Организация реабилитационная помощи семье, дети из которой воспитываются в государственном краевом учреждении для детей, лишенных родительской опеки «Детский дом» г. Оханска Пермского края

Организация реабилитационная помощи семье, дети из которой воспитываются в государственном краевом учреждении для детей, лишенных родительской опеки « Детский дом» г.Оханска Пермского края.Калугина Вера Леонидовна – педагог-психологвысшей квалификационной категорииГКОУ «Детский дом» г.ОханскаГосударственное краевое образовательное учреждение «Детский дом» г.Оханска Пермского края –старейшее на Урале : в 2008 году ему исполнилось 100 лет. Более 20 тысяч воспитанников получили путевку в жизнь в Оханске; среди них бывший беспризорник 1914 года Павел Ощепков, в последствии ставший ученым с мировым именем, изобретателем радиолакационного устройства; композитор, поэт музыкант из Санкт-Петербурга Геннадий Старков, майор Анна Вотинова и многие другие.Оханский детский дом – лауреат премии им.А.А.Католикова (2001 г), лауреат Московской международной выставки «Школа-2002». В настоящее время является базовым детским домом, в котором воспитывается 90 детей-75% составляют подростки в возрасте от 13 до 17 лет.Начиная с 2002 года, в кровные семьи из детского дома выбыло 33 ребенка.С одной стороны – это много(33 ребенка, наконец-то, снова живут с биологическими родителями, которые прошли не простой путь возвращения к ребенку), с другой стороны – мало ( в этом 2008 году только Дениска Мальцев вернулся к родной маме), в стенах детдома осталось 90 детей, у которых самая заветная мечта – «Жить с родителями» ( в этом можно убедиться открыв в Интернете сайт нашего детского дома, где воспитанники рассказывают о себе, о своей мечте) .Я знаю в лицо каждого восстановившегося в правах родителя ,знаю его перипетии судьбы, я долго буду вспоминать, как мы с этими родителями шли шаг за шагом навстречу к своему сынишке или дочке…Были и те, кто не дошел…кого сманила лихая «судьба-злодейка» в другую сторону от ребенка.Вместе со мной «боролись» за восстановление в правах «Татьяны Ивановны» или « Сергея Михайловича» весь педагогический коллектив – начиная с директора Калугина Леонида Андреевича и заканчивая сторожем «дядей Сережей», потому что мы убеждены : как бы воспитанникам не было тепло и уютно в наших стенах (в этом можно убедиться на нашем сайте) ,но никакой высокопрофессиональный педагог не сможет заменить ребенку самых близких ему людей, которые хоть и сделали много жизненных ошибок ,но остались самыми нужными, самыми родными для мальчишки или девчонки.Начиная с 2003 года (после того, как мы, еще не создав системы работы по восстановлению в правах наших горе-родителей, в 2002 году помогли в прямом смысле стать на ноги одной молодой маме, чьи дети были помещены в детский дом из-за тяжелого материального положения семьи. Мы помогли получить мамочке профессию, познакомиться с будущим мужем, а потом появилась и понимающая свекровь…и братики Фадеевы снова обрели семью
: возврат ребенка, лишенного родительской опеки, в семью кровных родителей.
Наши задачи:
Выявить семьи, чьи дети воспитываются в детском доме, которые способные изменить образ жизни и восстановиться в родительских правах.
Разработать основные направления в работе с кровными родителями, ребенком и воспитателем детского дома по возвращению ребенка в кровную семью.
За основу были взяты 3 группы кровных семей:
1. Родитель находится в местах лишения свободы, но не лишен родительских прав;
2. Малоимущие родители (дети зачислены в детский дом по заявлению на год из-за тяжелого материального положения семьи);
3.Ресурсные семьи из числа семей, лишенных родительских прав, (семьи, опустившиеся социально, но сохранившие привязанность к своим детям), которые интересуются судьбой ребенка:
звонят, пишут письма, приходят в детский дом, приносят ребенку подарки;
родитель (родители) пролечился у нарколога;
родитель (родители) встал на учет в Центр занятности населения, получил в Центре занятности населения новую специальность, по которой начал работать или принят на работу по прежней специальности, имеет материальный доход, своевременно платит алименты;
кровный родитель создал новую семью, в которой имеется стабильный доход, члены семьи не возражают против его кровных детей;
в семью возвратился муж (жена), позитивное эмоциональное и финансовое положение.
Исключение составляют те родители, которым общение с детьми запрещено решением суда.
Подбор методов реабилитационной работы в детском доме определяется системным подходом к реабилитации семьи.
Объектом воздействия становится вся семейная система в целом, а предмет деятельности – прерывание системных дисфункциональных стереотипов в поведении, актуализация ресурсов семьи, восстановление ее психологического и социального статуса, восстановление в родительских правах.

Реабилитационная работа происходит при изменении всей системы семьи (как на уровне структуры, так и на уровне выработки нового репертуара стратегий функционирования).
Системная парадигма рассматривается именно в качестве основного методологического подхода
Задача реабилитации кровной семьи – изменение дисфункциональной семьи, а не изоляция страдающего члена семьи от ее негативного влияния ( из концепции исследовательской группы из Пало – Альто, в составе Д.Джексона, Д.Хейди, Г.Бейтсона).
Классификация дисфункциональной семьи: по М.Боуэн обобщенными критериями дисфункциональной семейной системы являются: низкий уровень автономии и недифференцированности, закрытые границы, регидность правил и норм, низкий уровень эмоциональной поддержки.
За основу в реабилитационной работе берется четырехаспектная модель анализа семейной системы А.Б.Холмогоровой: выделение четырех основных аспектов анализа семейной системы: структуры, микродинамики, макродинамики и семейной идеологии.
Семейная система, в свою очередь, состоит из подсистем. В работе с кровными семьями, дети из которых находятся в государственных учреждениях для детей, лишенных родительской опеки, важны подсистемы: детская, родительская и прародительская.
Факторы и условия изменений в семейной системе: для того, чтобы добиться успеха в поставленной проблеме, необходимо выработать у кровной семьи, дети из которой находятся в государственных учреждениях для детей, лишенных родительской опеки, ориентацию на изменение, учитывая 5 факторов (по В.Кожарской и В.Ослон), наличие которых и определяет возможность изменения:
а) дискомфорт в настоящем;б) эмоциональная защищенность; в) принятие на себя ответственности за существующие проблемы (выработка локус контроля);г) готовность действовать эффективно; д) видение другого, лучшего будущего (формирование мотивации семьи к изменениям).
Направления
работы по возврату ребенка в кровную семью в детском доме:
1 направление: работа с кровными родителями;
2 направление: работа с ребенком;
Первое направление : работа с кровными родителями.
А)Если родители находятся в местах лишения свободы(они не лишены родительских прав) и делают запрос в детский дом о судьбе ребенка, то социально- психологическая служба детского дома организует:
Шаг 1 : сообщение родителю информации о помещение ребенка в детский дом (адрес, телефон).
Шаг 2 : запрос в места лишения свободы:
* о личностных особенностях родителя;* сообщение об его желании установления контакта с ребенком и педагогами;* высказывание просьбы по оказанию психологической помощи осужденному (родителю) со стороны психолога исправительного учреждения для формирования и развития родительских чувств у осужденного.
Шаг 3 : переписка психолога или социального педагога из группы сопровождения с родителем по вопросам:
* психологические особенности детей, лишенных родительской опеки;* что значит любить своего ребенка;* особенности рождения, раннего развития ребенка;* способности ребенка, индивидуальные черты;* болезни ребенка;* проявление возрастных особенностей ребенка (дошкольный возраст, младший школьный, подросток);* любимая пища ребенка;* связь с отцом ребенка (или матерью), если они есть, с бабушками и дедушками, родственниками (адреса, телефоны);
* обучение составлению генограммы с дальнейшей ее интерпретацией;
* обучение разговорам по телефону и написание писем ребенку и воспитателю;
* написание родителем сочинений с дальнейшей консультацией психолога по темам: «Каким я вижу своего ребенка через … лет» (в зависимости от срока наказания), «Какой я представляю свою встречу с ребенком», «Какого человека я хочу вырастить из своего ребенка»;
* обсуждение – консультация сочинений и рисунков детей по темам: «Моя мама (папа)», «Какой я представляю свою первую встречу с мамой (папой) после долгой разлуки…», «Наша будущая семья», «От ошибок никто не застрахован…». Рисунков (для дошкольников и младших школьников) на темы «Моя мама (папа)», «Я и мои родители», «Наш праздник», «Мы все вместе», «Мои родители и новая семья».
Шаг 4: информация по просьбе кровного родителя об юридических вопросах соединения с ребенком после отбывания наказания.
Шаг 5 : работа социального педагога группы сопровождения с родственниками, друзьями кровного родителя, бывшими сослуживцами по проблеме « Протянем руку помощи».
Шаг 6 : разработка и обсуждение алгоритма «Я на свободе…», «Я иду в детский дом», «Моя первая встреча с ребенком»
Шаг 7 : организация первой встречи с ребенком.
Шаг 8 : организация возвращения ребенка из детского дома в кровную семью.
Шаг 9 : психологическое сопровождение семьи в период адаптации (первый месяц)
Шаг 10 : консультации психолога для кровного родителя и ребенка (по их запросам).
Б) Если родители поместили ребенка в детский дом в силу материальных затруднений или они лишены родительских прав — это семьи, опустившиеся социально, но сохранившие привязанность к своим детям, мы их считаем ресурсными семьями по восстановлению.
Для такой категории родителей мы используем следующие формы оказания помощи по восстановлению :
1. Все те 10 шагов, которые названы выше (пункт А) .Данные шаги предпринимаются, если родители не имеют возможности регулярно посещать психолого — педагогические тренинги в детском доме по восстановлению кровной семьи.

В основу положена авторская программа В.Москаленко по работе с созависимыми членами семьи и программа В.Кожарской и В.Ослон « Групповая психотерапия для химически зависимых и созависимых родителей». (из книги В.Кожарской, В.Ослон «Психосоциальные технологии в работе с неблагополучной семьей», стр.103-124)Обычно подобная группа состоит из 5-6 родителей, хотя возможно проведение занятий с меньшим или большим количеством родителей. Желательно, чтобы группа была постоянной. Наши занятия проводятся не реже 1 раза в неделю.
Второе направление: работа с ребенком.
Данная работа проводится психологом индивидуально с ребенком с использованием следующих форм и методов:
Знакомство ребенка с генограммой семьи и ее обсуждение.
Организация телефонных переговоров с кровными родителями и их обсуждение.
Организация переписки с кровными родителями и её обсуждение.
Организация встреч с кровными родителями и их обсуждение.
Проигрывание ситуаций в мини- тренингах:
ты пишешь родителям письмо …
та разговариваешь с родителями по телефону…
ты встречаешься с родителями…
Индивидуальные диалоги подростка с психологом по проблемам:
«Принимаю ли я своих родителей…»
«Мои самые лучшие воспоминанию о жизни дома…»
« Умею ли я прощать…»
« Это правда, что родителей не выбирают …»
«Мои самые лучшие воспоминания о жизни в детском доме…»
« Моя будущая жизнь …»
Написание мини — сочинений по теме «Моя мама (папа)», «Какой я представляю свою первую встречу с мамой (папой) после долгой разлуки…», «Наша будущая семья», «От ошибок никто не застрахован…».
Сделать рисунки (для дошкольников и младших школьников) по темам «Моя мама (папа)», «Я и мои родители», «Наш праздник», «Мы все вместе», «Мои родители и новая семья».
В данный момент (конец 2008 года) индивидуальная работа проводится с 3 человеками : 1 женщина из мест лишения свободы, не лишенная родительских прав; у одного человека ребенок находятся в детском доме временно из-за тяжелого материального положения) и 1 семья собирается с нашей помощью встать на путь восстановления с ребенком, то есть 3 мальчика и 1 девочка ,может быть, смогут снова жить с кровными родителями.
РS Тьфу-тьфу, чтоб ни сглазить…За 7 лет ни один ребенок вторично не вернулся в детский дом.
Список литературы:1Григберг С, Савельева С, Вараева Н, Лобанова М «Приемная семья : психологическое сопровождение и тернинги», М,Речь, 20072 Осипова А, Чаусова Л, Мясникова М «Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях»,Ростов на Дону, 20013.В.Ослон,В.Кожарская «Психосоциальные технологии в работе с неблагополучной семьей»,Пермь, 2003, стр.103-124)4. В.Ослон «Основы социальной и психологической помощи замещающей профессиональной семье», Пермь, 20045.А.Прихожан «Психология сиртства»,М, «Питер», национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007 г(библиотека «Профилактика социального здоровья», серия «Ребенок- сирота : семейное жизнеустройство и социализация»)6. В.Степанов. Психология трудных школьников,М, 19967.Т.Шульга, Л.Олиференко, А.Быков «Социально-психологическая помощь обездоленным детям»,М, Изд-во УРАО, 2003Калугина В.Л.- педагог- психолог высшей квалификационной«Детский дом» г.Оханска Пермского края
ноябрь 2008

Оцените статью
Добавить комментарий