Основная Образовательная программа муниципального

Рассмотрена и рекомендована Утвержден приказом от 01.09.2011г. № 101
к утверждению ________________________педагогическим советом Директор МОУ М-Курганской СОШ №1
от 25.08.2011г. №1 Горбачев Ю.Н.
основная Образовательная программа
муниципального
общеобразовательного учреждения
Матвеево–Курганской средней
общеобразовательной школы №1
2011-2012 учебный год2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная справка о школе
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы (1-4 классы)
Программа формирования универсальных учебных действий (1-4 классы)
Рабочие программы учебных предметов.
Программа организации внеурочной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа социальной деятельности обучающихся.
Система оценки достижения результатов освоения Основной образовательной программы (1-4 классы).
Система педагогического мониторинга.
Нормативно-правовые основы образовательной программы школы.
Дополнительные программы:
Программа предшкольной подготовки
Программа формирования и развития ИКТ-компетентности.
Программа профориентации.
Программа исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Программа коррекционной работы в школе.
Пояснительная заПискаОсновная образовательная программа (ООП) определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное и интеллектуальное развитие, социальное и личностное становление. Основные компоненты программы создают условия для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.Основная образовательная программа разработана совместно с Советом школы и педагогическим коллективом, рассмотрена на заседании педагогического совета, на общешкольном родительском собрании, утверждена приказом директора школы. Образовательная программа школы выполняет следующие функции:
структурирует содержание образования в единстве всех его составляющих компонентов – содержательных, методологических, культурологических, организационных;
определяет педагогические условия реализации содержания образования, требования к объему, темпам и срокам прохождения учебного материала;
определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольно-диагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых технологиях оценки качества образования;
определяет ресурсы эффективности образовательного процесса: уровень профессионально-педагогической подготовки коллектива, состояние образовательной среды школы, уровень методической обеспеченности образовательного процесса, степень информатизации образовательного процесса.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, а так-же обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования каждым обучающимся. Целевые ориентиры на каждой ступени образования определены на основе методологии личностно-ориентированного подхода, соответствующего гуманитарной направленности отечественного образования и демократическим свободам гражданского общества. Целью реализации ООП является обеспечение достижения качественных образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.Школа реализует начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование, определяя следующие целевые установки:начальное общее образование:
формирование системы учебных и познавательных мотивов – умения принимать и реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
формирование основ нравственного поведения, здорового образа жизни и личностного развития;
основное общее образование:
обеспечение личностного самоопределения обучающихся – гражданской позиции, мировоззрения, профессионального выбора;
развитие способностей самостоятельного решения проблем в разных видах деятельности;
среднее (полное) общее образование:
обеспечение самореализации и самосовершенствования обучающихся на основе индивидуальных потребностей в образовании.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
— технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), — проблемно-диалогическую технологию, — технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
В результате освоения образовательных программ выпускник школы должен обладать следующими качествами:
открытость новому знанию, социальному опыту, инновационным процессам;
активность гражданской позиции и ориентация на демократические ценности;
сформированность общеучебных умений, информационных и коммуникативных компетенций;
овладение метапредметными умениями для самореализации в условиях непрерывного образования;
готовность к самоопределению и самовыражению;
ответственность за свои поступки и принятые решения.
Основные принципы формирования образовательной программы – преемственность ступеней обучения, вариативность учебных курсов, системность контроля уровня освоения учебных программ, интеграция общего и дополнительного образования, индивидуализация на основе дифференциации и профилизации, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, здоровье сберегающие технологии.Содержание основной образовательной программы сформировано с учетом социокультурных особенностей Ростовской области. ООП предусматривает:
достижение результатов освоения ООП всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
выявление и развитие способностей обучающихся через систему дополнительного образования и систему проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики;
участие обучающихся и их родителей, педагогов и общественности в развитии внутришкольной социальной среды;
проектирование образовательного процесса на принципах системно-деятельностного подхода;
создание условий для самореализации обучающихся в разных видах деятельности.
Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники школы, родители (законные представители) обучающихся.Особенность ООП заключается в разумном сочетании требований действующего стандарта 2004 и перспективных мер по переходу к новым требованиям утвержденного стандарта для начального общего образования и в дальнейшем к созданию условий для реализации требований стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования. Переходный этап требует переосмысления целевых установок на новые образовательные результаты, изменений методологических подходов в организации образовательного процесса, создание новой оценочной системы, обеспечивающей качество образования. Поэтому структура ООП учитывает компоненты Примерной ООП для начального общего образования в соответствии с утвержденным ФГОС начального общего образования, но при этом реализует свое право в переходный период до 01.09.2011 года компоновать структурные элементы программы по своему усмотрению. Основная образовательная программа основного общего образования для школ, работающих по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями БУП -2004 года. Образовательный процесс в школе обеспечивается УМК, включёнными в Федеральный перечень. Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной позиции, мировоззренческой позиции, гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Школа продолжает развивать в 5-9 классах принципы обучения и воспитания Образовательной системы «Школа-2100», используя весь разработанный авторами комплект УМК, применяя технологии развивающего обучения и деятельностный подход. Развитие личности учащегося проходит на основе освоения различных способов действий. Мы обращаем внимание на новые понятия:
– специально организованная деятельность обучающихся предусматривающая следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
– педагогически организованный процесс усвоения системы общечеловеческих ценностей и системы культурных, духовных и нравственных ценностей российского народа.
– создание и распространение новшеств (технических, потребительских и иных), нового или усовершенствованного процесса на основе результатов научных исследований, научных разработок или иных научных достижений.
Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений, способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.
Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способ деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.
– ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в том числе образовательной, социальные чувства, личностные качества.
– метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
Мотивация – система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.
– дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся.
– система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.
– конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
В школе — 23 класса, где обучается 462 человека. На первой ступени –10 классов. Начальные классы обучаются по программе 4-х летней школы, где годовой учебный план определяется календарным графиком в 35 учебных недели, в первых классах — 33 учебных недели, имеются дополнительные каникулы (февраль). Во второй половине дня организовано 4 группы продленного дня, наполняемость каждой составляет 25 человек. Группы посещают учащиеся 1-4-х классов, в основном, это дети из многодетных и малообеспеченных семей. Выполнение этого социального заказа дает возможность организовать режим дня для учащихся младших классов, избежать безнадзорности детей в семьях работающих родителей, обеспечить реализацию потребностей учащихся в дополнительном образовании и развитие творческого потенциала во внеурочной деятельности.В 5-9 классах – 10 классов. Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Для учащихся 5-х – 8-х классов календарный график определяет 35 учебных недель, для учащихся 9-х классов – 34 учебные недели. Начальная и основная школы работают по 5-ти дневному режиму, в одну смену. В 10-11-х классах – 57 человек. Учебный план для X-XI классов рассчитан на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Для учащихся 10-х классов календарный график определяет 35 учебных недель, для учащихся 11-х классов – 34 учебные недели. Учащиеся 10-го и 11-х классов обучаются по программе 6-дневной учебной недели с облегченным субботним днём, в одну смену. На этой ступени реализуется оборонно-спортивный профиль обучения в 11 «Б» классе и универсальное (непрофильное) обучение в 10 и 11 «А» классе. В школе работает 48 педагогов. Административные функции выполняют: директор школы, 3 заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной работе и заведующий школьной библиотекой.
Показатель
Кол.чел.
%
Всего педагогических работников (количество человек)
48
Укомплектованность штата педагогических работников (%)
100
Из них внешних совместителей
0
0
Наличие вакансий (указать должности):
нет
0
Образовательный уровень педагогических работников
с высшим образованием
46
96
со средним специальным образованием
1
2
с общим средним образованием
0
0
Прошли курсы повышения квалификации за последние 5 лет
45
94
Имеют квалификационную категорию
Всего
39
81
Высшую
9
19
Первую
17
35
Вторую
13
27
Состав педагогического коллектива по должностям
Учитель
35
73
Социальный педагог
1
2
Учитель-логопед
1
2
Педагог-психолог
1
2
Педагог-организатор
0
0
Старший вожатый
1
2
Педагог дополнительного образования
0
0
Преподаватель-организатор ОБЖ
1
2
Директор школы
1
2
Заместители директора
4
8
Методист
3
6
Имеют учёную степень
0
0
Имеют звание Заслуженный учитель
0
0
Имеют государственные и ведомственные награды, почётные звания
3
6

Оцените статью
Добавить комментарий