Особенности функционирования психологической защиты школьников на разных этапах обучения

Администрация МО Бичурский районМБОУ Окино-Ключёвская средняя общеобразовательная школа
Особенности функционирования психологической защиты школьников на разных этапах обучения
Выполнила: Лёвушкина Ольга, 10 классНаучный руководитель: КоробенковаНаталья Константиновна2012
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………………………..3Глава 1. Понятие «психологическая защита» ………………………………………………….4Глава 2. Типология психологической защиты………………………………………………….5

школьников 3.1. Особенности психологической защиты у младших школьников………………….63.2. Психологическая защита в подростковом возрасте…………………………………73.3 Особенности психологической защиты старшеклассников…………………………83.4 Сравнительный анализ полученных данных…………………………………………8Заключение…………………………………………………………………………………………9Список использованной литературы……………………………………………………………10Приложение 1.Приложение 2.Приложение 3.Приложение 4.Приложение 5.Приложение 6.
Введение.
Современный мир вокруг нас постоянно усложняется и поэтому бывает так, что какие-то внешние или внутренние события вызывают в нас определенного рода реакцию, на первый взгляд вполне естественную, но ненастоящую по своей сути. Чтобы быть адекватным окружающему миру, а также для сохранения собственной психологической безопасности и равновесия, начиная уже с раннего детства и в течение всей жизни, мы бессознательно пытаемся защититься при помощи определенных механизмов нашей психики, которые традиционно называют «защитные механизмы личности». Психологические защиты свойственны каждому человеку. Неспособность человека самостоятельно справляться с рядом своих проблем приводит к повышению уровня тревожности. Чтобы снизить болезненность переживания тревоги в психике человека формируется механизм психологических защит. Порой они облегчают жизнь человека, но не помогают решить его проблему. Эти защиты имеют положительную и отрицательную стороны, соответственно, первая – сохраняет наш поверхностный покой, вторая – разрушает нашу личность изнутри.
: изучение механизмов психологической защиты, обеспечивающих регуляцию личности ученика на разных возрастных этапах.
Объект исследования: личность школьника.
Предмет исследования: особенности выраженности психологических защит.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы психологической защиты на основе изучения психолого-педагогической литературы. 2. Подобрать диагностический материал для исследования особенностей психологической защиты на разных возрастных этапах школьника. 3. Исследовать механизмы психологических защит школьников, определить доминирующие механизмы.4. Обобщить результаты, сделать выводы по работе.
: теоретический анализ, констатирующий эксперимент, опрос, тестирование.
В исследовании участвовали школьники Окино-Ключевской школы трёх возрастных групп 7-8 лет, 14 лет и 16-17 лет. Всего в эксперименте приняло участие 82 школьника Окино-Ключевской средней школы.
Гипотеза: на каждом возрастном этапе с учётом пола преобладают определённые виды психологической защиты

В данной работе мы будем пользоваться следующим определением: защита психологическая – специальная регулятивная система стабилизации личности, система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний – на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта, ставящего под угрозу целостность личности. [5]
Родоначальником исследования психологической защиты является З. Фрейд, который рассматривал ее как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами, и А. Фрейд, видевшая в них также механизмы разрешения (снятия) внешних конфликтов, адаптации к социальному окружению. Согласно А. Фрейд, механизмы психологической защиты являются продуктом индивидуального опыта и научения. [6] Механизмы защиты выполняют функции самосохранения (Э. Эриксон, Е.Т. Соколова, В.В. Николаева, Ф.В. Бассин, А.А. Реан, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков и др.), и, осуществляя адаптивную перестройку восприятия и оценки ситуации (В.А. Ташлыков), приводят к внутренней согласованности, равновесию и эмоциональной устойчивости (И.Д. Стойков), поддерживают целостность самосознания (В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский), без которых в принципе невозможно говорить о позитивном результате адаптационного процесса. В то же время многие теоретики видят в психологических защитах по преимуществу скорее фактор дезадаптации (К. Роджер, А. Маслоу, К. Хорни, В.В. Столин и др.) [2]. Следует отметить то общее, с чем согласны практически все исследователи. Под психологическими механизмами защит подразумеваются некие специфические преобразования, которыми оперирует индивид. Механизмы психологической защиты понимаются как производные эмоций, поскольку каждая из основных защит онтогенетически развивалась для сдерживания одной из базисных эмоций. Например, теория утверждает, что замещение развивалось первоначально и главным образом для совладания с выражением гнева; подавление — для совладания с выражением тревоги; отрицание — с выражением доверия; а проекция — с выражением недоверия или неприятия. В каждом случае страх есть общий элемент, участвующий в конфликте эмоций. [2] (Приложение 1) Среди исследователей нет единой точки зрения ни на общее количество защит, ни на степень их соотнесенности друг с другом. Однако существует ряд защитных механизмов, существование которых признается всеми авторами. Предполагается, что существует восемь базисных защит, которые тесно связаны с восемью базисными эмоциями психоэволюционной теории. Эти защиты должны иметь специфические отношения сходства — различия друг с другом. Все эти предположения были подтверждены в процессе разработки и стандартизации теста-опросника защит «Индекс жизненного стиля». [4]

Психологами Плутчиком и Келлерманом были выделены основные восемь, по их мнению, типов психологических защит, изначально сформулированных З.Фрейдом.
Отрица́ние — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Проявляется, как отказ признавать существование чего-то нежелательного.
Подавление (вытеснение, репре́ссия) — один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования.
Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.
Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности «компенсирующей» недостатки человека.
Прое́кция— психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя.
Замеще́ние — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.
Интеллектуализа́ция — психологический процесс, заключающийся в бессознательной попытке «абстрагироваться» от своих чувств. Свойственна эмоциональная сдержанность, логичность предполагаемых действий.
(Реакти́вное формирова́ние) — психологическая защита, заключающаяся в преобразовании негативного чувства в позитивное, либо наоборот. [3]
Глава 3. Исследование особенностей функционирования психологической защиты у школьников.
3.1. Особенности психологической защиты у младших школьников.
Детская психологическая защита отличается от защиты у взрослых большей интенсивностью. Дети реже, чем взрослые, обращаются к психологической защите, но если используют её, то есть большая вероятность сверхинтенсивной её эксплуатации, что представляет угрозу психическому здоровью детей. У ребенка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем их формирования выступают возникающие в онтогенезе многообразные типы тревоги, типичные для детей. Сюда относятся реакции беспокойства на физический дискомфорт, страх разлуки и самостоятельности, страх смерти, страх подчинения, страх изменения. [1]Нами было проведено исследование по выявлению уровня проявления защитных механизмов у младших школьников с помощью методики «Экспертной оценки детских защитных механизмов» (модификация Е.В. Чумаковой методов К. Перри и Р. Плутчика.). [7] (Приложение 2)Исследование проводилось среди 21 учащегося 2 класса МБОУ Окино-Ключевская СОШ.Было выявлено, что дети младшего школьного возраста используют целый комплекс механизмов психологической защиты для того, чтобы справиться со стрессом. Получены следующие результаты. (Приложение 4)Большинство детей используют механизмы психологической защиты интеллектуализацию и компенсацию; формирование реакции и компенсацию; менее используемые защиты – вытеснение, регрессия, проекция и замещение.Интеллектуализация предполагает произвольную схематизацию и истолковывание событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией. [7] Ребенок отличается склонностью к анализу и самоанализу, логичностью предлагаемых объяснений, эмоциональной сдержанностью. [3]Формирование реакции (реактивное образование) – предотвращение проявления неприемлемых желаний. [1] Ребенок стремится вести себя «правильно», быть образцом поведения, склонен к морализаторству, непринятие всего «неприличного», что характерно для девочек. При отрицании ребенок отказывается принимать какие-либо действия или события. Уверенно держится, легко воспринимает критику, и стремится быть в центре внимания, что характерно для испытуемых мальчиков.
Таким образом, можно сделать вывод, что в защитных процессах у ребёнка участвуют не один, а сразу несколько защитных механизмов. Слаборазвитость такого механизма, как замещение объясняется в психологии тем, что это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека, и он формируется гораздо позднее. Сравнительный анализ между выбором мальчиков и девочек говорит о том, что
наряду с подсознательными, дети, как и взрослые, используют осознанные формы защиты. При этом они пытаются самостоятельно справиться со своим внутренним напряжением и улучшить душевное состояние.

В нашем исследовании участвовало 20 подростков 14 лет, из которых 7 мальчиков и 13 девочек. Исследование проводилось с помощью тест-опросника «Индекс жизненного стиля», «Life Style Index» (LSI), разработанного Р.Плутчиком , Г.Келлерманом , Х.Р.Конте в 1979 году. У нас он адаптирован Е.С.Романовой и Л.Р.Гребенниковым. (Приложение 3)Подростковый возраст является особым, критическим периодом. Именно в этом возрасте идет активный процесс формирования личности, ее усложнение, изменение иерархии потребностей. Данный период важен для решения задач самоопределения и выбора жизненного пути. [6] Решение таких непростых вопросов существенно осложняется при отсутствии адекватного восприятия информации, что может быть связано с активным включением психологической защиты как реакции на тревожность, напряженность и неопределенность. Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели невозможно нормальным путем. Защита является своеобразным фильтром, который включается при существенном рассогласовании между оценками своего поступка или действий близких. [ 7] Качественный анализ полученных данных по этой группе показал, что подростки используют все виды психологических защит, боле всего — реактивное образование (86%) и проекция (82%), менее всего используют механизм подавления. Из литературы стало известно, что следы проекции обнаруживаются в тот момент, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком или нежелательным качеством, человек, он готов винить всех, кроме самого себя. Заявляет, что его не любят, хотя в действительности не любит сам; упрекает других в своих собственных ошибках и недостатках. Данные механизмы наглядно характеризуют особенности подросткового возраста. (Приложение 5) Если рассматривать показатели отдельно девочек и мальчиков, то можно заметить, что всех девочек работают механизм регрессии (100%), позволяющий всегда вернуться к простым и хорошо усвоенным формам поведения и механизмы реактивных образований (100%), самый низкий показатель по механизму подавления (31%). А вот у мальчиков-подростков именно этот механизм, как и механизмы реактивных образования и проекции, доминируют, и, напротив, совсем у немногих включается механизм регрессии.

В исследовании приняли участие старшеклассники школы, из них 21 девушка и 20 юношей. Диагностика проводилась с помощью той же методики, что и у подростков. (Приложение 6)В результате исследования было выяснено, что в юношестве у 90% учащихся доминируют механизмы интеллектуализации, у 83% — проекции. А самым редко применяемым и слабовыраженным является механизм регрессии. Необходимо отметить, что у всех девушек развиты почти все механизмы защиты, кроме механизма подавления. Почти у всех мальчиков доминирует механизм интеллектуализации, чуть менее распространены механизмы подавления и отрицания. Наиболее слабо в данной категории испытуемых выражен механизм регрессии. В целом, у каждого старшеклассника можно выявить свой индивидуальный стиль защитного функционирования личности.

Сравнивая и обобщая данные по всем трем возрастным группам, можно заметить, что наиболее заметных различий в использовании механизмов защиты у подростков и старшеклассников нет. (Приложение 7) Все виды психологических защит используются большинством школьников данных групп. Существенно отличаются эти данные в младшей группе. Ими наиболее активно используются механизмы компенсации и интеллектуализации, а вот все остальные, особенно регрессия, проекция и замещение развиты слабо.Если рассматривать возрастные особенности девочек, то можно заметить, что у девочек-старшеклассниц работают все механизмы защиты, у девочек-подростков – все, кроме подавления. Существенные отличия у девочек начальной школы. у них слабо развиты механизмы отрицания и замещения, в отличие от двух других групп.
Психологическая защита в группах мальчиков существенно отличается. Если старшеклассники предпочитают интеллектуализацию, то подростки предпочитают подавление, проекцию и реактивное образование. Совсем низкие значения по видам психологических защит у малышей, кроме компенсации и отрицания.
В целом, сравнивая все показатели во всех группах, трудно было выделить характерные особенности механизмов защиты на разных возрастных этапах, что говорит о том, что необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и сугубо индивидуальные личностные особенности.
Заключение.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Анализ литературы позволил заключить, что как научный факт феномен психологической защиты был впервые зафиксирован и описан в психоаналитической литературе, где она определяется как любой процесс, с помощью которого можно избежать, отрицать или исказить источники угрозы или тревоги.
В рамках данного исследования были выделены для диагностики следующие защитные механизмы: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.
С помощью диагностики нами были определены основные механизмы психологической защиты на каждом из исследуемых возрастных этапов.
В защитных процессах у ребенка обычно участвует не один, а сразу несколько защитных механизмов. Однако их совместное участие предопределяет целостную реакцию на ситуацию с целью более эффективной психологической адаптации. В то же время каждый из механизмов вносит свой особый вклад в организацию защитного процесса.
Проведенная диагностика в трех возрастных группах позволила выделить наиболее характерные механизмы психологической защиты в группах с учетом пола и возраста, тем самым подтвердив нашу гипотезу.
Изучив литературу, проведя диагностику по теме исследования, стало понятно, что учащиеся активно используют механизмы защиты, причем в разных формах, а значит, сталкиваясь с проявлениями психологической защиты детей, надо проявлять к ним терпение и, главное, любовь и дружескую снисходительность. Педагогам и психологам можно поучить детей использовать защитные механизмы (замещение могло бы помочь отрегулировать свои переживания в трудной ситуации, а компенсация снизила бы тревогу при фрустрации потребностей).Знание механизмов психологических защит позволяет человеку лучше понимать себя и окружающих людей, правильно выстроить свои жизненные цели, успешно развивать и реализовывать свои способности. Это особенно важно в период ранней юности, в период личностного и профессионального самоопределения человека. Поэтому изучение механизмов психологических защит необходимо для самопонимания и саморазвития человека.
Список использованной литературы.
Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999.
Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. — СПб.: Детство — пресс, 2009.
Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В. П., Шатрова О. В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008.
Плутчик Р., Келлерман Г., Конт Х.Р. Тест-опросник механизмов психологической защиты (Life Style Index) / Адаптация Л.Р.Гребенникова (Руководство по использованию). – М., 1996.
Психология: словарь/ под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 2009.
Психология современного подростка. Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Педагогика, 1987.
Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты, генезис, функционирование, диагностика. М.: АСТ, 1996.
Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия. С-Пб ГУ, 1999.
Приложение 2.

(авторская модификация методов Р. Плутчика и К. Перри)
Не случаетсяне замечали
Бывает иногда
часто
Бываетвсегда
1.Уверенно держится 2.Не обращает особого внимания на критику и замечания3.Стремится привлечь к себе внимание, используя любые средства4.Избегает ситуаций, которые могут быть проблемными5.Чужое несчастье или страшные сцены не слишком трогают его (ее)6.Память избирательна: хорошо запоминает приятные для себя договоры,обещания, ситуации; то, что не нравится, легко забывает7.Манера говорить и вести себя напоминает речь и поведение малыша8.Плаксив(а)9.Чрезмерно зависим от взрослых, несамостоятельность10.Ориентируется на преодоление трудностей11.Если высказать сомнение в его (ее) способностях что-то сделать, нарочно будет стараться сделать именно это12.Старается понравиться и произвести хорошее впечатление13.Ревниво относится к детям, которые стремятся быть в центре внимания14.Обидчив(а)15.Проявляет недоверие к сверстникам16.Когда злится, совершает разрушительные действия: бьет себя, топает ногами, ломает игрушки и т.п.17.Увлечен(а) военизированными играми и мультфильмами18.Когда сердится на сильного, отыгрывается на слабом и беззащитном19.Рассуждает как взрослый(ая) 20.Эмоционально сдержан(а) 21.Может логично объяснить смысл и причины своих и чужих поступков22.Морализирует, "читает нотации" 23.Стесняется раздеваться в присутствии посторонних24.Старается вести себя "правильно", так, как принято
Приложение 3.
Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «Life Style Index» (LSI) (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников)
Тест
1. Я человек, с которым очень легко поладить.2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.3. Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.4. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.5. Мне противны непристойные кинофильмы.6. Я редко помню свои сны.7. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.8. Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.9. Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.10. В своих фантазиях я всегда главный герой.11. У меня не очень хорошая память на лица.12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.13. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.14. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.15. Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.16. Многое во мне восхищает людей.17. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.18. Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.19. Друзья почти никогда не подводят меня.20. Мне случалось думать о самоубийстве.21. Меня оскорбляют непристойные шутки.22. Я всегда вижу светлые стороны вещей.23. Я ненавижу недоброжелательных людей.24. Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.25. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.26. Я склонен к излишней импульсивности.27. Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.28. Я ни к кому не отношусь с предубеждением.29. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.30. Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.31. Иногда мне хочется увидеть конец света.32. Порнография отвратительна.33. Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.34. У меня нет врагов.35. Я не очень хорошо помню свое детство.36. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.37. В своих фантазиях я совершаю великие дела.38. Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.39. Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.40. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.41. Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.42. Я не скоро замечаю дурное в людях.43. Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.44. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.45. Я испытываю сильную потребность в комплиментах.46. Сексуальная невоздержанность отвратительна.47. Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.48. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.49. Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.50. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей.51. Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.52. Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.53. Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.54. Я склонен часто противоречить людям.55. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.56. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.57. В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.58. Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.60. Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.61. Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.62. В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.64. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.65. В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.66. Меня не слишком раздражает детский плач.67. Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.68. Я всегда оптимистичен.69. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.70. Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.71. Я часто испытываю чувство ревности.72. Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.73. Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.74. Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.75. Я никогда не бывал панически испуган.76. Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.77. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.78. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.79. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.80. Я никогда не позволяю себе терять самообладание.81. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.82. Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.83. Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.84. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.85. Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.86. Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.87. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.88. Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.90. Я легко переношу критику и замечания.91. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.94. К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.

Шкала № вопроса (подсчет только ответов «да»)
А — Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94В — Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89,С — Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95,D — Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74,Е — Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96,F — Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97G — Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87,H – Реактивное образование5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79,
Приложение3.
Выбор видов психологической защиты младших школьников
Сравнительная диаграмма выбора психологических защит девочками и мальчиками

Оцените статью
Добавить комментарий