Оренбургская областная детская библиотека — Деятельность центральных региональных детских библиотек России в поддержку…

^ провела веселые уроки грамматики «Язык родной, дружи со мной», цикл литературных занятий «Мой верный друг, язык мой русский», путешествие в языкознание «Лингвистическая мозаика», литературную игру «Знатоки русского языка», турнир знатоков грамоты «Пророк Наум наставит на ум», цикл мероприятий ко Дню славянской письменности и культуры.
Ежегодно в отмечается Международный день родного языка. К этому событию была приурочена Неделя русского языка «Его величество Русский язык». Программа Недели включала в себя обучающие игры, веселые уроки русского языка, обзоры книжных выставок «Великий, могучий, свободный», «Язык родной, дружи со мной», встречи с писателями и поэтами.
В рамках Года русского языка в Орловской области проходил литературный марафон «Орловские писатели – детям». Инициатором этой акции выступила Областная детская библиотека, Орловское отделение Союза писателей России поддержало ее. Литературный марафон прошел почти по всем районам области, здесь состоялись большие читательские праздники, встречи с писателями. В марафоне приняли участие писатели В. Еремин, А. Фролов, Ю. Оноприенко, Г. Попов, художники Л. Жмакина и А. Шевченко, композитор И. Хрисаниди, ансамбль «Семицветик», преподаватели и учащиеся детской школы искусств им. М.И. Глинки и многие другие.
в Год русского языка особое внимание уделяла проблемам изучения и сохранения родного языка, воспитанию у ребят бережного, уважительного отношения к русскому языку, культуре речи.Большой интерес у разновозрастных слушателей вызвало путешествие в историю письменности «Слов драгоценные клады». Для подростков и юношества актуальным оказался разговор «Язык мой – друг мой» о степени засоренности русского языка словами-паразитами, сленгом, ненормативной лексикой.
В в День славянской письменности и культуры основное внимание в ходе проведения массовых мероприятий было уделено русскому языку. Гостей библиотеки в этот день просили написать самое красивое и важное для них слово. Это простенькое задание стало и своеобразным социологическим опросом. Рядом со словами «мама, счастье, благодарность, любовь, Родина» были написаны «деньги, халява, кайф, баксы».
Взяв на вооружение строки А. Ахматовой «Мы сохраним тебя, русская речь», студенты Саратовской академии права рассказывали читателям библиотеки о деяниях святых Кирилла и Мефодия, о вкладе в русскую культуру Д.С. Лихачева. Анализируя современные средства массовой информации, они говорили о типичных для них ошибках, и о том, что, к сожалению, сейчас журналистика не являет читателям и слушателям образцовой речи. Используя данные специальных исследований, ребята показали вред, причиняемый человеку неформальной лексикой, доклад назывался «Не убивайте матом хромосомы». Оценивая уровень подготовленных докладов, их пропагандистскую ценность и убедительность научных исследований, библиотекари на данное мероприятие пригласили читателей из колледжей и технических училищ, надеясь, что знания, полученные в формате «сверстник – сверстнику», активно воздействуют на сознание ребят.
В Саратовской областной библиотеке для детей и юношества им. А.С. Пушкина появился «Центр в поддержку русского языка», который активно работает и сегодня над повышением престижа русского языка и культуры речи, оказанием поддержки процесса преподавания и самостоятельного изучения русского языка через популяризацию специальной методической литературы, словарей, справочников и электронных программ.
В рамках работы «Центра в поддержку русского языка» организованы книжно-иллюстративные выставки «А.С. Пушкин – основоположник русского литературного языка», «Наш дар бесценный» (посвященная «Году русского языка»), «Сподвижники просвещения» и проведены мероприятия: «Путешествие в страну русского языка» (интеллектуально-познавательная игра, которая состояла из занимательных заданий, конкурсов, игр по русскому языку); «Доброе слово железные ворота отворяет» (познавательно-игровая программа о речевом этикете в нашем общении, показ отрывков видеофильма «Этикет»); «К сокровищам русского языка» (познавательная программа, состоящая из занимательных заданий, конкурсов и игр по русскому языку); «Слов драгоценные клады» (беседа об истории создания славянской азбуки); «Хранители сокровищ русского языка» (беседа о словарях русского языка); «Имя и судьба» (познавательная беседа о происхождении русских имен и фамилий, о том, как имя влияет на характер и судьбу человека); «Дебют – Саратов» (творческий семинар в рамках фестиваля актуальной поэзии «Дебют – Саратов», встреча участников фестиваля с молодежью Саратова, на которой обсуждались проблемы современной поэзии).
Вот уже пятый год сотрудники библиотеки совместно с артистами Областной филармонии организуют цикл мероприятий «Читаем классику вместе». Приобщение ребят к чтению вслух, литературно правильному, эмоционально одухотворенному или, как говорится, «выразительному чтению» стало возможным в реализации этого цикла мероприятий. Чтобы показать ребятам высокие образцы мастерского владения словом перед ними выступают чтецы – артисты филармонии. В цикле «Читаем классику вместе» прошли мероприятия: «Кавказ в жизни и творчестве А.С. Пушкина», «Дубровский» А.С. Пушкина», «Береги честь смолоду» (по страницам «Капитанской дочки» А.С. Пушкина), «Слово о полку Игореве», «Русские былины», «Что за прелесть эти сказки» (по сказкам А.С. Пушкина), «Они все чужды мне, и я им всем чужой» (по страницам драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»), «Лирика военных лет», «Расмус-бродяга» Астрид Линдгрен» и др.
В течение года в действовали книжные выставки: «На кончике пера – сила меча», «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!», «Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!», «Язык родной, дружу с тобой». Для детей 7-12 лет проводились мероприятия с использованием элементов игры «Родные, знакомые с детства слова», «В гостях у русского языка», «Слово о словах»; игровые программы; лингвистические игры «Слава тебе, русский язык», «Почему мы так говорим»; праздник «И нравы, и язык, и старина святая».
Большое внимание уделялось проведению библиотечных уроков по русскому языку «Великий русский язык», «Тайны родного языка», «Умеем ли мы говорить», «Как это случилось, буква заблудилась?» «И вот знаки препинания нам назначили свидание», «Грамотным желаешь быть? Надо потрудиться», «Слово о словах».
Для детей 13–15 лет разговор о русском языке велся на примере творчества великих мастеров русского слова: литературные часы по творчеству А. Некрасова и Г. Паустовского; цикл «Жизнь в слове, слово в жизни»; беседы «Мастер улыбки», «Собирал человека слова…», «Путешествие в слово», «Сперва аз да буки, а потом и науки», «Территория русского языка». На всех проводимых мероприятиях специалисты библиотеки старались заинтересовать детей изучением русского языка, показать его богатство, самобытность, дать почувствовать, что спасение родного языка от сквернословия и брани зависит от каждого человека. «Волшебное слово поможет всегда», «Там, где кончается слово», «Турнир знатоков русского языка» и другие беседы, обзоры, литературные и тематические часы проводились с использованием научно-познавательной и занимательной литературы, а также новейших словарей, справочников, периодической печати для детей. Выдача литературы по теме составила около 1200 экземпляров книг.
достижением Года русского языка считает проведение Всероссийского открытого урока чтения. Специалисты библиотеки приняли участие в разговоре о важности и необходимости чтения, овладения культурой родной речи, представили читателям-школьникам широкий круг современной детской и юношеской литературы. В работе использовался весь информационный арсенал: презентации, электронные ресурсы, печатные источники с большими просмотрами.
приняла активное участие в общегородском Празднике для детей, посвященном Дню славянской письменности и культуры. Была представлена книжно-иллюстративная выставка «Свет разумения книжного», спектакль-сказка «Солнышко и мама», викторина сказочных героев «В гостях у сказки» библиотечного Театра книги.
В 2007 году провела цикл мероприятий, посвященных Году русского языка.Разрабатывая его, библиотекари отдали приоритет комплексу массовых мероприятий с детьми, таких, как Неделя русского языка «Живой как жизнь», День славянской письменности и культуры, Декада знаний «Я с книгой открываю мир», День Наума–грамотника.Насыщенная программа Недели русского языка, направленная на воспитание языковой культуры, была предложена читателям младшего, среднего и старшего возраста, руководителям детского чтения.Книжные выставки «Язык мой – друг мой», «По дорогам родного языка», «Словари – сокровищница русского языка», информационные стенды «Занимательная филология», «Айболит для подростков» познакомили с информационными ресурсами библиотеки, привлекли внимание к вопросам правописания и грамотного использования слов.Читатели приняли участие в занимательных уроках русского языка, интеллектуальных играх, конкурсах знатоков русского языка.Закрытие Недели состоялось в Международный день родного языка. Малыши стали участниками театрализованной игры «Язык родной – дружи со мной», старшеклассники – Дня информации «По дорогам русского языка», на котором познакомились с книгами и периодическими изданиями о русском языке.
Не первый год в библиотеке работает литературно–творческий клуб «Юный Пегас», где дети и подростки, проявляющие интерес к литературному творчеству, делают первые шаги в поэзии и прозе.
В Год русского языка программа работы клуба предусматривала занятия, посвященные фольклору, лучшим произведениям русской и зарубежной классики, на которых акцентировалось внимание на слове, звуке, рифме, что помогает почувствовать звучание, красоту, значение и значимость слова.По традиции в мае в рамках декады «Библиотека приглашает» в Тульской областной детской библиотеке проводились мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры и Общероссийскому Дню библиотек. Библиотека приняла участие в общегородском празднике в Центральном парке культуры и отдыха им. П. Белоусова. Школьникам города были предложена книжная выставка «Свет разумения книжного».В дни Декады знаний «Я с книгой открываю мир» читателям были предложены книжные экспозиции «По дорогам русского языка», «Узнай, прочти, полюби». Международному дню грамотности был посвящен час интересной информации «Родной язык наш – русский».Пушкинский день России был отмечен литературными часами, посвященными жизни и творчеству А.С. Пушкина, проведением выставки–викторины «Три девицы под окном», интеллектуальной игры «Он – наш поэт, он – наша слава».В музее-усадьбе «Ясная Поляна» состоялись VI детские Толстовские чтения «Недаром помнит вся Россия», посвященные 195-летию со дня Бородинского сражения.Информация о ходе мероприятий библиотеки, посвященных Году русского языка освещалась в программах ГТРК «Тула», газете «Тульские известия», «Альтаир – Вести».Целью всех мероприятий в поддержку русского языка центральных региональных детских библиотек России было и остается содействие воспитанию языковой культуры детей и подростков, привитие им понимания необходимости сохранения исторического значения русского литературного языка, его красоты и богатства и как национального культурного достояния, и как стратегического фактора обеспечения государственных интересов России и единства славянского мира. Работа в этом направлении продолжается.Приложение.
Большие книжные гонки.
(опыт работы ГУК «Свердловская областная библиотека
для детей и юношества»)
Содержание
Проект «Большие книжные гонки»
1.1. Аннотация содержания1.2. Проблемная ситуация1.3. Цели и задачи1.4. Условия и ресурсы для реализации проекта1.5. Содержание проекта1.6. Направления и методы2. Логинова Н.В. Время читать! Актуальный проект: идеи и технологии.
3. Водатурская А.И. Книжная выставка – программа работы с читателями.
4. Осипов В.В., Водатурская А.И. Уроки «Волшебной строки», или Пять
лет спустя.

Руководитель проекта Воробьёва Людмила Аркадьевна,директор СОБДиЮАвторы проекта Ивашина Марина ВячеславовнаВодатурская Антонина ИвановнаАфанасьева Ольга ГеннадьевнаЛогинова Надежда Васильевна

Большие книжные гонки – комплексная программа и перспективная модель продвижения социально важных идей, чтения, новых стратегий и технологий работы в сельские территории, построенная на консолидации властных структур различного уровня, всех субъектов книжного рынка и библиотек. Программа направлена на преодоление информационной изоляции молодого поколения, а также повышение профессиональной компетенции библиотечных специалистов. Её структура предусматривает модернизацию всех важнейших направлений деятельности муниципальных библиотек. Программа предполагает выявление «точек роста» и «рычагов прорыва» в консолидированной деятельности властей и всех институтов инфраструктуры чтения по сокращению информационного неравенства, препятствующего решению социально важных проблем на территории Свердловской области.

В Свердловской области в 93 муниципальных образованиях проживает 4,5 млн. человек. Их обслуживает 472 государственные и муниципальные библиотеки, 120 из них – специализированные библиотеки для детей и юношества. Ежегодно возрастает информационное неравенство, препятствующее решению социально важных проблем, не только различных социальных групп, но и отдельных территорий области, и, как следствие, муниципальных библиотек. Существует значительный разрыв между библиотеками промышленных и культурных центров − высокотехнологичными, участвующими в российских и региональных корпоративных проектах по созданию электронных ресурсов, обеспеченными новейшими фондами и компьютерным оборудованием (Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Новоуральск и др.), и библиотеками дотационных («депрессивных») территорий, расположенных в малых городах и сёлах. И хотя последние три года отмечается положительная динамика в области комплектования и обеспечения компьютерным оборудованием муниципальных библиотек, во многих территориях они по-прежнему не соответствуют показателям Модельного стандарта общедоступной муниципальной библиотеки Свердловской области (2006 г.).
В этих территориях происходит старение профессиональных кадров и читательской аудитории за счёт оттока подростков и молодёжи из библиотек. Особенно в плохой ситуации находится подрастающее поколение в малых городах и посёлках. Недостаточное владение новыми технологиями – компьютерными и информационными − делает библиотеки неконкурентоспособными с другими структурами: компьютерными клубами, молодёжными неформальными движениями, религиозными и политическими объединениями. Отсутствие новой литературы и современной информации ухудшает стартовые возможности и жизненные перспективы молодых. Учащиеся не владеют стратегиями чтения, позволяющими эффективно отрабатывать большие объёмы информации.Одной из таких типичных территорий является Пышминский городской округ, расположенный в 250 км от Екатеринбурга.Пышминский городской округ объединяет 44 сельских территории, половина которых с постоянно уменьшающимся населением считается «неперспективными». В округе проживает 22 285 жителей, половина из них дети и молодёжь. Их обслуживает 19 сельских библиотек, объединённых в централизованную библиотечную систему. Административные и методические функции выполняют Центральная районная и Центральная детская библиотеки, расположенные в административном центре муниципального образования – посёлке Пышма. Компьютерным оборудованием располагают 4 библиотеки – Центральная районная (2), центральная детская (2), две сельские библиотеки (2).

Оцените статью
Добавить комментарий