Особенности антропогенной трансформации лесостепной растительности долины реки Кучук

Целью данной работы является изучение особенностей антропогенной трансформации лесостепной растительности окрестностей села Центральное Родинского района Алтайского края.
провести геоботанические описания растительности в пределах трансекты, представляющей собой поперечное сечение долины р. Кучук;
рассмотреть влияние различных антропогенных факторов (чрезмерный выпас, вырубка, сенокошение, распашка и прокладывание дорог) на число видов, их разнообразие, а также проективное покрытие (ПП) фитоценозов;
определить коэффициенты биоразнообразия Симпсона для отдельных фитоценозов, находящихся на разных стадиях антропогенной дигрессии;
оценить особенности антропогенной трансформации лесостепной растительности района исследования;
выявить особенности отношения к природе у школьников подросткового и юношеского возраста и разработать экологические тропы для данных возрастных групп, учитывающие выявленные особенности.
В результате исследования было сделано 24 геоботанических описания и был изучен весь спектр разнообразия растительности долины реки Кучук.
Участки поймы и террасы в большей степени подвержены пасквальной дигрессии, а водораздельные участки испытывают, кроме того, влияние вырубок и покосов. При этом антропогенная трансформация травянистых фитоценозов поймы, террасы и водораздела сопровождается постепенным снижением ПП и ВБ, а антропогенные сукцессии лесных сообществ имеют более сложный характер. В лесных ФЦ на первых ступенях антропогенной трансформации происходит возрастание ПП и ВБ, а затем с увеличением степени антропогенной нагрузки ПП и число видов падает.
Процесс антропогенной трансформации сопровождается колебаниями соотношения фитоценотических групп и жизненных форм растений, формирующих лесостепную растительность долины реки Кучук.
Антропогенная трансформация лесостепной растительности долины реки Кучук сопровождается не плавным снижением биоразнообразия ценозов, а колебаниями значений коэффициента Симпсона, связанными со сложным процессом изменения состава и числа видов и перераспределением количественных соотношений видов в фитоценозе.
Результаты диагностики экологического сознания показали, что для школьников младшего и среднего подросткового характерно субъектное и непрагматическое отношение с преобладанием практического и поступочного компонентов. Для старших подростков и юношей был определено объектное и прагматическое отношение к природе с преобладанием перцептивно-аффективного компонента. С учетом выявленных особенностей, соответственно, были разработаны две экологические тропы.
Абрамович Д.И. Воды Кулундинской степи. Новосибирск: изд-во Сибирского отделения АН СССР, 1960. – 214 с.
Адаменко А.М. Экологическая психология. Новосибирск: НГАСУ, 2000. – 88 с.
Антропогенная трансформация растительного покрова Западной Сибири. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. – 151 с.
Базилевич Н.И., Гребенщиков О.С., Тишков А.А. Географические закономерности структуры и функционирования экосистем. М.: Наука, 1986. — С. 31-50
Белавина Е.Г. Психологический подход к формированию экологической культуры. // Мир психологии. — 1998. — №2. — С. 121-131
Вандакурова Е.В. Растительность Кулундинской степи. Новосибирск: Акад. наук СССР. Зап.-Сиб. Филиал. Биол. ин-т, 1950. – 130 с.
Василевич В.И. Количественные методы изучения структуры растительности. Ботаника (Итоги науки и техники). М.: Всесоюзный институт научной и технической информации, 1972. – Т. 1. – С. 7-83
Верещагин В.И. Материалы для ботанических экскурсий в Алтайском крае. Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1972. — С. 5-32
Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. — С. 255-280
Воронов А.Г. Геоботаника. М.: Высш. школа, 1973. – 384 с.
Гижицкая С.А., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Экологические тропы г. Новосибирска. Новосибирск: изд-во НГПУ, 1999. – 95 с.
Дерябо С.Д. Параметры субъективного отношения к природе как критерий эффективности экологического воспитания. // Мир психологии. – 1998.- №2. — С. 109-121
Дерябо С.Д. Феномен субъективного восприятия природных объектов. // Вопросы психологии. – 2002. — №1. — С. 45-49
Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 310 с.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. – 480 с.
Джиллер П. Структура сообществ и экологическая ниша: Пер. с англ. М.: Мир, 1988. — С. 129-142
Зозулин Г.М. Схема основных направлений и путей эволюции жизненных форм семенных растений. // Ботан. журн. – 1968. – Т. 53, № 2. – С. 223-233
Камбалов Н. Природа и природные богатства Алтайского края. Барнаул: Алтайское краевое издательство, 1952. — 172 с.
Крашенинников И.М. Цикл развития растительности речных долин степных зон Евразии. // Известия Географического института. М., 1922. — вып.3. — С. 581-597
Криволуцкий Д.А., Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н. Биоразнообразие и методы его оценки. М.: изд-во МГУ, 1999. – 94 с.
Лапчинская Н.В. Психологические условия формирования экологического сознания: автореф. М.: Институт психологии РАН, 2001. – 22 с.
Михайлов Н.И. Природа Сибири: географические проблемы. М.: изд-во «Мысль», 1976. – 158 с.
Мордкович В.Г., Гиляров А.М., Тишков А.А., Баландин С.А. Судьба степей. Новосибирск: «Мангазея», 1997. – С. 3-9
Мордкович В.Г., Шатохина Н.Г., Титлянова А.А. Степные катены. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1985. — С. 22-30
Одум Ю. Экология: Пер. с англ. М: Мир, 1986. – Т. 2. — С. 126-150
Определитель растений Новосибирской области. Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 2000. – 492 с.
Павленко Г.В. Весенний сток в Кулундинской степи и возможности его прогнозов и расчетов. Новосибирск: изд-во СО АН СССР, 1963. – 148 с.
Сашкова В.А. Психолого-педагогические аспекты воспитания ответственного отношения школьников к природе. // Учителю об экологии детства. М.: Издательский отдел ЦКФЛ РАО, 1995. — С. 57-64
Серебряков И.Г. Экологическая морфология растений. Жизненные формы покрытосеменных и хвойных. М.: Государственное изд-во «Высшая школа», 1962. – С. 5-119
Серебрякова Т.И. Учение о жизненных формах на современном этапе. Ботаника (Итоги науки и техники). М.: Всесоюзный институт научной и технической информации, 1972. – Т. 1. – С. 84-169
Состояние окружающей природной среды Алтайского края в 1996 году. Барнаул: АГУ, 1997. – 184 с.
Справочник по климату СССР. Л.: Гидрометеоиздат., 1965. – Вып. 20, ч. 2. – 396 с.
Философия экологического образования. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 312-329
Флора и растительность Алтая: Труды Южно-Сибирского ботанического сада. Барнаул: Изд-во АГУ, 1995. — С. 158-168
Флора Сибири. Cyperaceae. Н-ск: «Наука», Сиб. отделение, 1990. – Т. 3. – 280 с.
Флора Сибири. Fabaceae (Leguminosae). Н-ск: «Наука», Сиб. отделение, 1994. – Т. 9. – 280 с.
Флора Сибири. Geraniaceae-Cornaceae. Н-ск: «Наука», Сиб. отделение, 1996. – Т. 10. – 254 с.
Флора Сибири. Poaceae (Gramineae). Н-ск: «Наука», Сиб. отделение, 1990. – Т. 2. – 361 с.
Флора Сибири. Pyrolaceae-Lamiaceae (Labiatae). Н-ск: «Наука», Сиб. отделение, 1996. – Т. 11. – 296 с.
Флора Сибири. Solanaceae-Lobeliaceae. Н-ск: «Наука», Сиб. отделение, 1997. – Т. 12. – 208 с.
Флора Сибири: Rosaceae. Н-ск: «Наука», Сиб. отделение, 1988. – 199 с.
Хрусталева И.А. Флора Кулунды: автореф. Томск: ТГУ, 2000. – 19 с.
Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. М., 1989. – С. 3-43
Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. М.: Наука, 1999. — С. 4-6
Ясвин В.А. Культурно-психологические аспекты отношения людей к живой природе. // Экологическое образование в школе. – 1999. — №1. — С. 74-76
Ясвин В.А. Психология отношения к природе. Москва, 2000. – 456 с.
Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования. // Вопросы психологии. – 1998. — №4. — С.3-14

Оцените статью
Добавить комментарий