Основы безопасности при использовании мобильной (сотовой) связи. Виды мошенничества в мобильной связи. Меры предосторожности и безопасности при использовании сотовой (мобильной) связи

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

^

Тема 5.1. Виды компьютерных вирусовОбзор и классификация компьютерных вирусов. Способы распространения вирусов. История вредоносных программ. Вирусная терминология. Классификация вирусов. Самые распространенные вирусы. Цикл функционирования вирусов.

Тема 5.1. Антивирусные программы и файрволы

Антивирусное программное обеспечение и антишпионские программы, межсетевые экраны. Методы борьбы с вирусами. Меры защиты от проникновения и распространения вирусов.

^

Медиабезопасность и возрастИнтернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Как показали исследования, проводимые в сети интернет, наиболее растущим сегментом пользователей интернет являются дошкольники. В этом возрасте взрослые должны играть определяющую роль в обучении детей безопасному использованию интернет. Дети в возрасте 7-8 лет любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. В этом возрасте, по мнению психологов, у детей возникает абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать в интернет без разрешения родителей. В результате, находясь в интернет ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Однако, стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах родителей. Поэтому следует рекомендовать родителям установить правила использования домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между временем нахождения в Интернете и физической нагрузка ребенка. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля (отчеты, которые предоставит программа Родительский контроль или то, что можно увидеть во временных файлах интернет -папки c:UsersUserAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet Files в операционной системе Windows Vista).  В данном возрасте не следует разрешать детям создавать собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку. Помочь запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем. В возрасте 9-12 лет дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля. В результате у ребенка не будет ощущения, что ему глядят через плечо на экран, однако, так же легко отследить, какие сайты он посещает. В возрасте 13-17 лет родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву «сметать все ограничения», они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет.

^

  • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось.

Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать.

  • Постарайтесь внимательно выслушать его рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка. Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил Ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в интернете.
  • Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время.
  • Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы).

Для защиты ребенка от нежелательного контента в интернете:

  • приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
  • объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
  • Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, и др.).

^ Общение в интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.

Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.Предупреждение груминга родителям:

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в интернете ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.
  • Периодически читайте электронную почту ребенка. Несмотря на моральный аспект, это вполне эффективный способ узнать, с кем ваш ребенок контактирует в интернете и что за этим может последовать. Другое дело, что это можно делать, только если у вас есть достаточные основания полагать, что ребенку кто-то наносит вред через электронную переписку – ребенок после прочтения электронной почты регулярно растерян, испуган, расстроен.
  • Контролируйте время, которое ребенок проводит в интернете. Длительное времяпровождение в Сети может быть связано с «заигрываниями» со стороны педофилов, особенно в блогах и социальных сетях.
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести мягкий обучающий разговор. В ходе него следует разъяснить ребенку возможные опасности такого контакта, его последствия в дальнейшей жизни, потенциальные цели педофилов.
  • При обнаружении признаков совращения следует немедленно сообщить об этом в правоохранительные органы. Полиция в любом случае обязана принять заявление о преступлении и при необходимости перенаправить его в профильное ведомство (например, Следственный комитет при прокуратуре).
  • Если Вы увидели в Сети детскую порнографию – сообщите об этом на «Горячую линию» по борьбе с противоправным контентом в интернете. В отличие от полиции (включая веб-формы правоохранительных сайтов), здесь это можно сделать полностью анонимно. «Горячая линия» приложит все усилия для того, чтобы противоправный контент был удален или закрыт.
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу; Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

^ Кибербуллин – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Объясните детям, что при общении в интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать Самый простой и действенный способ — представить, что данного пользователя не существует. Не отвечать ему и не поддаваться на провокации. Продолжать общаться на этом же ресурсе с людьми, приятными и близкими вам по духу.
  • Сообщите модератору. Это можно сделать с помощью специальной формы на форуме (она обычно выглядит как кнопочка «пожаловаться на сообщение») или личным письмом. Если это популярный и уважаемый ресурс или если модераторская служба на нем поставлена на высоком уровне, то обязательно будут приняты меры воздействия на сетевого агрессора (его предупредят или вообще заблокируют ему доступ).
  • Не следует грожать хаму противозаконными последствиями в реальной жизни. Подобные вещи чреваты наказанием согласно Уголовному кодексу. Хамы обычно люди весьма подлые и могут такую угрозу повернуть против вас. А получить судимость из-за сетевого хама – дело совсем не перспективное.
  • Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в нтернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

На что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:

Беспокойное поведение

Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.

Неприязнь к интернету

Если ребенок любил проводить время в интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.

Нервозность при получении новых сообщений

Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.  

^

интернет-мошенников

Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб. Предупреждение кибермошенничества:

  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете.
  • Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных.
  • Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности, ознакомьтесь с отзывами покупателей:
  1. проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина;
  2. уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs) ;
  3. поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек;
  4. сравните цены в разных интернет-магазинах;
  5. позвоните в справочную магазина;
  6. обратите внимание на правила интернет-магазина;
  7. выясните, сколько точно вам придется заплатить.

Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы

Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети. Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

  • Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
  • Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр. Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
  • Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры. Делайте резервную копию важных данных. Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

  Стопроцентно защититься от СПАМа невозможно. Но можно свести к минимуму вероятность его попадания в вашу деловую или личную почту следующими простыми мерами:

  • Не сообщайте свой электронный адрес никому, кроме людей, которым доверяете.
  • Не указывайте ваш e-mail в формах опросов и гостевых книгах.
  • При работе с интернет-магазинами и прочими сервисами используйте отдельный e-mail, который вы не используете для важных дел.
  • Ни в коем случае не публикуйте свой электронный адрес в открытом доступе. В icq, на форумах, сайтах знакомств и вообще везде, где его могут увидеть посторонние.
  • При выборе названия почтового ящика не используйте простые названия, которые спамеры могут подобрать «в уме».
  • При работе в icq скрывайте информацию о себе. Запретите писать неавторизованным пользователям и пользуйтесь анти-спам защитой.
  • В социальных сетях установите настройки приватности на максимальный уровень. Если это возможно, запретите всем, кроме друзей, писать в социальной сети. То же самое касается личных сообщений.
  • Держите включенными все возможные анти-спам системы. Таковые имеются в почтовых клиентах, службах мгновенной доставки сообщений, антивирусах (например, Kaspersky Anti-Spam) и фаерволах.
  • Запретите всплывающие окна в своем браузере, это спасет вас от переходов на ненужные страницы.

В интернете существует множество сайтов, борющихся со спамом. Например, проект «Антиспам.РУ» (antispam.ru). Также в Сети можно найти немало фильтров для контроля действий спамеров, как платных, так и бесплатных (например, spamfi ghter.com). Настройка фильтра приема почты позволяет распознать нежелательные письма и заранее поместить в корзину или специально отведенную папку. Бесплатным фильтром является «черный список» на большинстве почтовых серверов, который запоминает адреса, с которых приходит спам и блокирует их. Минусом сервиса является то, что в «черный список» попадают почтовые ящики обычных пользователей, что приводит к потере писем. Фильтр по теме письма работает эффективнее, но и его многие спамеры научились обходить.

^

  • Условно всю активность пользователей Интернета можно разделить на 3 вида:
  • познавательная деятельность (поиск информации, программирование, веб-серфинг);
  • игровая деятельность (увлеченность компьютерными играми);
  • коммуникативная деятельность (социальные сети, форумы).
  • Существует разница в определении привлекательных характеристик Сети среди интернет-зависимых и интернет-независимых пользователей. Интернет-независимые преимущественно отмечали в качестве привлекательных те аспекты интернета, которые позволяли им находить полезную информацию и поддерживать существующие реальные отношения с помощью электронных средств связи. Тогда как пользователи с интернет-зависимым поведением преимущественно использовали те возможности интернета, которые позволяли им встречаться, общаться и обмениваться идеями с новыми людьми через интерактивную среду.

Интернет-зависимое поведение – это невозможность субъективного контроля за использованием интернета, сопровождающееся отрицательным влиянием этого использования на свою жизнь (отношения, здоровье, работу, учебу, эмоциональное и психологическое состояние).Существуют следующие факторы риска формирования интернет-зависимости:

  • биологические,
  • социальные,
  • семейные,
  • характереологические.

К биологическим факторам риска, способствующим формированию зависимого поведения, относятся различные патологические факторы, осложняющие течение беременности, осложнения в период родов, болезни и травмы первого года жизни ребенка. В ряде исследований, посвященных поведенческим зависимостям, особое значение придается различным церебральным заболеваниям, мозговым травмам и другим повреждениям ЦНС как факторам, способствующим ослаблению тормозных процессов с развитием гипервозбудимости и ригидности психических процессов. Одним из распространенных нарушений функционирования ЦНР, проявляющихся в детском возрасте, является синдром дефицита внимания и двигательной активности, а также аномальная реакция на награду и наказание со стороны взрослых. Дефицит самоконтроля у таких подростков может вызвать трудности контроля над пребыванием в Интернете, а следовательно они имеют большой риск формирования интернет-зависимости

Среди социальных характеристик киберпространства, делающих Интернет привлекательным для использования следует обратить на анонимность, удобство, избегание.

  • Анонимность Сети привлекательна по нескольким причинам. Во-первых, анонимное общение и взаимодействие позволяет пользователям чувствовать себя более уверенно. Безопасность, которую обеспечивает опосредованное общение с использованием электронной почты, чатов, и других социальных сетей, имеет большое значение, особенно для робких, застенчивых людей, не обладающих развитой социальной компетентностью и коммуникативными свойствами в реальной жизни. Во-вторых, анонимное взаимодействие дает пользователям возможность экспериментировать с собственной идентичностью. Каждый онлайн-пользователь имеет возможность переступить через ограничения реальной жизни, чтобы изменить восприятия себя, как самим собой, так и другими. В сети становится возможным осваивать непривычные, новые способы поведения. Тихий и сдержанный человек может открыто высказывать собственное мнение, спорить, активно конфронтировать с виртуальным собеседником, чувствуя себя под защитой виртуальной среды. Анонимность и возможность виртуального социального экспериментирования отмечаются как наиболее значимые характеристиками, связанные с интернет-зависимостью.
  • ^ еще один факт, связанный с интернет-зависимым поведением. Появление Интернета в широком доступе открыло множество возможностей, облегчающих жизнь современного человека: онлайн-общение, 24-часовой доступ к онлайн-магазинам, торговля акциями, сайты для взрослых, виртуальное казино и множество других услуг. Использование Сети предполагает немедленное удовлетворение огромного числа потребностей, что отвечает требованиям нашей быстро развивающейся жизни.
  • Избегание. Пребывание в сети связано с изменением эмоционального состояния человека. Возникающий эффект легкого изменения сознания позволяет человеку отвлечься от субъективных или объективных жизненных трудностей, облегчить переживания, снизить уровень психического напряжения и стресса. Использование Интернета играет роль «подушки безопасности», которая помогает справиться с переживаниями от неудовлетворения потребностей, возникающих в связи с неприятными жизненными обстоятельствами. В каких-то ситуациях подобный механизм может оказаться даже полезным, чтобы справиться со сложной жизненной проблемой (например, смерть кого-либо из близких, развод и т.д.). Однако, если подобный способ поведения получает закрепление, то избегание и уход от проблемной ситуации только ухудшат реальное положение дел. К привлекательным характеристикам, кроме анонимности, удобства и «возможности ухода» так же можно отнести доступность, безопасность, легкость использования, возможность сохранения контроля за собственными действиями и последствиями принимаемых решений, возможность испытывать сильные эмоции от результатов собственных действий.

Семейные факторы риска. Многие исследователи одним из основных источников риска возникновения зависимого поведения считают семью. Наибольшее значение при возникновении аддиктивного поведения имеет воспитание по типу гипоопеки (безнадзорность и жестокое отношение к подросткам) и противоречивое воспитание; сравнительно реже — воспитание в виде доминирующей или потворствующей гиперопеки. Дисгармоничное воспитание родителей часто приводит к инфантилизму и задержке возрастной социализации. Поведение ребенка при этом становится не соответствующим возрастным требованиям к нему, что можно расценивать как бегство от все более увеличивающейся с возрастом ответственности перед социумом, что способствует формированию стратегии избегания от действительности и оказывает влияние на возникновение интернет-зависимости. Обнаружено, что в семьях с большим количеством конфликтов наблюдается пониженный уровень детско-родительской вовлеченности, что приводит к неадекватному уровню контролю со стороны родителей. В свою очередь, испытывая недостаток поддержки родителей, подростки ищут социального одобрения через социальные сети. К сожалению, злоупотребление интернетом у подростков зачастую ведет к усилению конфликтов с родителями, что может еще больше усложнить задачу разрешения проблемы интернет-зависимости. Помимо нарушенной коммуникации причиной накопления девиаций с возрастом может быть личностный инфантилизм подростков: узость социальных контактов, замкнутость в семье, родители оставались основной референтной группой. Вместо становления идентичности, взросления, переоценки ценностей, реальной сепарации от родителей подросток фиксируется на стадии негативизма. Часто матери не способны работать со своими детьми в сотрудничестве и фоне дисгармоничной коммуникации с матерью возникают интернет зависимые отношения у подростков. Таким образом, в семьях подростков с интернет-зависимостью наблюдается снижение авторитета отца, дистанция между детьми и отцами, а также тенденция к разделению семьи на две подгруппы: мать-подросток и мать муж или мать-подросток отдельно муж.

Характереологические факторы. Согласно исследований, направленных на выявление индивидуальных черт приводится следующий список черт интернет-аддикта: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); сложности в непосредственном общении; склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; представления об индивидуальном «Я» недиффицированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; потребность к избеганию проблем и ответственности.

Таким образом, личность подростка, склонного к интернет-зависимому поведению, имеет определенные черты. Центральной характеристикой можно считать общую эмоциональную неустойчивость, склонность переживать одновременно порой полярные эмоции, легкую возбудимость -даже самое на слабое по силе воздействие. Еще одной особенностью является чувствительность к опасности, тревожность и, как следствие этого, обусловленное бегство от « суровой « реальности.

^

Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» и зависимости от компьютерных игр. Термин  «интернет-зависимость»  используется как один из вариантов поведенческой аддикции (зависимости), где объектом зависимости становится определенный поведенческий паттерн, связанный с негармоничным использованием ресурсов интернета.В ходе исследования были выведены следующие степени компьютерной зависимости:

  • Увлеченность на стадии освоения, свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной ситуации не происходит, то происходит переход во вторую степень.
  • Состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственна сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.
  • Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру – нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых залах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой ситуации. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию, если клиент не получает помощи в течение длительного времени, так как пребывание у компьютера на данной степени зависимости доходит до 16-18 часов в сутки. У некоторых наблюдается стойкое периодическое расстройство желудка, видимо так организм реагирует на подобные нарушения, это защитная реакция организма.
  • Клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении. Течение болезни сопровождают сильнейшие головные боли. Временное прекращение игры приводит к тягостному состоянию и не дает отдыха. Сон ребенка неоздоравливающий. Ребенок и во сне продолжает играть. Мозг словно разучился отдыхать, в какой-то период игра превращается в болезнь.

Родители не всегда формулируют вопрос о компьютерной зависимости, чаще всего жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации выводит на нарушение психогигиенических норм взаимодействия с компьютером, в частности нарушения временного режима пребывания за компьютером.Есть простейший тест на проверку степени зависимости: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. И для ориентировки в степени «застревания» ребенка в компьютере необходимо пройти уровни обращения:

1-й уровень – просьба формулируется просто, например «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть  кресло ».

Способы реагирования:         А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.         Б. Ребенок откликается со второго – третьего раза, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения компьютером или на начальном этапе 2-й степени.         В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2-3 степени.

2-й уровень  — в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо, через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне,  пожалуйста, подвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему помощь.

Среди детей, страдающих от  компьютерной зависимости очень мало девочек. Что это случайность или закономерность? Что в девочке есть такое, что предохраняет её от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости?Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, им не хватает эмоциональной поддержки со стороны взрослых. Это рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности. И тогда потребность в личной успешности начинает удовлетворяться игрой, здесь нет сравнения не в твою пользу, можно забыться и уйти от проблем.Девочки более вовлечены в деятельность и в домашний труд, их интересы и увлечения шире, их психическое развитие опережает психологическую зрелость мальчиков, они более плавно переживают кризисные возрастные периоды.  В  основном,  зависимость сказывается на таких  сторонах жизни, как:

  • участие в жизни собственной семьи, 
  • выполнение повседневных обязанностей, 
  • полноценный сон, 
  • чтение книг и периодики, 
  • просмотр телепередач, 
  • общение с друзьями, 
  • занятия спортом, 
  • хобби, 
  • социальные контакты, 
  • половая жизнь. 

Причины возникновения компьютерной зависимости

  1. Самая первая и главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.
  2. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.
  3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
  4. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит слушать и слышать советы и рекомендации.
  5. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него.
  6. Ребенок лишен родительского внимания и удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
  7. Ребенок не умеет справиться с трудностями жизни, не находит поддержки взрослых и уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном мире взрослых.
  8. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению компьютерной зависимости, так как время в переписке летит незаметно.
  9. Отсутствие контроля со стороны взрослых, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.
  10. Сильный рефлекс подражания, уход в «нереальность» вслед за товарищем.
  11. Ребенок замкнут, малообщителен, не принимается сверстниками.
  12. Мама – сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка.
  13. Развод родителей в трудный возрастной период.

 

Симптомы «сетевой наркомании»

Общими чертами для подростков с высоким риском формирования интернет-зависимости являются:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни
  • повышенная тревожность.

Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять не грозит ли вам эта беда. Признаками наступившей интернет-аддикции, служат следующие критерии: 

  • Неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от  работы

   в интернете, и тем более прекратить работу.

  • Стремление проводить за работой в  интернете  все  увеличивающиеся 

отрезки времени и неспособность спланировать время  окончания  конкретного сеанса работы. Чувствует себя подавленным, если находится в интернете меньше времени, чем обычно.

  •  Побуждение тратить на обеспечение работы в  интернете  все  больше  денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других  целей сбережений

Или влезанием в долги;  

  • Стремление и способность освободиться на время работы в  интернете  от ранее

возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний  тревоги или депрессии,  обретение ощущения эмоционального  подъема  и  своеобразной эйфории.  Человек выходит в интернет тогда, когда у него плохое настроение.

  • Способность и склонность забывать при работе в интернете о  домашних делах, учебе

важных  личных  встречах, пренебрегая занятиями. Начинаются неприятности в школе (пропуски, нежелание учиться, потеря смысла, утрата перспектив, снижение успеваемости).

  • Готовность мириться с потерей  друзей  и  круга общения из-за поглощенности работой в интернете. Появляются проблемы в общении, конфликтные ситуации, увеличилось количество людей, которые раздражают, вызывают чувство неприязни, кажутся глупыми, особенно если они не являются активными пользователями Сети. Занимаясь другими делами, ребенок часто думает о том, что же сейчас происходит в интернете.
  • Нежелание принимать критику  подобного  образа  жизни  со  стороны близких людей, родителей. Интернетчик скрывает от друзей и близких реальное количество времени, которое он проводит в Сети и что там делает (какими сайтами интересуется, с каким количеством людей состоит в переписке).
  • Пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое  сокращение длительности сна в связи с систематической  работой  в  Интернете  в ночное время. 

     Избегание  физической  активности  или  стремление  сократить  ее связанной с применением интернета. 

  • Пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время, работая в интернете.
  • Постоянное "забывание" о еде, готовность удовлетворяться случайной  и однообразной

пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от  компьютера. 

  • Предпочитает общаться с людьми или искать информацию практически только через интернет.
  • Отрыв о работы в интернете воспринимает агрессивно, раздражительно, не откликается на просьбы.

 Психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости.

      Психологические симптомы: 

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; 
  • невозможность остановиться; 
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 
  • пренебрежение семьей и друзьями; 
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; 
  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; 
  • проблемы с учебой.  

    Физические симптомы: 

  • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов 

    руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 

  • сухость в глазах; 
  • головные боли по типу мигрени; 
  • боли в спине; 
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; 
  • пренебрежение личной гигиеной; 
  • расстройства сна, изменение режима сна. 

                      

В каком возрасте наиболее часто возникает интернет-зависимость?

Как показали различные исследования первые симптомы интернет-зависимого поведения возникают в период пубертатного кризиса, в 9-11 классе средней школы. Однако, разгар болезни наступает на первом – втором курсе ВУЗа, в период нарастания ответственности за свою жизнь, а также решения сложной задачи по выстраиванию отношений с окружающим миром. Следует знать, что интернет-зависимое поведение — это проявление нарушенных отношений подростков с окружающим миром неспособность (невозможность) приспособиться к нему или следствие болезни (в частности депрессии). Неспособность противостоять жизненным трудностям, часто сопровождающаяся заниженной самооценкой, неуверенность в собственных силах, плохая переносимость жизненных трудностей являются наиболее важными факторами, формирующими избегающее поведение. В этих случаях интернет-среда служит средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения. Такой подросток больше всего нуждается в поддержке близких, психологическом сопровождении его в преодолении различных жизненных ситуаций.

^

  • Именно в семьях с нарушенным воспитанием растут дети с заниженной самооценкой, отсутствием внутренних границ и запретов. Нарушенное воспитание наиболее часто проявляется гипер- или гипоопекой.
  • Гиперопека. Воспитание включает чрезмерное внимание и контроль со стороны взрослых, навязывание их мнения по любому вопросу, диктование каждого шага, ограждение от опасностей, культивирование осторожности.
  • «Кумир семьи» (высокая степень гиперопеки) В воспитании преобладает постоянное восхваление ребенка и восхищение им, культивирование в нем чувств исключительности, освобождение его от всех тягот, выполнение любой его прихоти, снятие ответственности за свои поступки.
  • Гипоопека. Проявляется недостаточным вниманием к ребенку со стороны родителей, игнорирование его интересов, отсутствие заботы о его развитии.
  • Золушка. Воспитание лишает ребенка ласки и внимания со стороны старших. Включает постоянное третирование ребенка, унижение противопоставление другим детям, лишение удовольствий.
  • «Ежовые рукавицы». Воспитание включает в себя систематическое избиение ребенка, диктаторское отношение к нему, отсутствие тепла, сочувствия и поощрения.

Общими чертами для подростков с высоким риском формирования интернет-зависимости являются:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни,
  • повышенная тревожность.

Присмотритесь к себе, к своим детям. Попытайтесь понять не грозит ли вам эта беда.

Чего делать нельзя: наказывать, отключать интернет, лишать других удовольствий. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают ребенка к бегству из дома.

Что надо делать: поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей, обучать новым способам преодоления кризисных ситуаций, обучать умению регулировать свои эмоции, строить отношения со сверстниками, управлять своим временем.

К кому обращаться: Требуется обязательная консультация врача психотерапевта (выявление возможных депрессивных расстройств); совместная психокоррекционная работа врача-психотерапевта и клинического психолога, в том числе по разрешению семейных конфликтов; помощь школьного психолога по адаптации подростка в школе.

^

  • Не общайтесь с ребенком, чаще говорите ему: «Отстань, мне некогда, я занята…», чтобы он поскорее сбежал в Интернет.
  • В воспитании применяйте крайности: обязательно наказывайте, даже если ваш ребенок ничего не натворил; для профилактики непременно используйте ремень. Или опекайте его с самого рожденья. Плачьте, рыдайте, если он невзначай упал, чтобы он никогда не научился падать и терпеть боль. Обязательно лишите его друзей — не дай бог, плохому научат. Испугайте своего ребенка до смерти улицей и окружающей жизнью.
  • Постарайтесь, чтобы он не научился быть самостоятельным, решайте за него все проблемы, на улицу выходите только вместе, всей семьей. Без вашего контроля — ни одного шага, даже если ему 25 лет.
  • Чаще говорите, что он такой же плохой, как его отец. Обзывайте его «неряхой», «неумехой» и «дураком».
  • Постоянно ссорьтесь и скандальте, чтобы ваши дети это видели и поскорее сбежали от вас.
Диагностический тест на интернет-зависимое поведение (К. Янг)
^ Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость — тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году д-ром Кимберли Янг, профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).определена.

^

Тест предназначен для самостоятельного заполнения испытуемым, в т.ч. в форме многочисленных онлайн-версий. Как вариант, вопросы теста могут подвергаться профессиональной оценке специалистом во время полуструктурированного интервью, т.к. вопросы теста абсолютно прозрачны, и ответы могут быть установочными.

 Ответьте, пожалуйста, предельно честно на следующие вопросы:

  1. Часто ли Вы замечаете, что проводите «онлайн» больше времени, чем намеревались?
  2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
  3. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
  4. Часто ли Вы заводите знакомства с пользователями Интернет, находясь «онлайн»?
  5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети?
  6. Часто ли страдают Ваши успехи в учебе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети?
  7. Часто ли вы проверяете электронную почту, раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
  8. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?
  9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
  10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?
  11. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете?
  12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?
  13. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?
  14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?
  15. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании «онлайн»?
  16. Часто ли Вы говорите себе «еще минутку» находясь «онлайн»?
  17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети?
  18. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети?
  19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?
  20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь «онлайн»?

 Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале:

НИКОГДА или^ — 1 балл

ИНОГДА  — 2 балла

РЕГУЛЯРНО  — 3 балла

 

ЧАСТО — 4 балла

ВСЕГДА  — 5 баллов

 Теперь подсчитайте результат:

 20-49 баллов – Вы учебный пользователь Интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.

 50-79 баллов – у Вас некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Если Вы не обратите на них внимание сейчас – в дальнейшем они могут заполнить всю Вашу жизнь.

80-100 баллов – использование Интернета вызывает значительные проблемы в Вашей жизни. Требуется помощь специалиста-психотерапевта.

 

Рекомендации по избавлению от интернет-зависимости.

      1. Установить предел времени, которое можно проводить  в  интернете.       2. Заставлять себя время от времени несколько дней подряд  не  работать в интернете.       3. Программным образом заблокировать доступ к  каким-  конкретным ресурсам Интернета.       4. Установить для себя правило: ни под каким видом  не  обращаться к интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности).        5. Ввести чувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоровью) санкции  за несоблюдение такого рода правил и  ограничений.       6. Налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания.       7. Заставлять себя вместо работы в интернете заниматься  чем- то другим.       8. Научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе  в  интернете.       9. Обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно.      10. Избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к зависимому поведению. 

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …