Осуществляется по так на­зываемому интегрированному варианту через пред­меты «Биология», «География», «Химия», «Физи­ка» идр. И если вопросы прикладной и

  • От :
  • Категории : Без рубрики

В учебных планах школ большинства регионов РФ, к сожалению, "Экология" как специальный предмет не значится. Экологическое образование учащихся в этих школах осуществляется по так на­зываемому интегрированному варианту через пред­меты «Биология», «География», «Химия», «Физи­ка» и др. И если вопросы прикладной и социальной экологии рассматриваются на уроках географии, то основная нагрузка изучения «биологической эколо­гии» ложится на предметы биологического цикла. В этих предметах, разумеется, нет необходимости пол­ностью уходить от обсуждения вопросов влияния че­ловека на экосистемы, тем не менее это обсуждение должно быть достаточно кратким и обобщенным. Большая часть вопросов прикладной и социальной экологии остается за рамками общей биологии.

В трех первых частях биологии — «Растения, грибы, лишайники, бактерии», «Животные», «Чело­век» — школьники получают достаточно основатель­ную пропедевтическую экологическую подготовку. Они узнают о том, что изучает экология, о факторах неживой и живой природы, жизненных средах, при­способлениях растений и животных к различным вари­антам условий среды, о взаимоотношениях организмов (растений и животных, хищников и жертв, паразитов и хозяев), о растительных сообществах и сообществах животных, цепях питания, функциональных группах организмов (продуцентах, консументах и редуцентах). Мм предлагается материал о биологическом разнооб­разии, культурных растениях и животных, вредителях культурных растений и биометоде их контроля, о принципах рационального природопользования и ох­раны растительного и животного мира. Школьник уз­нает об оптимальной среде обитания для человека и способах повышения его устойчивости к действию не­благоприятных экологических факторов. Все это создает хорошие предпосылки для изуче­ния более сложных вопросов экологии в предмете «Общая биология», который при интегрированном варианте экологического образования должен иг­рать основную роль в формировании системы пред­ставлений об отношениях организмов и условий сре­ды на уровне от особи и популяции до экосистемы и биосферы в целом.

Мы поставили себе цель проанализировать, на­сколько готова «Общая биология» (как школьный предмет) решить эту задачу. О содержании предмета мы судили по учебнику Б.Б. Захарова, С.Г. Мамонто­ва, В.И. Сонина «Общая биология» (для 10-11 клас­сов — М.: Дрофа, 2001), который как учебник для об­щеобразовательных учебных заведений имеет гриф Министерства образования РФ и выдержал уже че­тыре стереотипных издания.

Сложившееся и желаемое содержание экологиче­ской составляющей в «Общей биологии» показано в таблице. Из таблицы видно, что в «Общей биологии» | достаточно полно представлены разделы «Организм и среда», «Взаимоотношения организмов», «Влия­ние человека на популяции, сообщества, экосисте­мы. Рациональное природопользование», «Экология человека» и «Биосфера». Однако целый ряд важных вопросов экологии пока остался за рамками учебни­ка. Популяция рассматривается только как генети­ческая единица, хотя известно, что в экологии при­нято иное, прагматическое, локальное понимание популяции. Понятие «экосистема» вообще не задей­ствовано (!), используются термины «биогеоценоз» и I «биоценоз». Понятие «биогеоценоз» — частное,! обозначающее наземные однородные экосистемы. Таким образом, при существующем объеме раздела «Взаимоотношения организмов и среды» предмет «Общая экология» не может компенсировать отсут-i ствия в программе средней школы специального предмета «Экология». Очевидно, что для решения этой задачи потребует­ся увеличение объема экологического материала и не­который пересмотр структуры содержания «Общей биологии». Полагаем, что без ущерба для образова­ния школьников можно сократить «историческую» часть, тем более что по мере повышения уровня науч­ного знания картина прошлого (зарождение жизни, «механизмы» эволюции) становится все менее одно­значной (Мейен СБ. Листья на камне: Размышления о палеоботанике, геологии, эволюции и путях познания живого. — М.: ГЕОС, 2001). И потому изложение это­го круга вопросов вполне можно сократить, усилим более важную для образования современного челове­ка экологическую составляющую.

Экологическая составляющая в предмете "Общая биология"

Концентр Общая биология
Имеется в учебнике Нужно добавить
Общая характеристика экологии как науки Структура современной экологии. Краткий очерк истории. Ч. Дарвин, Э. Геккель, В.И. Вернадский. Уровни организации живой материи — организменныи, популяционно­видовой, экосистемный, биосферный.
Организм и среда Абиотические факторы среды. Ионизирующее излучение. Загрязняющие вещества. Взаимодействие факторов среды. Лимитирующие факторы. Биотические факторы. Адаптации организмов к условиям среды обитания. Экологическая ниша. Биологическая индикация.
Взаимоотношения организмов Нейтрализм. Комменсализм. Мутуализм. Отношения «растение — фитофаг», «жертва — хищник», «хозяин —паразит». Конкуренция. Сигнальные взаимоотношения. Экологическое равновесие при антибиозе.
Биологическое разнообразие Основные биомы суши. Структура биологического разнообразия (по основным систематическим единицам). Разнообразие видов и сообществ.
Популяции Генетическое понимание популяции. Закон Вольтерра—Лотка. Отличие понимания популяции в экологии и генетике. Локальная популяция. Регулирование плотности популяций. Кривые выживания и модели роста. Разнокачественность особей в популяции. Экотипы.
Экосистемы Передача энергии в цепях питания. Трофические уровни. Круговорот веществ и потоки энергии в биогеоценозах. Экологические пирамиды. Смена биоценозов (сукцессии, вызываемые внутренними факторами). Понятия «экосистема» и «биогеоценоз». Функциональные группы организмов в экосистеме (продуценты, консументы, редуценты). Биологическая продукция: первичная и вторичная. Биомасса. Аккумуляция организмами загрязняющих веществ. Разнообразие экосистем: автотрофные и гетеротрофные, естественные и антропогенные экосистемы. Обратимые изменения и основные типы сукцессий (вызываемые внутренними и внешними факторами).
Влияние человека на популяции, сообщества, экосистемы. Рациональное природопользование История влияния человека на природу. Экологические последствия загрязнения воздуха, пресных вод, морей. Радиоактивное загрязнение. Влияние человека на растительный и животный мир. Разрушение почв. Рациональное природопользование. Рациональное использование естественных и антропогенных экосистем. Экологические проблемы городов.
Сельскохозяйственные экосистемы Искусственный отбор. Селекция сельскохозяйственных растений и животных для повышения их продуктивности. Перспективы биометода. Отличие агроэкосистем от естественных экосистем. Адаптивная селекция. Последствия «зеленой революции». Понятие об экологическом императиве в сельском хозяйстве. Перспективы использования генетически модифицированных растений.
Экология человека Современный этап эволюции человека. Неисчерпаемые и почерпаемые ресурсы. Ноосфера.
Биосфера Структура биосферы. Косное и живое вещество. Биосферные круговороты углерода, воды, кислорода, азота, фосфора, серы и влияние на них человека.
Охрана природы Общая характеристика роли заповедников. Уровни охраны биологического разнообразия: популяционно-видовой и экосистемный. Виды особо охраняемых природных территорий.

^

Когда речь заходит о растени­ях — индикаторах времени, не­пременно вспоминаются цветоч­ные часы известного шведского ботаника Карла Линнея. Именно этот ученый обратил внимание на периодичность открывания и за­крывания цветков разных расте­ний. Изучив это явление, он напи­сал труд «Somnus plantarurn» («Сон растений»), а в 20-е годы XVIII в. создал в родной Упсале цветочные часы. Каждый день с

Время пробуждения

3.00—5.00 — открываются желтые соцветия козлобородника лугового; 4.00—5.00 — просыпаются цветки мака, шиповника; 5.00 — желтым цветом вспыхивают соцветия осота огородного; 5.00—6.00 — раскрываются кор­зинки одуванчика лекарственного и скерды кровельной; 6.00 — пробуждаются цветки кар­тофеля и льна, соцветия ястребинки зонтичной; 7.00 — наш северный лотос, кув­шинка белая, открывает бутоны, одно­временно раскрываются и скромные цветки салата-латука; 9.00—10.00 — распускаются бар­хатцы, а в лугах — цветки смолки и торичника. раскрытием соцветий козлобо­родника его цветочный хроно­метр начинал

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …