Описание урока — Курс орксэ, модуль «основы православной культуры». Содержание (4 класс, 4-ая четверть) Урок №1….

^ Фиксирование на доске «заповедей» учащихся. Рассказ учителя об описанных в Библии обстоятельствах, при которых были даны заповеди Божии. Обратить внимание на структуру и значение каждой заповеди. Можно сравнить с «заповедями», предложенными учащимися. Акцентировать внимание на заповеди о почитании родителей, как единственной заповеди, за выполнение которой Господь обещает человеку земные блага.

Аудио
-Дорога добра -М. Минков, Ю. Энтин. Дорога добра
Иллюстрации
-Видение пророком Моисеем Неопилимой купины. Византийская икона. XII в. -Моисей получает закон. Мозаика в соборе монастыря св. Екатерины на Синае -Моисей получает закон. Мозаика Сан Витале в Равенне. VI в.

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса
Ключевые понятия: милосердие, сострадание.
Цели урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Выявление восприятия, мотивация.
Исследовательское задание: разбор слова по составу, на основании чего разобрать, как могло возникнуть это слово. В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.
А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

Опережающее задание
Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.(Эти задания можно выполнить по вариантам).
Исследовательское чтение текста

Выполнение опережающего задания после чтения текста
Очень важно спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?– Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?– Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». Придумайте ролевые игры:а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;б) преступник, осужденный по закону;в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.Показав свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость.

– Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства?– Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает? – Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?– Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом?– Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?Найдите толкование слова «милостыня». – Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков.Работа с разделом урока «Вопросы и задания»Дополнительные вопросы1. Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободуИ милость к падшим призывал.Как ты думаешь, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)? Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…
Подведение итогов.
Сядем в кружок
При этом можно сесть в кружок, а можно распределиться свободно. Можно поставить стул «для сомневающегося». Тогда пускай все дети аргументируют, адресуя ему свои доказательства. «Сомневающиеся» могут меняться, могут уходить в общий круг и т.д.
— Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?
, который мы условно назовем «Эра милосердия». Вот вам несколько предложений для «затравки»: предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. Придумайте пьесу «Будьте милосердны!». Название можете дать свое. Подберите пословицы о добре и милосердии. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и героев для обсуждения темы.

Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».
Задачи урока: Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний». Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагамВоспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Ключевые понятия урока: милосердие, ближний, любовь к врагам.
На доске выписаны слова:
Милосердие к ближним, к врагам
Милостыня нуждающимся
Вопросы для повторения:
Отчего душа человека может стать «мертвой»? Связано ли это с соблюдением заповедей? Каким образом?
Каким предложением можно обобщить содержание всех заповедей?
Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:- Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы стать другом незнакомому человеку?
Делается ли жизнь лучше, когда вы помогаете другим?
Описание урока Осмысление статьи учебника. Обратить внимание учащихся на то, что милосердное прощение в христианстве ценится выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
Библиотека
Слово о неком игумене, которого искусил Христос в образе нищего

Игумен одного общежительного монастыря, имевшего около двухсот братий, был нищелюбив. Со временем человеческая слава пленила его и он стал проявлять любовь к богатым и боярам и за это был прославляем ими. Однажды к нему в монастырь пришел Господь в образе убогого старца и попросил привратника доложить, что такой-то брат с большим трудом пришел к нему. Привратник застал игумена беседующим с богатыми; постояв немного, он сказал игумену об убогом, не зная, что это Христос. Игумен же, бранясь, возмутился, зачем привратник впустил пришельца, разве не видит, что он беседует с людьми. Привратник ушел ни с чем. Но долготерпеливый Господь ожидал, пока выйдет игумен. Через некоторое время один богач пришел в монастырь, игумен его сразу же встретил во вратах обители. Увидев игумена с богатым, богатый милостью и друг смиренных — Христос стал умолять игумена, сказав, что имеет к нему слово. Но игумен даже не обернулся и с богатым ушел на обед. После обеда, провожая гостя до ворот, игумен опять пренебрег просьбой убогого и незлобивого Старца. И вечером не принял он Того Небесного Странника. Уходя, старец сказал привратнику: «Так скажи игумену, что ради прежних его трудов и прежнего его жития Я приходил к нему, желая дать ему благословение, но он не захотел. Так как ищет он славы человеческой, Я пошлю к нему вельмож всей этой страны, благо же Царства Моего он не ищет». И тогда все познали Вседержителя Христа, приходившего в образе нищего. Слыша это, братия, не отвратим взора от убогих, ибо Сам Христос Вседержитель ходит в образе нищего. Дающий нищему дает в руки Христа, ядущий же и пьющий с богатыми удовлетворяет своему сластолюбию.(Пролог. 18 октября.)

Иллюстрации
Христос в образе нищего у ворот монастыря. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. XIV в.

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса
Ключевые понятия: «золотое правило этики», неосуждение.
Цели и задачи урока:
дать начальное представление об этике, этичном поведении; постараться усвоить «золотое правило этики», как условие оценивания собственного поведения.

Выявление восприятия, мотивация
Сначала размышляем сами
Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?
3. Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета». Одно из значений слова «этика» – система норм нравственного поведения человека. «Этикет» – установленный порядок поведения где-либо (например, школьный этикет, дипломатический этикет).
Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики»?

Опережающее задание
Ищем в тексте ответы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу.
Чтение текста
Послетекстовая работа

Дополнительные задания
1. Ты согласен с тем, что осуждающий упрощает мир и человека?2. Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке? Приведи примеры такого отношения твоих родителей, учителя, собственного отношения к людям. 3. Прочитайте ВРЕЗКУ – слова Христа из Евангелия. 4. Как вы понимаете цитату из Евангелия: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь»?
Подведение итогов
Сядем в кружок
Как увидеть в «другом» ближнего, брата и никогда не осуждать ближнего своего.
Золотое правило этики
Цель урока: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики.
Задачи урока: Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.
Ключевые понятия урока: «золотое правило этики», неосуждение
На доске выписаны слова:

Для того, чтобы другие люди нас
любили, прощали, не осуждали, помогали нам ….
нужно, чтобы мы сами любили, прощали, не осуждали, помогали им
Вопросы для повторения:
Какой призыв Иисуса Христа стремятся воплотить в своей жизни христиане?
Кто такой добрый самарянин в описанной в учебнике притче?
Кого в наше время можно назвать «добрым самарянином»?
Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:
Уподобимся ещё раз умным философам и постараемся придумать одно правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостной.
Является ли осуждение другого человека грехом?
Описание урока Осмысление статьи учебника. Рассуждение на тему того, как можно любить грешника и ненавидеть грех.Иллюстрации Васлий Поленов. Христос и грешница
Урок 14. Храм
Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса
: икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
Цели и задачи урока: узнать и прочувствовать устроение и назначение православного храма; закрепить представление о том, что культура включает также систему запретов, направленных на формирование личности.

Выявление восприятия, мотивация
Сначала размышляем сами
1. Вам уже приходилось бывать в православных храмах?2. Можно ли назвать природу прекраснейшим храмом Божиим?
При ответе на вводные вопросы дети, будучи по-разному осведомленными, могут отвечать различно. Важно в их ответах отследить общее, способствующее уточнению, структурированию знаний. Традиционное устроение храма – притвор (место для молящихся), солея (возвышенная часть пола перед иконостасом), амвон (центральная часть солеи, расположенная напротив Царских врат и служащая местом для чтения Евангелия, произнесения проповедей), алтарь. В целом храм – особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы. Можно вместе с детьми создать чертеж-схему храмового устройства. Учитель только должен помнить, что эти понятия вводятся не для обязательного запоминания.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.
При работе с текстом постараться отследить новую информацию. Быть очень внимательным: возможно что-то в тексте может удивить или озадачить.
Чтение текста
Чтение текста можно осуществлять целиком или абзацами.

Вопросы и задания1а). Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).
1б). Рассмотрите икону. Чем она отличается от обычной картины, от портрета человека? (Важно, чтобы дети поняли, что икона – это живописное изображение (обычно на доске) Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери или святых, а также событий, связанных с их жизнью или деяниями. Важно понять, что икона это не только предмет рассматривания, а образ Святости, к Которому можно обращаться в молитве. Вот почему мы ходим перед святыми образами, а они смотрят на нас (так обычно дети объясняют закон обратной перспективы!).
1. Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?Можно схематично изобразить нижний ярус иконостаса с Царскими вратами и расположенными справа и слева традиционными иконами.Почему в алтарь нет общего доступа?Можно использовать часть видеофильма о храме, его устройстве.2а) Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла?2б). Может ли православный христианин молиться без иконы? Можно привести примеры молитвенного обращения к Богу в самых разных местах, Бог всегда услышит, но при этом значение общей храмовой молитвы совершенно особенное!3а) Прочитайте сведения о Пресвятой Богородице. Попробуйте сделать перевод молитвы, обращенной к Божией Матери. Почему эта молитва так любима православным народом?3б). Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». Уже на этом этапе можно показать учащимся репродукции с икон Владимирская, Знамение, Смоленская. Почему так много иконописных изображений Божией Матери? (Разумеется, это свидетельствует о всенародном почитании Божией Матери).4. Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе «Пчела»:

Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и медом
За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и мое бытие даровало
Мёд — человеку, и Богу — свечу.
В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?

Сядем в кружок
Какие храмы в нашей местности мне известны? Для чего люди ходят в храм?
К уроку 14. Тема урока: Храм.
Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.
Задачи урока: Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храмаРазвивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.
Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь.
Новые слова: священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные запискиНа доске:
Схема храма с указанием частей:
Алтарь средняя часть притворИконостас Царские врата
Вопросы для повторения:
Сформулируйте «золотое правило этики».
Что помогает уберечь себя от осуждения?
Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:- Наверное, вы знаете, что в нашей стране существуют посольства других стран. Как вы думаете, что можно было бы назвать посольством Царства Небесного на земле?- Сколько лет храму в вашем городе? Что ещё вы можете рассказать о храме вашего города?
Описание урока
Знакомство по учебнику с устройством храма и понятиями икона, иконостас, Царские врата, алтарь, священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ № 14:
Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры.В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь (деревянный храм был в Киеве и до этого). Как повествует летопись, князь Владимир «помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и, послав, приведе мастеры от грек». В 996 году постройка была завершена, и храм был торжественно освящен.Жертвовать на храм всегда было доброй православной традицией. В ветхозаветные времена на нужды Иерусалимского храма каждому предписывалось отдавать десятую часть своих доходов. Ввиду особого значения новой церкви князь Владимир также жертвует построенному им храму «десятину», и с этих пор церковь входит в народную память и летописи как Десятинная церковь.Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная) была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века.Десятинная церковь на многие десятилетия определила облик русского храмового зодчества. По данным археологических раскопок, именно по ее образцу возводились на Руси главные храмы городов и монастырей.Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.Храмы на Руси посвящались Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский…Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.(Протоирей Борис Пивоваров. Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002)
ЦИТАТА:
Возносить душу верующего к небесамЦерковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты — все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам. (В.Н. Лазарев)
Иллюстрации
Софийский собор. XI в. Великий Новгород Храм Покрова на Нерли Дмитриевский собор (1194-1197). г. Владимир Исаакиевский собор (1818-1858). Санкт-Петербург Храм Спаса на Крови (1893-1907). Санкт-Петербург

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса
Ключевые понятия: икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.
Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Выявление восприятия, мотивация
Сначала размышляем сами
Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины. Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или другие. Выбор тематики картин – от популярных ( «Опять двойка!» Ф.П. Решетникова, «Аленушка» В.М. Васнецова и др.) до сюжетов церковной истории. Дайте обоснование того, почему вы разделили иллюстрации на две группы. 1. Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).2. Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы.
Исследовательская работа с текстом.

Работая с текстом, найдите подтверждение нашим предположениям. Найдите новую информацию.
Чтение текста
Послетекстовая работа
Какие подтверждения своим гипотезам вы обнаружили в тексте? Как расширились ваши представления по теме?Вопросы1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?Мы уже говорили о законе «обратной перспективы», своеобразном взгляде в направлении «от света», изнутри. Прочитайте фрагмент из работы Б.Успенского. Объясните логику изображения на рисунке мальчика. Что он понял?

Сядем в кружок
Как и на иконе, на рисунке мальчика линии расходились вдаль. Мальчик объяснил, что рисунок он построил не со своей точки зрения, а как бы с точки зрения того, кто придет к нему издалека. Есть ли тут что-то общее с построением пространства на иконе? Как это связано с эгоизмом?В заключительной рефлексии очень важно, чтобы прояснилось, что закон обычной перспективы в живописи, который был открыт в эпоху Возрождения, как раз больше соответствует логике эгоистического восприятия: все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. В иконописи – обратной перспективе – точки взаимодействия меняются местами: от источника света–святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать.
Икона.
Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мирВоспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Ключевые понятия урока: нимб, молитва перед иконой.
На доске выписаны слова:
Картина Икона
светотень свет

Оцените статью
Добавить комментарий