока: Дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться со смыслом и значением покаяния в православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.Развивающая: усвоить влияние покаяния на состояние совести. Воспитывающая: осознать разницу между покаянием и признанием ошибки.
Ключевые понятия урока раскаяние (покаяние), покаянные молитвы
На доске выписаны слова:
Покаяние: согласие с криком совести — изменение душевных стремлений
Вопросы для повторения:
Легко ли поступать по совести?
Что побуждает человека слушать голос совести?
Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:- Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести?- Чем раскаянье отличается от мучений совести?
Описание урока Осмысление статьи учебника. Обратить внимание на христианское отношение к совершенным человеком ошибкам и проступкам — сделанные неблаговидные дела исправляются также делом, искреннее покаяние всегда рождает искреннюю радость, которую ощущает раскаявшийся человек.
ПРИЛОЖЕНИЕ:

Кантата Александр Невский. Ледовое побоище. С. Прокофьев Петя и волк. С. Прокофьев
Библиотека
-Предательство Иуды -Раскаяние истинное и ложное -Сила покаяния

На картине русского художника XIX в. Николая Ге «Тайная Вечеря» изображена последняя трапеза Христа с Его учениками незадолго до Его Распятия. На этой вечере Христос предсказал ученикам Свою Смерть и сказал, что все они отрекутся от Него, а один из них и вовсе окажется предателем – поможет врагам схватить Учителя. Услышав об этом, ученики стали спрашивать: «Не я ли, Господи?» Спросил и Иуда, уже договорившийся с людьми, желавшими смерти Христа, что предаст им Его за тридцать сребреников (монет). Спаситель ясно ответил Иуде: «Ты», желая устыдить его и отвратить от предательства. Но Иуда не отступил от своего замысла и ушел с вечери, чтобы исполнить его. На картине Николая Ге все слова уже произнесены и Иуда покидает собрание.(Мария Медведева)

Раскаяние истинное и ложное
Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: "согрешил я, предав Кровь невинную" (т. е. предал на смерть неповинного Человека). Они же сказали ему; "что нам до того; смотри сам" (то есть сам отвечай за свои дела). Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).(Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий)
Илл. 1. Отречение апостола Петра и раскаяние Иуды. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Вверху справа – первое отречение Петра (фигура самого апостола почти не сохранилась), внизу – второе его отречение (у костра). Вверху слева – повесившийся на дереве Иуда.
Илл. 2. Отречение и покаяние апостола Петра. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Внизу – третье отречение Петра. Вверху слева – апостол Петр стоит облокотившись на колонну и плачет от раскаяния.
Вспомните историю жизни апостола Петра после отречения и покаяния (§ 10). Чье покаяние было истинным – Петра или Иуды?
В чем ошибка Иуды?
Сила покаяния
(Благоразумный разбойник)
1. На фрагменте фрески «Страшный суд» из собора Рождества Богоматери Снетогорского монастыря близ Пскова (XIV в.) изображен рай. Три ветхозаветных праведника – Авраам, Исаак и Иаков восседают посреди райского сада (позади них изображены райские деревья и птицы). Рядом – врата, которые после грехопадения и изгнания Адама и Евы из рая охраняет огненный херувим. К райским вратам подходят святые и праведники во главе с апостолом Петром. Они сейчас войдут внутрь, но один из праведников уже находится в раю. Рассмотрите как следует его изображение. Как вы думаете, кто это? (Подсказка: Почему он держит в руках Крест?).2. Благоразумный разбойник покаялся в последние минуты жизни и первым вошел в рай. Как вы думаете, можно ли специально откладывать покаяние «на старость» и спокойно грешить всю жизнь?
Илл. 1. Рай. Фрагмент фрески «Страшный суд». Собор Рождества Богоматери Снетогорского монастыря близ Пскова. XIV в.
Илл. 2. Благоразумный разбойник. Фреска собора монастыря Хора (Кахрие Джами). XIV в.
Иллюстрации -Н. Ге. Тайная Вечеря -Блогоразумный разбойник. Монастырь Хора -Отречение и покаяние ап. Петра. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью. Новгород. XIV в. -Рай. Снетогорский монастырь

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса
Ключевые понятия: заповедь, различение добра и зла.
Цели и задачи урока:
разобраться в понятии, которое является темой урока; убедиться в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.

Выявление восприятия, мотивация
Дополнительные вопросы для обсуждения
Поясните слово, которое является темой урока.
После обсуждения первого вопроса следует уточнить значение слова «традиция»: а) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.д.; воинские традиции, национальные традиции); 2) обычай, установившийся порядок поведения в быту (например: традиция встречи Нового года).
Традиции могут быть связаны и с повседневной бытовой жизнью, и с опытом предшествующих поколений.
Расскажите о традициях, которые сложились в твоей семье, школе, в кругу друзей. Если для оформления рассказа потребуются некоторые из перечисленных ниже положений, используйте их в своем рассказе. Главное: подумайте, что дает человеку и человеческому обществу следование традициям.
– взаимоуважение– равенство– доброе первенство (отца, матери, друга, учителя и др. – непреложность семейных или прочих установок– следование слову, обещанию– ответственность перед другими– стремление помочь– совместное переживание горя и радости– уважение к старшим
Сделайте вывод о том, что дает человеку следование традициям. Это помогает или мешает ему жить? Аргументируйте свою мысль о роли традиции как цементирующего скрепляющего начала жизни.
Есть заповеди, которые пришли к нам из древности. Какие заповеди вы знаете?
Прочитайте текст в учебнике.
Исследовательская работа с текстом
.
Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию.
Чтение текста
Послетекстовая работа
Работа с заданиями учебника рубрики «Вопросы и задания» и дополнительными вопросами.
1. Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник заповедный?
Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение: Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.
2. Что общего у вора и убийцы? Какие заповеди и моральные предписания они нарушили?3. Чтение фрагмента текста из учебника о Моисее.4. Размышлениям над некоторыми заповедями Моисея.
Чти отца твоего и матерь твою, и благ и долголетен будешь на земле. Почему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?
Не убий! На первый взгляд все ясно: не убивай! Но будем еще помнить, что под убийством разумеется не только лишение жизни, но и попустительство, совет, способствующий этому преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека.
То есть не воруй – ни тайно, ни явно. Не обманывай при продаже, при сделке, делай все по совести.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Нельзя лгать, клеветать, осуждать другого.
В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

Сядем в кружок. Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

Цель урока: Познакомить учащихся с Библейскими Заповедями
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением. Развивающая: понять, что заповеди помогают людям различать добро и зло. Воспитывающая: усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на внутренний мир человека.
Ключевые понятия урока Заповеди, различение добра и зла.
На доске выписаны слова:
Почитай отца твоего и мать твою.
Не убий. Не кради. Люди, любите друг друга!Не лги.Не завидуй.
Вопросы для повторения:
Что значат для православных христиан покаянные молитвы?
Как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?
Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:
Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять, для того, чтобы в обществе был порядок. Попытайте и вы сформулировать правила, чтобы помочь людям организовать их совместную жизнь.
Как вы считаете, забота о «здоровье» души делает жизнь человека интереснее или скучнее? Свой ответ поясните.

Оцените статью
Добавить комментарий