Опыт1.. Гидролиз солей — Программа элективного курса по химии для 9 класса Автор составитель

^ .На лист бумаги положите три отрезка лакмусовой бумаги, нанесите по капле воды, затем на каждый отрезок лакмусовой бумаги нанесите каплю исследуемого раствора соли. Что происходит с окраской лакмусовой бумаги? Почему? Составьте уравнения реакций.
.
. Соберите в одну пробирку 0,5 мл слюны. Налейте в пробирку со слюной 3мл крахмального клейстера, в другую пробирку к 3мл клейстера добавьте 1-2 капли конц. серной или соляной кислоты, смеси хорошо перемешайте и поставьте в горячую воду (350- 400 С) на 10-15мин. В чистую пробирку налейте 3мл крахмального клейстера и прибавьте 1мл дистиллированной воды. Смесь встряхните и прокипятите.
. После остывания пробирок, нейтрализуйте кислоту раствором щёлочи и проделайте качественные реакции на пробы из пробирок на крахмал с иодом, на глюкозу с гидроксидом меди(11).Для получения гидроксида меди(11) налейте в пробирку 1мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли раствора сульфата меди(11).

.К 1мл раствора сахарозы добавьте 1-2 капли раствора серной кислоты и прокипятите раствор 1мин. Нейтрализуйте кислоту раствором щелочи, проведите пробу на глюкозу гидроксидом меди (11).

Количественное определение воды в кристаллогидратах.
Установление формул кристаллогидратов.
Цель: углубить знания учащихся о кристаллогидратах, кристаллизационной воде, закрепить понятие о растворах, совершенствовать навыки правильного расчёта
Оборудование и реактивы. Кристаллогидраты: медный купорос, глауберова соль, железный купорос, гипс природный.Фарфоровый тигель, горелка, держатель, весы и разновесы.Последовательность работы:
Взять навеску вещества.
Удалить из него кристаллизационную воду нагреванием.
Определить массу безводной соли.
Вычислить % содержание воды в образце
.Определить формулу кристаллогидрата.
Закрепление:
При прокаливании соды(Nа2СО3 х Н2О) образовалось 9г воды и осталось 5,3г безводного карбоната натрия. Сколько молекул кристаллизационной воды содержится в кристаллической соде? (Na2CO3 10 H 2O)

Определение влажности воздуха.
Цель: научиться определять влажность воздуха, делать пересчёт содержания воды в 1м3 воздуха, межпредметная связь с физикой. Влияние влажности воздуха на организм человека.
Оборудование: термометр, психрометр. Психрометрическая таблица, давление насыщающих водяных паров (любой сборник по физике)
1.Измерьте температуру воздуха термометром. Измерение проводите длительное время 5-8мин.2.Определите температуру надпочвенного слоя если работа проводится на улице). Измерение проводите в тени. Температура на высоте 1,5м должна отличаться от температуры надпочвенного слоя. Температура уменьшается с высотой.3.Определите облачность в баллах. Если на небе нет облаков, то показатель облачности равен 0, если небо полностью затянуто облаками-10. Определите тип облаков: кучевые, слоистые, перистые, кучево-слоистые, слоисто-перистые, кучево-дождевые. По типу облаков охарактеризуйте состояние атмосферы: безоблачное небо- признак низкой влажности и высокого давления (антициклон); небо, затянутое облаками — признак высокой влажности и низкого давления (циклон).4.Определите относительную влажность воздуха психрометром:а) снимите деталь, прикрывающую нижнюю часть термометра;б) оберните тряпочку вокруг правого термометра и смочите её водой, поставьте деталь на место;в) заведите механизм отдува воздуха;г) подвесьте термометр в тени на 20мин;д) снимите показания сухого и влажного термометров;е) учитывая их показания, определите влажность воздуха по психрометрическим таблицам.
5.Определите, сколько воды содержится в 1 кубическом метре воздуха. Вычислите массу воды в 1м3 воздуха.

Цель работы: исследовать химический состав минеральной воды, обнаружить катионы магния, кальция, натрия, анионы хлора, сульфат и карбонат. Определить жесткость водопроводной воды.
Оборудование: минеральная вода, водопроводная вода, аммиачная вода, известковая вода. Растворы хлорида аммония, гидрофосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, уксусной кислоты, соляной кислоты, метилоранж, раствор нитрата серебра.
Спиртовка, прибор для получения газов, химические стаканы, бюретка с соляной кислотой, мензурка, воронка, фильтр..

1.Определение катионов магния. В пробирку с 2-3 мл минеральной воды прилейте раствор аммиачной воды до образования осадка. Затем добавьте раствор хлорида аммония, осадок растворится. При добавлении 5-6 капель раствора гидрофосфата натрия образуется осадок двойной соли:
MgCl2 + NH4OH + Na2 HPO4 = MgNH4PO4 + 2NaCl + H2 O
Сделайте вывод о наличии катионов магния в воде.
Полученный в 1 опыте осадок отфильтруйте. К 2-3 мл фильтрата добавьте 1мл раствора оксалата аммония.
CaCl2 + (NH4)2 C2O4 = CaC2O4 + 2NH4Cl
Проверьте, растворяется ли осадок в соляной и уксусной кислотах. Для этого разделите раствор на две части. В одну пробирку добавьте 0,5 мл соляной кислоты, в другую – уксусной кислоты. Сделайте выводы о присутствии ионов кальция, о свойствах оксалата кальция.
К 2 мл воды добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. К полученному творожистому осадку добавьте несколько капель азотной кислоты. Сделайте выводы. Напишите уравнение реакции.
К 2-3мл воды добавьте несколько капель раствора хлорида бария. Образуется белый осадок. Проверьте растворяется ли этот осадок в азотной кислоте. Сделайте выводы. Напишите уравнения реакции.
К 2мл воды добавьте несколько капель раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций.
Занятие
Практическая работа № 4 Очистка воды различными способами.
Цель: познакомить с физическими и химическими способами очистки воды.
Показ применения полученных знаний в повседневной жизни.
Оборудование: воронка, фильтр, ткань, песок, древесный уголь, колонки с ионитами, микроскоп, сульфат алюминия.
.
Фронтально выясняются способы очистки воды:Физические, химические, термические, биологические.Затем каждая группа получает задания и выполняет очистку воды 2-3 способами. В конце работы проводится проверка результатов очистки с помощью микроскопа.
Задания:
Удалите примеси из воды, используйте физические и химические методы.Для выполнения практической работы можно предложить следующие эксперименты:
Очистить воду от взвешенных частиц отстаиванием.
Фильтрование воды, пропуская её через мелкий песок, ткани, фильтр.
Фильтрование воды через древесный уголь.
Очистка воды добавлением сульфата алюминия, с последующим фильтрованием.
Смягчение воды пропускание её через сульфоуголь или ионит.
6.Проверка загрязнённой и очищенной воды в опытах 1-4 под микроскопом.
Занятие № 15 — 16
Конкурсы «Все о воде»
.«^ » — изготовление из бумаги снежинок.
Бесшумно падают на землю звёздчатые снежинки. Откуда эти правильные симметричные узоры, заставляющие вспомнить о тонком искусстве кружевниц? Ответьте на этот вопрос и вырежьте из бумаги красивые и разнообразные узоры снежинок.

1.Это вещество упоминается во многих книгах, так что точного автора его назвать невозможно. О каком веществе идёт речь? («Живая» вода).2.Что видно, когда ничего не видно? (Туман)3.Вода морей и океанов содержит много различных солей, а могут ли сухие соли содержать воду? (Кристаллизационная вода).4.Почему Мертвое море так названо? (В каждом литре воды этого моря растворено более 250 г различных солей. В таком солёном растворе жизнь очень ограничена).5.Назовите самую богатую морскую руду. (Железомарганцевые конкреции, которые содержат около 25% марганца, 15 % железа, около 1 % кобальта, никеля и др.)
6.Назовите море, которое содержит самую солёную и самую горячую воду. (Красное море. В литре воды содержится 4,3г соли и более. Температура воды +440С).
. Используя воздушные шары двух цветов, продемонстрируйте м одели строения воды, водяного пара, льда.Подсказка, если затрудняются. Надуйте воздушные шарики, размер шариков водорода в 2 раза меньше, чему кислорода, сложите в «молекулы», покажите водородные связи между молекулами. В парообразном состоянии объединяются по три молекулы воды.

Учащиеся представляют поделки, макеты, проекты, занимательные опыты, рисунки, снимки, шуточные рассказы по теме, инсценировки, занимательные ребусы, шарады, кроссворды..

1. «Человек, запомни навсегдаСимвол жизни на Земле — вода!Экономь ее и береги-Мы ведь на планете не одни!» Объясните: Почему нужно беречь воду?2.Каковы особенности физических свойств воды.3.Как отражается на жизни растений недостаток воды в окружающей среде?4.В состав сырого яблока массой 600г входит 84г сахара, 18г белка, яблочной кислоты, клетчатки и жира. Какое же вещество составляет остальное?5.Южное дерево эвкалипт достигает высоты 150м. Это самые высокие деревья на Земле. Какая сила поднимает воду по стволу к верхушкам листьев?6.Известно, что из 1000л воды, получаемых растением, им усваивается всего 2л. Как расходуются остальные 998л воды.7. «Капля катится, светитсяНад моей головой.Как ей хочется встретитьсяС апрельской травой.Чтобы землю порадовать,Чтобы корни омыть,Чтобы как на параде,Всю траву распрямить».Почему после дождя трава «распрямляется»?
Информация для любознательных.
Самая примечательная черта кактусов- их стойкость и выносливость. Американский агроном Лютер Бербанк как-то подвесил кактус на дерево на верёвке, и через 6 лет посадил его обратно в землю. Вскоре растение зацвело.8. «Природу мы так рьяно покоряем,Уродуем творение творца,Долбим, сверлим, копаем, ковыряемИ травим, и взрываем без конца.Безумие своё реализуя,Давно уж мирозданию хамим,Давно во всю галактику газуем,Давно во всю Вселенную дымим».
Докажите слова автора примерами.
9. Кое-где в водах нашей области концентрация ионов железа в воде превышена в 4 раза по сравнению с предельно допустимой (0,3мг/л). Избыток ионов железа в питьевой воде повышает заболеваемость желудочно-кишечного тракта, усиливает ишемическую болезнь сердца. Предложите способ удаления ионов железа из воды, если известно, что они входят в состав гидрокарбоната железа (11). Напишите соответствующие уравнения реакций.10. Составьте схему круговорота воды в природе, используя следующие компоненты: осадки, испарения, транспирация, водяной пар, конденсация, облака, растительность, суша.11.Прочитайте отрывок стихотворения П.Дудника:Говорят, что на восемьдесят процентовИз воды состоит человек.Из воды – добавлю— родных его рек.Из воды— добавлю—дождей, что его напоили.Из воды – добавлю—из древней воды родников,Из которых его и деды и прадеды пили… .Как вы понимаете этот текст с точки зрения своих знаний о составе живого вещества и о роли воды в живой природе?12.Почему перед заморозком рассаду помидоров, огурцов следует обильно полить?13.Большой сосуд с водой, помещённый в погреб, предохраняет овощи от замерзания. Почему?14.Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих?15.Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина и добавить несколько гранул щелочи, то реакции не наблюдается. Что надо сделать, чтобы реакция произошла?16.Почему в резиновой одежде трудно переносить жару?
17.Какая почва быстрее прогревается солнцем: влажная или сухая?
ЛИТЕРАТУРА для УЧИТЕЛЯ
Обязательная
1.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.Утверждена приказом Министра образования № 2783 от 18.07.02г Профильная школа № 1 — .2003.с12 – 18, № 2 с 3 — 6 2.Габриелян О.С., Остроумов Н.Г. Программа профильного и углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведениях.ХВШ № 8 – 2002 с51 – 63, № 9 с 45 -56.ХВШ 2-2003 с 613.Некрасов В.В. Учебник общей химии М. Химия 1981.4.Пёрышкин А.В.Физика-7 М. Дрофа 2005 глава 1,2.5.Перышкин А.В.Физика-8 М. Дрофа 2005 глава-2, 19.6. Основы Биологии М. Просвещение 1992.7.Ходаков Ю.В. Общая химия М. Педагогика 1985.8.Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента Москва Просвещение 19909.«Химия» приложение к газете «Первое сентября»№9 1996.
Дополнительная
1.Дермгольц В.Ф. Мир воды Л..19802.Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.Просвещение 1978.3.Ильченко В.Р. Перекрёстки химии, физики и биологииМ. Просвещение 1986.4.Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии Ч1М.Просвещение 1974.5.Перельман Я.И. Занимательная физика. М. Наука.1993. глава пятая «свойства жидкостей и газов».6.Денисова В.Г. Открытые уроки по химии 8 – 11 классы Волгоград Учитель 2003 7.Интегрированные уроки в школе биология- химия, Волгоград Учитель 2003 .8.Вестник ЗОЖ №5 2006 с20 Мир на серебряных весах
Литература для учащихся
Обязательная1.Габриелян О.С. Химия 8кл М Дрофа 2001 -2005 24,34.2 Пёрышкин А.В.Физика-7 М. Дрофа 2005 глава 1,2.3.Перышкин А.В.Физика-8 М. Дрофа 2005 глава-2, 19..
Дополнительная
1.Бахтамов Р. Фигуры не имеет…М. Знание.1977.2.Горский Н.Н. Вода-чудо природы М.Знание. 1986.3.Зверев И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.Просвещение 1978.4.Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии Ч1 М.Просвещение 1974 с 1575.Немчинова Г.Л. Путешествие по шестой группе М. Просвещение.1976 с 486.Николаев А.Л. Первые в рядах элементов. М. Просвещение 1989. с17, 83.7.Петрянов И. В.Самое необыкновенное вещество в мире. Библиотека детской энциклопедии. М. Педагогика.1975.8.Попова Л.Ф. От лития до цезия. М. Просвещение1972 с 10, 18.9.Сергеев Б.Ф. Жизнь океанских глубин М. Молодая гвардия.1990.10.Химический Энциклопедический словарь.М. Советская энциклопедия 1983.11.Энциклопедический словарь юного химикаМ. Педагогика1982Воду мы используем для питья, приготовления пищи, растворов, лекарств в аптеках, в технике для охлаждения, в с/х – для полива и орошения. Вода нужна практически во всех отраслях народного хозяйства.
Вода – одно из самых распространённых на Земле соединений. Гидросфера-водная оболочка Земли занимает 71% земной поверхности, её количество оценивается в1,39*1018 т. Вода входит в состав комет, большинства планет Солнечной системы и её спутников. Вода есть и в литосфере, и в глубинных слоях, и в атмосфере, где её содержание оценивается в 1,3 1013 т. м Запасы воды на Земле составляют 1млн 359 тыс. м3. Но пресной воды всего 28%, причем почти 2,5% недоступны людям (ледяной щит на полюсах).
«Вода – сама жизнь». «Сок жизни»- так назвал воду известный итальянский художник Леонардо да Винчи. И это так! В организмах идёт обновление воды. В кактусах вода обновляется за 28 лет, у черепахи – за 1 год, у верблюда – за 3 мес., у человека- за 1мес. Без воды человек может прожить только 3 дня, а без пищи 30-50 дней. Без воды невозможно очищение организма от шлаков, регуляция температуры тела, транспортная работа крови. Вода поддерживает кислотно-основное равновесие организма. Большинство тканей и органов в основном состоит из воды.Содержание воды в организме человека (в %)1. Головной мозг серое в-во 83белое в-во 702.Спинной мозг 74,83.Почки 824.Сердце 795.Лёгкие 796.Мышцы 757.Кожа 728.Печень 709.Скелет 4610.Зубная эмаль 0,211.Плазма крови 9212.Стекловидное тело глаза 9913.Слюна 99,414.Желудочный сок 99,5Вода содержится в организмах животных и растений. В организмах млекопитающих массовая доля воды 70%, рыбах-80%, водорослях-90%.Высокое содержание воды в клетке – необходимое условие её жизнедеятельности.Природная вода не может быть химически чистой, т.к. содержит самые разнообразные примеси. Совершая круговорот, вода участвует во многих химических и физических процессах живой и неживой природы. При этом она может подвергаться загрязнению. Как же получается чистая вода?На доске схема очистки питьевой воды: механическая очистка—осветление—обеззараживание—стабилизация—умягчение.Чистую воду получают:1.путем перегонки (дистилляции) демонстрируется перегонный аппарат.2.путем фильтрования3.С помощью новых полимеров — ионитов.Гимном этому веществу стали слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: «Вода», у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились».

Оцените статью
Добавить комментарий