Особенности методики изучения экономической составляющей обществоведческого курса

  • От :
  • Категории : Без рубрики

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО КУРСА
Л.И. Евсюкова, В.В. Сидорова
МОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»г. Хотьково, Московская областьПомимо общих принципов работы по обществоведческому курсу, применимых ко всем содержательным «линиям», есть и значительные особенности их изучения. В статье показана особенность методики изучения экономики в учебном курсе.Процесс коренных социально-экономических преобразований российского общества, новые тенденции в развитии современной экономической науки и российской школы экономической мысли оказали влияние на современное научное обществознание. Эти изменения потребовали обновления цели, содержания и методов обучения школьного обществоведческого курса в целом и особенно его экономической составляющей. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществознания экономических вопросов, предусмотрен самостоятельный курс по экономике в профильном классе.Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.Новизна и значительное расширение содержания экономических знаний учащихся поставили перед педагогами задачу поиска путей качественного и оперативного их обновления, усиления практической направленности обучения.Овладение экономическими знаниями предусматривает разнообразие форм и методов обучения. Остановимся на некоторых наиболее общих особенностях изучения экономической составляющей курса.
Овладение фундаментальными экономическими концепциями (понятиями).
Основой содержания экономической подготовки учащихся, формирования экономической культуры школьников является овладение ключевыми понятиями экономической науки. Важное место в методике обучения занимают способы раскрытия ключевых понятий и идей, на выбор которых влияют особенности научного аппарата экономической теории. К ним можно отнести следующие: использование понятий высокого уровня обобщенности, охватывающих широкий спектр разнообразных явления (например, понятия «экономика», «экономическая система», «рынок», «уровень жизни» и др.); многозначность трактовок ряда понятий (например, понятие «собственность» может использоваться в экономическом, юридическом, социальном значениях, а понятие «экономика» характеризует как различные проявления хозяйственной деятельности общества, так и науку о принципах, способах и закономерностях экономических процессов в обществе).Специфика изучения ключевых экономических понятий обществоведческого курса состоит в том, что они должны изучаться в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Например: 1) преобладающая форма собственности определяет характерные признаки и особенности той или иной модели экономической системы, экономические функции государства в экономике влияют на особенности действия рыночного механизма в ней; 2) особенности функционирования экономической системы влияют на выбор способов рационального поведения основных потребителей и производителей; и т.п. Поэтому степень усвоения отдельных понятий содержательной линии оказывает непосредственное влияние на овладение знаниями многочисленного круга проявлений экономической жизни общества.Обозначенные особенности требуют от педагога дополнительного внимания к проблеме овладения учащимися ключевыми понятиями и элементами содержания. В практике используются такие приемы, как словарная работа, различные упражнения по овладению понятиями, анализ различных суждений о понятии.
Обеспечение преемственности в овладении экономическими знаниями и умениями на разных этапах обучения.
Овладение новым для учащихся экономическим содержанием курса целесообразно осуществлять через последовательное развертывание экономических проблем: от элементарных вопросов микроэкономики в 5-7 классах и способов рационального поведения отдельного человека, семьи к изложению наиболее сложных вопросов микроэкономики и отдельных проблем макроэкономики, поведения таких субъектов экономики, как фирма, государство – для старших подростков (основная школа), а затем систематическое раскрытие ключевых экономических понятий микро- и макроэкономики, мировой экономики в старших классах средней (общей) школы.Необходимо обратить внимание на расширение круга специфических умений от одной ступени обучения к другой: от умения рассчитывать семейный бюджет младшими подростками к умению применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач старшими подростками и умения решать сложные расчетные задачи в старших классах (вычислять темп инфляции, реальный ВВП, темп экономического роста, уровень безработицы и др.). Реализация принципа преемственности позволит решить задачу обеспечения доступности и научности овладения учебным материалом.
Осуществление межпредметных и внутрикультурных связей.
Важным условием усвоения материала курса обществознание является изучение экономической сферы жизни общества с опорой на содержание курса истории (например, изучение проблем производства как основы экономики, условий его эффективности важно осуществлять с опорой на исторические знания о процессе формирования общественного разделения труда, развития науки, техники и технологий), отдельных тем курса географии (например, знание экономического потенциала различных регионов, природных ресурсов как фактора производства и др.), курса экономики (например, изучение основ предпринимательской деятельности, экономики предприятия).Экономические явления и процессы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими сферами жизни общества. В наибольшей степени – с политикой (реализация функций государства в экономике, связь правового государства, демократических процессов с развитием экономики), социальной сферой (уровень жизни и экономика, безработица и занятость, доходы населения и система налогообложения), культурой (производство и научно-технический прогресс, образование и состояние трудовых ресурсов).
В целях активизации позиции участников процесса обучения, стимулирования учебно-познавательной деятельности предпочтение отдается активно-творческим, проблемным, поисковым методам от деловых экономических игр до включения учащихся в разработку и реализацию социально-экономических проектов. Учитывая интерес учащихся к компьютерной технике, можно успешно использовать в образовательном процессе компьютерное моделирование экономических процессов (например, деятельность фирмы, поведения участника рынка труда, потребителя на рынке и т.д.).Рассмотрим некоторые методические приемы.
— Деловая или ролевая игра. Использование игр в обучении позволяет углубить экономические знания учащихся, расширить круг их источников, сделать их личностно-значимыми и эмоционально окрашенными. Деловые и ролевые игры способствуют включению школьников в экономические отношения и ряд имитационных проблемных ситуаций, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли (например, потребитель, собственник, труженик, участник рынка труда, участник рынка банковских услуг или услуг страхования). Деловая игра помогает воспроизвести ту или иную модель экономического поведения, обогащая обучающихся совместным поиском способов рационального поведения в экономической деятельности.
В силу ограниченности времени на уроке учителя чаще используют отдельные игровые ситуации или их фрагменты. Повторительно-обобщающие уроки, посвященные наиболее емкой теме, разделу экономической теории, могут строиться на полном погружении в игровую ситуацию.
— Организация работы учащихся с диаграммами, графиками, таблицами статистических данных. Использование этого метода помогает учителю решать задачи формирования умений учащихся извлекать необходимую информацию из данных, представленных в графической форме, для решения практических задач, анализировать экономические закономерности и зависимости, выраженные в этой форме.
— Решение расчетных задач. Использование этого метода направлено на развитие способности учащихся применять полученные знания для решения типичных экономических задач. Особенное значение имеют задачи, решение которых требует не только и не столько математических навыков (расчет прибыли, нормы безработицы, темпов экономического роста и т.п.), сколько знаний категорий и понятий современной экономической науки, понимания действия основных экономических законов.
Актуальность экономических знаний, их оперативное обновление в процессе обучения – важнейшие методические требования. Эффективность использования того или иного метода во многом обусловлена обращением педагога к современной экономической информации, поиском и анализом многообразных экономических величин и показателей, измерителей экономики (ВВП, национальный доход, нормы инфляции и безработицы и др.). Использование фактических и статистических данных является исходным материалом для оценки и анализа современного экономического развития страны, осмысления реальности экономических прогнозов.Ввиду особенностей функций экономики в обществе и темпов ее развития, не следует пренебрегать предложенными методами обучения экономической составляющей курса обществознаниеСписок литературы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М., 2004.
Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М. : Дрофа, 2008.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития
школьника : Избр. Психол. тр. / ред – сост и автор вступ ст. И.С. Якиманская. М., Педагогика, 1989.
Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М. : ИТП и МИО, 1994.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО КУРСА

Л.И. Евсюкова, В.В. Сидорова

МОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»г. Хотьково, Московская областьПомимо общих принципов работы по обществоведческому курсу, применимых ко всем содержательным «линиям», есть и значительные особенности их изучения. В статье показана особенность методики изучения экономики в учебном курсе.Процесс коренных социально-экономических преобразований российского общества, новые тенденции в развитии современной экономической науки и российской школы экономической мысли оказали влияние на современное научное обществознание. Эти изменения потребовали обновления цели, содержания и методов обучения школьного обществоведческого курса в целом и особенно его экономической составляющей. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществознания экономических вопросов, предусмотрен самостоятельный курс по экономике в профильном классе.Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.Новизна и значительное расширение содержания экономических знаний учащихся поставили перед педагогами задачу поиска путей качественного и оперативного их обновления, усиления практической направленности обучения.Овладение экономическими знаниями предусматривает разнообразие форм и методов обучения. Остановимся на некоторых наиболее общих особенностях изучения экономической составляющей курса.

  1. Овладение фундаментальными экономическими концепциями (понятиями).

Основой содержания экономической подготовки учащихся, формирования экономической культуры школьников является овладение ключевыми понятиями экономической науки. Важное место в методике обучения занимают способы раскрытия ключевых понятий и идей, на выбор которых влияют особенности научного аппарата экономической теории. К ним можно отнести следующие: использование понятий высокого уровня обобщенности, охватывающих широкий спектр разнообразных явления (например, понятия «экономика», «экономическая система», «рынок», «уровень жизни» и др.); многозначность трактовок ряда понятий (например, понятие «собственность» может использоваться в экономическом, юридическом, социальном значениях, а понятие «экономика» характеризует как различные проявления хозяйственной деятельности общества, так и науку о принципах, способах и закономерностях экономических процессов в обществе).Специфика изучения ключевых экономических понятий обществоведческого курса состоит в том, что они должны изучаться в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Например: 1) преобладающая форма собственности определяет характерные признаки и особенности той или иной модели экономической системы, экономические функции государства в экономике влияют на особенности действия рыночного механизма в ней; 2) особенности функционирования экономической системы влияют на выбор способов рационального поведения основных потребителей и производителей; и т.п. Поэтому степень усвоения отдельных понятий содержательной линии оказывает непосредственное влияние на овладение знаниями многочисленного круга проявлений экономической жизни общества.Обозначенные особенности требуют от педагога дополнительного внимания к проблеме овладения учащимися ключевыми понятиями и элементами содержания. В практике используются такие приемы, как словарная работа, различные упражнения по овладению понятиями, анализ различных суждений о понятии.

  1. Обеспечение преемственности в овладении экономическими знаниями и умениями на разных этапах обучения.

Овладение новым для учащихся экономическим содержанием курса целесообразно осуществлять через последовательное развертывание экономических проблем: от элементарных вопросов микроэкономики в 5-7 классах и способов рационального поведения отдельного человека, семьи к изложению наиболее сложных вопросов микроэкономики и отдельных проблем макроэкономики, поведения таких субъектов экономики, как фирма, государство – для старших подростков (основная школа), а затем систематическое раскрытие ключевых экономических понятий микро- и макроэкономики, мировой экономики в старших классах средней (общей) школы.Необходимо обратить внимание на расширение круга специфических умений от одной ступени обучения к другой: от умения рассчитывать семейный бюджет младшими подростками к умению применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач старшими подростками и умения решать сложные расчетные задачи в старших классах (вычислять темп инфляции, реальный ВВП, темп экономического роста, уровень безработицы и др.). Реализация принципа преемственности позволит решить задачу обеспечения доступности и научности овладения учебным материалом.

  1. Осуществление межпредметных и внутрикультурных связей.

Важным условием усвоения материала курса обществознание является изучение экономической сферы жизни общества с опорой на содержание курса истории (например, изучение проблем производства как основы экономики, условий его эффективности важно осуществлять с опорой на исторические знания о процессе формирования общественного разделения труда, развития науки, техники и технологий), отдельных тем курса географии (например, знание экономического потенциала различных регионов, природных ресурсов как фактора производства и др.), курса экономики (например, изучение основ предпринимательской деятельности, экономики предприятия).Экономические явления и процессы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими сферами жизни общества. В наибольшей степени – с политикой (реализация функций государства в экономике, связь правового государства, демократических процессов с развитием экономики), социальной сферой (уровень жизни и экономика, безработица и занятость, доходы населения и система налогообложения), культурой (производство и научно-технический прогресс, образование и состояние трудовых ресурсов).
В целях активизации позиции участников процесса обучения, стимулирования учебно-познавательной деятельности предпочтение отдается активно-творческим, проблемным, поисковым методам от деловых экономических игр до включения учащихся в разработку и реализацию социально-экономических проектов. Учитывая интерес учащихся к компьютерной технике, можно успешно использовать в образовательном процессе компьютерное моделирование экономических процессов (например, деятельность фирмы, поведения участника рынка труда, потребителя на рынке и т.д.).Рассмотрим некоторые методические приемы.

Деловая или ролевая игра. Использование игр в обучении позволяет углубить экономические знания учащихся, расширить круг их источников, сделать их личностно-значимыми и эмоционально окрашенными. Деловые и ролевые игры способствуют включению школьников в экономические отношения и ряд имитационных проблемных ситуаций, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли (например, потребитель, собственник, труженик, участник рынка труда, участник рынка банковских услуг или услуг страхования). Деловая игра помогает воспроизвести ту или иную модель экономического поведения, обогащая обучающихся совместным поиском способов рационального поведения в экономической деятельности.

В силу ограниченности времени на уроке учителя чаще используют отдельные игровые ситуации или их фрагменты. Повторительно-обобщающие уроки, посвященные наиболее емкой теме, разделу экономической теории, могут строиться на полном погружении в игровую ситуацию.

Организация работы учащихся с диаграммами, графиками, таблицами статистических данных. Использование этого метода помогает учителю решать задачи формирования умений учащихся извлекать необходимую информацию из данных, представленных в графической форме, для решения практических задач, анализировать экономические закономерности и зависимости, выраженные в этой форме.

Решение расчетных задач. Использование этого метода направлено на развитие способности учащихся применять полученные знания для решения типичных экономических задач. Особенное значение имеют задачи, решение которых требует не только и не столько математических навыков (расчет прибыли, нормы безработицы, темпов экономического роста и т.п.), сколько знаний категорий и понятий современной экономической науки, понимания действия основных экономических законов.

Актуальность экономических знаний, их оперативное обновление в процессе обучения – важнейшие методические требования. Эффективность использования того или иного метода во многом обусловлена обращением педагога к современной экономической информации, поиском и анализом многообразных экономических величин и показателей, измерителей экономики (ВВП, национальный доход, нормы инфляции и безработицы и др.). Использование фактических и статистических данных является исходным материалом для оценки и анализа современного экономического развития страны, осмысления реальности экономических прогнозов.Ввиду особенностей функций экономики в обществе и темпов ее развития, не следует пренебрегать предложенными методами обучения экономической составляющей курса обществознаниеСписок литературы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М., 2004.
  2. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М. : Дрофа, 2008.
  3. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития

школьника : Избр. Психол. тр. / ред – сост и автор вступ ст. И.С. Якиманская. М., Педагогика, 1989.

  1. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М. : ИТП и МИО, 1994.

умению применять социально-экономические знания,расширение круга специфических умений,понятий современной экономической науки,особенное значение имеют задачи,многозначность трактовок ряда понятий,развитии современной экономической науки,реализацию социально-экономических проектов,иной модели экономической системы,овладение фундаментальными экономическими концепциями,научности овладения учебным материалом

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …