Ответы на билеты (15 штук): Билет № Контроль качества деятельности в организациях. Стандарты качества: исо-9000

Ответы на билеты (15 штук):
Билет № 9.2. Контроль качества деятельности в организациях. Стандарты качества: ИСО-9000.
Качество – это совокупность характеристик объекта, обуславливающих его способность удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.Название ISO 9000 (по-русски – ИСО 9000) используется для обозначения семейства стандартов, созданных, для того чтобы помочь организациям в разработке эффективных систем менеджмента качества. Стандарт ISO 9001:2000 (2000 – означает год выпуска стандарта), входящий в семейство стандартов, используется для целей сертификации.Сертификат ИСО 9000 — это серия международных стандартов, направленных на создание на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор требований по организации управления качеством и эффективностью происходящих в компании процессов, выпускаемой продукции и услуг. В России ему полностью соответствует стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 — 2001.Один единственный разрешительный документ — лицензия не является достаточным доказательством компетентности и надежности компании как для поставщиков и клиентов, так и для различных государственных органов. Сертификат ИСО 9000 подтверждает, что продукция компании имеют международные стандарты, работа выполняется качественно, имеется опыт и квалификация. Сертификация ИСО 9000 подтверждает профессиональную компетентность компании, повышая престиж и авторитет организации.Так как наша страна находится на пороге вступления в ВТО, сертификация по международным стандартам ИСО получает все большую актуальность. Основное условие на поставку продукции за рубеж — наличие у компании сертификата ИСО 9000. Вовлечение российских компаний в мировую торговлю возможно только при условии использования международных стандартов. Также отечественные банки и страховые компании заинтересованы в наличии сертификации ИСО при определении размеров и условий кредитования и страхования.Семейство стандартов ISO 9000 ведет свою историю с 1987 года, когда Международная Организация по Стандартизации (International Organization for Standardization или ISO) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем менеджемента качества: ISO 9000 /87. За основу при разработке стандартов ISO 9000 были приняты стандарты, использовавшиеся министерством обороны США для оценки систем обеспечения качества поставщиков оборонной продукции. Методологической базой стандартов стал подход Управления комплексным качеством (Total Quality Management). Философия ISO 9000 основывается на экономически эффективном применении «правила доверия», позволяющего рационально использовать ресурсы не только отдельного предприятия, но и экономики в целом. Сертификация показывает другим субъектам рынка(компаниям, клиентам, государственным органам), что система менеджемента качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует. Стандарты ISO 9000 признаны во многих странах. Существуют переведенные на национальные языки и адаптированные версии стандартов, например в России — ГОСТ Р ИСО9000. В то же время сертификация по ISO 9000 не является обязательным требованием к производителям. Даже в промышленно развитых странах сертификация по ISO 9000 обязательна (по закону) только для поставщиков в военной и аэрокосмической отраслях, а также в некоторых отраслях, производящих продукцию, от качества которой зависят жизни людей. Однако, наличие сертификата ISO 9000, тем не менее зачастую является ключевым фактором успеха на многих рынках или даже выхода на них. Оно свидетельствует о принадлежности компании к цивилизованному деловому миру. Сертификация Системы Качества организации на соответствие ISO 9000 не означает сертификацию продукта, выпускаемого этой организацией… Следует помнить , что сертификация на соответствие стандарту серии ISO 9000 означает только то, что процесс производства поставщика способен выпускать продукт с тем качеством которое поставщик
Билет № 10.2. Риск и неопределенность в социальных и профилактических проектах. Идентификация рисков. Количественные и дескриптивные методы определения количества риска в социальной сфере и здравоохранении.
Риск — это вероятность того, что вы не достигнете результата, сорвете график работ, перерасходуете сред­ства из-за неожиданных и незапланированных затруд­нений. Поскольку будущее нельзя предвидеть полно­стью, риск присутствует во всех проектах. При этом он больше, если:
проект рассчитан на длительное время;
больше промежуток между утверждением плана и началом работ проекта;
меньше опыта в ведении таких проектов у вас, участников и организации в целом;
применяются новые, недостаточно изученные методы и техника.
— это процесс выявления возможных затруднений, оценка их вероятного влияния на проект, разработка и осуществление плана действий, направленных на устранение негативных последствий. Управление рисками сам риск устранить не может, но повышает шансы вашего проекта, несмотря на неопре­деленность и изменчивость обстановки.Для выявления рисков проекта:
определите условия и ситуации, которые могут привести к затруднениям;
выясните, с какими рисками они связаны.
— это ситуация, которая может вызвать один и больше рисков проекта.
Сам по себе фактор риска еще не ведет к срыву рабочего графика проекта или перерасходу ресур­сов, он только повышает вероятность этого.Если ни вы, ни кто-либо другой в организации не име­ет опыта выполнения подобного проекта, это уже будет фактором риска. Без непосредственного опыта в любом деле сложнее предусмотреть все работы и обстоятельст­ва, точно рассчитать время и ресурсы. Это не означает, конечно, что проблемы обязательно возникнут, но ве­роятность этого выше, чем обычно.Выявить возможные факторы риска поможет изучение мате­риалов аналогичных проектах. Особенно обратите внимание на:
то, как выполнялись различные стадии проекта;
информацию, сопровождающую каждую стадию.
При работе с объективными данными для оценки вероятно­стей рисков проекта примите во внимание:
опыт предыдущих подобных проектов;
соответствие нынешних условий тем, что были тогда;
достаточно ли количество прецедентов, чтобы делать выводы;
условия проекта. Только сходство условий позво­ляет полагаться на прежний опыт.
Если объективных данных недостаточно, узнайте мнение эксперта или людей, имеющих такой опыт.
Предположим, вы попросили десять человек с соответст­вующим опытом дать оценку определенным рискам про­екта в категориях "высокий", "средний" и "низкий". Из них шесть выбрали "высокий" и по два — "средний" и "низкий". Теперь можно присвоить вес каждой катего­рии — скажем, 3, 2 и 1 — согласно упомянутому порядку и найти среднеарифметическое значение:
(6 х 3 + 2 х 2 + 2 х 1) / 10 = 2,4Получилось где-то посредине между "высоким" и "средним".Точность и достоверность оценки вероятности можно повысить следующими мерами.
Дайте точные характеристики категории. Перечис­ленные выше можно уточнить, например: "от 66% до 100%", "от 33% до 66%" и "от 0 до 33%" соот­ветственно.
Найдите как можно больше участников опроса.
Опрашивайте только тех, на чей опыт и знания мож­но положиться. Убедитесь, что свой опыт они приоб­рели в аналогичных условиях.
Свое мнение участники опроса должны высказывать только вам, а не обсуждать друг с другом. Вам ну­жен набор независимых оценок, а не консенсус.

Различайте точность вычислений и точность результа­тов. Первая — это количество значащих цифр после за­пятой, а вторая — степень соответствия действительно­сти. Можно написать, что вероятность такого-то риска равна 67,23%. При этом методическая погрешность ее определения значительно больше дробной величины.Оперируйте разумно округленными числами и подавайте пример другим. Некоторым до сих пор кажется, что точность заключается в длинных числах.Чем больше факторов риска, тем больше вероятность, что какое-либо нежелательное событие все-таки про­изойдет. Если с данным поставщиком вы еще не рабо­тали, то полной уверенности, что он все доставит в срок, нет. А если обещанное весьма разнородно и тре­буется время, чтобы собрать все это вместе, риск несвоевременной доставки также увеличивается.
Билет 12.1. Базовые понятия управления проектами. Типы проектов. Основания для классификации.Управление проектом —
Процесс руководства всеми работами по проекту от начала до завершения.
Предполагает три основных вида деятельности:
Планирование,
Организация,
Управление.
Несколько определе­ний управления проектом:1. Управление проектом – искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управле­ния для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участ­ников проекта2. Управление проектами – единство управленческих задач, орга­низации, техники и средств для реализации проекта.3. Управление проектом – управленческая задача по завершению про­екта вовремя, в рамках установленного бюджета и в соответствии с техническими спецификациями и требованиями.В управление проектами входят следующие задачи: определить цель проекта и провести его обоснование;выявить структуру проекта (задачи, подцели, основные этапы рабо­ты);определить необходимые объемы и источники финансирования;подобрать исполнителей, в частности через процедуры торгов и кон­курсов;подготовить и заключить контракты;определить сроки выполнения проекта, составить график его реали­зации, рассчитать необходимые ресурсы;произвести анализ и калькуляцию затрат;спланировать и учесть риски;организовать реализацию проекта, в том числе подобрать “команду проекта”;обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.
Типы проектов.
Критерии классификации:
Место в структуре бизнес-процессов компании
Основной бизнес процесс
Проекты развития бизнеса
Строительство
Штучное и мелкосерийное производство
Разработка информационных систем
другие
Инвестиционный проект
Контрактный проект
Степень новизны (неопределенности) целей проекта и процесса их достижения
Масштаб, сложность, важность
Проекты могут различаться по сфере деятельности: исследовательские, конструкторские, технические, законодательные, финансовые, социальные, культурные, образовательные…
Проекты могут различаться по типу авторов:
— индивидуальные (личные, персональные – по своей инициативе и только под свою ответственность);
— проекты учреждений, организаций или органов власти;
— коллективно-распределенные (сетевые), если авторов несколько и они разнотипные
Проекты могут различаться по схеме финансирования и механизмам получения (или отсутствия, или степени и уровня) прибыли автором от реализации проекта: благотворительные, социальные, социально-экономические, инвестиционные, коммерческие (бизнес-проекты).
Проекты могут различаться по типу непосредственно возникших в результате реализации проекта изменений:
— гуманитарные проекты, направленные непосредственно на изменение положения людей и получения ими блага: помощи, поддержки услуг, продуктов;
— структурные проекты, в результате реализации которых в первую очередь возникают организации, структуры, рабочие места и т.д.
— институциональные проекты, запускающие некие процессы на территории: противостояние коррупции, устранение монопольного права, демократизацию управления, активизации населения, использование экспертизы…
— смешанные.
Билет 12.2. Работа этических комитетов в здравоохранении
"Ethics Committee/ Этический комитет — Независимый орган (на уровне данного учреждения, региональном, национальном или наднациональном уровне), состоящий из лиц, имеющих научное/медицинское образование и не имеющих его, в чьи обязанности входит обеспечение защиты прав, безопасности и благополучия субъектов исследования и гарантирование общественности этой защиты посредством (наряду с другими способами) рассмотрения и одобрения протокола клинического исследования, приемлемости исследователей, оборудования, а также методов и материалов, которые предполагается использовать при получении и документировании информированного согласия субъектов исследования. Законный статус, состав, функции и требования официальных инстанций относительно Независимого этического комитета могут различаться в разных странах, но должны позволить Независимому этическому комитету действовать в согласии с правилами.Существенные пара­метры, по которым различаются эти­ческие комитеты.
Вид деятельности. Обеспечение биомедицинских исследований или решение спорных этико-прововых конфлик­тов, возникших в ЛПУ. Или и то и другое.
Юридический статус комитета. Является ли комитет общественной организацией (ЭК Российской меди­цинской ассоциации, ЭК Российской психиатрической ассоциации, Россий­ский Национальный комитет по биоэтике при Президиуме РАН) или наделен административными полномочиями Минздрава РФ.
3. Ведомственная или межведом­ственная принадлежность комитета. Проблема здесь в том, что многие воп­росы современной биологии и меди­цины не могут быть разрешены в рамках одного отдельного ведомства. К примеру, исследования с участием людей проводятся не только в учреждениях здравоохранения, но и в отделениях Российской академии наук. При этом существенно, что вневедомственный характер комитета обеспечивает его относительную независимость от интересов того или иного ведомства, которые могут быть далеко небезопасны для испытуемого.4. Масштаб деятельности ЭК. По этому критерию различаются «комитеты федеральные, региональные, местные (на уровне административного образования) и локальные (на уровне конкретного научного или лечебного учреждения). Внимания заслуживает тот факт, что отношения их между собой не иерархичны.Огромное значение имеет вопрос о составе этических комитетов. Во всех случаях обязательным считается наличие в комитете, наряду с медиками, также и представителей общественности. В качестве таковых могут выступать (и это обозначено в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан») юристы, священнослужители, депутаты разных уровней, специалисты по биоэтике и т. п. Присутствие непрофессионалов чрезвычайно важ­но, так как в своих суждениях им не свойственно чрезмерно доверяться ис­следовательскому интересу.Выводы, которые можно сделать из обзора истории создания, функционирования и существующих проблем этических комитетов за рубежом:Этические комитеты начали создаваться и получать юридическое оформление не тогда, когда общество осознало возможность угрозы жизни со стороны врачей (после Нюрнбергского процесса), а тогда, когда оно осознало возможность угрозы жизни со стороны научно-технических достижений медицины (после появления новых технологий зачатия и т.п.). Этические комитеты не могли быть созданы и успешно функционировать до появления теоретического обоснования принципов моральной регуляции нового этапа развития медицины — биомедицины. Таким обоснованием явилась биоэтика. В области медицинского права такое обоснование пока только разрабатывается. В зависимости от субъектов-создателей, исторических особенностей развития здравоохранения в данной стране и конкретных проблем, помощь в решении которых требовалась от этих комитетов, они первоначально создавались и оформлялись юридически как национальные (с известной политической нагрузкой в своих приоритетах) либо как сугубо врачебные (локальные, местные, больничные). Первые брали на себя ответственность за охрану прав пациента как испытуемого и за этические риски, связанные с внедрением в медицину новых научно-технических достижений. Вторые решали моральные проблемы конкретных медицинских учреждений. Политизация деятельности национальных комитетов по этике привела к тому, что функция контроля над клиническими испытаниями постепенно перешла к новым структурам, которые принято называть локальными независимыми комитетами по этической экспертизе клинических испытаний с вовлечением человеческого материала. В зависимости от характера культурных традиций, систем здравоохранения и особенностей научных школ все комитеты по этике создаются либо как временные (США) — для решения наиболее актуальных проблем, имеющих социальное значение, либо на постоянной основе (Франция). Была реализована попытка создать Международный этический комитет (в рамках Совета Европы). Его решения не имеют правовой силы в отношении национальных и, тем более, локальных и госпитальных комитетов, но он координирует деятельность мирового сообщества по некоторым одинаково важным для всех вопросам, а также осуществляет помощь в обучении и обеспечивает достаточно широкое информационное поле для национальных комитетов. Единого юридического обоснования для этических комитетов на международном уровне не существует. Этическими принципами, обеспечивающими их деятельность, являются Женевская клятва врачей, Хельсинская декларация и Международная хартия по правам человека. Однако присоединение государства к некоторым международным документам (например, к Конвенции по биомедицинским исследованиям с участием человека) обязывает их принимать правовые акты, соответствующие данному документу.
Этические комитеты могут существовать только в плюралистических обществах, поэтому их деятельность связана с определенными демократическими институтами, с дифференцированными формами медицинского обслуживания и с высоким уровнем технологического развития данного государства.

Оцените статью
Добавить комментарий